Иисусова молитва. Практика и опыт.

Святая Русь
Православный христианин
Тогда к чему вообще Ваш комментарий?
Предостережение.
Я тоже читала Паисия Святогорца (все тома), но не стала бы сравнивать простые беседы на духовные темы с этой книгой. В ней звучит молитвенный дух, как в Псалтири. И до нее я не понимала, как нужно молиться, чтобы не уставать и не отвлекаться. Книга написана стилем, который мне наиболее понятен и близок. Конечно, у каждого свое восприятие, и я никому не навязываю именно эту книгу.
А читали ли Вы святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника? А святителя Иоанна Златоуста читали?
 
Святая Русь
Православный христианин
Плывет архиерей на небольшом корабле по морю паломнической поездкой в Соловецкий монастырь помолиться. И вдруг видит, как народ с корабля показывает на невдалеке лежащий островок.

— Владыко, все утверждают, что на том острове 3 святых человека живут, – сказал один человек из народа.
Архиерей удивился. Немного подумав, он приказал остановить корабль, и спустившись в шлюпку поплыл со своими приближенными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает, во что одеты… Кланяются. Владыка, не сводя с них заинтересованного взгляда, благословил их, и спросил:

— Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете?

— А мы не знаем, владыко, сколько годов, может, двадцать, а может, тридцать, ― отвечали они. ― Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, все разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: «Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдем…». Раз в год приезжают к нам священники с материка, исповедуют и причащают.

— Понятно… ― протянул архиерей, ― вы значит исполняете свое обещание… А как вы молитесь?

— Владыко, какие мы молитвенники! ― махнул один из них рукой. ― Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы: я, Вася, Ванька и Илюшка — сами сочинили молитву: «Трое Вас и трое нас. Господи помилуй нас».

— Ой-ой-ой! ― замахал в свою очередь архиерей. ― Что вы, что вы! Это не молитва, а… Вобщем надо вам выучить хотя бы ту главную молитву, которую дал Сам Господь: «Отче наш, иже еси на небесех…».

Пустынники склонили головы, и стали повторять за архиереем слова молитвы.

Наконец, молитва была выучена. Благословил их владыка и поплыл к кораблю, а сам думает: «Какие еще люди есть на Святой Руси! Чудаки!».
Ночь. Архиерею не спится, ходит по палубе и вдруг видит: в той стороне, где остров — зарево… А свет все ближе, ближе… Наконец, видит: те трое подхватились за руку, да и бегут…

— Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить!

Архиерей с минуту не мог проговорить ни слова. Стоя в удивлении, он смотрел округлившимися от изумления глазами на тех трех пустынников, которых еще недавно считал чудаками, и которые только что пришли к нему по воде, как по суше.
— Милые люди! – учащенно дыша, сказал архиерей. ― Я у престола Божия стою, облачен от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю бегать не умею! А вы только и знаете: «Трое Вас и трое нас. Помилуй нас», но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом на свой остров и живите и молитесь так, как живете и молитесь!

К этому дивному рассказу, дорогие наши читатели, можно прибавить поговорку преподобного Амвросия Оптинского:
«Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Посмотреть вложение 27602
С одной стороны, притча учит как бы полезному, что не слова молитвы, слетающие с уст, доходят до Бога, а сердечные чувствования.

Но в наше время такая простота опасна. Если бы на месте того православного архиерея был какой-либо раскольник или еретик, то они охотно и у него стали бы учиться. До революции многие простые люди ходили в храм, не заморачиваясь над изучением своей веры. Но как только пришли грамотные агитаторы-безбожники, эти люди легко потеряли веру совсем.
 
Казахстан, Караганда
Православный христианин
Предостережение.

А читали ли Вы святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника? А святителя Иоанна Златоуста читали?
Читала. Но осталась равнодушной к прочитанному. И сомневаюсь, что Вы можете вспомнить, что именно эти авторы писали о молитве.
Книг написано множество, и суть в них правильная. Но что это чтение меняет в каждом конкретном человеке - вот в чем вопрос.
 
Святая Русь
Православный христианин
Читала. Но осталась равнодушной к прочитанному. И сомневаюсь, что Вы можете вспомнить, что именно эти авторы писали о молитве.
Книг написано множество, и суть в них правильная. Но что это чтение меняет в каждом конкретном человеке - вот в чем вопрос.
Очень жаль...
Кое-что могу вспомнить.
1. Святитель Феофан Затворник: а) "Читай неспешно, вникай во всякое слово; мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами с крестом. В этом все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. Внимай во всякое слово и мысль слова доводи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй."

б) "К Богу никогда не обращайтесь кое-как, а всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы... Вопль из сердца краткий и сильный - вот что доходно!.."

в) "Ныне с молитвою Иисусовой не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! - А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другия останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какия-то такия, которыя, будто не имея сил остановить внутренняго движения, начинают кричать: "Иисусе... Иисусе... Ии... Ии..." Это кликуши.

А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицем Господа и взывай: "Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", или только: "Господи помилуй"... "Милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго"... или другими какими словами... Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах... На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите." https://verapravoslavnaya.ru/?Sv_Feofan_O_molitve
2. Святитель Игнатий (Брянчанинов): "Желающий заняться успешно молитвою Иисусовою должен оградить себя и извне, и внутри поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою. Нередко из ничтожной, по-видимому, неосторожности, из небрежности и самонадеянности непримеченных, возникает важное последствие, имеющее влияние на жизнь, на вечную участь подвижника, – «и аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. ...Подвижеся нога моя: милость Твоя, Господи, помогаше ми» (Пс.93:17–18).

Основанием для упражнения молитвою Иисусовою служит поведение благоразумное и осторожное. Во-первых, должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах. Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка. Одежда, жилище и все вообще вещественные принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в подражание Апостолам Его, в последование духу их, в общение с духом их. Святые Апостолы и истинные ученики их не приносили никаких жертв тщеславию и суетности, по обычаям мира, не входили ни в чем в общение с духом мира. Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова; прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы молчанием; празднословие, многословие, особливо насмешки, пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы... От любопытства и любознательности суетных должно отказаться решительно, обратив все любопытство и все изыскания на исследование и изучение пути молитвенного. Нуждается этот путь в тщательнейшем исследовании и изучении: он – не только «путь тесный», но и путь «вводяй в живот» (Мф.7:14); он – наука из наук, и художество из художеств. Так именуют его Отцы..." https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/o-molitve/#0_3

А Вы с чем-то не согласны?
 
Последнее редактирование:
Казахстан, Караганда
Православный христианин
Ну почему же не согласна? Я так и говорила, что все правильно написано. Указание в молитвослове такое же, только коротко. И как, у Вас это получается? То есть - применить усилие воли и таким образом выполнить все требования к молитве. Тогда я рада за Вас. Продолжайте. Но очень многие все же не могут "статьть умом в сердце", даже много раз прочитав эти указания.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Но очень многие все же не могут "статьть умом в сердце", даже много раз прочитав эти указания.
Мое понимание этих слов - это направить ум,точнее свое внимание на чувство любви,то есть сердцу,потому как именно в сердце обитает любовь. Удержав свое внимание на нем, ты открываешь сердце для вхождения в него Бога, через Христа если применять Иисусову молитву.Таким же образом можно слова молитвы к Богородице,да и всем святым. Необходимо иметь чувство неотчужденности, искренности,небезразличия. Так например, если читая слова Евангелия о чудесах Иисуса - радоваться за тех людей кому Он помог и явил Божью силу...Соответственно - плакать в сердце,когда Христос страдал под бичем палачей и умирал на кресте. Потому, наверное приступать к Иисусовой молитвы необходимо хотя бы перечитав главы Евангелия, или как я писал раньше, с делания добрых дел ближним. Тогда сердце на практике обретет чувство единения с другими, а значит будет открыто и готово для вхождения в него Божественной благодати.
Внешнее проявление,действительно кажется, что надо сосредоточиться на центре груди или где-то там в гортани,применить специальное дыхание или принять позу на стульчике...Но все это пустое,без основного исполнения правила ВОЗЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО, то есть простить всех и вся...не судить его,тогда и Христос услышит твою просьбу о прощении и принятия тебя в свои объятия.
 
Россия
Православный христианин
Книг написано множество, и суть в них правильная. Но что это чтение меняет в каждом конкретном человеке - вот в чем вопрос.

Из множества прочитаного , понравилась одна книга, дающая оценить свою способность к практике Иисусовой молитве и не превратить молитву в мантру.

"... я удивился, да и начал говорить: "помилуйте, преподобный батюшка, как же можно не любить Бога, Создателя и Покровителя нашего! Чему же и верить, как не слову Божию, – в нем все истинно и свято. А каждому ближнему я желаю добра; да и за что же мне его ненавидеть? Гордиться же мне нечем: кроме бесчисленных грехов моих, я ничего похвального не имею. И куда мне по моей бедности и хворости сластолюбствовать и похотствовать? Конечно, если бы я был образованный или богатый, то, неспорно, что был бы и виноват против сказанного вами." ...
... – Жалко, любезный, что ты мало понял то, что я тебе объяснял. Дабы скорее вразумить тебя, вот дам я тебе списочек, по которому я и сам всегда исповедаюсь.Прочти его и ты ясно увидишь точные доказательства всего того, что я тебе сейчас говорил.

Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению.

«Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и преисполнен гордостью и сластолюбием. Все это я действительно нахожу в себе посредством подробного рассматривания моих чувств и поступков, как-то:
1) Я не люблю Бога. Ибо если бы я любил Его, то непрестанно размышлял бы о Нем ..."

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
https://azbyka.ru/fiction/otkrovennye-rasskazy-strannika-duxovnomu-svoemu-otcu/#n21
 
Святая Русь
Православный христианин
Но очень многие все же не могут "статьть умом в сердце", даже много раз прочитав эти указания.
Да что там "ставать"? Раз мы пишем на этом форуме, то не достигли мы еще такого уровня. Просто надо внимательно читать, понимая каждое слово, и сочувствовать читаемым словам своими чувствами (чувства - это и есть "сердце" в библейском понимании).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:
"...В упражнении молитвою Иисусовою есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с средины и не с конца, Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, живописуя духовные плоды этой молитвы, говорит: “никто, из не наученных тайнам или из требующих млека, услышав высокое учение о благодатном действии молитвы, да не осмелится прикоснуться к нему. Возбранена такая несвоевременная попытка. Покусившихся на нее, и взыскавших преждевременно того, что приходит в свое время, усиливающихся взойти в пристанище бесстрастия в несоответствующем ему устроении, Отцы признают не иначе, как находящимися в умопомешательстве. Невозможно читать книг тому, кто не выучился грамоте” 47.

Ученик. Что значит начинать упражнение молитвою Иисусовою с средины и конца, и что значит начинать это упражнение с начала?

Старец. Начинают с средины те новоначальные, которые, прочитав в Отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцами безмолвникам, то есть, монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с средины те, которые, без всякого предварительного приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм, и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть, совершать молитву со «вниманием» и «благоговением», с целью "покаяния", заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.
...
В общежитиях Пахомия Великого, произведших возвышеннейших делателей умной молитвы, каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами под руководством старца в течение трех лет. Телесными трудами, частыми наставлениями старца, ежедневною исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли обуздывались страсти могущественно и быстро, доставлялась уму и сердцу значительная чистота. При упражнении в трудах преподавалось новоначальному соответствующее устроению его делание молитвы. По истечении трех лет требовалось от новоначальных изучение наизусть всего Евангелия и псалтыри, а от способных и всего Священного Писания, что необыкновенно развивает устную внимательную молитву. Уже после этого начиналось тайноучение умной молитве; объяснялось оно обильно и Новым, и Ветхим Заветами 52. Таким образом монахи вводились в правильное понимание умной молитвы и в правильное упражнение ею...
" https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/o-molitve/#0_3

Нельзя начинать учиться с середины или с конца. Надо по ступенечкам. Учиться умно-сердечной молитве могут только те, кто уже достиг определенного монашеского совершенства, обуздал в значительной степени страсти (хотя и не достиг еще бесстрастия). А уровень мирян - это внимательно читать устами и сочувствовать читаемому сердцем (т.е. чувствами души).

А чтобы заняться умно-сердечной молитвой, молится "из сердца", как учат подвижники, надо сначала:
1) обуздать все страсти, особенно тщеславие и гордость;
2) тщательно изучить Священное Писание в толковании Святых Отцов Церкви.
И только портом уже начинать учиться непрестанной умно-сердечной молитве.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Полагаю,в молитве все же надо иметь ум сродни детскому и такую же детскую искреннюю веру,где нет сомнений в существовании Бога Отца. Тогда каждое слово человека, каждая мысль, обращенная к Богу будет им услышана и не попрана сатаной,так как искушения такому сердцу не нужны. Чистые сердцем Бога узревают и Им утешены будут.
 
Православный христианин
Думаю, что сначала потеря веры, а потом революция ... Советую воспоминания князя Жевахова, очень искреннего автора, "товарища Обер- прокурора Святейшего Синода", жизнь закончил в Бари ... Особенно тот фрагмент, как он образ "Песчанский" Богородицы на фронт возил ... в Ставку ... и как встречали ... Похожий эпизод был в Крымскую войну с князем Меншиковым (главком). Про молитву уместно сказать, что память о Боге - тоже молитва, "воздыхания неизреченные" - молитва, Н.П. Бехтерева (институт мозга), признанный авторитет, говорила о трёх основных состояниях мозга: сон, бодрствование, молитва (кажется, православная в эксперименте).
 
Православный христианин
Если не ошибаюсь,ещё у И.Лествечника был целых ряд самых грозных предупреждений с описаниями всевозможных трагических последствий от умопомешательства,до душевной погибели, для безрассудных человеков,которые брались читать "Иисусову молитву".Прежде надлежит себя упражнять в послушании,но ни в коем случае не пытаться уподобляться монахам.
 
Святая Русь
Православный христианин
Если не ошибаюсь,ещё у И.Лествечника был целых ряд самых грозных предупреждений с описаниями всевозможных трагических последствий от умопомешательства,до душевной погибели, для безрассудных человеков,которые брались читать "Иисусову молитву".Прежде надлежит себя упражнять в послушании,но ни в коем случае не пытаться уподобляться монахам.
Не надо впадать и в другую крайность. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в форме диалога старца с учеником пишет:
"Ученик. Некоторые утверждают, что от упражнения Иисусовою молитвою всегда, или почти всегда последует прелесть, и очень запрещают заниматься этой молитвою.

Старец. В усвоении себе такой мысли и в таком запрещении заключается страшное богохульство, заключается достойная сожаления прелесть. Господь наш, Иисус Христос, есть единственный источник нашего спасения, единственное средство нашего спасения; человеческое имя Его заимствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас, как же эта сила, действующая во спасение, эта единственная сила, дарующая спасение, может извратиться и действовать в погибель? Это – чуждо смысла! это – нелепость горестная, богохульная, душепагубная! Усвоившие себе такой образ мыслей точно находятся в бесовской прелести, обмануты лжеименным разумом, изшедшим из сатаны. Сатана восстал коварно против всесвятого и великолепного имени Господа нашего Иисуса Христа, употребляет в свое орудие слепоту и неведение человеческие, оклеветал имя, «еже паче всякого имени. О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп.2:9–10). Запрещающим молиться молитвою Иисусовою можно отвечать словами апостолов Петра и Иоанна на подобное запрещение, сделанное Иудейским Синедрионом: «праведно ли есть пред Богом, вас послушати паче, неже Бога, судите». Господь Иисус заповедал молиться всесвятым именем Своим, Он дал нам бесценный дар; какое значение может иметь учение человеческое, противоречащее учению Бога, воспрещение человеческое, усиливающееся устранить и разрушить повеление Божие, отъять дар бесценный? Опасно, очень опасно проповедовать учение, противное тому учению, которое проповедано Евангелием. Такое начинание есть произвольное отлучение себя от благодати Божией, по свидетельству Апостола (Гал.1:8)..." https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/o-molitve/#0_3
 
Православный христианин
А кто такие "некоторые",чем они обосновывали свои утверждения и почему Брянчанинов отверг их утверждения?К тому же,он это говорил ученику,а не безрассудному мирянину,у которого даже духовника нет и который вопреки всему храм посещает довольно редко,тоесть- неопытен в послушании.Что думаете?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Не надо впадать и в другую крайность. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в форме диалога старца с учеником пишет:
"Ученик. Некоторые утверждают, что от упражнения Иисусовою молитвою всегда, или почти всегда последует прелесть, и очень запрещают заниматься этой молитвою.
думаю разница в отношении к молитве...Необходимо молиться Богу, а не ЗАНИМАТЬСЯ или УПРАЖНЯТЬСЯ....с Ним физкультурой,под предлогом НАДО..
 
Святая Русь
Православный христианин
А кто такие "некоторые",чем они обосновывали свои утверждения и почему Брянчанинов отверг их утверждения?К тому же,он это говорил ученику,а не безрассудному мирянину,у которого даже духовника нет и который вопреки всему храм посещает довольно редко,тоесть- неопытен в послушании.Что думаете?
То, что касается имени Иисуса Христа, то это сказано всем, а не только ученикам старцев и др. монахам. Т.е. любой христианин просто обязан молиться именем Иисуса Христа хоть немножечко.

А в целом, то в обучении молитве, как и в любом другом деле, не надо пренебрегать законами роста. Каждый, не обольщаясь, должен четко представлять себе, на какой он ступени находится, и соответственно молится: по продолжительности и по напряженности внимания.

И, конечно же, надо опасаться самомнения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) рассказывает случай:
"Некоторый Египетский инок в начале IV века сделался жертвою ужаснейшей бесовской прелести. Первоначально он впал в высокоумие, потом, по причине высокоумия, поступил под особенное влияние лукавого духа. Диавол, основываясь на произвольном высокоумии инока, озаботился развить в нем этот недуг, чтоб при посредстве созревшего и окрепшего высокоумия окончательно подчинить себе инока, вовлечь его в душепогибель. Вспомоществуемый демоном, инок достиг столь бедственного преуспеяния, что становился босыми ногами на раскаленные угли, и, стоя на них, прочитывал всю молитву Господню "Отче наш".

Разумеется, люди, не имевшие духовного рассуждения, видели в этом действии чудо Божие, необыкновенную святость инока, силу молитвы Господней, и прославляли инока похвалами, развивая в нем гордость и способствуя ему губить себя. Ни чуда Божия, ни святости инока тут не было; сила молитвы Господней тут не действовала, тут действовал сатана, основываясь на самообольщении человека, на ложно направленном произволении его, тут действовала бесовская прелесть..." https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/o-molitve/#0_3


Вот видите, этот обольщенный диаволом инок молился не Иисусовой молитвой, а Господней, и все равно впал в прелесть. Так что же тогда, вообще не молиться? Не молитва виновата, а самомнение, гордость.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Читая письма архим. Иоанна (Крестьянкина) случайно увидел совет:
"Ослабь свое молитвенное правило непременно. Ведь, когда начинают творить Иисусову молитву и одновременно сохраняют в душе и сердце страсти, - может случиться и психическое повреждение. Так что все делай с советом и с учетом своего самочувствия.
Нет у нас цели заморить себя и истощить, а цель молитвы - научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести все, что попускает Господь.
" https://profilib.org/chtenie/119339/arkhimandrit-ioann-krestyankin-pisma-chast-vtoraya-11.php
 
Казахстан, Караганда
Православный христианин
Господь не только молитвы, но и мысли слышит. И для этого не обязательно быть святым. Другое дело - что Бог не Дед мороз и реагирует так, как считает нужным. Сделать из Него "стол заказов" никому не удастся.
 
Крещён в Православии
Ничего удивительного нет, когда человек возлагает все упование на Господа, ему и подается многое.
Мне понравилось одно выражение Отца Паисия Святогорца:
"...собери в мире всех филологов и богословов, они одного псалма не напишут с таким содержанием..."
Главное иметь живой молитвенный опыт, это как учиться играть на трубе: первые выдуваемые звуки не будут похожи на изысканную и утонченную мелодию, но с практикой все будет, а для этого следует регулярно заниматься.
Теория без практики - кимвал звенящий!
=D
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Чем больше читаю форум, тем сильнее хочется забросить все это делание и уйти в молитву.
 
Сверху