Если бы у всех православных не было страха перед вечными мучениями, то и не было грозного предупреждения Христа о вечных муках в геенне, где «
где червь их не умирает и огонь не угасает»
(Мар.9:44). И тогда не было бы вечных мучений, потому что милосердный Бог всех грешников, осужденных в геенну огненную, лишил бы Своей благодати жизни. Их тела и души разрушились бы настолько, что стали бы нечувствительными к мучениям, как пепел разложившегося и сгоревшего тела уже не чувствует никаких мучений. Разве они виноваты в том, что не захотели жить с Богом в Царстве Небесном? Какой смысл оставить их пребывать в вечных мучениях?
А то, что
Бог может прекратить вечные мучения, путем лишения жизни не только тела, но и души, следует из всемогущества Вседержителя и Творца.
‒ «
Ибо мы Им живем и движемся и существуем»
(Деян.17:28).
‒ Святой Беда Достопочтенный, ссылаясь на блаженного Августина
1 (
О книге Бытии буквально),
объясняет: ‒ «
Его мудрость твердо простирается «от одного конца до другого и все устрояет на пользу
» (Прем. 8:1), благодаря каковому расположению «мы Им живем и движемся и существуем
». Отсюда можно заключить, что, если бы Он перестал прилагать это Свое действие, то мы бы Им не жили, не двигались и не существовали».
‒ Мученик Иустин Философ (
Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 6) пишет: ‒
«
Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтоб она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтоб она не жила более… От души, когда нужно, чтобы ее более не было, отнимается жизненный дух, и душа уже не существует».
Но если не будет вечных мучений и страха перед ними, то многие отпадут от Бога и скажут ‒ «
Бери от жизни все, живи, как хочешь, богатей и веселись, пока живешь». А самоубийцы скажут ‒ «
Зачем беспросветно мучиться и страдать в этой жизни? Покончу с ней, уйду в небытие и никаких мучений». Вот для таких людей, чтобы хоть как-то привести их в разум, Бог и дает предупреждение о тяжком их посмертном пребывании вне жизни с Ним. Бог по любви Своей хочет всех спасти и поэтому никогда не нарушит Своего предупреждения о вечных муках грешников, отвергающих Его. Бог, даже если бы и мог избавить грешников от вечных мучений по милости Своей путем лишения их благодати, не может отменить неизменную правду Свою о вечных муках для укоренившихся в злых делах и страстях грешников потому, что любовь и правда Божия превыше милости Его.
А что касается значения страха перед адом, то преподобные пишут следующее.
‒ Преподобный
Исаак Сирин говорит о том, что «
есть три способа, которыми всякая разумная душа может приближаться к Богу: или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним. И никто не может приблизиться к Божией любви, если не поведет его один из сих трех способов» (
Слова подвижнические.
Слово 58). Потому сказано Христом про вечные муки, чтобы тех, кто не вразумится последствиями своих и чужих грехов, вразумить предупреждением о вечных муках.
Для некоторых нужен первоначальный страх Божий, чтобы удерживать их в вере. По мере же приобщения к Богу, этот первоначальный страх перерастет в страх потери Бога. А когда придет совершенная любовь, то от страха Божьего останется только блаженный трепет перед величием Божественной любви.
‒ "
Невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий [1], можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын… и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4, 7). Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святой Антоний говорит: я уже не боюсь Бога, но люблю Его [2]". (
Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания).
Поэтому и будут вечные муки, чтобы был первоначальный страх перед ними, подвигающий многих к обращению к помощи Бога в уповании на Него.
***
P.S. По своему опыту скажу, что пока был неверующим, ничто, кроме любви к матери, жене, брату, сестре, чудесным детям и любимому занятию, не удерживало меня от смерти для избавления от продолжительных болей, не позволяющих ни дышать, ни шевелиться. Когда боль заполняет все тело и только на короткое время чуть-чуть отпускает, а потом все начинается сначала и такая пытка продолжается несколько месяцев, а через полгода или год опять все начинается сначала и добавляются к этому от болеутоляющих лекарств другие болячки, то теряется всякий интерес к жизни, а остается только страх перед началом следующих пыток. Прежде хорошо было быть неверующим потому, что избавление от этих пыток довольно простое – умереть и превратиться в бесчувственный прах. Будучи неверующим боялся только этих болей, но смерти не боялся. Но когда стал верующим и осознал правду евангельскую, то понял, что попал в капкан страха перед вечными мучениями – самоубийство стало невозможным. И выход из этого капкана только один – призвать Бога на помощь, довериться Ему и в смирении перед Ним следовать Его путем. Но пока не могу полностью, как Авраам, довериться Богу в своей жизни (отдать имение и прочее), не могу благодарить Его за свои физические страдания, которых с возрастом становится все больше. Оставляю себе лазейки для утешения земными удовольствиями. Молюсь об исцелении от этих болей, а не о том, чтобы Бог дал мне силы терпеть их (что более правильно). Страх перед завтрашним днем. Итак, не достиг я совершенной любви к Богу. И поэтому страх перед вечными мучениями меня пока не покидает.
P.S. Работал я на стройке вместе с одним веселым парнем лет 25-и. Он пел песни, кладя плитку. Улыбка не сходила с его лица. Но однажды после выходных он не пришел на работу. Повесился в туалете от того, что подруга сказала нечто, возмутившего его. Возможно, что он любил ее и не мог жить без нее, а она ему отказала. Не находя выхода из создавшейся ситуации, он повесился. Вот так просто уйти из жизни, если нет веры в Бога и страха вечных мучений.