Великие монастыри. Сто святынь православия

Великие монастыри. Сто святынь православия

Мудрова И.А.

Козельщинский Рождество-Богородицкий женский монастырь

Украина, Полтавская обл., г. Козельщина.

В 1886 году появилась маленькая женская Рождество-Богородичная община. Через пять лет преподобный Амвросий Оптинский преподал свое старческое благословение на создание обители, и община была преобразована в женский монастырь общежительного типа. Когда установилась советская власть и весной 1929 года обитель была закрыта, группа монахинь во главе с игуменьей и духовным отцом продолжили монашескую жизнь в монастырском скиту «Обиток» возле поселка Потоки Кременчугского уезда Полтавской области вплоть до 1932 года.

Земля и часть имущества монастыря были национализированы. В 1929 году в соборе устроили театр. Мрамор с иконостаса был использован для хозяйственных нужд – выкладывания дорожек. На иконных досках с оборотной стороны писали портреты передовиков производства.

В предвоенные годы в соборе содержали «врагов народа», конвоированных с западных областей Украины, и военнопленных поляков. В 1941 году в его помещении квартировали части Красной армии. В октябре 1941 года монахини возобновили монашескую жизнь в оставленных немцами помещениях обители. Резолюция Преосвященного епископа Полтавского и Лубенского в 1942 году утвердила восстановление обители. А в 1949 году Козельщинский монастырь был переведен в Лебединский Свято-Николаевский монастырь Шполянского района Черкасской области, где он действовал на правах независимой общины до 1961 года.

Во время Великой Отечественной войны собор был поврежден снарядами, от которых стены дали трещины. Начиная с 1943 года здание использовалось как котельная для школы, весовая, мастерская, для ссыпки хлеба. В монашеском корпусе с Преображенской церковью после 1929 года находилась школа. В самом храме устроили спортзал. Остальные монастырские здания были заняты под зоотехническую школу, амбулаторию, больницу, электростанцию, общежитие для служащих, потребительское общество, столовую и т. д. В 1943 году 12 монастырских помещений сгорело.

Весной 1991 года в Козельщине была организована небольшая монастырская община, которая в 1992 году получила статус монастыря.

Строения монастыря таковы. Рождество-Богородичная церковь освящена в 1882 году, но разобрана в начале ХХ века по причине строительства нового храма. Преображенская церковь в теплом монастырском корпусе освящена в 1891 году. Ее боковые приделы – с престолом в честь святой мученицы (или преподобной) Елисаветы и святителя и чудотворца Николая. Сейчас это теплая монастырская церковь с одним престолом во имя Преображения Господня. Рождество-Богородичный собор освящен в 1906 году. Основной его придел – с престолом в честь Рождества Божьей Матери, боковой – в честь святой равноапостольной Марии Магдалины и праведной девы Олимпиады. Сейчас здесь один престол, во имя Рождества Божией Матери. Здание странноприимницы, больничный корпус, иконописная мастерская, мужская и женская школы, кирпичный завод, водопровод, мастерские и хозяйственные помещения.

Главная святыня обители – чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Козельщинской (Козельщанской, иногда, ошибочно, – Козельской). В обители находятся также части мощей некоторых святых. Козельщинская икона Божией Матери принадлежит к более поздним по времени прославления иконам (1881 год) и одновременно к наиболее почитаемым. Икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны. Владелица (или одна из владелиц) иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска по фамилии Сиромаха. Так икона попала на Украину. В ХIХ в. образ находился в селе Козельщина Полтавской губернии, где было родовое гнездо семейства Капнистов, которому и принадлежала икона и чьей семейной святыней являлся. Именно здесь Пресвятой Богородице угодно было прославить Свой образ. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, которые приходили к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом сложился обычай, чтобы тот, кто молится, чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Икона вернулась в монастырь в 1993 году.

Комментировать