Елеопомазание

Елеопома́зание – бого­слу­жеб­ный обряд, состо­я­щий в начер­та­нии свя­щен­ни­ком на челе веру­ю­щих креста освя­щен­ным елеем (исполь­зу­ется елей, освя­щён­ный или из лам­пады от празд­нич­ной иконы). Может совер­шаться и вне бого­слу­же­ния. Пома­за­ние елеем (маслом) сим­во­ли­зи­рует изли­я­ние Божией мило­сти на чело­века и при­вле­кает Его бла­го­дать

eleopomazanie 1 - Елеопомазание

Тра­ди­ци­онно совер­ша­ется на бого­слу­же­нии вос­крес­ной и празд­нич­ной утрени после чтения Еван­ге­лия, во время покло­не­ния иконе празд­ника, воз­ло­жен­ной посреди храма на аналое. При этом свя­щен­ник про­из­но­сит: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа», а веру­ю­щий отве­чает: «Аминь». Суще­ствует также тра­ди­ция, по кото­рой в Гос­под­ские празд­ники свя­щен­ник про­из­но­сит при пома­за­нии: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в празд­ники Бого­ро­дицы: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас».

Перед погру­же­нием в купель во таин­ства Кре­ще­ния также совер­ша­ется пома­за­ние елеем, кото­рый освя­ща­ется перед этим чте­нием спе­ци­аль­ной молитвы, где гово­рится о как сим­воле при­ми­ре­ния чело­века с Богом. Свя­щен­ник пома­зы­вает грудь, уши, руки и ноги кре­ща­е­мого со сло­вами: «Пома­зу­ется раб Божий (имя) елеем радо­ва­ния во имя Отца, и Сына и Свя­того Духа. Аминь». Грудь со сло­вами – «Во исце­ле­ние души и тела», уши – «В слы­ша­ние веры», руки – «Руце Твои сотво­ри­сте мя, и созда­сте мя», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам запо­ве­дей Гос­под­них».

Цитаты о елео­по­ма­за­нии

«Елео­по­ма­за­ние свя­зано с рас­про­стра­не­нием в Восточ­ной Церкви Иеру­са­лим­ского устава. В лавре прп. Саввы Освя­щен­ного с V века суще­ство­вал обычай совер­шать пома­за­ние братии елеем из лам­пады, горя­щей у могилы прп. Саввы, что сим­во­ли­зи­ро­вало бла­го­сло­ве­ние свя­того, неви­димо пре­по­да­ва­е­мое братии. С рас­про­стра­не­нием Иеру­са­лим­ского устава сна­чала в Малой Азии, а затем и повсе­местно в Восточ­ной Церкви пома­за­ние елеем стало совер­шаться в дни памяти и других почи­та­е­мых святых».
А.А. Тка­ченко, пре­по­да­ва­тель кафедры литур­ги­че­ского бого­сло­вия ПСТГУ

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки