Array ( )
<span class=bg_bpub_book_author>Мудрова И.А.</span> <br>Великие монастыри. Сто святынь православия

Мудрова И.А.
Великие монастыри. Сто святынь православия - Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь

(10 голосов4.2 из 5)

Оглавление

Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь

Татарстан, Высокогорский р-н, пос. Седмиозерка.

В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь в Седмиозерной слободе, при реке Солонице и озере, образовавшемся от слияния семи небольших озер. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так, в 1646 году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством. Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено, и чума в городе прекратилась. С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Смоленско-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославили монастырь, куда ежегодно приходили тысячи паломников.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани.

Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова) (1844–1915). Преподобный Гавриил происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни, являлся духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. В Москве он принял постриг с именем Тихон, затем по указанию оптинских старцев, покинул Москву и направился в Раифу, а затем – в Седмиозерную пустынь, в которой жил с 1883 по 1908 год. В 1894 году принял схиму, в 1900 году по настоянию правящего архиерея был назначен наместником пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в 1898–1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим. В конце XIX в. – начале XX в. преподобный Гавриил был одним из авторитетнейших русских старцев. В 1908–1915 годах он проживал на покое в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915 году вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не доехал, скончавшись на квартире своего духовного сына в Казанской духовной академии. Тогда же старец был погребен в Седмиозерной пустыни в отстроенном им храме Преподобного Евфимия Великого. В 1997 году схиархимандрит Гавриил был канонизирован. К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божьей Матери – оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагались пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня. Храмов было шесть каменных: в честь Вознесения Господня (1640 год) с приделом во имя святителей Варлаама и Иоасафа (1799 год); в честь Смоленской иконы Божией Матери (1668 год) с приделом в честь Успения Божией Матери (1738 год); домовый во имя святого апостола Андрея Первозванного; в колокольне во имя Всех святых (1881 год); во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского (1899 год); в лесу, на ключе, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1884 год).

Историей основания и внешним обликом Седмиозерная пустынь была похожа на Раифский монастырь. Но, в отличие от Раифы, Седмиозерная пустынь после закрытия в 1926 году была в основном разрушена.

Ко времени передачи монастыря в ведение Русской Православной Церкви (в 1997 году) сохранились только братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского.

В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

В обители есть святые источники: источник чудесного явления иконы «Всех скорбящих Радость» и источник схимонахини Анисии.

Комментировать