Воспоминания: первые сорок лет моей жизни — протоиерей Михаил Труханов

Воспоминания: первые сорок лет моей жизни — протоиерей Михаил Труханов

(23 голоса4.3 из 5)

Оглав­ле­ние

Пре­ди­сло­вие
От автора
Вос­по­ми­на­ния: Пер­вые сорок лет моей жизни
 О моих бли­жай­ших предках
Голод на Самарщине
На Арале
В Тамер­ла­новке и Туркестане
К исто­рии моей юно­ше­ской влюбленности[17]
Иску­ше­ние в 20 лет[19]
Поступ­ле­ние в инсти­тут и пер­вые сту­ден­че­ские годы
Арест
Пред­пас­халь­ный пост в камере 212
Чело­век поис­тине сво­бо­ден тогда, когда живет пра­ведно, живет по-Божьи
На 123‑м лаг­пункте Унжлага
«Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь»
Из кар­цера — на 18‑й лагпункт
В бри­гаде могильщиков
Ноч­ная погрузка
Дис­кус­сия среди меди­ков о Боге
Радость жизни в любви
«Свят Гос­подь Бог наш»[49]
«О вся­ком сло­веси, исхо­дя­щем из уст Божиих, жив будет человек[53]»
На кур­со­вой базе и в штраф­ном лагпункте
Иску­ше­ние на 31–м году жизни[57]
Юрик
Пере­сылка в Кирове
Пере­сказ «Камо грядеши?»
Кратко о сути христианства
Окон­ча­ние романа «Камо грядеши?»
Литур­гия в камере
Пер­вый день в Хаба­ров­ском лагере Приморзолото
Бухта Ванино[65]
На бес­сроч­ном поселении
Исце­ле­ние Анны
Арест 21 марта 1953 года
Кар­цер
Богу все возможно[86]
Молитвы отца Михаила
Послед­ний шмон и освобождение
При­ло­же­ния (из архива о. Михаила)
У бла­го­дат­ного чело­века и тварь благодатная
Отверг­ну­тая благодарность
Чело­век!
«Знаю одного человека…»
Основ­ные опуб­ли­ко­ван­ные работы про­то­и­е­рея Миха­ила Труханова
Основ­ные даты жизни про­то­и­рея Миха­ила (Миха­ила Васи­лье­вича Труханова)
При­ме­ча­ния

Предисловие

Про­то­и­е­рей Михаил Васи­лье­вич Тру­ха­нов родился 14 сен­тября (1 сен­тября ст. ст.) 1916 года в селе Боль­шая Тара­совка Клин­цев­ского рай­она ныне Сара­тов­ской обла­сти в семье свя­щен­ника Васи­лия Тру­ха­нова. В 1923 г. семья пере­ехала в Таш­кент­скую епар­хию. С 1926 по 1930 г. — учеба в школе, после чего, освоив навыки фото­грам­мет­ри­ста (в Таш­кенте батюшка закан­чи­вает годич­ные курсы чер­теж­ни­ков-кар­то­гра­фи­стов), «рабо­тал в тресте Гео­де­зии, аст­ро­но­мии и кар­то­гра­фии. В лет­ние сезоны побы­вал в четы­рех ком­плекс­ных экс­пе­ди­циях (1934–1937)». В 1937 г. о. Михаил едет в Москву и посту­пает в Инсти­тут гео­де­зии и кар­то­гра­фии. Здесь 25 фев­раля 1941 г. его аре­сто­вы­вают и осуж­дают на восемь лет. Он отбы­вает срок в Унж­лаге (в раз­ных лаг­пунк­тах), а в 1946 г. его пере­бра­сы­вают на Даль­ний Восток. В фев­рале 1949 г. батюшка полу­чает фор­маль­ное осво­бож­де­ние из лагеря, но фак­ти­че­ски остав­лен в Ванино до осо­бого распоряжения.

Начи­на­ется время вынуж­ден­ного посе­лен­че­ства рядом с местом отбы­ва­ния нака­за­ния. До марта 1951 г. батюшка нахо­дится на Даль­нем Востоке, потом его эта­пи­руют в Крас­но­яр­ский край (Кан­ский р‑н, с. Абан), где он живет до 1953 г. В селе Абан по молит­вам батюшки Гос­подь исце­ляет боля­щую Анну от рака. И опять — новый арест, осуж­де­ние на 10 лет и пре­бы­ва­ние в Омском лагере до осво­бож­де­ния 11 мая 1956 г. В этом лагере про­ис­хо­дит чудес­ное собы­тие: отец Михаил рабо­тает вра­чом-кар­дио­ло­гом, рент­ге­но­ло­гом, заве­ду­ю­щим эпи­де­мио­ло­ги­че­ской лабораторией.

После досроч­ного осво­бож­де­ния и пол­ной реа­би­ли­та­ции он едет в Москву. В том же 1956 году про­ис­хо­дит реги­стра­ция брака с Верой Алек­сан­дров­ной Лео­ни­до­вой, вер­ной помощ­ни­цей все дол­гие годы его заклю­че­ния. После воз­вра­ще­ния из лагеря о. Михаил вос­ста­нав­ли­ва­ется в Инсти­туте гео­де­зии и картографии.

В 1958 г. архи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский Андрей руко­по­ла­гает его в сан свя­щен­ника. Начи­на­ется путь мно­госкорб­ного при­ход­ского служения.

С октября 1963 г. о. Михаил, сдав экс­тер­ном экза­мены за семи­на­рию, в тече­ние четы­рех лет (пер­вый —год заочно) обу­чался в Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии. Закон­чив ее бле­стяще 15 июня 1967 г., он полу­чил сте­пень кан­ди­дата бого­сло­вия. За это время имел две награды: наперс­ный крест и протоиерейство.

До 1979 г., пока не после­до­вал уход за штат на пен­сию, батюшка слу­жил в Мос­ков­ской епар­хии, в Под­мос­ко­вье. Он опять ока­зался в цен­тре гоне­ний на Цер­ковь в 1960‑е годы. За рев­ност­ное слу­же­ние ему не давали подолгу слу­жить на одном месте.

В 1990‑е годы начи­на­ется откры­тое стар­че­ское окорм­ле­ние о. Миха­и­лом веру­ю­щих, мно­гие из кото­рых стали его духов­ными чадами. Это были не только моск­вичи, но и жители дру­гих мест Рос­сии. Всем он был бли­зок и досту­пен. У него соби­ра­лись про­стые люди из народа и мона­ше­ству­ю­щие, уче­ные и врачи, воен­ные и твор­че­ская интеллигенция.

В 1993–2000 гг. о. Михаил опуб­ли­ко­вал ряд бого­слов­ских работ (см. Приложение).

С начала 2000 г. батюшка начи­нает тяжело болеть. Но про­дол­жает при­ни­мать людей, молиться и помо­гать в самых затруд­ни­тель­ных обсто­я­тель­ствах. С 2004 г. батюшка, несмотря на тяже­лое физи­че­ское состо­я­ние, пред­при­ни­мает даль­ние поездки к своим духов­ным чадам, непо­нят­ные мно­гим его мос­ков­ским почи­та­те­лям. Так, он едет в Ниже­го­род­скую область, а затем, после корот­кого пере­рыва, — в Бело­рус­сию, где и скон­чался 16 марта 2006 г. Батюшку при­везли в Москву и 20 марта похо­ро­нили на Вагань­ков­ском кладбище.

Время гоне­ний на Цер­ковь в совет­ский период при­нято сей­час срав­ни­вать с ран­не­хри­сти­ан­скими собы­ти­ями цер­ков­ной исто­рии. Но мас­штабы бого­бор­че­ского наступ­ле­ния на Хри­стову веру при боль­ше­ви­ках были иные, неиз­ме­римо боль­шие. Как глу­боко цер­ков­ный чело­век про­то­и­е­рей Михаил не мог не попасть под­мо­лох уни­что­же­ния. Гос­подь дал ему стезю быть бес­кров­ным муче­ни­ком за веру, сви­де­те­лем страш­ных муче­ний людей в ста­лин­ских лаге­рях и участ­ни­ком не менее страш­ной жизни на сво­боде, когда он был при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Что зака­ляло его дух, что делало его веру столь совер­шен­ной, что он выхо­дил побе­ди­те­лем из «пещи вави­лон­ской»? Сам отец Михаил, не заду­мы­ва­ясь, отве­тил бы: «Гос­подь». Как-то в интер­вью его спро­сили, почему он в лагере при­зы­вал на помощь Бога, Хри­ста, а не Божию Матерь, нашу ско­рую помощ­ницу, покров и спа­се­ние? Отец Михаил отве­тил: «В тяже­лей­ших лагер­ных усло­виях я обра­щался непо­сред­ственно к Хри­сту Спа­си­телю, потому что Он мне ближе всех. Когда нет опоры чело­ве­че­ской, когда никто, каза­лось, мне не помо­жет, я гово­рил в своем сердце: «Боже, будь со мной!». И Гос­подь сей­час же откли­кался на мою молит­вен­ную просьбу…».

Отец Михаил не родился с совер­шен­ной верой, она укреп­ля­лась в семье его отца, раз­де­лив­шего в 1938 г. участь тех тысяч пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, кото­рые погибли за Хри­ста в тюрь­мах и ссыл­ках. Свя­щен­но­му­че­ник Васи­лий Тру­ха­нов окон­чил свои зем­ные дни на Колыме. Именно с него начи­на­ется путь созна­тель­ного крест­ного слу­же­ния Богу в их роду. Как известно со слов о.Михаила, его отец, окон­чив Киев­скую семи­на­рию, при­шел за бла­го­сло­ве­нием на буду­щее руко­по­ло­же­ние в свя­щен­ство к вели­кому киев­скому старцу Ионе. Тогда же ста­рец бла­го­сло­вил и буду­щую мать о. Миха­ила —Аки­лину Ива­новну на брак с Васи­лием, хотя они не были даже зна­комы. Аки­лина была вос­пи­тан­ни­цей киев­ского Вве­ден­ского мона­стыря 8 лет. По окон­ча­нии срока мать игу­ме­нья Клео­патра направ­ляла всех взрос­лых вос­пи­тан­ниц к старцу решать, кому из них остаться в мона­стыре, а кому выйти в мир. Жизнь роди­те­лей о. Миха­ила в свя­то­сти послу­ша­ния Матери Церкви, во вся­ком бла­го­че­стии и чистоте и стала осно­вой для фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти о. Михаила.

Сле­дует ска­зать еще об одном слав­ном духов­ными делами пред­ста­ви­теле фами­лии Тру­ха­но­вых — пра­деде батюшки— Тро­фиме Тру­ха­нове — деде Васи­лия, кре­стья­нине Самар­ской губер­нии. Он отли­чался и верой, и цель­но­стью жиз­нен­ных устрем­ле­ний. Он был стар­шим в артели, про­мыш­ляв­шей сель­ским стро­и­тель­ством домов и хра­мов «по чер­те­жам». Им был выстроен камен­ный храм в том селе, где он остался на посто­ян­ное жительство.

Стр. 1 из 65 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Потря­са­ю­щая книга, потря­са­ю­щий чело­век, батюшка. Одно заме­ча­ние — стр.166–167 книги пере­вер­нуты в PDF

    Ответить »
    • Администратор, 05.04.2019

      Нико­лай, бла­го­да­рим, книга обновлена.

      Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки