Богоявленско-анастасиин женский монастырь
Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, д. 26.
Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центра города – костромского кремля. Его строителем и первым игуменом летопись называет преподобного Никиту – «сродника и ученика» преподобного Сергия Радонежского.
До середины XVI в. все строения монастыря были деревянными. В 1559 году в обители торжественно заложили каменный Богоявленский собор. В течение шести лет ростовскими мастерами был возведен величественный храм. Его освящение состоялось в 1565 году (в начале XVII в. собор с трех сторон обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм).
Под собором находилась усыпальница. Вечное упокоение нашли в ней племянники Великого князя Василия II Темного – Иван, Андрей и Василий, погребены здесь именитые благотворители монастыря из фамилий бояр Салтыковых, Кафтыревых, князей Хованских… Тут же захоронены игумены и некоторые иноки монастыря. Все гробницы тщательно сохранялись, но в послереволюционные годы, после закрытия монастыря, они были уничтожены…
На протяжении своей многовековой истории монастырь пережил и годы расцвета, и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что он пользовался покровительством и поддержкой и великих князей и государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия.
В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен. 11 его иноков приняли мученическую смерть. Имена этих героев сохранились до наших дней: Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Память их 12 января. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в Усыпальнице собора.
В начале XVII в. Богоявленский монастырь был известным и значительным в России, об этом говорит тот факт, что при избрании на царство Михаила Федоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой в числе других выборных и настоятель этого монастыря игумен Арсений.
XVII в. для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – патриарх Филарет. Жертвовали на монастырь и другие московские патриархи. В 1610 году была воздвигнута каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова, которую освятил патриарх Гермоген – будущий священномученик. В начале XVII в. к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церкви, звонница с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского – в нижнем ее ярусе, и церковь в честь святителей Михаила, Петра и Ионы – над Святыми вратами обители. Особенно благоукрасился монастырь при игумене Герасиме. С 1642 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно из другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесен каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрел вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловые и две – надвратные. В 1672 году Богоявленский собор был расписан на средства боярина Петра Михайловича Салтыкова.
К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни Смоленской иконы Божией Матери, чудесно сохранившейся во время пожара 1775 года, после чего и началось ее особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленская часовня».
В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. Богоявленский монастырь переживал упадок. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года сюда были помещены все присутственные места города, которые находились здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена Духовная семинария. Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещенный столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошенному и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь.
Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич из развалин для строительства частных зданий, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать. Только Богоявленский собор не был разобран, поскольку еще император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности.
В 1863 году игуменья Мария, вступившая в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырем, подала прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря с условием его восстановления. Монастырь становится девичьим, и к прежнему названию добавилось слово Анастасиин. «Анастасия» – с древнегреческого означает воскресение. Именно воскрешенным, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом.
Возрождая монастырь, игуменья Мария отстроила его заново.
Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной сторон, сам же древний собор был превращен в алтарь. Просторный, обновленный, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящен 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского. Возрожден был и Никольский храм.
Была восстановлена почти полностью местами разрушенная монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу.
После пожара 1847 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание святыни еще более усилилось. После пожара Смоленская церковь была возобновлена и значительно перестроена в 1892 году. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с древним изображением лика святителя Николая, особо почитаемого, была пристроена деревянная часовня, замененная в 1892 году каменной.
Были возведены три жилых корпуса для сестер и настоятельский корпус, а также 2-этажный, с подвалом, Трапезный корпус, в котором помимо трапезной палаты разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерские. Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса – казначейский и больничный. Монастырь игуменья Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде всего, здесь она устроила училище для девочек, из которых готовили сельских учительниц. А в 1873 году в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, в училище стали готовить еще и сестер милосердия.
Несколько сестер Богоявленско-Анастасиина монастыря основали в 1891 году в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нем: бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Пюхтицкий монастырь был центром распространения православия в Эстонии.
В 1887 году пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игуменья Мария вновь восстановила его.
После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища Костромского государственного архива, располагавшегося здесь до пожара 1982 года, в котором погибли дивные фрески собора.
Возрождать Костромскую обитель было суждено посланницам Пюхтицкого монастыря.
В августе 1991 года был освящен Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города. На следующий день сюда с 10-тысячным крестным ходом была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы – Феодоровская чудотворная икона Божией Матери, которой инокиня Марфа благословила на царство своего юного сына царя Михаила. Некоторое время спустя в собор были помещены и другие святыни – крест-мощевик с частицами мощей 400 святых и рака с мощами преподобного Макария Писемского. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16 августа собираются более 10 тысяч людей из разных областей и весей.
В монастыре в настоящее время два действующих храма: Богоявленский собор и Смоленская церковь (с древним, широко почитаемым образом Божией Матери Смоленской на стене). Возрождается третий храм – в крипте Богоявленского собора, храм в честь основателя монастыря преподобного Никиты, его учителя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Никиты. Созданы детский при ют (30 детей-сирот) и богадельня для престарелых и инвалидов (50 человек). Для паломников имеется гостиница.
Святыни: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери; чудотворная икона-фреска Костромской Смоленской Божией Матери; крест-мощевик со 178 частицами мощей святых угодников Божиих в иконостасе; складень-мощевик трехстворчатый из ризницы Троицкого собора Ипатьевского мужского монастыря города Костромы в алтаре; мощевик с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона и великомученика Георгия Победоносца; выносной крест (распятие) деревянный со святынями из Святой Земли: частицы Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, святой Голгофы.
Комментировать