Великие монастыри. Сто святынь православия

Великие монастыри. Сто святынь православия - Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии

Мудрова И.А.
(12 голосов4.2 из 5)

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии

Бурятия, в 60 километрах северо-западнее г. Улан-Удэ, на левом берегу реки Селенги, с. Троицк (Троицкое).

Основание монастырю было положено, скорее всего, в первой половине 80-х годов XVII в. Основателями его стали члены первой духовной миссии в Забайкалье. Братия обители должна была содействовать распространению православия среди аборигенного населения края. С момента своего появления монастырь становится главным из забайкальских и одним из значимых в Иркутской епархии, которая образована в1727 году.

Располагалась обитель в 80 верстах (около 85 км) от озера Байкал, на берегу реки Селенга, ниже села Ильинское. С начала XVIII в. за ней закрепляются участки земли и рыболовные угодья. Монастырь владел несколькими вотчинами, усадьбами в Иркутске, Кяхте, Селенгинске. Обитель становиться крупным по забайкальским меркам землевладельцем. Вокруг нее начинают активно селиться люди, образовывая небольшие поселения. Вновь прибывающие получают в пользование монастырские земли на условиях работы для монастыря. Монашествующие, послушники и монастырские крестьяне занимаются возделыванием целинных земель, разведением скота, рыболовством. Обитель вела активную торговлю. На первых порах в Иркутске, позже в Верхнеудинске, Кяхте, на Преображенской ярмарке у реки Селенга. Некоторое время монастырю принадлежали соляные варницы.

Огромным почитанием пользовалась обитель у населения окрестных сел в связи с тем, что в ней хранилась значимая для Забайкалья икона святителя и чудотворца Николая Мирликийского, получившая название Катакельской (по озеру, где была впервые обнаружена). Поклониться образу стекались богомольцы со всего забайкальского края.

В первый период существования обители ее постройки несли и оборонительные функции. Первоначально деревянные стены должны были защищать от набегов кочевых племен, в башнях хранился запас пороха и свинца, были пушки и ружья. Монашествующие должны были, наряду с прочим, быть готовыми к защите оплота церкви и государства на забайкальских землях.

Первое столетие существования Селенгинского монастыря было связано с постоянными строительными работами. Возведены были, помимо ограды, кельи для настоятеля и братии, трапеза, кухня, просфорная, амбары, баня, конюшня, мельница. Церковь во имя Святой Троицы (1684 год) – долгое время главный храм обители; единственная в Забайкалье надвратная церковь – во имя Всех Святых (1710 год); центральное здание монастырского архитектурного ансамбля – каменный собор во имя Живоначальной Троицы (1785 год), построенный вместо сгоревшей старой деревянной церкви.

Поворотным в истории монастыря стал 1764 год, когда в результате церковной реформы обитель лишилась основных земельных и рыболовных угодий, за ней оставлена лишь небольшая часть. Причислен монастырь был к третьему классу и стал получать ежегодное денежное содержание от государства.

В 1921 году монастырь был ликвидирован, его здания были переданы детскому дому, который занимал их до 1929 года, а после этого строения монастыря пустовали. В 1932–1936 годы здесь размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, а затем, до 1938 года, помещалась детская психоколония облздрава и в дальнейшем открыто подобное же спецучреждение для взрослых, существующее по настоящее время.

После ликвидации монастыря монастырские постройки и исторический комплекс в целом претерпели значительные утраты. В последние годы некоторые из строений не использовались вообще (Никольская церковь, западная башня ограды и др.) или занимались лишь частично (Троицкий собор и др.), а какая-то их часть представляет из себя руины. На территории монастыря имеются также построенные в последние десятилетия, а также заброшенные и недостроенные капитальные здания. Большая часть территории предельно захламлена, действующий въезд только один – через арку надвратной церкви в южной стене, другой же ранее существовавший въезд в северной стене в настоящее время не используется и заброшен.

С 1998 года по заказу Научно-производственного центра охраны памятников Минкультуры Бурятии и Благочиния бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии в связи с подготовляемой передачей бывшего монастыря в ведение благочиния ведется поэтапное инженерное обследование сохранившейся каменной ограды, Никольской церкви, Троицкого собора, дома настоятеля и других прежних строений.

Ныне монастырь начинает возрождаться.

Комментировать