Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

В.Ю. Пита­нов

В послед­ние время у многих наших сограж­дан появи­лось новое увле­че­ние, кото­рое назы­ва­ется фэн-шуй. Лите­ра­тура по фэн-шуй обильно пред­став­лена в книж­ных мага­зи­нах. В интер­нете ему посвя­щено мно­же­ство сайтов. В общем, можно ска­зать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глу­боко увле­ка­ю­щи­еся им пони­мают при­роду фэн-шуй? Многие ли спо­собны четко отве­тить на вопрос: что это такое – наука, рели­ги­оз­ное учение или оче­ред­ное суе­ве­рие? Где нахо­дятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попы­та­ется отве­тить в статье. Людям, кото­рым все равно, во что верить, и кото­рые, как флюгер, пово­ра­чи­ва­ются в сто­рону модных увле­че­ний, она вряд ли будет инте­ресна. Статья рас­счи­тана на того, кто серьезно отно­сится к своей духов­ной жизни и счи­тает себя хри­сти­а­ни­ном. И, в первую оче­редь, для хри­стиан, кото­рые раз­мыш­ляют, впу­стить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй пере­во­дится с китай­ского как «ветер-вода» [1]. Появи­лось это учение в Китае в IX веке [2]. Инте­ресно отме­тить, что Лил­лиан Ту[3], попу­ляр­ный гуру совре­мен­ного фэн-шуй, дати­ру­ю­щий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы прак­ти­куют фэн-шуй тыся­че­ле­тия»[4]. Правда, откуда взя­лись эти «тыся­че­ле­тия», она не разъ­яс­няет. Впро­чем, как заме­тил автор, в трудах Лил­лиан Ту нередко встре­ча­ются доста­точно про­ти­во­ре­чи­вые утвер­жде­ния, со мно­гими, из кото­рых мы позна­ко­мимся ниже попо­дроб­нее. Итак, совре­мен­ные после­до­ва­тели фэн-шуй утвер­ждают, что суще­ствует мно­же­ство его школ, при этом «насто­я­щий Фэн-шуй опи­ра­ется на одни и те же кон­цеп­ции»[5]. Раз­ли­чия в разных школах фэн-шуй лишь в прак­тике[6]. Пыта­ясь опре­де­лить фэн-шуй, Лил­лиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древ­не­ки­тай­ский набор прак­ти­че­ских мето­дов жизни в гар­мо­нии с соб­ствен­ным окру­же­нием, то есть со струк­ту­рой и коле­ба­ни­ями окру­жа­ю­щей нас энер­гии»[7]; «Фэн-шуй – это искус­ство пра­виль­ного исполь­зо­ва­ния кос­ми­че­ского дыха­ния, или ци, – силы, цир­ку­ли­ру­ю­щей во всей окру­жа­ю­щей нас среде»;[8] «Фэн-шуй – это не только наука об энер­гии «ветра и воды» (так соб­ственно пере­во­дится термин Фэн-шуй), но и искус­ство исполь­зо­ва­ния, при­вле­че­ния и гене­ри­ро­ва­ния этой энер­гии»[9]. Из всего выше­ска­зан­ного можно выве­сти при­мерно сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и прак­тика, с помо­щью кото­рых чело­век при­вле­кает и гене­ри­рует некую энер­гию ци, и с помо­щью этой энер­гии гар­мо­ни­зи­рует свое окру­же­ние. Для чего все это нужно? На это дается сле­ду­ю­щий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть суще­ственно изме­нен, если вы позна­ете сек­реты земных энер­гий и спо­собы мани­пу­ли­ро­ва­ния ими»[10]. Под удачей Лил­лиан Ту пони­мает: деньги, здо­ро­вье, власть, в общем, про­цве­та­ние. Лил­лиан Ту пишет: «…уве­ли­че­ние дохо­дов – это одно из чело­ве­че­ских стрем­ле­ний, кото­рое проще всего удо­вле­тво­ря­ется с помо­щью Фэн-шуй»[11]; «Если вам не суж­дено стать вели­ким воро­ти­лой биз­неса, Фэн-шуй помо­жет вам раз­бо­га­теть, но не сде­лает вас ска­зочно бога­тым чело­ве­ком. Все зави­сит от вашей небес­ной удачи».[12]

Учи­ты­вая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энер­гии ци, позна­ко­мимся с этим уче­нием подроб­нее. Итак, ци – это некая «виб­ри­ру­ю­щая»[13] энер­гия, кото­рая рас­про­стра­нена повсюду, она дает чело­веку «силу и душу»[14]. Лил­лиан Ту пишет: «Ци чело­века – это дух, управ­ля­ю­щий его дея­тель­но­стью. Избы­ток (или недо­ста­ток) ци в теле опре­де­ляет здо­ро­вье и жиз­не­де­я­тель­ность чело­века… у разных людей ци отли­ча­ется каче­ством и коли­че­ством… ци чело­ве­че­ского тела должна нахо­диться в гар­мо­нии с ци его окру­же­ния»[15]. В другой книге Лил­лиан Ту добав­ляет: «Именно ци при­вле­кает изоби­лие, богат­ство, про­цве­та­ние, здо­ро­вье, при­зна­ние, попу­ляр­ность и сча­стье»[16]. Откуда взято учение о ци? Из дао­сизма. А раз так, то будет полезно узнать даос­кую кон­цеп­цию ци.

Необ­хо­димо заме­тить, что дао­сизм явля­ется наци­о­наль­ной рели­гией Китая. Его истоки лежат в прак­тике созер­ца­ния и меди­та­ции, кото­рые исполь­зо­ва­лись для обре­те­ния состо­я­ния бес­стра­стия и покоя, а так же для обре­те­ния бес­смер­тия. Нет смысла подробно зна­ко­мить с даос­ким уче­нием, так как по данной теме есть очень хоро­шие работы, к кото­рым автор адре­сует всех инте­ре­су­ю­щихся дао­сиз­мом.[17] Для наших целей будет доста­точно позна­ко­миться только с клас­си­че­ским даос­ким уче­нием о ци.

Дао­сизм пан­те­и­сти­чен. Ци есть энер­гия про­ни­зы­ва­ю­щая всю Все­лен­ную. Клас­си­че­ский пример, объ­яс­ня­ю­щий при­роду ци, дает древ­не­ки­тай­ский-скеп­тик Ван Чун (I век от Р. Х.); он утвер­ждал что мате­рия и дух – это разные состо­я­ния ци, как пар и лед ‑разные состо­я­ния воды. Веще­ство есть «замо­ро­жен­ный» дух, дух есть «отта­яв­шее веще­ство», т.е. в дао­сизме мате­рия и дух еди­но­сущны, они суще­ство­вали всегда и не знали Творца.[18] Чело­век живет в ци. Ци его окру­жает со всех сторон. Даосы стре­ми­лись слиться с ци и через это обре­сти бес­смер­тие. При этом нужно заме­тить, что дао­сизм учит не управ­ле­нию при­ро­дой, а скорее отда­ва­нию себя ей. Цель не изме­нить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через меди­та­ции в резуль­тате мисти­че­ских оза­ре­ний.

Что такое фэн-шуй для его после­до­ва­те­лей: рели­гия или наука? Лил­лиан Ту так отве­чает на этот вопрос: «Мы рас­смат­ри­ваем Фэн-шуй как при­клад­ную науку, поскольку законы Фэн-шуй фор­ми­ро­ва­лись на основе эмпи­ри­че­ских данных, собран­ных в тече­ние веков»[19]. Итак, после­до­ва­тели фэн-шуй отно­сят к науке. Что каса­ется рели­ги­оз­но­сти фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не явля­ется рели­гией»[20]; «…в самой прак­тике нет ничего духов­ного или мисти­че­ского. От вас не потре­бу­ется ком­про­мис­сов с рели­ги­оз­ными веро­ва­ни­ями или идео­ло­ги­че­скими прин­ци­пами, поскольку для прак­тики не тре­бу­ется ника­ких молитв, жерт­во­при­но­ше­ний или веры»[21]. Не отно­сит Лил­лиан Ту свое увле­че­ние и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духов­ная прак­тика, тре­бу­ю­щая огром­ной веры в могу­ще­ство Фэн-шуй или убеж­ден­но­сти в его эффек­тив­но­сти».[22]

К сожа­ле­нию, автор должен заме­тить, что утвер­жде­ние Лил­лиан Ту каса­тельно того, что в фэн-шуй не тре­бу­ется вера[23], явля­ется ложным. Лил­лиан Ту пишет: «Пока у вас нет потреб­но­сти верить в фэн-шуй, пока в вас гнез­дятся сомне­ния, вы напол­ня­ете про­стран­ство вокруг себя нега­тив­ными энер­ги­ями»[24]; «Если вы хотите исполь­зо­вать фэн-шуй для улуч­ше­ния своей жизни, ста­рай­тесь не давать много воли недо­ве­рию. После того, как необ­хо­ди­мые знания «вста­нут на свое место», вам даже пока­жется стран­ным, как вы могли не обра­щать вни­ма­ния на все эти вещи, о кото­рых гово­ри­лось в теории фэн-шуй»[25]; «Мето­дика фэн-шуй сра­бо­тает лучше, если вы будете под­дер­жи­вать в себе без­мя­теж­ное отно­ше­ние к ней»[26]. При­ве­ден­ные цитаты скорее опро­вер­гают, нежели под­твер­ждают заяв­ле­ние Лил­лиан Ту, что вера в фэн-шуй не тре­бу­ется.

Посмот­рим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лил­лиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состо­я­нии точно объ­яс­нить, как рабо­тает фэн-шуй»[27]. Рас­кры­вая вопрос отно­ше­ния совре­мен­ной науки к фэн-шуй, она про­дол­жает: «Теория, сто­я­щая за реко­мен­да­ци­ями фэн-шуй, может казаться стран­ной пред­ста­ви­те­лям запад­ной науч­ной школы. Напри­мер, мно­го­чис­лен­ные упо­ми­на­ния об инь­ских и янь­ских аспек­тах энер­гии. Пред­по­ла­га­ется также при­ня­тие фун­да­мен­таль­ной пред­по­сылки о том, что вся все­лен­ная и все в ней сотво­рено из Пяти Эле­мен­тов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состо­я­щих в отно­ше­ниях вза­им­ного раз­ру­ше­ния и порож­де­ния»[28]. Если фэн-шуй соот­вет­ствует стан­дар­там ака­де­ми­че­ской науки, почему же ученые его отвер­гают, как при­знает это сама Лил­лиан Ту? А если они отвер­гают его, то зачем же Лил­лиан Ту вво­дить в заблуж­де­ние своих чита­те­лей, заяв­ляя о науч­но­сти фэн-шуй? Что же это за наука, кото­рую отри­цают ученые? Нужно заме­тить, что наука постро­ена на пара­дигме[29], из кото­рой выво­дится науч­ная кар­тина мира[30]. Фэн-шуй осно­ван на рели­ги­оз­ном учении дао­сизма, кото­рый, насколько известно автору, пока не стал осно­вой науч­ной кар­тины мира. Инте­ресно отме­тить, что в пре­ди­сло­вии к одной из книг Лил­лиан Ту, ее почи­та­тель пишет: «Фэн-шуй – слож­ный пред­мет, тре­бу­ю­щий глу­бо­кого знания китай­ских мета­фи­зи­че­ских наук[31]. Но китай­ские мета­фи­зи­че­ские науки к ака­де­ми­че­ской науке не имеют ника­кого отно­ше­ния. В завер­ше­нии пре­ди­сло­вия гово­рится: «Фэн-шуй тоже зани­ма­ется про­яв­ле­нием дина­ми­че­ских сил и энер­гий, кото­рые науке еще только пред­стоит открыть – в мас­штабе от зем­ного до все­лен­ского»[32]. Если науке еще только «пред­стоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объ­яв­лять это свер­шимся фактом и клас­си­фи­ци­ро­вать фэн-шуй как науч­ную дис­ци­плину? Может, будет чест­нее ска­зать, что тео­ре­ти­че­ская база фэн-шуй постро­ена на китай­ском мисти­цизме, како­вым явля­ется дао­сизм?

Автор уже при­во­дил выше заве­ре­ние Лил­лиан Ту своих чита­те­лей в том, что в фэн-шуй нет ника­кой рели­ги­оз­но­сти, и что любой чело­век может его прак­ти­ко­вать без всяких ком­про­мис­сов для своей веры[33]. Нужно заме­тить, что и это заяв­ле­ние не соот­вет­ствует дей­стви­тель­но­сти. Как выше уже было ука­зано, тео­ре­ти­че­ская база фэн-шуй осно­вана на рели­ги­оз­ной док­трине дао­сизма. А разве можно одно­вре­менно верить в дао­сизм и при этом быть, напри­мер, хри­сти­а­ни­ном? Нет[34]. Для этого доста­точно срав­нить их веро­уче­ния. Хри­сти­ан­ство моно­те­и­стично, дао­сизм пан­те­и­сти­чен. Хри­сти­ан­ство учит о Личном Боге – Творце, в дао­сизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея тво­ре­ния мира из ничего, при­су­щая хри­сти­ан­ству, также отвер­га­ется в дао­сизме. В дао­сизме нет идеи бес­смерт­ной души, кото­рая при­сут­ствует в хри­сти­ан­стве. Даос вос­при­ни­мает мир как непре­рыв­ный про­цесс пере­те­ка­ния одних форм и моду­сов энер­гии ци в другие. Этот про­цесс вечен и без­ли­чен. В общем, дао­сизм и хри­сти­ан­ство настолько отличны, что лишь чело­век, не зна­ю­щий их, может гово­рить о сов­ме­сти­мо­сти этих двух миро­воз­зре­ний. К тому же, как пишет Лил­лиан Ту: «…наи­луч­шим под­хо­дом к исполь­зо­ва­нию фэн-шуй явля­ется раз­ви­тие истин­ного бла­го­го­ве­ния перед энер­ги­ями Земли и перед самой Мате­рью-Землей»[35]. А разве хри­сти­а­нин не должен бла­го­го­веть лишь перед Богом[36], а землю хра­нить[37]? Вызы­вают сомне­ния и глав­ные цели фэн-шуй, кото­рые, согласно хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, можно клас­си­фи­ци­ро­вать просто – стя­жа­тель­ство! Хри­сти­ан­ство не против мате­ри­аль­ного бла­го­по­лу­чия, но не ставит его своей целью. Хри­сти­а­нин ищет прежде всего Небес­ного Цар­ствия (Мф. 6:33), и уже потом зем­ного бла­го­по­лу­чия и то, только при усло­вии, если оно не мешает глав­ной цели. Об этом четко ска­зано в Свя­щен­ном Писа­нии: «…какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит? или какой выкуп даст чело­век за душу свою?» (Мф. 16:26). А уж идея все­по­гло­ща­ю­щей кон­цен­тра­ции на дости­же­нии богат­ства, к кото­рому при­зы­вает Лил­лиан Ту, хри­сти­ан­ству пол­но­стью чуждо. Напри­мер, пред­ста­вить себе, что совет, какой дает Лил­лиан Ту своим уче­ни­кам, сможет дать кому-либо хри­сти­а­нин, сложно[38]: «Для успеш­ного созда­ния изоби­лия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны про­пи­таться этим жела­нием, пол­но­стью сфо­ку­си­ро­вав­шись на нем… Чем яснее вы пред­ста­вите тип удачи, к кото­рому стре­ми­тесь, тем острее и эффек­тив­нее будут энер­гии, кото­рые вы созда­дите»[39]. А как хри­сти­а­нин должен отне­стись к сле­ду­ю­щей реко­мен­да­ции Лил­лиан Ту: «При­вы­кайте видеть мир вокруг себя гла­зами Фэн-шуй. Раз­ви­вайте чув­стви­тель­ность к могу­ще­ствен­ным, хотя и неви­ди­мым энер­гиям вокруг вас»[40]; «…вы должны попы­таться почув­ство­вать свою пер­со­наль­ную ци, при­над­ле­жа­щую только вам. Только после этого вы смо­жете настро­иться на свое сило­вое поле и кос­ми­че­ское дыха­ние внутри вас»[41]. Это хоро­шая реко­мен­да­ция для школы экс­тра­сен­сов[42], но пол­но­стью непри­ем­ле­мая для хри­сти­ан­ства. Исполь­зу­ются в фэн-шуй и меди­та­тив­ные прак­тики, кото­рые также пол­но­стью несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством[43], и хотя Лил­лиан Ту их кри­ти­кует, она при­знает, что исполь­зуют их мастера фэн-шуй: «Опыт­ные прак­тики фэн-шуй знают сек­рет­ные методы, поз­во­ля­ю­щие им овла­деть боль­шим коли­че­ством пер­со­наль­ной ци, кото­рую они исполь­зуют для вхож­де­ния в меди­та­тив­ное состо­я­ние для особых кон­суль­та­ций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных масте­ров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаман­ству, чем к тех­ни­кам фэн-шуй»[44]. Лил­лиан Ту веро­ятно не в курсе того, что шаман­ство явля­ется отцом дао­сизма[45], на тео­ре­ти­че­ской базе кото­рого осно­ван сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, прак­ти­ку­ю­щие шама­низм, – это не ано­ма­лия, а норма. Фэн-шуй маги­чен, как впро­чем, маги­чен и дао­сизм[46], и, несмотря на то, что Лил­лиан Ту отка­зы­ва­ется его клас­си­фи­ци­ро­вать как магию[47], она все же пишет: «Фэн-шуй дей­стви­тельно сродни магии: зача­стую кажется, что в дей­ствие всту­пает некая мисти­че­ская сила»[48]. А если учесть, что Лил­лиан Ту при­знает, что она не знает, как рабо­тает фэн-шуй,[49] то какие у нее есть осно­ва­ния не допус­кать воз­мож­но­сти реаль­ного при­сут­ствия «мисти­че­ской силы»? При­знает фэн-шуй и учение кармы[50], пол­но­стью несов­ме­сти­мое с хри­сти­ан­ством[51]. А как чита­те­лям понра­вится идея о «транс­цен­дент­ном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лил­лиан Ту: «…транс­цен­дент­ный фэн-шуй… осно­ван на спе­ци­аль­ных тех­ни­ках визу­а­ли­за­ции и рас­пе­ва­нии мантр»[52]. Сама Лил­лиан Ту исполь­зует в своей прак­тике мантры из буд­дизма, но не воз­ра­жает, чтобы ее чита­тели для «очи­ще­ния» исполь­зо­вали, в том числе, и хри­сти­ан­ские молитвы[53]. А в чем помо­гает «транс­цен­дент­ный фэн-шуй»? Как пишет Лил­лиан Ту: «Люди, стра­да­ю­щие от неиз­ле­чи­мых болез­ней вроде СПИДа, рака и других угро­жа­ю­щих жизни забо­ле­ва­ний, могут пред­ста­вить эти про­яв­ле­ния нездо­ро­вья как мощные бло­ки­ровки в своей системе. Нари­суйте их в своем вооб­ра­же­нии как пре­пят­ствия, кото­рые нужно уда­лить… пред­ставьте мыс­ленно, что бло­ки­ровки внутри вас рас­са­сы­ва­ются»[53]. Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет про­блем, мыс­ленно пред­ставьте, что ваша болезнь лишь «пре­пят­ствие» внутри вашего тела и спо­койно отправ­ляй­тесь на клад­бище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы дове­ри­тесь фэн-шуй и будете игно­ри­ро­вать меди­цину.

В самом начале статьи при­во­ди­лось утвер­жде­ние Лил­лиан Ту, что одна из глав­ных целей, сто­я­щей перед прак­ти­ку­ю­щими, есть дости­же­ние мате­ри­аль­ного бла­го­по­лу­чия; правда, там добав­ля­ется: «Все зави­сит от вашей небес­ной удачи»[55]. А если «небес­ная удача» будет против? Полу­ча­ется инте­рес­ная логика: если вы дости­га­ете богат­ства, то вы пра­вильно прак­ти­ку­ете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лил­лиан Ту: «Мне кажется, наи­луч­шим спо­со­бом рас­по­зна­ния насто­я­щих спе­ци­а­ли­стов в обла­сти фэн-шуй явля­ется изу­че­ние био­гра­фии. Когда кто-то пред­ла­гает вам свои услуги в каче­стве мастера фэн-шуй, посмот­рите, помог ли фэн-шуй самому этому чело­веку достичь тех вещей, кото­рые он обе­щает сде­лать для вас. Если данный чело­век сам явно ничего не выиг­рал от хоро­шего фэн-шуй, сле­дует поис­кать дру­гого. При пра­виль­ном исполь­зо­ва­нии фэн-шуй всегда сра­ба­ты­вает(выде­лено нами. – В.П.)»[56]. Логика, кото­рую исполь­зует Лил­лиан Ту – чисто сек­тант­ская. Система всегда права. Если система не рабо­тает, вино­ват чело­век[57]. Значит, если после­до­ва­тель фэн-шуй потра­тил много денег и вре­мени на при­об­ре­те­ние лите­ра­туры, скру­пу­лезно сле­до­вал сове­там фэн-шуй и не полу­чил ника­ких резуль­та­тов, то вино­ват он сам. Система всегда права! С таким под­хо­дом можно дока­зать истин­ность любой системы.

При­ве­дем несколько сове­тов, кото­рые можно вычи­тать в книгах по фэн-шуй. Напри­мер, чита­тели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэ­дуна нахо­ди­лась «в ладони небес­ной лунной богини», то есть рас­по­ло­же­ние могилы было настолько бла­го­при­ят­ным, что это при­несло огром­ную удачу внуку, в данном случае – вели­кому корм­чему Мао»[58]. Как просто: удачно рас­по­ло­жен­ная могила при­вела чело­века на вер­шину власти. Или вот, другой случай: Лил­лиан Ту пишет, что она посту­пала в школу биз­неса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их полу­чить: «Я пере­дви­нула свою кро­вать, чтобы выров­нять поло­же­ние во время сна для полу­че­ния бла­го­при­ят­ной ци и удачи с наи­луч­шего направ­ле­ния. Метод не подвел меня, и я смогла полу­чить сти­пен­дию ООН для посе­ще­ния школы биз­неса»[59]. Инте­ресно, а заяв­ле­ние на полу­че­ние этой сти­пен­дии не было подано? Автор, напри­мер, долго сидел без денег, попро­бо­вал пора­бо­тать, при этом пере­ста­вил кро­вать и – о «чудо» – деньги появи­лись. Вопрос чита­те­лям: в этом «чуде» вино­вата работа или кро­вать?

Что можно ска­зать, завер­шая статью? Поды­то­жим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заяв­ле­ния гуру фэн-шуй Лил­лиан Ту про­ти­во­ре­чат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет ника­кого отно­ше­ния. Основы его лежат в рели­ги­оз­ной док­трине дао­сизма. При этом, если даосы стре­мятся слиться с ци, совре­мен­ные фэн­шуевцы явно пыта­ются им мани­пу­ли­ро­вать. Совре­мен­ный фэн-шуй по сути явля­ется паро­дией на даоское учение. С хри­сти­ан­ством фэн-шуй не сов­ме­стимо. А если учи­ты­вать, что в фэн-шуй даются советы для лече­ния СПИДА и рака, то он может быть и смер­тельно опас­ным, если пове­рив­ший сове­там масте­ров фэн-шуй чело­век отвра­тит свое вни­ма­ние от меди­цины и будет «лечиться» только мето­дами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, совре­мен­ный фэн-шуй – это типич­ное суе­ве­рие. Зани­ма­ю­щимся им можно адре­со­вать слова из Свя­щен­ного Писа­ния: «Негод­ных же и бабьих басен отвра­щайся, а упраж­няй себя в бла­го­че­стии…» (1Тим. 4:7). Ну а допус­кать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть чита­тели решают сами.


При­ме­ча­ния:

1. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 14.
2. Ту Л. Фор­мулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999. С. 17.
3. Статья пишется по книгам Лил­лиан Ту. Посе­тив интер­нет-форумы после­до­ва­те­лей фэн-шуй, автор пришел к выводу, что Лил­лиан Ту явля­ется очень авто­ри­тет­ным адеп­том фэн-шуй. И ее трудам можно дове­рять. По край­ней мере, сами фэн­шуевцы отно­сятся к ней с боль­шим пие­те­том.
4. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 87.
5. Там же. С. 18.
6. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 34.
7. Там же. С. 9.
8. Ту Л. Фор­мулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999. С. 8.
9. Там же. С. 16.
10. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 15.
11. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 11.
12. Там же. С. 18.
13. Ту Л. Фор­мулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999. С. 16.
14. Там же. С. 16.
15. Там же. С. 17.
16. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 9.
17. См.: Тор­чи­нов Е.А. Пути фило­со­фии Востока и Запада: позна­ние запре­дель­ного. СПб., Азбука-клас­сика. Петер­бург­ское Восто­ко­ве­де­ние. 2005; Тор­чи­нов Е.А. Дао­сизм: опыт исто­рико-рели­ги­оз­ного опи­са­ния. СПб., Лань. 1998.
18. Тор­чи­нов Е.А. Пути фило­со­фии Востока и Запада: позна­ние запре­дель­ного. СПб., Азбука-клас­сика. Петер­бург­ское Восто­ко­ве­де­ние. 2005. С. 58.
19. Ту Л. Фор­мулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999. С. 107.
20. Там же. С. 113.
21. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 17.
22. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 13.
23. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 17.
24. Там же. С. 66.
25. Там же. С. 18.
26. Там же. С. 15.
27. Там же. С. 19.
28. Там же. С. 17.
29. Пара­дигма – это некая миро­воз­зрен­че­ская система, при­ня­тая в среде ученых, кото­рая поз­во­ляет про­во­дить науч­ные иссле­до­ва­ния и интер­пре­ти­ро­вать полу­чен­ные резуль­таты в ее рамках. Пара­дигма пред­став­ляет собой весьма кон­крет­ное виде­ние мира. На этом виде­нии осно­вано пред­став­ле­ние ученых о спо­со­бах опи­са­ния мира и зада­чах, кото­рые необ­хо­димо решить при таком опи­са­нии. Пара­дигма – это, так ска­зать, эталон, норма науч­ного опи­са­ния мира, всей науч­ной дея­тель­но­сти. Она объ­еди­няет вокруг себя ученых, любая же дея­тель­ность, кото­рая ведется вне рамок обще­при­знан­ной в науч­ной среде пара­дигмы, объ­яв­ля­ется нена­уч­ной и даже лже­на­уч­ной. См.: Пита­нов В.Ю. Наука и лже­на­ука: пре­одо­ле­ние лож­ного авто­ри­тета. http://apologet.narod.ru/
30. Фролов И.Т. Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­лика. 2001. С. 355.
31. Ту Л. Фор­мулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999. С. 9.
32. Там же. С. 14.
33. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 17.
34. См.: Пита­нов В.Ю. Дао­сизм: от тео­соф­ских мифов к реаль­но­сти. http://apologet.narod.ru/
35. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 27.
36. «Боя­щи­еся Гос­пода! вос­хва­лите Его. Все семя Иакова! про­славь Его. Да бла­го­го­веет пред Ним все семя Изра­иля…» (Пс. 21:24).
37. «И взял Гос­подь Бог чело­века, и посе­лил его в саду Едем­ском, чтобы воз­де­лы­вать его и хра­нить его» (Быт. 2:15).
38. Хотя пас­торы совре­мен­ного хариз­ма­ти­че­ского дви­же­ния, кото­рое выдает себя за хри­сти­ан­ское, вполне могут еще и не такое ска­зать. Но они очень далеки от исто­ри­че­ского хри­сти­ан­ства.
39. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 14.
40. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 15.
41. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 52.
42. См.: Пита­нов В.Ю. Грани оккуль­тизма: от гер­ме­тизма до магии и экс­тра­сен­со­рики. http://apologet.narod.ru/
43. См.: Пита­нов В.Ю. Мантра-йога, меди­та­ция и пра­во­слав­ная молитва: вопрос сов­ме­сти­мо­сти. http://apologet.narod.ru/
44. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 52.
45. Тор­чи­нов Е.А. Дао­сизм: опыт исто­рико-рели­ги­оз­ного опи­са­ния. СПб., Лань. 1998. С. 218.
46. Тор­чи­нов Е.А. Пути фило­со­фии Востока и Запада: позна­ние запре­дель­ного. СПб., Азбука-клас­сика. Петер­бург­ское Восто­ко­ве­де­ние. 2005. С. 171.
47. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 13.
48. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 14.
49. Там же. С.19.
50. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 15.
51. См.: Пита­нов В.Ю. Суд сове­сти: агни-йога против хри­сти­ан­ства. http://apologet.narod.ru/
52. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С.103.
53. Там же. С. 102.
54. Там же. С. 103–104.
55. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 18.
56. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 22.
57. Двор­кин А.Л. Сек­то­ве­де­ние. Нижний Нов­го­род. Изд. Брат­ства во имя св. князя Алек­сандра Нев­ского. 2003. С. 83.
58. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подроб­ное руко­вод­ство по улуч­ше­нию ваших отно­ше­ний с людьми, здо­ро­вья и бла­го­со­сто­я­ния. Киев. София. 2000. С. 9.
59. Ту Л. Фэн-шуй и изоби­лие: здо­ро­вье, любовь, карьера, доста­ток. Киев. София. 2000. С. 51.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки