Великие монастыри. Сто святынь православия

Великие монастыри. Сто святынь православия

Мудрова И.А.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь

Россия, Новгородская обл., г. Валдай.

В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, во сне, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Вступив на первосвятительский престол в 1652 году, Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. При первом посещении строящейся обители Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое и нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В феврале 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В то же время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.

В мае того же года дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодий близлежащих обителей.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография – Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, она просуществовала в монастыре 8 лет и в 1665 году по повелению Никона была переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

С приездом в Иверский монастырь кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатное, переплетное, переводческое. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря – Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. Будущий патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах, источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию в 1648 году. Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифору. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В то же время Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше. В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом.

Со временем монастырь получает статус первоклассного, возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

В 1666 году Никон на архиерейском соборе был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулись монахи, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

В ансамбле монастыря в XVIII–XIX вв. находились: пятиглавая соборная церковь во имя Успения Богородицы, вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (построена в 1653–1656 годах); теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666–1671 годы); на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус: внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679–1689 годы); каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679–1689 годы); слева от нее – двухэтажный каменный флигель братских келий (1679–1689 годы); в западной части монастыря – двухэтажный братский корпус на погребах (1730 год); архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683–1689 годы); двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683–1689 годы); святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа, митрополита Московского (1656 год; перестроены в 1874–1875 годы); в северовосточном углу – церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702–1708 годы). Также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

Иверский монастырь к началу XVIII в. оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 год обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской лавре. Монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества.

При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.

В середине XIX в. были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Организован странноприимный дом, для многочисленных паломников и странников. Были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей, жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Предстательством Царицы Небесной болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы также совершались и в престольные праздники: Успения Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского.

С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, другие продукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель. В голодные годы обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для закрытия монастыря, а Иверская икона Божией Матери была увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории обители были историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В 1991 году монастырь был передан епархии в аварийном состоянии. Образцом внутреннего монастырского устройства стал устав Псково-Печерского монастыря. Были расселены жившие на территории монастыря люди, расчищена территория, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек. Осенью 1993 года монастырь вновь пострадал от пожара. В 1998 году была освящена церковь Богоявления, возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы. Монастырские земли стали в состоянии обеспечивать насельников всем необходимым; скотный двор, до того находившийся в зачаточном состоянии, значительно расширился.

Возрождается монастырская библиотека, насчитывающая уже более 3500 книг по богословию, истории церкви. Открыт небольшой музей, посвященный патриарху Никону и истории монастыря.

Комментировать