Уделим немного истории Символа Веры христианства.
Первый Вселенский Собор в Никее утвердил Символ Веры.
НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ 325 год(318 святых отцов, в том числе Афанасий Великий, святой Николай Угодник, авторитет стяжания святости и отец монастырского движения Антоний Великий, и многие достойные Христом люди)
«Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого;
- и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца (из сущности Отца), Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого (Сына) все произошло как на небе, так и на земле; - ради нас человеков и ради нашего спасения снисшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых;
- и в Духа Святого;
- говорящих же, что было (время), когда не было (Сына), что Он не существовал до рождения и произошел из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности, или что Он создан, или преложим, или изменяем, предает анафеме Кафолическая Церковь». (цит. по Елизавета Волчегорская. СИМВОЛ ВЕРЫ: I-ый Вселенский Собор.
http://www.golos-sov..._id=1&gzt_id=18
На первом Вселенском Соборе был решен главный вопрос, - о рождении Сына из сущности(природы) Отца и единосущии Отцу. Следовательно утверждапется единая Божественная сущность, - Отца, как единого Бога. Природа не обезличенная, не ничейная, не колхозная, а именно Отца- Бога. Единосущием Отцу, Сын имеет абсолютное равенство Ему, поэтому сущностью Сын нам Отец.
Но в Никее не было утверждено слово о исхождении Святого Духа. Хотя это уже формальность, так как рождение Сына из сущности Отца, указывает и на исхождение Святого Духа из сущности Отца. Сын и Святой Дух единосущны Отцу. Сущностью Отца и причиной христианство признаёт единого Бога, остаётся монетеистической религией и верует в Святую Троицу.
С начала 60 годов, или со времени царствования Юлиана, центральным пунктом богословских рассуждении становится вопрос о Святом Духе. Св.
Афанасий Великий еще в конце 50-х годов IV века, в своих трех письмах к Серапиону Тмуитскому, представляет исчерпывающее решение данного вопроса. Аргументация
Афанасия Великого убедительна: если, по свидетельству Писания, Святой Дух представляет собою нечто самостоятельное в Святой Троице, если Он не может быть причислен к тварям, если Он обладает Божественными свойствами и является источником освящения, делая другие твари причастными Божескому естеству, то "Он неотделим от Святой Троицы" (I, 33), "
собственен Сыну и Отчей сущности (I, 23, 25), составляет одно с Отцом и Сыном (I, 25)". Учащие о тварности Духа разделяют "и различают Троицу", подвергают опасности самое учение о Сыне (I, 3). В едином Божестве ничего не может быть чуждого и инородного, и потому существует "одна Святая и совершенная Троица, познаваемая во Отце, Сыне и Святом Духе" (I, 2).
На Александрийском Соборе 362 год о Святом Духе постановлено: предать анафеме лиц, "утверждающих, что Дух Святой есть тварь и отделен от сущности Христовой ..
. знаем же Троицу не по имени только, но истинно сущую и пребывающую, истинно сущего и пребывающего Отца, истинно сущего и пребывающего самосущным Сына, пребывающего и сущего Духа Святого" (Свиток. Стр. 190-192).
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 381(2)г.
Правило 1 -
Константинопольского Собора 381 года
"Яже в Никеи Святых Отец вера твердо да держится и пребывает. Реченаяже и писаная наню от еретик и еретики да будут прокляти, се правило разумно."
«Замечательно, – пишет
историк Церкви А. П. Лебедев, – что собор Константинопольский 382 г. в своем послании к церкви Римской, разъясняя многие стороны догматической деятельности II Вселенского собора, не приводит и не упоминает Символа»…«Также нужно учесть и то, что на соборе не было делегации Римской Церкви (отсюда и письмо), и делегатов вдвое меньше, чем на Первом».
(«Вселенские Соборы IV и V века», А. П. Лебедев. Сергиев Посад, 1896 г., стр. 139).
Такого же мнения историк
А.В. Карташев:
«Символ этот довольно рано (VI в.) приобрел на практике, без всякой формальной санкции, название Никео-Цареградского. Таким названием внушалась мысль, будто он издан II Вселенским собором, на что собор этот не был уполномочен. Ни самим собором (381 г.) и никем из его участников и современников этот символ веры II собору не приписывался. B специальной литературе эта отрицательная сторона выяснена неопровержимо». (Вселенские соборы. А.В. Карташев
http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/...kie_sobory.htm ).
Итак, Константинопольский Собор не изменял Символ Веры, и было бы странно, что по прошествию всего менее 60 лет многие святые отцы стали противопоставлять себя своему же решению в Никее и попадать под анафему. Собор внёс разъяснения о исхождении Святого Духа от Отца, но эти разъяснения не могли быть внесены в Символ Веры по причине невозможности изменения Символа.
ЕФЕСС.
Третий Вселенский Собор 431 г. в Ефессе имеет в виду Символ Никейский. «На первом же своём заседании Собор зачитал текст Никейского Символа и поместил его в свои акты, беря его исходной точкой своих решений. …..Символ Константинопольский не был читан на Соборе…… Неверно,.., что в правиле 7-ом III Вселенского Собора разумеется Символ Никео-Цареградский» («Вселенские Соборы IV и V века», А. П. Лебедев. Сергиев Посад, 1896 г стр. 168, 176, а также стр. 285, 322).
Спасибо Аника за предоставление
Правило 7е, третьего Вселенского Собора, Ефесского:-
По прочтении сего, святый Собор определил:
да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную
веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом
собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять,
или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества,
или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, Если суть
епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства,
и клирики клира; Если же миряне: да будут преданы анафеме.
ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР 451 год
Вселенский Халкидонский Собор 451 г. не отменял Никейского Символа, а утвердил в силу решения Константинопольского Собора:
«Сохраняя порядок и все постановления о вере бывшего прежде в Эфесе святого собора… определяем, чтобы блистало преимущественно изложение правой и непорочной веры 318-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Никее при благочестивой памяти Константине, бывшем императоре, но чтобы имело силу и то, что определено 150-ю святыми отцами в Константинополе для уничтожения возникших тогда ересей».
Халкидонский Собор подтверждает Символ Веры святых отцов Никеи и утверждает решения Константинопольского Собора о исхождении Святого Духа от Отца. Такое утверждение требовалось в причину отсутствия Римской Церкви на Константинопольском соборе, а Халкидонский Собор уже имел полный кворум и полномочия Вселенского.
Как видим, изменения Никейскому Символу Веры нет.
ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР. Константинополь - открылся 7 ноября 680 года, а окончился 16 сентября 681 года.
Было бы странно, если в Халкидоне читали текст Никее Цареградского Символа Веры, а последующий пято-шестой Вселенский Собор вновь подтверждает Символ Веры Никеи.
Решение 6-го Вс.собора (п.1), -
...хранить неприкосновенно нововведениям
и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова,
богоизбранных Апостолов; еще же от трехсот восемнадцати святых и
блаженных отец, при Константине царе нашем, на нечестиваго Ария,
и на вымышленное им языческое инобожие, или, свойственнее рещи, многобожие,
в Никее собравшихся, которые единомыслием веры, единосущие в трех
ипостасях Богоначальнаго естества открыли нам и уяснили, не попустив
сему сокрыту быть под спудом неведения, но ясно научив верных покланяться,
единым поклонением, Отцу и Сыну и Святому Духу, ниспровергли и разрушили
лжеучение о неравных степенях Божества, и еретикам из песка сложенныя
противу православия детские построения раззорили и низринули. Такожде
и при великом Феодосии, царе нашем, сто пятидесятью святыми отцами,
в сем царствующем граде собравшимися, провозглашенное исповедание
веры содержим, богословствуще о Святом Духе изречения приемлем; а нечестиваго
Македония, купно с прежними врагами истины, яко буйственно дерзнувшаго
почитать Владыку рабом, и нагло хотевшаго пересещи несекомую еденицу,
так что не было бы совершенно таинство упования нашего...
http://www.agioskanon.ru/vsobor/002.htm
Итак, не один Вселениский Собор не внося изменения в Никейский Символ Веры, подтверждали и учение о исхождении Святого Духа от Отца.
К тем господам, что пытаются представить появление так называемого Никее-Цареградского Сивола Веры от 2го Константинопольского собора или Халкидонского, следует вопрос. Как известно на Русь христианство пришло с Греции.
Текст второй редакции Символа Веры принятый на Соборе во Владимире в 1227 году
Веруем во Единаго Бога Отца Вседержителя, видимым же и не видимым Творца.
И во Единаго Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, рождена от Отца единочадна, сеже есть от существа Отча: Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и яже на земли, нас ради человек, и за наше спасение сошедша и воплощшася и вочеловечьшася, и страдавша, и в третий день воскресша, и восшедша на небеса и паки грядуща судити живым и мертвым.
И в Духа Святаго.
Глаголющия же, бе время егда не бысть, и яко от несущих бысть, или от иного состава, или существа, или преложна, или пременна Сына Божия, таковыя проклинает Соборная и Апостольская Церковь. Аминь
Как видим, такст полностью совпадает с Никейским Символом, и не имеет более развёрнутый смысл, как это сказано в Никее- Цареградском Символе.
Как же так, греки изменили Символ Веры, а через сотни лет подсунули на Русь старый текст Никеи? Это вопиющее противоречие разрешается просто, в то время и в Греции и на Руси читался Никейский Символ Веры. Никее Цареградского Символа или ещё не было, или он использовался неофициально среди христиан.
Греки приняли текст так называемого Царегратского символа после падения Византийской империи с постепенным принятием трёхперстия. Официально это было в 14веке, точно не помню каком году.
Сложние пльцев (слав. перстосложе́ние) при совершении крестного знамения, рекомендованное папой Иннокентием III в XII в. вместо привычного до этого двуперстного (= из двух пальцев) сложения. После завоевания Константинополя крестоносцами в XIII в. трёхперстие стало распростаняться на греческом Востоке и к XV в. почти полностью вытеснило у греков древнее двуперстие(Рим прежде использовал крестное знамение трёхперстием).
Русь переняла христианство из Греции, и читала Символ Никейский. Было бы наивно думать, что греки читали Символ Цареградский, а на Русь дали Символ Никейский.
После укоренения троеперстия в Греции 15 век, настало время для реформ в России. Тогда то и изменили текст согласно греческому Символу уже Цареградскому. Никейский Символ стал потихоньку забываться, но его никто не отменял и он действует и подтверждён Вселенскими Соборами.
На Руси исторически сохранился текст из Кормчей патриарха Иосифа 1650 года
Веруем во Единаго Бога Отца Вседержителя, видимым же и не видимым Творца.
И во Единаго Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, рождена от Отца единочадна, сеже есть от существа Отча: Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и яже на земли, нас ради человек, и за наше спасение сошедша и воплощшася и вочеловечьшася, и страдавша, и в третий день воскресша, и восшедша на небеса и паки грядуща судити живым и мертвым.
И в Духа Святаго.
Глаголющия же, бе время егда не бысть, и яко от несущих бысть, или от иного состава, или существа, или преложна, или пременна Сына Божия, таковыя проклинает Соборная и Апостольская Церковь. Аминь[7]
Митрополит Макарий "История русской церкви":
(......московский собор 1654 г/, бывший в царских палатах; и собственноручно подписал свое исповедание. подобные же ответы написали один за другим и все прочие архиереи и подписали своими руками/ а в конце свитка, на котором помещены были все эти рукописания архиереев; они начертали символ веры в том самом виде, как он был произнесен каждым из них на соборе и напечатан в новоисправленных книгах/ вслед за архиереями подобные же письменные заявления дали и архимандриты монастырей):
Современный текст Никее-Цареградского символа Веры.
” Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую руку) Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.”
Тескст более расширен, и тем имеет несомненные преимущества. Но, нет уточнения, что Сын рожается из сущности Отца, а сказано, "от Отца рождённого", что само собой подразумевает из общей сущности(природы) Отца рождённого, а не из частности, так как Никее Цареградский Символ Веры не может противоречить Никейскому Символу во взаимоотношениях Отца и Сына.
Но, находятся люди, каким то образом разделить сущность и ипостась Божественную, а то вообще отвергнуть природу Бога. Они изолгали
Василия Великого, противопоставили
Афанасию Великому, начхали на все Соборные решения святых отцов и вносят невозможную ересть в учение христианское. Как был оболган святой
Василий Великий, следующий разговор разбором его письма к брату Григорию.
(прошу прощения за большой пост, что требует тематика)