Оккультизм

См. раздел ОККУЛЬТИЗМ

***

Оккульти́зм – (от лат. occultus – тайный) – религиозная форма последования падшим духам через контакт с ними. Оккультизм пытается выдать язычество за научное знание, дать обоснование демонической мистике, различным суевериям.

К оккультизму относятся: магия (колдовство), спиритизм (вера в общение с духами мертвых), астрология (вера в воздействие небесных тел на судьбу человека) и прочие гадания, теософия (учение Е. Блаватской, Н. и Е. Рерихов), антропософия (учение Р. Штейнера), экстрасенсорика (паронормальные формы восприятия и способностей), уфология (вера в НЛО), эзотерика (учения о тайных знаниях, доступных узкому кругу лиц).

Большая часть людей, в собственном смысле слова одержимых, оказались во власти диавола в результате занятий магией, спиритизмом, гаданием и т. п., одним словом, имели какое-либо отношение к оккультизму. Конечно, это не значит, что в каждого, кто хоть раз гадал, участвовал в сеансе спиритизма или занимался подобными вещами, непременно вселяется диавол, но это значит, что человек встал на скользкий путь и опасность попасть в сети диавола у него во много раз выше.

***

Почему оккультизм всегда окутан некоторой таинственностью?

Таинственность является ключевой составляющей оккультного мировоззрения и практики, что и отражено в названии: occultus (лат.) – тайный, сокровенный. Это особенно характерно для оккультизма, распространяемого в христианском мире. Ведь мало кто решится впрямую предпочесть погибель, тьму, бесовскую злобу – вечной благодатной жизни во Христе. А тайна прикрывает внутреннюю пустоту учений, единственная цель которых – уничтожить свидетельство Евангелия, помрачить светильник, обличающий дела тьмы. К тому же притягательность «тайных учений» состоит в том, что они обещают силы и знания, доступные лишь немногим, а значит и определенную власть, которая при отсутствии тайны теряет смысл. Ореол таинственности создается с помощью многочисленных экзотических слов и понятий, заимствованных из языческих религий, в особенности восточных. Часто повествования Нового и Ветхого Завета выборочно перетолковываются в иносказательном и туманном смысле, а также дополняются своими измышлениями, с целью смешать их с языческими баснями. Привлекают оккультисты и языческую философию с целью переосмысления и уничтожения сути христианского учения.

Какие направления включает в себя оккультизм?

Современный оккультизм включает несколько направлений, часто перемешанных и не всегда отделимых друг от друга. Назовем основные:

  • просто колдовство или магия, без специальной теоретической базы (снятие порчи, привораживание и т. п.);
  • традиционные языческие религии, частью модернизированные (в основном восточные – типа существенно трансформированного буддизма, но не только они);
  • «классический» оккультизм гностического типа (теософия, антропософия, рерихианство и более поздние);
  • постоянно возникающие новые секты (типа «Белого братства»);
  • «научный» оккультизм (выдающий бесовские действия за природные феномены);
  • практический оккультизм (спиритизм, астрология, нумерология, «нетрадиционная» медицина, системы саморегуляции, саморазвития и т. п., пересекаются с любыми другими разновидностями оккультизма);
  • бытовой оккультизм (всякие суеверия, а также бессознательное или полусознательное использование оккультных приемов в быту и в сфере общения);
  • т. н. «христианский» оккультизм (выдающий все те же бесовские действия за «благодать», хотя часть склоняется и к «научным» объяснениям).

Есть ли в оккультизме какое-то учение, которого придерживаются все его приверженцы?

Оккультизм чрезвычайно многообразен, так как не представляет из себя какой-то религии, не имеет положительного «богословского» содержания. Правда, такие оккультисты, как древние гностики или в наше время, например, Даниил Андреев (автор «Розы мира») предлагают какие-то якобы «открытые им» системы устройства «Космических иерархий», а также объясняют происхождение мира или судьбы людей и т. п. Но все эти внушенные бесами воздушные замки служат только для большей убедительности и прочности бесовского прельщения – как тех, через кого эти «откровения» давались, так и тех, кто их по легкомыслию принимает. Характерным для систем гностического типа является то, что все они различны, и все претендуют на особенно высокую степень постижения каких-то тайн. С одной стороны, бесы очевидно смеются таким образом над теми, кто им служит, а с другой стороны, они, видимо, и неспособны к сколько-нибудь устойчивому единомыслию даже для большого правдоподобия. Поэтому бесовские «тайные знания» привлекают не осмысленностью (которой в них нет) и не правдоподобием (которого часто не хватает), а масштабностью измышлений, внешним, напыщенным эффектом, а также обещанием (и обманчивым осуществлением) различных «чудес». Подробнее можно прочесть о характерных особенностях бесовских обольщений в беседе свт. Игнатия Брянчанинова «О чудесах и знамениях» (т. IV).

Были ли оккультисты в первые века христианства?

В первые века существования Церкви такими оккультистами, пытавшимися «присоединить» к себе Евангелие, были гностики. Церковь Христова, претерпевавшая в то время жесточайшие гонения, вела непримиримую борьбу с гностицизмом и победила его. Она отсекла от себя гностические «евангелия» и другие апокрифические, подложные книги, предала анафеме внедрявшиеся в христианство языческие представления и тем самым сохранила для мира Евангельское благовестие, однако со временем, по мере впадения бывших христианских обществ в безверие, происходило размывание здравых христианских понятий, и к концу XIX века в Европе сформировались различные учения нового времени, получившие название «оккультизм».

Существуют ли церковные каноны, касающиеся вопроса об оккультизме?

В канонических правилах Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов Церковь засвидетельствовала, что чародеяния и гадания относятся к смертным грехам, несовместимым с верой во Христа. По правилам 65 и 72 свт. Василия Великого, покаявшийся в волшебстве или в предании себя волхвователям должен быть подвергнут епитимии (отлучению от причащения) на такой же срок, как и убийца. Правило 61 Шестого Вселенского Собора гласит: «Предающиеся волшебникам, дабы узнать от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями (т. е. с древнейшими церковными канонами), да подлежат правилу шестилетния епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей (зак-линателей погоды), обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих жен в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме (якоже глаголет Апостол)? или кое сложение Церкви Божией со идолы? или кая часть верному и неверным? кое же согласие Христа с велиаром (2Кор.6:14-16)» . То же подверждает и 83 правило свт. Василия Великого. Обратившиеся в скорбях за помощью к волхвам и гадателям часто бывали принуждены ими отречься от Христа: поэтому правило 3 свт. Григория Нисского подвергает таковых епитимии наравне с отступниками. А это значит, в зависимости от намерения и обстоятельств падения – вплоть до пожизненного отлучения с правом приобщения только при смерти; для клириков же – извержение из сана. Так Церковь вразумляет и ограждает своих чад от погибельного общения с бесами.

Как к оккультизму относится современная наука?

Оккультные феномены противоречат современной научной картине мира, о чем в разное время заявляло научное сообщество. См. например: Проблемы борьбы с лженаукой (Обсуждение в Президиуме РАН) // «Вестник РАН». – 1999. – том 69. – № 10. – С. 879–904. При этом же сами оккультисты предетендуют на то, что их знания являются научными, можно сказать, псевдонаучность является одной из характерных черт оккультизма: запутанная терминология, ссылки на научные открытия и новые теории (особенно эволюционизм, электричество и всякие «поля») часто соединяются в оккультистских учениях с обычным шарлатанством.

Молитва об обращении заблудших из Последования молебнаго пения в Неделю православия:

Всевы́шний Бо́же, Влады́ко и Соде́телю всея́ тва́ри, наполня́яй вся вели́чеством Твои́м и содержа́й си́лою Тво́ею! Тебе́, Вседарови́тому Го́споду на́шему, мы, недосто́йнии, благодаре́ние прино́сим, я́ко не отвраща́ешися нас беззако́ний ра́ди на́ших, но па́че предваря́еши ны щедро́тами Твои́ми. Ты ко избавле́нию на́шему посла́л еси́ Единоро́днаго Твоего́ Сы́на и благовести́л безме́рное Твое́ к ро́ду челове́ческому снисхожде́ние, я́ко хоте́нием хо́щеши и ожида́еши, е́же обрати́тися нам к Тебе́ и спасе́ным бы́ти. Ты, снизходя́ к не́мощи на́шего естества́, укрепля́еши нас всеси́льною Свята́го Твоего́ Духа благода́тию, утеша́еши спаси́тельною ве́рою и соверше́нною наде́ждою ве́чных благ и, руково́дствуя избра́нных Твои́х в Го́рний Сио́н, соблюда́еши, я́ко зе́ницу о́ка. Испове́дуем, Го́споди, вели́кое Твое́ и безприкла́дное человеколю́бие и милосе́рдие. Но, ви́дяще мно́гих поползнове́ния, приле́жно Тя, Всеблаги́й Го́споди, мо́лим: при́зри на Це́рковь Твою́ и виждь, я́ко Твое́ спаси́тельное благове́стие, а́ще и ра́достно прия́хом, но те́рние суеты́ и страсте́й твори́т о́ное в не́киих малопло́дно, в не́киих же и безпло́дно, и по умноже́нию беззако́ний, о́вии ересьми́, о́вии раско́лом проти́вящеся ева́нгельской Твое́й и́стине, отступа́ют от достоя́ния Твоего́, отрева́ют Твою́ благода́ть и поверга́ют себе́ суду́ Твоего́ Пресвята́го Сло́ва. Премилосе́рдый и Всеси́льный, не до конца́ гне́ваяйся Го́споди! Бу́ди ми́лостив, мо́лит Тя Твоя́ Це́рковь, представля́ющи Тебе́ Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния на́шего – Иису́са Христа́, бу́ди ми́лостив нам, укрепи́ нас в правове́рии си́лою Твое́ю, заблужда́ющим же просвети́ разу́мныя о́чи све́том Твои́м Боже́ственным, да уразуме́ют Твою́ и́стину, умягчи́ их ожесточе́ние и отве́рзи слух, да позна́ют глас Твой и обратя́тся к Тебе́, спаси́телю на́шему. Испра́ви, Го́споди, ины́х развраще́ние и жизнь, не согла́сную христиа́нскому благоче́стию, сотвори́, да вси свя́то и непоро́чно поживе́м, и та́ко спаси́тельная ве́ра укорени́тся и плодоно́сна в сердца́х на́ших пребу́дет. Не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, Го́споди, возда́ждь нам ра́дость спасе́ния Твоего́. Пода́ждь, Го́споди, и па́стырем Це́ркве Твоея́ святу́ю ре́вность, и попече́ние их о спасе́нии и обраще́нии заблужда́ющих ду́хом ева́нгельским раствори́. Да Тобо́ю вси руководи́ми, дости́гнем, иде́же соверше́ние ве́ры, исполне́ние наде́жды и и́стинная любо́вь, и та́мо с ли́ки чисте́йших небе́сных Сил просла́вим Тебе́, Го́спода на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Print Friendly, PDF & Email