<span class=bg_bpub_book_author>Мудрова И.А.</span> <br>Великие монастыри. Сто святынь православия

Мудрова И.А.
Великие монастыри. Сто святынь православия - Свято-Троицкая Сергиева лавра. Ставропигиальный мужской монастырь

(8 голосов4.8 из 5)

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Ставропигиальный мужской монастырь

Рос­сия, Мос­ков­ская обл., г. Сер­гиев Посад.

Осно­ва­тель Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лавры, пре­по­доб­ный Сер­гий, родился в 1314 году в семье бла­го­че­сти­вых ростов­ских бояр и в кре­ще­нии был назван Вар­фо­ло­меем. В нем рано про­яви­лось стрем­ле­ние к подвиж­ни­че­ству. 23 лет от роду, после кон­чины роди­те­лей, он начал подвиж­ни­че­скую деятельность.

Вар­фо­ло­мей (в буду­щем пре­по­доб­ный Сер­гий Радо­неж­ский) и его род­ной стар­ший брат, инок Сте­фан, в лес­ном уро­чище в окрест­но­стях Радо­нежа на неболь­шой, порос­шей густым лесом воз­вы­шен­но­сти, назван­ной позже Мако­вец, поста­вили келью-сруб и рядом неболь­шую дере­вян­ную цер­ковь в честь Живо­на­чаль­ной Троицы.

Жизнь в пустын­ном лесу была очень тяжела. Сте­фан, не выдер­жав лише­ний, ушел в Москву, а Вар­фо­ло­мей остался в пустыни. Жизнь его про­те­кала в тру­дах и молит­вах. При­няв мона­ше­ский постриг с име­нем Сер­гий, он уси­лил свои духов­ные и телес­ные подвиги. Посте­пенно, узнав о суро­вой доб­ро­де­тель­ной жизни пре­по­доб­ного Сер­гия, к нему стали сте­каться иноки, жаж­ду­щие подви­гов пустын­но­жи­тель­ства, а затем и кре­стьяне стали при­хо­дить за сове­том и бла­го­сло­ве­нием и посе­ляться рядом. Также тяготы и тра­ге­дии мон­голо-татар­ского ига побуж­дали людей бежать из мира в пустыню. Так обра­зо­вы­вался мона­стырь и обу­стра­и­вался посад вокруг него. Это про­ис­хо­дило около 1337 года.

С ростом числа при­шед­ших в оби­тель насель­ни­ков пре­по­доб­ный Сер­гий рас­по­ря­дился о зна­чи­тель­ной пере­стройке оби­тели, ранее воз­во­див­шейся без какого-либо плана. Кельи рас­по­ла­га­лись чет­ве­ро­об­разно, посреди них – цер­ковь и тра­пез­ная; все эти соору­же­ния были обне­сены высо­кой дубо­вой сте­ной, такая пла­ни­ровка мона­стыря была при­нята при всех его даль­ней­ших пере­строй­ках, сохра­нив­шись до наших дней.

В 1408 году оби­тель была сожжена тата­рами и вновь отстро­ена игу­ме­ном Никоном.

В 1392 году пре­по­доб­ный Сер­гий умер, в 1422 году кано­ни­зи­ро­ван, а в 1423 году состо­я­лось чудес­ное обре­те­ние мощей пре­по­доб­ного. С этого вре­мени оби­тель при­об­рела зна­че­ние цен­тра рели­ги­оз­ного дви­же­ния всего пра­во­слав­ного рус­ского народа. В конце XIV – начале XV вв. вокруг мона­стыря появи­лись посе­ле­ния, в конце XVIII в. обра­зо­вав­шие Сер­гиев Посад.

Глав­ную свя­тыню оби­тели состав­ляет собор Свя­той Тро­ицы, постро­ен­ный в 1422 году над гро­бом пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского. Собор пред­став­ляет собой четы­рех­столп­ный кре­сто­во­ку­поль­ный храм из белого камня, сто­я­щий на под­клете. В XV–XVI вв. в соборе кре­стили наслед­ни­ков мос­ков­ского пре­стола, цело­ва­нием кре­ста у гроба пре­по­доб­ного Сер­гия скреп­ляли важ­ней­шие дого­воры. В 1548 году над гро­бом пре­по­доб­ного Никона к собору при­стро­или при­дел. Около 1425–1427 годов над рос­пи­сью собора тру­дился Андрей Руб­лев, быв­ший также уче­ни­ком пре­по­доб­ного Сер­гия; в даль­ней­шем рос­пись неод­но­кратно обнов­ля­лась, а несо­хра­нив­ша­яся ниж­няя часть была заново рас­пи­сана в 1949–1954 годах. Для этого собора Андрей Руб­лев напи­сал икону «Тро­ица». В мест­ный ряд вхо­дит и дру­гая мест­но­чти­мая икона «Сер­гий с житием», при­над­ле­жа­щая школе Дио­ни­сия и напи­сан­ная в конце XVI в. В соборе стоит сереб­ря­ная рака над гро­бом Сер­гия Радо­неж­ского, испол­нен­ная по веле­нию Ивана Гроз­ного масте­рами Ору­жей­ной палаты.

В мона­стыре был кре­щен Иван Гроз­ный. В его цар­ство­ва­ние было начато воз­ве­де­ние собора Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы. По архи­тек­туре храм напо­ми­нает Успен­ский собор мос­ков­ского Кремля, несколько пре­вос­ходя его по раз­ме­рам. В 1606 году под запад­ной папер­тью собора было погре­бено тело Бориса Году­нова, изъ­ятое по веле­нию Лже­д­мит­рия II из цар­ской усы­паль­ницы в Кремле и пер­во­на­чально захо­ро­нен­ное в Вар­со­но­фьев­ском мона­стыре. Здесь же похо­ро­нены его жена и дочь. Позд­нее паперть была разо­брана, а над моги­лами Году­но­вых постро­ена усы­паль­ница. Рос­пись храма была завер­шена в 1684 году и в боль­шей части сохра­ни­лась до наших дней.

Мона­стырь пре­вра­щался в пер­во­класс­ную кре­пость. Прак­ти­че­ски непри­ступ­ная по тем вре­ме­нам она выдер­жала шест­на­дца­ти­ме­сяч­ную осаду поль­ских войск в Смут­ное время. Не име­ю­щая пре­це­ден­тов по муже­ству обо­рона Тро­иц­кого мона­стыря озна­ме­но­ва­лась чудес­ными явле­ни­ями пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского и дру­гих угод­ни­ков Божиих, укреп­ляв­ших дух геро­и­че­ских защит­ни­ков пра­во­слав­ной твер­дыни. Мона­стырь стал одним из опло­тов опол­че­ния Минина и Пожарского.

Храм Духов­ский (или храм Соше­ствия Свя­того Духа на Апо­сто­лов) воз­двиг­нут в 1476 году. Сло­жен он из кир­пича и пред­став­ляет собой клас­си­че­ский при­мер псков­ского зод­че­ства. Завер­ша­ется он невы­со­кой сине­ку­поль­ной колокольней.

Вен­чает архи­тек­тур­ный ансамбль мона­стыря пяти­ярус­ная коло­кольня, постро­ен­ная в 1741–1770 годы. Высота ее состав­ляет 87 м (коло­кольня Ново­де­ви­чьего мона­стыря имеет высоту 72 м, Иван Вели­кий в Кремле – 81 м).

Ряд инте­рес­ных соору­же­ний создан на тер­ри­то­рии лавры в XVIII в.: неболь­шая Михе­ев­ская цер­ковь рядом с тра­пез­ной, вырос­шая в 1734 году над местом погре­бе­ния Михея Радо­неж­ского; вось­ми­гран­ная бароч­ная Смо­лен­ская цер­ковь (цер­ковь Оди­гит­рии), постро­ен­ная, веро­ятно, архи­тек­то­ром Ухтом­ским в 1746–1748 годах на сред­ства графа А. Г. Раз­умов­ского (пре­да­ние свя­зы­вало ее постройку с тай­ным бра­ком импе­ра­трицы Ели­за­веты Пет­ровны с послед­ним), обла­дает четырьмя широ­кими камен­ными лест­ни­цами, рас­по­ло­жен­ными по пери­метру, и камен­ными балю­стра­дами. Постав­лен­ный после воз­об­нов­ле­ния лавры ико­но­стас в Смо­лен­ской церкви – из уни­что­жен­ной мос­ков­ской церкви Парас­кевы Пят­ницы, что на Пят­ниц­кой улице.

Про­слав­лен­ная оби­тель Живо­на­чаль­ной Тро­ицы на про­тя­же­нии сто­ле­тий явля­ется одной из самых почи­та­е­мых обще­рус­ских свя­тынь, круп­ней­шим цен­тром духов­ного про­све­ще­ния и куль­туры. В ее сте­нах под­ви­зался сонм подвиж­ни­ков Рус­ской пра­во­слав­ной церкви, и в их числе пре­по­доб­ные Никон Радо­неж­ский, Мак­сим Грек, духов­ные писа­тели пре­по­доб­ные Епи­фа­ний Пре­муд­рый и Пахо­мий Лого­фет. Свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­тами лавры были свя­ти­тели Мос­ков­ские Фила­рет (Дроз­дов, умер в 1867 году) и Инно­кен­тий (Вени­а­ми­нов, умер в 1879 году), а также свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Вла­ди­мир (Бого­яв­лен­ский, умер в 1918 году). В лавре веками соби­ра­лась уни­каль­ная биб­лио­тека руко­пис­ных и ста­ро­пе­чат­ных книг. Постри­жен­ни­ками лавры осно­ваны и духовно обу­стро­ены сотни рус­ских монастырей.

В 1744 году мона­стырь полу­чил почет­ное наиме­но­ва­ние лавры. Слав­ный период в исто­рии лавры свя­зан с име­нем мит­ро­по­лита Мос­ков­ского Пла­тона (Лев­шина; умер в 1812 году). В XVIII–XIX вв. в окрест­но­стях лавры воз­никли Вифан­ский мона­стырь, Бого­люб­ский, Чер­ни­гов­ско-Геф­си­ман­ский скиты и скит Парак­лита. Эти неболь­шие оби­тели, духовно и адми­ни­стра­тивно свя­зан­ные с лав­рой, явили миру заме­ча­тель­ных старцев-подвижников.

С 1814 года на тер­ри­то­рии Тро­ице-Сер­ги­е­вой лавры рас­по­ла­га­ется Мос­ков­ская Духов­ная ака­де­мия – ста­рей­шее выс­шее учеб­ное заве­де­ние Рос­сии, осно­ван­ное в 1685 году в Москве. Пере­ве­ден­ная после пожара 1812 года в лавру, ака­де­мия раз­ме­сти­лась в быв­ших Цар­ских чер­то­гах (XVII в.).

Тро­ице-Сер­ги­ева лавра явля­лась одним из бога­тей­ших мона­сты­рей Рос­сии, вхо­дила в число самых круп­ных зем­ле­вла­дель­цев (в 1763 году, в пред­две­рии круп­ной кон­фис­ка­ции цер­ков­ных земель, лавре при­над­ле­жало более 100 тысяч душ кре­стьян). Актив­ная тор­говля (зер­но­выми, солью, пред­ме­тами быта) спо­соб­ство­вала пре­умно­же­нию богатств мона­стыря; его финан­со­вое поло­же­ние в XVII–XVIII вв. отли­ча­лось боль­шой проч­но­стью; велики были пожерт­во­ва­ния в пользу рус­ской армии (в 1812 году – около 70 тысяч руб­лей), опол­че­ния. К началу XX века в веде­нии лавры нахо­ди­лись типо­гра­фия (в ней печа­та­лись про­из­ве­де­ния фило­со­фов, свя­щен­но­слу­жи­те­лей – П. А. Фло­рен­ского, Кли­мента Охрид­ского и дру­гих), две гости­ницы (на тер­ри­то­рии Посада), мастер­ские (про­из­вод­ство игру­шек, под­свеч­ни­ков, кре­стов и т. п., резьба по дереву), лавки, кон­ные дворы. В 1910‑е годы в лавре жило более 400 монахов.

В 1920 году Тро­ице-Сер­ги­ева лавра была закрыта. В ее зда­ниях с раз­ме­сти­лись исто­рико-худо­же­ствен­ный музей, дру­гие учре­жде­ния. Часть стро­е­ний заняли под жилье.

Воз­рож­де­ние оби­тели нача­лось в 1946 году. Мощи пре­по­доб­ного Сер­гия были пере­даны намест­нику госу­дар­ством вече­ром перед Пас­хой 20 апреля 1946 года и пере­не­сены в Успен­ский собор. Пер­вая Литур­гия была совер­шена в Успен­ском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года. Таким обра­зом, 21 апреля 1946 года в Тро­ице-Сер­ги­е­вой лавре были воз­об­нов­лены бого­слу­же­ния. В Вели­кую суб­боту ожив­шие лавр­ские коло­кола воз­ве­стили о пер­вом бого­слу­же­нии в Успен­ском соборе. Воз­об­нов­лен­ный мона­стырь про­дол­жает играть выда­ю­щу­юся роль в жизни рус­ской церкви. В его сте­нах в 1971, 1988, 1990 годах про­хо­дили Помест­ные Соборы. Тысячи палом­ни­ков сте­ка­ются в Тро­ице-Сер­ги­еву лавру со всех кон­цов Рос­сии, из стран ближ­него и даль­него зарубежья.

В 1946 году в лавру из мос­ков­ского Ново­де­ви­чьего мона­стыря были пере­ве­дены духов­ная семи­на­рия и ака­де­мия. Мос­ков­ские Духов­ные ака­де­мия и семи­на­рия гото­вят свя­щен­но­слу­жи­те­лей, пре­по­да­ва­те­лей духов­ных учеб­ных заве­де­ний, цер­ков­ных работ­ни­ков. При семи­на­рии дей­ствуют регент­ская и ико­но­пис­ная школы. Заочно при ака­де­мии и семи­на­рии полу­чают обра­зо­ва­ние кли­рики Рус­ской пра­во­слав­ной церкви из раз­ных епархий.

В лавре захо­ро­нены пред­ста­ви­тели знат­ных рус­ских домов: Бель­ские, Воро­тын­ские, Глин­ские, Обо­лен­ские, Одо­ев­ские и дру­гие; дея­тели Смуты: князь Дмит­рий Тру­бец­кой и Про­ко­пий Ляпу­нов, князь Андрей Радо­неж­ский, пред­ста­ви­тели фами­лии Году­но­вых; мно­гие мос­ков­ские и иные архи­ереи: Мака­рий (Бул­га­ков), Мака­рий (Нев­ский), Сер­гий (Голуб­цов), Пат­ри­архи Алек­сий I и Пимен.

За алта­рем Успен­ского собора с север­ной сто­роны похо­ро­нен Иван Сер­ге­е­вич Акса­ков (умер в 1886 году). На клад­бище Чер­ни­гов­ского скита похо­ро­нены К.Н. Леон­тьев (умер в 1891 году), В.В. Роза­нов (умер в 1919 году) и дру­гие извест­ные дея­тели рус­ской культуры.

Мно­го­чис­лен­ные сокро­вища хра­нятся в риз­нице – это уни­каль­ные пред­меты деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства, под­но­ше­ния царей и бога­тых людей мона­стырю. Зна­чи­тель­ным фон­дом руко­пи­сей обла­дает лавр­ская биб­лио­тека – здесь хра­нятся и рус­ские лето­писи, и руко­пис­ные книги XV–XVII вв., и уни­каль­ные образцы рус­ских ран­не­пе­чат­ных книг (на 1908 год – около 10 000), исто­ри­че­ские документы.

Свя­тыни мона­стыря: мощи пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского (в Тро­иц­ком соборе), мощи свя­тых Никона, Сер­гия (Михея) Радо­неж­ских, свя­того Сера­пи­она Нов­го­род­ского, мит­ро­по­лита Иоасафа, архи­манд­рита Дио­ни­сия, пре­по­доб­ного Мак­сима Грека, икона Свя­той Живо­на­чаль­ной Тро­ицы работы Андрея Руб­лева (ныне в Тре­тья­ков­ской гале­рее, в Москве) – при­вле­кали тысячи палом­ни­ков со всех кон­цов России.

В скиту, осно­ван­ном при Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавре в 1844 году и сильно постра­дав­шем в годы Совет­ской вла­сти, есть Пещер­ное отде­ле­ние. Пещеры были выко­паны бла­жен­ным схи­мо­на­хом Филип­пом, в народе назы­ва­е­мым Филип­пуш­кой, с послуш­ни­ками. Впо­след­ствии Пещер­ное отде­ле­ние стало цен­тром мос­ков­ского стар­че­ства, во мно­гом бла­го­даря старцу иеро­мо­наху Вар­наве, про­жив­шему в пеще­рах 47 лет и про­сла­вив­ше­муся про­зор­ли­во­стью и чудо­тво­ре­ни­ями как при жизни, так и после смерти. Мощи старца Вар­навы поко­ятся в назем­ном соборе в честь Чер­ни­гов­ской Божией Матери.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки