Братство святителя Иннокентия в столице Российской империи — Татьяна Шорохова

Братство святителя Иннокентия в столице Российской империи — Татьяна Шорохова

(3 голоса5.0 из 5)

Есть в исто­рии пра­во­слав­ного Петер­бурга конца XIX – начала XX веков стра­ницы, кото­рые вос­при­ни­ма­ются как при­меры хри­сти­ан­ского бла­го­че­стия и могут слу­жить и сего­дня руко­вод­ством к дей­ствию для пра­во­слав­ной обще­ствен­но­сти не только града Пет­рова, но и всей Рос­сии. Речь идет о бла­го­тво­ри­тель­ных тру­дах Брат­ства Свя­ти­теля Инно­кен­тия Иркут­ского, осно­ван­ного в Санкт-Петер­бурге в 1896 году выход­цами из Сибири. С исто­рией этого неболь­шого сто­лич­ного сооб­ще­ства пра­во­слав­ных людей, пода­ю­щих нам обра­зец еван­гель­ского отно­ше­ния к сво­ему ближ­нему, на каком бы рас­сто­я­нии он ни нахо­дился, мы и позна­ко­мим заин­те­ре­со­ван­ного чита­теля. Кто знает, может быть, этот дра­го­цен­ный цер­ков­ный опыт ока­жется вос­тре­бо­ван­ным и теперь. 

С чего все начиналось?

В Тро­иц­ком соборе Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры по обе сто­роны ико­но­стаса нас встре­чают образы стол­пов Церкви – двух Иркут­ских свя­ти­те­лей Инно­кен­тия и Софро­ния. Место­по­ло­же­ние про­слав­лен­ных сибир­ских свя­тых в самом сердце града Пет­рова таково, что невольно заду­мы­ва­ешься о духов­ной связи Санкт-Петер­бурга и Сибири. Огля­ды­ва­ясь назад, нельзя не заме­тить, как –  вме­сте со стре­ми­тель­ным ростом новой рус­ской сто­лицы на западе страны – шло небы­ва­лое по тем­пам осво­е­ние восточ­ных земель и засе­ле­ние их рус­скими. Этот гигант­ский «ска­чок» Рос­сии на восток, поз­во­лив­ший нашему оте­че­ству облечься в могу­чее дер­жав­ное тело, бес­спорно устроен Про­мыс­лом Божиим и был даро­ван рус­ским за вер­ность народа корен­ным духов­ным нача­лам – Пра­во­сла­вию и Самодержавию.

Как бы там ни было, но Петр Пер­вый умел смот­реть не только на закат солнца, но и в сто­рону его вос­хода. А потому и при­сут­ство­вал на хиро­то­нии Инно­кен­тия (Куль­чиц­кого) во епи­скопа, отправ­ляв­ше­гося в Китай с осо­бой мис­сией. Однако, как теперь уже оче­видно, воля Божия была не в том, чтобы епи­скоп Инно­кен­тий пред­став­лял Рос­сию в земле Китай­ской, а в том, чтобы стал он доб­рым пас­ты­рем рус­ским людям, обжи­вав­шим новые необо­зри­мые земли, и про­све­ти­те­лем дру­гих наро­дов, влив­шихся в состав Рос­сии вме­сте с Сибирью.

Святитель Иннокентий Иркутский

Сего­дня только можно дивиться тому, как же полю­били свя­ти­теля Инно­кен­тия сиби­ряки! Полю­били не на годы – на века. Не забыли они ни его тру­дов, ни его стра­да­ний, ни его доб­роты и заступ­ни­че­ства. И те, кто про­во­жали его в послед­ний путь, и те, кто спу­стя несколько десят­ков лет  хода­тай­ство­вали о его про­слав­ле­нии, не сомне­ва­лись, что Гос­подь пода­рил сибир­ской земле и сибир­ским людям Сво­его Свя­того с вели­ким даром чудо­тво­ре­ний и небес­ной помощи всем, при­бе­га­ю­щим к нему с верой.

Братство святителя Иннокентия в столице Российской империи — Татьяна Шорохова

И одним из глав­ных зна­ков этой любви к Свя­ти­телю и Чудо­творцу явля­ется даже не оби­лие посвя­щен­ных ему в сибир­ской земле церк­вей, а то широ­кое рас­про­стра­не­ние имени «Инно­кен­тий», кото­рое имело место в Сибири вплоть до послед­них деся­ти­ле­тий, и, вне сомне­ния, будет иметь и впредь.

Братство святителя Иннокентия в столице Российской империи — Татьяна Шорохова

Уди­ви­тельно, что пере­се­ля­ясь в сто­лич­ные города, меняя место житель­ства, сиби­ряки не изме­няли своей любви к Инно­кен­тию Иркут­скому, про­дол­жали почи­тать его и молиться ему. Эта любовь и подвигла выход­цев из Сибири, про­жи­вав­ших в Санкт-Петер­бурге в 90‑х годах XIX века, войти под молит­вен­ное покро­ви­тель­ство свя­ти­теля Инно­кен­тия Иркут­ского, устроив и в сто­лич­ном граде Рос­сии храм в его честь.

Столичный храм сибиряков

Братство святителя Иннокентия в столице Российской империи — Татьяна ШороховаВ конце XIX века сиби­ряки, про­жи­вав­шие в сто­лице Рос­сий­ской импе­рии, при­ло­жили к устрой­ству храма в честь Свя­ти­теля Инно­кен­тия Иркут­ского немало уси­лий. Понял и раз­де­лил их чая­ния дирек­тор Пер­вого реаль­ного учи­лища Нико­лай Ива­но­вич Били­бин. Четы­рех­этаж­ное зда­ние учи­лища на углу 12‑й линии и Боль­шого про­спекта Васи­льев­ского ост­рова можно уви­деть и сей­час – теперь оно при­над­ле­жит Мор­скому кор­пусу им. Петра Великого.

Пер­вое реаль­ное учи­лище в сто­лице было един­ствен­ным из реаль­ных учи­лищ в Евро­пей­ской Рос­сии, содер­жа­вим уче­ни­ков на пол­ном пан­си­оне. В начале 90‑х годов XIX здесь обу­ча­лось около 400 уча­щихся. Кроме уче­ни­ков при учи­лище про­жи­вали пре­по­да­ва­тели и над­зи­ра­тели с их семьями и при­слу­гой. В Пер­вом реаль­ном учи­лище вос­пи­ты­ва­лось немало маль­чи­ков и юно­шей из Сибири с пер­спек­ти­вой в даль­ней­шем полу­чить обра­зо­ва­ние в тех­ни­че­ских вузах и вер­нуться в род­ной край спе­ци­а­ли­стами гор­ной и дру­гих отрас­лей хозяйства.

Братство святителя Иннокентия в столице Российской империи — Татьяна ШороховаВ 1890–1891 годах к глав­ному зда­нию учи­лища по 12‑й линии при­стро­или трех­этаж­ный дирек­тор­ский фли­гель, на верх­нем этаже кото­рого была освя­щена домо­вая цер­ковь в честь Свя­того бла­го­вер­ного князя Алек­сандра Нев­ского и Свя­ти­теля Мит­ро­фана Воро­неж­ского1. Учи­лищ­ный храм состоял из двух поме­ще­ний, что давало воз­мож­ность устро­ить при нем еще один при­дел. Именно в этом месте почти исклю­чи­тельно на сред­ства сиби­ря­ков, про­жи­вав­ших в Санкт-Петер­бурге, и был соору­жен при­дел в честь Иркут­ского свя­ти­теля Иннокентия.

В офи­ци­аль­ном письме попе­чи­телю Санкт-Петер­бург­ского учеб­ного округа 31 марта 1894 г. дирек­тор Пер­вого реаль­ного учи­лища писал: «Вашему Пре­вос­хо­ди­тель­ству известно, что цер­ковь при вве­рен­ном мне учи­лище состоит из двух … зал, соеди­нен­ных друг с дру­гом тремя арками; пра­вая зала соб­ственно и пред­став­ляет цер­ковь. Среди неко­то­рых сиби­ря­ков, про­жи­ва­ю­щих в С. Петер­бурге, к числу кото­рых при­над­ле­жит и г. това­рищ мини­стра князь М.С. Вол­кон­ский, воз­никла мысль об устрой­стве в сво­бод­ной левой зале при­дела во имя Свя­ти­теля Инно­кен­тия, пер­вого епи­скопа Иркут­ского, зна­ме­ни­того мис­си­о­нера, под­ви­зав­ше­гося в цар­ство­ва­ние импе­ра­тора Петра Вели­кого. На устрой­ство при­дела по сие время пожерт­во­вано 4000 р. Сумма эта вполне доста­точна. На осно­ва­нии сего имею честь почти­тель­нейше испра­ши­вать хода­тай­ства Вашего П[ревосходительст]ва о раз­ре­ше­нии устро­ить в церкви вве­рен­ного мне учи­лища при­дела во имя Свя­ти­теля Инно­кен­тия, пер­вого епи­скопа Иркут­ского»2.

Вскоре из Мини­стер­ства народ­ного обра­зо­ва­ния при­шел ответ, уве­дом­ляв­ший, что мит­ро­по­лит Санкт-Петер­бург­ский и Ладож­ский Пал­ла­дий сочув­ствует устрой­ству при­дела во имя Свя­ти­теля Инно­кен­тия3.

Среди глав­ных жерт­во­ва­те­лей и рев­ни­те­лей по устрой­ству при­дела в честь Свя­ти­теля Инно­кен­тия, Иркут­ского Чудо­творца, совре­мен­ники назы­вали имена сиби­ря­ков: уро­женца Иркут­ска, мил­ли­о­нера-золо­то­про­мыш­лен­ника, встав­шего  впо­след­ствии на мона­ше­ский путь, Инно­кен­тия Михай­ло­вича Сиби­ря­кова, а также Олим­пи­аду Филип­повну Мыль­ни­кову (в деви­че­стве Тра­пез­ни­кову), князя Миха­ила Сер­ге­е­вича Вол­кон­ского, извест­ную иркут­скую бла­го­тво­ри­тель­ницу Юлию Ива­новну База­нову, кня­гиню Ольгу Михай­ловну Вязем­скую (в деви­че­стве Сиби­ря­кову, сестру И.М. Сибирякова).

Братство святителя Иннокентия в столице Российской империи — Татьяна Шорохова

Духов­ное окорм­ле­ние осу­ществ­лял свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, руко­во­дил теку­щей рабо­той по устрой­ству при­дела Нико­лай Ива­но­вич Били­бин, пер­вый круп­ный вклад на соору­же­ние при­дела сибир­ского Свя­ти­теля внесла Лидия Васи­льевна Дрентельн.

Братство святителя Иннокентия в столице Российской империи — Татьяна Шорохова

Новый храм Божий устра­и­вался не только «во имя вели­кого про­све­ти­теля Сибир­ской страны Инно­кен­тия Иркут­ского», но и в «память вос­ше­ствия на пре­стол имп. Нико­лая Алек­сан­дро­вича»4. Ко дню освя­ще­ния при­дела Город­ской голова г. Иркут­ска Вла­ди­мир Пла­то­но­вич Сука­чев при­слал в Санкт-Петер­бург свя­щен­ные одежды свя­ти­теля Инно­кен­тия. Насто­я­тель Иркут­ского Воз­не­сен­ского Свя­ти­теля Инно­кен­тия мона­стыря, впо­след­ствии епи­скоп Якут­ский Нико­дим, пере­дал в дар икону Свя­ти­теля, освя­щен­ную на свя­тых и цель­бо­нос­ных мощах вели­кого угод­ника Божия, как зна­чи­лось на обо­роте икон­ной доски5.

Нака­нуне освя­ще­ния при­дела, 18 ноября 1894 года, было совер­шено все­нощ­ное бде­ние. Сиби­ряки и все при­сут­ству­ю­щие воз­несли собор­ную молитву к свя­ти­телю Инно­кен­тию Иркут­скому в том граде, где неко­гда было поло­жено начало скорб­ному, но бла­го­дат­ному епи­скоп­скому слу­же­нию вла­дыки Инно­кен­тия в дале­ком сибир­ском крае. На сле­ду­ю­щий день, 19 ноября, освя­ще­ние при­дела во имя Свя­ти­теля Инно­кен­тия Иркут­ского совер­шил прео­свя­щен­ный Никандр, епи­скоп Нарв­ский, рек­тор Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Академии.

Стр. 1 из 4 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки