Библиотеке требуются волонтёры

Оккультизм

См. раздел ОККУЛЬ­ТИЗМ

***

Оккульти́зм – (от лат. occultus – тайный) – рели­ги­оз­ная форма после­до­ва­ния падшим духам через кон­такт с ними. Оккуль­тизм пыта­ется выдать язы­че­ство за науч­ное знание, дать обос­но­ва­ние демо­ни­че­ской мистике, раз­лич­ным суе­ве­риям.

К оккуль­тизму отно­сятся: магия (кол­дов­ство), спи­ри­тизм (вера в обще­ние с духами мерт­вых), аст­ро­ло­гия (вера в воз­дей­ствие небес­ных тел на судьбу чело­века) и прочие гада­ния, тео­со­фия (учение Е. Бла­ват­ской, Н. и Е. Рери­хов), антро­по­со­фия (учение Р. Штей­нера), экс­тра­сен­со­рика (паро­нор­маль­ные формы вос­при­я­тия и спо­соб­но­стей), уфо­ло­гия (вера в НЛО), эзо­те­рика (учения о тайных зна­ниях, доступ­ных узкому кругу лиц).

Боль­шая часть людей, в соб­ствен­ном смысле слова одер­жи­мых, ока­за­лись во власти диа­вола в резуль­тате заня­тий магией, спи­ри­тиз­мом, гада­нием и т. п., одним словом, имели какое-либо отно­ше­ние к оккуль­тизму. Конечно, это не значит, что в каж­дого, кто хоть раз гадал, участ­во­вал в сеансе спи­ри­тизма или зани­мался подоб­ными вещами, непре­менно все­ля­ется диавол, но это значит, что чело­век встал на скольз­кий путь и опас­ность попасть в сети диа­вола у него во много раз выше.

***

Почему оккуль­тизм всегда окутан неко­то­рой таин­ствен­но­стью?

Таин­ствен­ность явля­ется клю­че­вой состав­ля­ю­щей оккульт­ного миро­воз­зре­ния и прак­тики, что и отра­жено в назва­нии: occultus (лат.) – тайный, сокро­вен­ный. Это осо­бенно харак­терно для оккуль­тизма, рас­про­стра­ня­е­мого в хри­сти­ан­ском мире. Ведь мало кто решится впря­мую пред­по­честь поги­бель, тьму, бесов­скую злобу – вечной бла­го­дат­ной жизни во Христе. А тайна при­кры­вает внут­рен­нюю пустоту учений, един­ствен­ная цель кото­рых – уни­что­жить сви­де­тель­ство Еван­ге­лия, помра­чить све­тиль­ник, обли­ча­ю­щий дела тьмы. К тому же при­тя­га­тель­ность «тайных учений» состоит в том, что они обе­щают силы и знания, доступ­ные лишь немно­гим, а значит и опре­де­лен­ную власть, кото­рая при отсут­ствии тайны теряет смысл. Ореол таин­ствен­но­сти созда­ется с помо­щью мно­го­чис­лен­ных экзо­ти­че­ских слов и поня­тий, заим­ство­ван­ных из язы­че­ских рели­гий, в осо­бен­но­сти восточ­ных. Часто повест­во­ва­ния Нового и Вет­хого Завета выбо­рочно пере­тол­ко­вы­ва­ются в ино­ска­за­тель­ном и туман­ном смысле, а также допол­ня­ются своими измыш­ле­ни­ями, с целью сме­шать их с язы­че­скими бас­нями. При­вле­кают оккуль­ти­сты и язы­че­скую фило­со­фию с целью пере­осмыс­ле­ния и уни­что­же­ния сути хри­сти­ан­ского учения.

Какие направ­ле­ния вклю­чает в себя оккуль­тизм?

Совре­мен­ный оккуль­тизм вклю­чает несколько направ­ле­ний, часто пере­ме­шан­ных и не всегда отде­ли­мых друг от друга. Назо­вем основ­ные:

  • просто кол­дов­ство или магия, без спе­ци­аль­ной тео­ре­ти­че­ской базы (снятие порчи, при­во­ра­жи­ва­ние и т. п.);
  • тра­ди­ци­он­ные язы­че­ские рели­гии, частью модер­ни­зи­ро­ван­ные (в основ­ном восточ­ные – типа суще­ственно транс­фор­ми­ро­ван­ного буд­дизма, но не только они);
  • «клас­си­че­ский» оккуль­тизм гно­сти­че­ского типа (тео­со­фия, антро­по­со­фия, рери­хи­ан­ство и более позд­ние);
  • посто­янно воз­ни­ка­ю­щие новые секты (типа «Белого брат­ства»);
  • «науч­ный» оккуль­тизм (выда­ю­щий бесов­ские дей­ствия за при­род­ные фено­мены);
  • прак­ти­че­ский оккуль­тизм (спи­ри­тизм, аст­ро­ло­гия, нуме­ро­ло­гия, «нетра­ди­ци­он­ная» меди­цина, системы само­ре­гу­ля­ции, само­раз­ви­тия и т. п., пере­се­ка­ются с любыми дру­гими раз­но­вид­но­стями оккуль­тизма);
  • быто­вой оккуль­тизм (всякие суе­ве­рия, а также бес­со­зна­тель­ное или полу­со­зна­тель­ное исполь­зо­ва­ние оккульт­ных при­е­мов в быту и в сфере обще­ния);
  • т. н. «хри­сти­ан­ский» оккуль­тизм (выда­ю­щий все те же бесов­ские дей­ствия за «бла­го­дать», хотя часть скло­ня­ется и к «науч­ным» объ­яс­не­ниям).

Есть ли в оккуль­тизме какое-то учение, кото­рого при­дер­жи­ва­ются все его при­вер­женцы?

Оккуль­тизм чрез­вы­чайно мно­го­об­ра­зен, так как не пред­став­ляет из себя какой-то рели­гии, не имеет поло­жи­тель­ного «бого­слов­ского» содер­жа­ния. Правда, такие оккуль­ти­сты, как древ­ние гно­стики или в наше время, напри­мер, Даниил Андреев (автор «Розы мира») пред­ла­гают какие-то якобы «откры­тые им» системы устрой­ства «Кос­ми­че­ских иерар­хий», а также объ­яс­няют про­ис­хож­де­ние мира или судьбы людей и т. п. Но все эти вну­шен­ные бесами воз­душ­ные замки служат только для боль­шей убе­ди­тель­но­сти и проч­но­сти бесов­ского пре­льще­ния – как тех, через кого эти «откро­ве­ния» дава­лись, так и тех, кто их по лег­ко­мыс­лию при­ни­мает. Харак­тер­ным для систем гно­сти­че­ского типа явля­ется то, что все они раз­личны, и все пре­тен­дуют на осо­бенно высо­кую сте­пень пости­же­ния каких-то тайн. С одной сто­роны, бесы оче­видно сме­ются таким обра­зом над теми, кто им служит, а с другой сто­роны, они, видимо, и неспо­собны к сколько-нибудь устой­чи­вому еди­но­мыс­лию даже для боль­шого прав­до­по­до­бия. Поэтому бесов­ские «тайные знания» при­вле­кают не осмыс­лен­но­стью (кото­рой в них нет) и не прав­до­по­до­бием (кото­рого часто не хва­тает), а мас­штаб­но­стью измыш­ле­ний, внеш­ним, напы­щен­ным эффек­том, а также обе­ща­нием (и обман­чи­вым осу­ществ­ле­нием) раз­лич­ных «чудес». Подроб­нее можно про­честь о харак­тер­ных осо­бен­но­стях бесов­ских обо­льще­ний в беседе свт. Игна­тия Брян­ча­ни­нова «О чуде­сах и зна­ме­ниях» (т. IV).

Были ли оккуль­ти­сты в первые века хри­сти­ан­ства?

В первые века суще­ство­ва­ния Церкви такими оккуль­ти­стами, пытав­ши­мися «при­со­еди­нить» к себе Еван­ге­лие, были гно­стики. Цер­ковь Хри­стова, пре­тер­пе­вав­шая в то время жесто­чай­шие гоне­ния, вела непри­ми­ри­мую борьбу с гно­сти­циз­мом и побе­дила его. Она отсекла от себя гно­сти­че­ские «еван­ге­лия» и другие апо­кри­фи­че­ские, под­лож­ные книги, пре­дала ана­феме внед­ряв­ши­еся в хри­сти­ан­ство язы­че­ские пред­став­ле­ния и тем самым сохра­нила для мира Еван­гель­ское бла­го­ве­стие, однако со вре­ме­нем, по мере впа­де­ния бывших хри­сти­ан­ских обществ в без­ве­рие, про­ис­хо­дило раз­мы­ва­ние здра­вых хри­сти­ан­ских поня­тий, и к концу XIX века в Европе сфор­ми­ро­ва­лись раз­лич­ные учения нового вре­мени, полу­чив­шие назва­ние «оккуль­тизм».

Суще­ствуют ли цер­ков­ные каноны, каса­ю­щи­еся вопроса об оккуль­тизме?

В кано­ни­че­ских пра­ви­лах Святых Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров и Святых Отцов Цер­ковь засви­де­тель­ство­вала, что чаро­де­я­ния и гада­ния отно­сятся к смерт­ным грехам, несов­ме­сти­мым с верой во Христа. По пра­ви­лам 65 и 72 свт. Васи­лия Вели­кого, пока­яв­шийся в вол­шеб­стве или в пре­да­нии себя волх­во­ва­те­лям должен быть под­верг­нут епи­ти­мии (отлу­че­нию от при­ча­ще­ния) на такой же срок, как и убийца. Пра­вило 61 Шестого Все­лен­ского Собора гласит: «Пре­да­ю­щи­еся вол­шеб­ни­кам, дабы узнать от них, что вос­хо­тят им открыти, согласно с преж­ними оте­че­скими о них поста­нов­ле­ни­ями (т. е. с древ­ней­шими цер­ков­ными кано­нами), да под­ле­жат пра­вилу шести­лет­ния епи­ти­мии. Той же епи­ти­мии над­ле­жит под­вер­гати и тех, кото­рые… соеди­няя обман с безу­мием, про­из­но­сят гада­ния о сча­стии, о судьбе, о родо­сло­вии, и мно­же­ство других подоб­ных толков: равно и так име­ну­е­мых обла­ко­го­ни­те­лей (зак-лина­те­лей погоды), оба­я­те­лей, дела­те­лей предо­хра­ни­тель­ных талис­ма­нов и кол­ду­нов. Закос­не­ва­ю­щих жен в сем, и не отвра­ща­ю­щихся и не убе­га­ю­щих от тако­вых пагуб­ных и язы­че­ских вымыс­лов, опре­де­ляем совсем извер­гати из Церкви, как и свя­щен­ные пра­вила пове­ле­вают. Ибо кое обще­ние свету ко тьме (якоже гла­го­лет Апо­стол)? или кое сло­же­ние Церкви Божией со идолы? или кая часть вер­ному и невер­ным? кое же согла­сие Христа с вели­а­ром (2Кор.6:14-16)» . То же под­вер­ждает и 83 пра­вило свт. Васи­лия Вели­кого. Обра­тив­ши­еся в скор­бях за помо­щью к волх­вам и гада­те­лям часто бывали при­нуж­дены ими отречься от Христа: поэтому пра­вило 3 свт. Гри­го­рия Нис­ского под­вер­гает тако­вых епи­ти­мии наравне с отступ­ни­ками. А это значит, в зави­си­мо­сти от наме­ре­ния и обсто­я­тельств паде­ния – вплоть до пожиз­нен­ного отлу­че­ния с правом при­об­ще­ния только при смерти; для кли­ри­ков же – извер­же­ние из сана. Так Цер­ковь вра­зум­ляет и ограж­дает своих чад от поги­бель­ного обще­ния с бесами.

Как к оккуль­тизму отно­сится совре­мен­ная наука?

Оккульт­ные фено­мены про­ти­во­ре­чат совре­мен­ной науч­ной кар­тине мира, о чем в разное время заяв­ляло науч­ное сооб­ще­ство. См. напри­мер: Про­блемы борьбы с лже­на­у­кой (Обсуж­де­ние в Пре­зи­ди­уме РАН) // «Вест­ник РАН». – 1999. – том 69. – № 10. – С. 879–904. При этом же сами оккуль­ти­сты пре­де­тен­дуют на то, что их знания явля­ются науч­ными, можно ска­зать, псев­до­на­уч­ность явля­ется одной из харак­тер­ных черт оккуль­тизма: запу­тан­ная тер­ми­но­ло­гия, ссылки на науч­ные откры­тия и новые теории (осо­бенно эво­лю­ци­о­низм, элек­три­че­ство и всякие «поля») часто соеди­ня­ются в оккуль­тист­ских уче­ниях с обыч­ным шар­ла­тан­ством.

Молитва об обра­ще­нии заблуд­ших из После­до­ва­ния молеб­наго пения в Неделю пра­во­сла­вия:

Всевы́шний Бо́же, Влады́ко и Соде́телю всея́ тва́ри, наполня́яй вся вели́чеством Твои́м и содержа́й си́лою Тво́ею! Тебе́, Вседарови́тому Го́споду на́шему, мы, недосто́йнии, благодаре́ние прино́сим, я́ко не отвраща́ешися нас беззако́ний ра́ди на́ших, но па́че предваря́еши ны щедро́тами Твои́ми. Ты ко избавле́нию на́шему посла́л еси́ Единоро́днаго Твоего́ Сы́на и благовести́л безме́рное Твое́ к ро́ду челове́ческому снисхожде́ние, я́ко хоте́нием хо́щеши и ожида́еши, е́же обрати́тися нам к Тебе́ и спасе́ным бы́ти. Ты, сниз­ходя́ к не́мощи на́шего есте­ства́, укрепля́еши нас всеси́льною Свята́го Твоего́ Духа благода́тию, утеша́еши спаси́тельною ве́рою и соверше́нною наде́ждою ве́чных благ и, руково́дствуя избра́нных Твои́х в Го́рний Сио́н, соблюда́еши, я́ко зе́ницу о́ка. Испове́дуем, Го́споди, вели́кое Твое́ и безприкла́дное человеколю́бие и милосе́рдие. Но, ви́дяще мно́гих поползнове́ния, приле́жно Тя, Всеблаги́й Го́споди, мо́лим: при́зри на Це́рковь Твою́ и виждь, я́ко Твое́ спаси́тельное благове́стие, а́ще и ра́достно прия́хом, но те́рние суеты́ и страсте́й твори́т о́ное в не́киих малопло́дно, в не́киих же и безпло́дно, и по умноже́нию беззако́ний, о́вии ересьми́, о́вии раско́лом проти́вящеся ева́нгельской Твое́й и́стине, отступа́ют от достоя́ния Твоего́, отрева́ют Твою́ благода́ть и поверга́ют себе́ суду́ Твоего́ Пресвята́го Сло́ва. Премилосе́рдый и Всеси́льный, не до конца́ гне́ваяйся Го́споди! Бу́ди ми́лостив, мо́лит Тя Твоя́ Це́рковь, представля́ющи Тебе́ Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния на́шего – Иису́са Христа́, бу́ди ми́лостив нам, укрепи́ нас в правове́рии си́лою Твое́ю, заблужда́ющим же про­свети́ разу́мныя о́чи све́том Твои́м Боже́ственным, да уразуме́ют Твою́ и́стину, умягчи́ их ожесточе́ние и отве́рзи слух, да позна́ют глас Твой и обратя́тся к Тебе́, спаси́телю на́шему. Испра́ви, Го́споди, ины́х развраще́ние и жизнь, не согла́сную христиа́нскому благоче́стию, сотвори́, да вси свя́то и непоро́чно поживе́м, и та́ко спаси́тельная ве́ра укорени́тся и плодоно́сна в сердца́х на́ших пребу́дет. Не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, Го́споди, возда́ждь нам ра́дость спасе́ния Твоего́. Пода́ждь, Го́споди, и па́стырем Це́ркве Твоея́ святу́ю ре́вность, и попече́ние их о спасе́нии и обраще́нии заблужда́ющих ду́хом ева́нгельским рас­твори́. Да Тобо́ю вси руководи́ми, дости́гнем, иде́же соверше́ние ве́ры, исполне́ние наде́жды и и́стинная любо́вь, и та́мо с ли́ки чисте́йших небе́сных Сил просла́вим Тебе́, Го́спода на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

См. также: МАГИЯ, ЧАРО­ДЕЙ­СТВО, КОЛ­ДОВ­СТВО, ГАДА­НИЕ, ЭЗО­ТЕ­РИКА.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки