Гендерное деление

Православный христианин
Церковь наша большая, прихожан в ней немало, внутри стен храма порядок и благочиние. Выработанная дисциплина деления мужеского пола на женское тоже есть. Вы меня понимаете, я говорю о подходе к причастию и помазанию елеем. Тут всё чётко — вначале мужчины потом женщины.
По окончании службы, со многими православными, я спешу на автобусную остановку. Пять, десять минут ожидания и остановка уже полна людей — в основном женского роду. Вот наконец-то и маршрутка! в которую не войдет и пятая часть всего народа. Мне повезло, я у самых дверей, лезу в карман за проездным и тут получаю хороший пинок в бедро, затем локтем по печени, и я уже не у дел)) — матушки! дорогие! — кричу я, помилуйте, где же порядок преподанный вам церковью...?
Одна добрая старушка, тоже, как и я непопавшая в число счастливчиков, видя мою печальку, взяла меня тихонечко за руку и с улыбкой сказала: смирись брат) во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, все мы для Него одинаково дороги. Я обескуражен, вот это урок.

Хочу спросить у вас форумчане: Как у вас в храме и в миру с этим правилом? и от куда оно взялось?
 
Одно дело - тысячелетние традиции патриархата почти во всех известных нам обществах, другое дело - цитата из новозаветного апостола.
Это как национализм - всем в подсознании приятно считать свой народ выше других, а апостол опять другое говорит (ни эллина, ни иудея).
Именно из христианства же выросло понимание равенства людей.

А когда люди выходят из церкви, намёрзлись на остановке - вот и включаются инстинкты (наработанные до воцерковления)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не к месту напишу и не совсем по делу. Много лет назад мне коллега сказала: "Так люблю ходить в Публичку (Публичная библиотека)! Представляешь, там мужчины меня в дверь пропускают!" :D Сейчас в новом здании Публички такой момент отпал из-за отсутствия узких дверей. :D
 
Не к месту напишу и не совсем по делу. Много лет назад мне коллега сказала: "Так люблю ходить в Публичку (Публичная библиотека)! Представляешь, там мужчины меня в дверь пропускают!" :D Сейчас в новом здании Публички такой момент отпал из-за отсутствия узких дверей. :D
А я выросла в таком месте ( театре), что пропускать в дверь даже маленькую девочку было естественно, потому что она (я) - девочка. И вот я выросла с ощущением своей женственности, и да, нечасто за пределами сих заповедников (театров, библиотек) встречаются галантные мужчины :)))
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вячеслав, простите, что мы в вашей серьезной теме пошалили немного.
Конечно, драться при входе в маршрутку не есть хорошо, кто бы это ни был: мужчина или женщина.
 
Православный христианин

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Мне кажется, что порядок подхода к Чаше определяется правилами благочестия. Это не догматы и не каноны. Однако их соблюдение позволяет совершать Таинство в тишине, порядке и мире.
Вот что говорит об этом энциклопедия "Азбука" в разделе "Правила благочестия" (подчеркнуто мной - Е.А.):
По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

Подходить к Чаше во время причащения принято сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но соблюдать очередность. https://azbyka.ru/pravila-blagochestiya
А это пишет о порядке причащения о. Константин (Пархоменко) в фотоальбоме:
По установившейся практике, сначала причащаются младенцы, затем дети, потом взрослые. (В некоторых храмах соблюдается старинная традиция, что из взрослых сначала причащаются мужчины, затем женщины. Это старинная византийская традиция, но не древнехристианская.) https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainstva-tserkvi/tainstvo-prichashheniya/1/image/fotor509/
Существует также благочестивая традиция начинать причащение с монашествующих, а затем уже к Чаше подносят младенцев.

Лично мое мнение таково: традиция эта очень хороша. В тех храмах. где ее соблюдают, сам процесс проходит тихо, благоговейно, мирно, радостно. В тех храмах, где традиции этой нет, иногда, к сожалению, около Чаши возникает суета и даже давка. Впрочем, Таинство от этого нисколько не умлаяется, но возникают многие соблазны.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо, Евгений, за ссылку на статью.
Мне кажется, что в тех храмах, где существует очередность подхода к Чаше, очень редко можно увидеть, как немощная старушка оказывается позади мужчин. Все же православные люди в большинстве своем уважают старость и милосердны к немощи. Таких немощных, конечно же, пропускают вперед даже перед детьми, которые уже могут и подождать. А вот в тех храмах, где приступают к чаше толпой, такие немощные как раз оказываются в самом конце или их проводят сопровождающие через "бушующее море", что для немощного человека тоже тяжело как физически, так и морально.
Просто при четком "построении очереди" очень хорошо видны все причастники, но в толпе человек видит только себя и стоящих непосредственно пред ним двух-трех человек. Стоящих сзади, по бокам, далеко впереди из толпы не видно. А пропустить вперед ребенка или немощного старика в толпе невозможно чисто физически. Некуда шагу ступить.
Поэтому я и писала, что лично я - за очереди. В них как раз пропустят больного и слабого вперед.
 
Православный христианин
А как же в миру? нужно ли следовать нам православным правилам религиозного этикета в безбожном миру? типа — нефамильярничать, носить длинные юбки, платки, приветствовать друг друга с целованием, пропускать мужчин в очереди)) и т.п.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
А как же в миру? нужно ли следовать нам православным правилам религиозного этикета в безбожном миру? типа — нефамильярничать, носить длинные юбки, платки, приветствовать друг друга с целованием, пропускать мужчин в очереди)) и т.п.
Вячеслав, а как Вы сами считаете? Каково Ваше мнение?
 
Православный христианин
Елена, я за православный этикет, пора отвоевывать территорию) На моем предприятии где я работаю есть несколько человек православных, и ИТР и рабочие. При встречи мы здороваясь всегда с легка обнимаемся. Я вижу, как с уважительным интересом на нас смотрят. Мы всегда улыбаемся друг другу, и если на расстояние, то почтительно приклоняем головку)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо Евгению за своевременные и полезные ссылки. Конечно, наше внешнее поведение тесно связано с внутренними чувствами и намерениями. И, напротив, внутреннее состояние может зависеть от внешнего поведения.
Для себя из этой ссылки почерпнула следующее: даже если на душе тяжело, нужно постараться радоваться хотя бы тому, что Господь до Своего храма довел. А если так подумать, то и на душе станет легче.

Вячеслав, было интересно узнать Ваше мнение. Оно такое радостное и энергичное!

Мое мнение: следует идти средним путем. Внешнее поведение, как мне кажется, могу ошибаться, не должно смущать других людей и быть сообразным ситуации.
Так, тема юбок обсуждалась на форуме несметное количество раз. Но чисто с практической точки зрения в нашем питерском климате в осенне-зимне-весенний сезон юбки в пол непрактичны - "хвост" все время будет мокрым и грязным. В метро на эскалаторе - это дополнительный риск травмы (попадание подола между ступеньками). Можно, конечно, входя на эскалатор, подобрать юбку, но у наших женщин всегда руки заняты авоськами, портфелями и прочими сумками, а ведь нужно еще ухватиться за поручни... Не Шивы мы многорукие. :) В лес за ягодами-грибами удобнее идти в брюках. А вот на работу, на прогулку, в храм вполне можно надеть юбку миди. Если мини юбку наденет девочка-длинноножка 10-13 лет, не увижу в этом крамолу. Но сама в своем возрасте уже такое не надену. Кстати, в Европе сейчас бабушки моего возраста щеголяют в мини юбках без всякого стеснения. Они считают, что наряду с морщинистым лицом имеют полное право показать и венозные ноги - старость не порок. Но, конечно, в храм надевать мини юбку просто неудобно, хотя бы потому что в ней проблематично поклониться, не смутив никого.

В очереди на маршрутку в большом городе имеет смысл садиться в порядке живой очереди, пропуская без очереди семьи с малолетними детьми и больных людей. Если я буду пропускать всех мужчин, то не уеду до завтрашнего дня. Если меня пропустит в дверь мужчина, буду рада. Но если мужчина пройдет вперед, не огорчусь, это дело секунды. В храме пропущу мужчину вперед без раздумий.

Можно продолжать, но мне кажется, что в каждой ситуации каждый человек вправе выбирать то или иное действие, в конце концов, оттого, кто пройдет в дверь первым при условии "неприменения грубой силы", не будет греха ни тому, кто прошел вперед, ни тому, кто прошел вторым.

Простите за болтливость.
 
Вообще, пропускать, проявлять внимание может тот, кто сам чувствует себя психологически гармонично, без комплексов, я бы сказала, с позиции силы. Поэтому я легко перестроилась, придя в церковь, что первые - мужчины. Нет проблем, пусть будут первыми, если хотят ( :))
 
Россия
Православный христианин
Церковь наша большая, прихожан в ней немало, внутри стен храма порядок и благочиние. Выработанная дисциплина деления мужеского пола на женское тоже есть. Вы меня понимаете, я говорю о подходе к причастию и помазанию елеем. Тут всё чётко — вначале мужчины потом женщины.
По окончании службы, со многими православными, я спешу на автобусную остановку. Пять, десять минут ожидания и остановка уже полна людей — в основном женского роду. Вот наконец-то и маршрутка! в которую не войдет и пятая часть всего народа. Мне повезло, я у самых дверей, лезу в карман за проездным и тут получаю хороший пинок в бедро, затем локтем по печени, и я уже не у дел)) — матушки! дорогие! — кричу я, помилуйте, где же порядок преподанный вам церковью...?
Одна добрая старушка, тоже, как и я непопавшая в число счастливчиков, видя мою печальку, взяла меня тихонечко за руку и с улыбкой сказала: смирись брат) во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, все мы для Него одинаково дороги. Я обескуражен, вот это урок.

Хочу спросить у вас форумчане: Как у вас в храме и в миру с этим правилом? и от куда оно взялось?
В Храме по началу было даже непривычно что везде пропускают первого как мужчину, а в миру так же как у вас в маршрутке, кто наглее тот и "прав". И вот что хочу сказать правило как хочешь чтоб к тебе относились так и ты относись работает на все тысячу процентов как и остальные слова в Евангелии. Мне например чисто самому очень приятно пропускать всех вперед когда все вежливые и культурные, а женщин в Храме ну вот прям люблю, вызывают очень много позитивных эмоций, все такие хорошие, поэтому в жены брать только Христианку! А хабалки вызывают чувства координально противоположные, часто гашу желание прямо взять и ударить, нередко только УК, теперь еще и Исповедь удерживают, неохота потом каяться и мириться :)
 
Россия
Православный христианин
Ой, Олег, насмешили насчет УК. Сижу, хихикаю.
Не, серьезно. Не для всех, но лично для меня зачастую не плохой сдерживающий фактор. У меня семья, дети, вот так вот на нервах дашь по лицу, а лицо возьмет и упадет, ударившись головой об угол. И все, пляшите от печки. Ну или окажется ловчее меня и самого еще уронит, зачем оно мне надо?)) Пускай с этим лицом другие мучаются :D А вообще Бог найдет и другой способ исправить наглеца, у него масса вариантов :)
УК он в основном для не воцерковленных, чтоб совсем в зверей не превращались, а для воцерковленных это все и так понятно.
 
Православный христианин
Сверху