Шорохова Татьяна
Автобиография


Родилась я – Татьяна Сергеевна Шорохова – 2 августа 1956 г. в городе Люботин Харьковской области, который называют жемчужиной Слобожанщины (Харьковщины).

Росла в русской семье с самозабвенно любящими нас, троих детей, родителями. Отец Шорохов Сергей Ксенофонтович (1926–1994), родом из-под Ельца, мама Белова Матрена Николаевна (1928–2004), родом из-под Белгорода. Девичья фамилия и стала моим литературным псевдонимом (отдельные сказки публиковались и под псевдонимом Матрена Романова (соединенное имя моей мамы и сына)).

В Люботин, со своего родового гнезда на Белгородщине, в период коллективизации приехал мой дед Белов Николай Кузьмич. Недалеко от Люботина, где-то за прудом в сторону Полтавского шляха, некогда была помещичья усадьба, и там, в начале тридцатых годов, устроили коммуну. В это место, избежав раскулачивания на родине и оставив там все свое добро, и приехал мой дед со своим многочисленным семейством. В коммуне семья деда пережила оккупацию. Тема войны долгие годы была главной темой маминых воспоминаний, которые мы любили слушать с самых ранних лет.

В Люботине наша семья жила в той части города, которая называлась Шмыдливка. Здесь в середине 50‑х годов родители получили участок и выстроили небольшой дом. В этом доме и прошли первые годы моей жизни – счастливое детство в прямом смысле этого слова, несмотря на то, что семья жила трудно. В Люботине – самые яркие, согревающие и теперь, впечатления от душевной доброты родителей, детской дружбы и встречи с природой (луг, сад, ягодник, поля, заброшенные садки и дома, заросли калины, черемухи, овраги, пашни, ставки…).

Училась я по третий класс включительно в украинской школе, росла в двуязычной среде. Рядом с люботинской школой стоял храм, в котором была устроена маслобойка. Стены обезглавленной церкви розового цвета, необычная архитектура всегда привлекали внимание детей. Помню, с детьми нашей улицы участвовала в колядованиях. Мы ходили с Вифлеемской звездой на древке по дворам соседей и пели колядки, за что в школе учительница сделала мне замечание.

Первые представления о вере я получила в раннем детстве от бабушки по отцовской линии Татьяны Александровны, которая была глубоко верующим человеком. Хотя она приезжала к нам в гости редко, благодаря ей в нашем доме появилась икона Спасителя – бабушкино благословение на супружескую жизнь моих родителей. Помню, я несколько дней ходила в глубоком потрясении, когда бабушка сказала, что Бог читает мои мысли.

А от мамы я много раз слышала рассказы о ее верующей бабушке Евдокии (моей прабабушке), жившей в страхе Божием и всегда помогавшей бедным соседям. На Троицу весь дом мама украшала ветками и цветами, а пол густо посыпала травой. Мы, дети, ей в этом помогали. Нарядным и пахучим дом оставался в течение всей Троицкой недели. В нашей семье знали и Рождество, и Пасху. Мама в течение года никогда не работала в праздники, но в храм в те, советские, годы мы не ходили. После обеда мама всегда говорила: «Благодарю Тебя, Господи, за хлеб, за соль». Бога в своих речах и мама, и отец поминали. От мамы часто слышала «Господи, благослови», от отца, когда он о чем-то особенно важном просил – «я тебя Христом Богом молю». Помню, когда я училась в пятом классе и стала запальчиво говорить, что Бога нет, как учили нас тогда в школе, и отец и мать убеждали меня в том, что Бог есть. Воцерковились же родители уже в зрелом возрасте.

Мне было девять лет, когда родители переехали жить в Крым. Там мы оказались в степной части, в двадцати километрах севернее Симферополя, в пгт. Гвардейское. Несмотря на окружающие поселок персиковые сады и виноградники, природа показалась мне довольно скудной по сравнению с Люботином, и потому я несколько лет тосковала за люботинской местностью. Мне казалось, что детство мое уже закончилось. Это ощущение не могли возместить даже летние походы в Крымские горы и поездки на море. Люботинскому периоду обязана тем, что научил меня любованию миром Божьим. Эта «наука» не забылась и до сего дня.

После окончания средней школы, училась на историческом факультете Симферопольского государственного университета (ныне Таврический национальный университет), который закончила в 1982 году.

Более десяти лет отработала в Крыму в системе туризма экскурсоводом, методистом, зав. отделом… В годы перестройки трудилась библиотекарем в школе, учителем истории, преподавала на курсах классической японской экибаны…

После воцерковления в 1994 году (духовный переворот произошел в Иоанновском монастыре на Карповке) закончила трехлетние курсы катехизаторов при Симферопольской и Крымской епархии. В 1996–2000 гг. работала в Епархиальном управлении администратором Православного культурного центра Симферопольской и Крымской епархии. Занималась изданием газеты «Таврида Православная», вела на Крымском радио передачу «Православный календарь» (ежедневный эфир за исключением воскресенья), организовывала праздники, конференции, круглые столы, писала сценарии, пьесы, доклады, готовила к изданию книги, издаваемые епархией, и т. д.

В 2001 г., чтобы облегчить мамину старость, вынуждена была уехать из Крыма в Россию, куда переехали родители еще в 1988 г., когда страна была в старых границах. Жила в дальнем пригороде Санкт-Петербурга, в г. Тосно Ленинградской области. С 2013 года проживаю в Севастополе.

Творческий путь.

Писать стихи начала в 11 лет в Крыму, сидя возле этажерки с книгами. Первое стихотворение было на патриотическую тему, которая в моем творчестве и сегодня осталась ведущей. Писала до 16 лет. А потом юношеские порывы и дела житейские заслонили поэтическое творчество. Очень нравилась работа экскурсовода, познавала Крым, увлекалась краеведением – на поэтическое творчество времени и сил не оставалось, за исключением «капустников» и коллективных праздников. Помнила – «если можете не писать, не пишите». Молчала, сколько могла, а потом желание писать властно заявило о себе.

После тридцати лет, когда начались перемены в стране, всколыхнулась и моя душа – я стала писать стихи, которые сразу и стали публиковаться. Ученического периода практически не было. Заглядывала иногда на литобъединения, но больше ради общения. Позднее, уже в начале 90‑х годов, познакомилась в России с замечательным поэтом Николаем Борисовичем Рачковым, которого считаю своим наставником, хотя пишем мы по-разному. Здесь дело в принадлежности к одному направлению в творчестве – русская поэтическая традиция.

В 2001 году была принята в Союз писателей России, в 2003 – в Крымское отделение союза писателей Украины.

Призвание, тяготение к литературному творчеству, которые вложил мне в сердце Господь, развились под влиянием мамы. Она была одаренным человеком – живой родник народного образного слова. Знала сотни песен, пословиц, поговорок, присказок на русском и украинском языках.

Все мое детство и юность мамой опето: что бы мама ни делала, она всегда пела. Была прекрасной рассказчицей. Говорила емко, образно, ярко – картины вставали перед нами, детьми, как живые. В детстве сочиняла стихи и она, но была война, трудное послевоенное время и т. д. Литературный талант не расцвел, не стал судьбой. Мама была простой труженицей, но для меня она – это та Русь, которой теперь остается так мало: жизнь по совести в соединении с желанием все изукрасить словом, пением; светлый, радостный, устремленный на добро дух, несмотря на тяжелый труд, который заполнял всю ее жизнь. Я от мамы позаимствовала только крохи. У нее – живой, бьющий из глубин духа словесный ключ, у меня уже многое от образования, хотя грех жаловаться, и я благодарна Богу за всё, что имею.

Изданные книги.

В 1997–2000 гг. в Симферополе изданы детские книги: «Дети в Божьем мире», «Ангел-Хранитель» (обе – в издательстве «Сонат»), «Берегись греха», «Первоикона Спас Нерукотворный» (в издательстве Симферопольской и Крымской епархии).

В 1999 г. в Симферополе в издательстве «Автограф» – поэтическая книга «У мира на ладони», в которую вошли два сборника стихов – «Родимые пятна» и сборник «Все ближе к Слову». По этой книге меня и приняли в Союз писателей России, а также Крыма.

В 1999 году к 2000-летию Рождества Христова на сцене Крымского музыкального театра была поставлена моя пьеса «Рождественское чудо», написанная по мотивам христианских сказок и народных обычаев.

В том же, 1999‑м, году вышла книга русской духовной поэзии «И праздник Рождества, и праздник Воскресенья» (Симферополь, изд. «Бизнес-Информ»). Я была ее редактором-составителем, собирая стихи о Рождестве Спасителя, Страстях Христовых и Светлом Воскресении в течение нескольких лет. Всего в книгу вошло более трехсот стихотворений русских классиков и современных авторов.

В 2001 году в московском издательстве «Отчий дом» вышла книга стихов для детей «Праздничный денек».

В 2003 году в Крыму вышел поэтический сборник «Алупкинский дневник»; издание храма Архистратига Михаила г. Алупка, что на Южном берегу Крыма.

В 2004 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Царское дело» вышла в свет книга сказок «Дедовский сундук», адресованная как детям, так и взрослым.

В октябре 2005 года издательство «Отчий дом» выпустило детскую историческую повесть «Поход на Корсунь» – о крещении святого князя Владимира в Херсонесе.

В ноябре 2005 года в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета была издана научная работа «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» – первое исследование такого объема о жизни и благотворительной деятельности выдающегося русского благотворителя и общественного деятеля, закончившего свою жизнь афонским схимником.

В 2006 году в Крыму были изданы сборники стихов «В стране потерявшихся детей», «До седьмой зари», «Фонарик счастья».

В 2007 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Арт Деко» увидел свет сборник избранных стихотворений «Давайте попробуем жить».

В том же году в Тосно – книга новых стихов «На распутье дорог».

В Почаевской лавре в 2007 году появилась на свет брошюра «Подвиг милосердия» (о благотворителе-иноке Иннокентии Сибирякове).

В 2008 издана книга путевых заметок «Узелки на память» о Леушинском стоянии 2007 года.

В том же году в Тосно издана брошюра «Ангел милосердия» об Иннокентии Сибирякове (статья публиковалась в «Православном Летописце Санкт-Петербурга» № 20).

В 2008 г. в издательстве «Царское дело» вышел сборник стихотворений для детей (детьми проиллюстрированный) «Райская птица».

В конце 2008 г. в Крымской епархии изданы рождественские пьесы и сценарии, объединенные в книгу «Рождественский вертеп».

В 2009 г. в Свято-Успенской Почаевской лавре издана азбука в стихах для семейного чтения «Родные истоки».

В 2009 г. Тосно вышел сборник стихов «Терпкая синь».

Сейчас готовится к изданию сборник моих статей, публиковавшихся в светских и православных СМИ по истории Православия в г. Тосно, Тосненском районе, и других мест Санкт-Петербургской епархии.

В 1989–2009 годах стихи были включены в несколько коллективных сборников. Один из последних – «Царский Крест», изданный к 90-летию убиения Царской Семьи в издательстве «Царское дело».

Подборки стихов и другие художественные произведения публиковались в журналах, альманахах и газетах: «Наш современник» (2003, № 8), «Нева» (1996, № 7), «Брега Тавриды», альманах «Вертикаль» и приложение к нему «Арина» (Нижний Новгород), «Север» (Петрозаводск), «Русскiй соборъ» (2007), «Православный Санкт-Петербург» и приложение к нему «Чадушки», «Литературный Крым», «Таврида Православная», «Православное слово» (Н. Новгород), «Родная Ладога» (2009), «О, Русская земля» (2008), «Окно» (2009), «Золотой ключ»…

Статьи по разным вопросам духовной и светской жизни публиковались в журналах, альманахах и газетах: «Церковный вестник» (Санкт-Петербург), «Русский дом» (Москва), «Православный летописец Санкт-Петербурга», «Сибирь» (Иркутск), «Дружба народов» (Иркутск), «Тайцы» (Иркутск), «Золотые купола» (Владивосток) «Тобольск и вся Сибирь», «Таврида Православная», «Южана» (Симферополь), «За Православие и Самодержавие» (Санкт-Петербург), «Русский вестник» (Москва), «Литературный Крым», «Крымская правда», «Православная газета» (Киев), «Мир» (Днепропетровск), «Тосненский вестник», «Новое Тосно» и др., размещались на информационных каналах в Интернете.

С циклами авторских радиопередач регулярно выступала на «Православном радио Санкт-Петербурга» и радиостанции «Град Петров».

По итогам за 2006 год мне, по рекомендации известного петербургского поэта Валентина Голубева, члена Союза писателей России, была присуждена Первая Всероссийская литературная премия имени святого благоверного князя Александра Невского в номинации «Поэзия».

Комментировать