Душевная болезнь и монастырь.

Душевнобольные в монастыре, имеет ли место быть?

  • Да.

    Голосов: 11 91,7%
  • Нет.

    Голосов: 1 8,3%

  • Всего проголосовало
    12
Православный христианин
Здравствуйте! Насколько я знал в монастыри не берут людей с душевными расстройствами, но вчера мне позвонила одная знакомая у которой сын душевнобольной и рассказала что когда она хотела отдать сына трудником в один из монастырей им отказали, но сказали что есть монастыри куда примут и его но нужно искать. В свете вышесказанного, реально ли душевнобольному быть монахом? Если да то где? Если нет то хотелось бы знать какие конкретно монастыри могут взять душевнобольного человека трудником?
 
Православный христианин
Здравствуйте. Это считается препятствием для поступления в монастырь. Психическая болезнь и так является тяжелым крестом, зачем добавлять человеку еще один? Из сообщения создается впечатление, что это желание мамы, а не сына. Она хочет избавиться от него? Он хочет этого и может ли осознанно ответить? Если бы он сам этого хотел, то давно сбежал бы в какой-нибудь монастырь сам.
Психически больной человек нуждается в определенном режиме, отдыхе, наблюдении врача и лечении, полноценном питании, бытовых удобствах, которые в монастыре могут считаться излишними.
Если он трудоспособен, трудником он может стать, если захочет и его примут, но нужно обязательно сообщить о болезни во избежание неожиданных неприятных ситуаций или того, что человек не справится.
Также нужно учитывать, что в монастырях может быть много сложных, проблемных людей, тяжелых в общении, это не санаторий "у Бога за пазухой", совсем наоборот.
Если есть желание служить Богу, то это можно делать где угодно, совсем не только в монастыре.
 
Псих. болезнь предполагает постоянный приём лекарств. Без них человек может стать опасен для себя или окружающих. И в том и в другом случае стоит сравнить плюсы и минусы 1) цели поступления в монастырь и то, что 2) Вы ставите братию перед непростым соседством. Например, в случае отказа от лекарств и возникновения суицидальных мыслей - перед опасностью обнаружить Ваше тело, а в случае агрессивных мыслей - тело одного из братьев (а за что ему это?). У меня неврологическое заболевание, я езжу везде, и трудницей была - но у меня с собой всегда нехилый запас рецептурных лекарств, которые я принимаю ежедневно. В случае псих. заболевания - ещё ведь бывает так, что человек, чувствуя ухудшение самочувствия, сам "сдаётся" в больницу, отлёживается там под наблюдением врачей, пропивает очередной курс лекарств и возвращается к обычной жизни в нормальном состоянии. Т.е. желательно чтоб и больница была недалеко.
 
Последнее редактирование:
Московская область
Православный христианин
Добрый вечер!!
Очень интересный вопрос. А что??? Служить БОгу-нужно обязательно быть психически ненормальным или с отклонениями???
да конечно нет. Просто мы живем во времена, когда все перевернуто с ног на голову.
А по сути?? Переживать нечего. Если верим в Бога-он любого излечит.
 
Православный христианин
Есть еще опасность попасть к "старцу", которые все проявления болезни сведет к "беснованию" и склонит к отмене лечения, что чревато последствиями.
 
Московская область
Православный христианин
Есть еще опасность попасть к "старцу", которые все проявления болезни сведет к "беснованию" и склонит к отмене лечения, что чревато последствиями.
Верно! Поэтому я ни к каким старцам не хожу. Достаточно обычной исповеди у священника, котрый тебя знает давно
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Поэтому я ни к каким старцам не хожу. Достаточно обычной исповеди у священника, который тебя знает давно
Аналогично. Как по мне "хождение по "старцам"" - это самое нездоровое занятие в современном православии.
Когда то в них был смысл. Вполне духовно-практический. В их советах, наставлениях и т.д. По простой причине - народ был неграмотный, да и у грамотных книг то было мало. А серьезных духовных трудов не было вообще! У нас же творения Св. Отцов на русский язык перевели и издали, а много и выложили, (хоть и далеко не все). Бери и читай!
Это раньше рядовой человек про Исаака Сирина знал только имя (кто пограмотнее еще и житие). А сейчас любой может почитать. Сейчас столько душеполезного переведено - хватит на всю жизнь и еще останется. Кого ищут? Кого то мудрее Иоанна Златоуста?
"Хождение по "старцам"" это завуалированное бегство от себя. Ну и банальная лень души.
 
Аналогично. Как по мне "хождение по "старцам"" - это самое нездоровое занятие в современном православии.
"Хождение по "старцам"" это завуалированное бегство от себя. Ну и банальная лень души.
У Вас есть опыт неразрешённого мысленного конфликта, длящегося многие, многие годы?
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
У Вас есть опыт неразрешённого мысленного конфликта,
У каждого, думается, есть. Только в других сферах. Ученый, например, может иметь неразрешенную проблему и связанный с ней внутренний конфликт. А как у христианина - что неразрешенного?
Христос Воскрес! Молитва, Таинства и Писание со Св. Отцами всем нам в помощь! У нас единственный "конфликт длящийся годами" - это "букет" грехов, который очень медленно уменьшается. Но для этого есть Церковь Христова, и в ней все средства. Никуда ездить для этого не надо. Ближайшего храма и книг дома более чем достаточно.
Ну а если человек неверующий, или сомневающийся - что толку от старцев (и "старцев")? Вера - дар Божий.
 
А как у христианина - что неразрешенного?
Так и думал, что нет. Когда намучаетесь, приобретя такой опыт, тогда не станете печатать все эти бодрые лозунги. Не каждый мысленный конфликт можно разрешить чтением духовных трудов и советами простых священников.
 
Так и думал, что нет. Когда намучаетесь, приобретя такой опыт, тогда не станете печатать все эти бодрые лозунги. Не каждый мысленный конфликт можно разрешить чтением духовных трудов и советами простых священников.
Мне в трудный момент помогало Причастие. Каждый раз - по-разному. Иногда и через людей, конечно, приходила помощь. Однажды я кое-что важное поняла именно приехав к старцу (я тогда не очень знала, что он - старец). Но чаще всё-таки Причастие, тАинственно. Но не отрицаю других сложных ситуаций.
 
Святая Русь
Православный христианин
Аналогично. Как по мне "хождение по "старцам"" - это самое нездоровое занятие в современном православии.
Когда то в них был смысл. Вполне духовно-практический. В их советах, наставлениях и т.д. По простой причине - народ был неграмотный, да и у грамотных книг то было мало. А серьезных духовных трудов не было вообще! У нас же творения Св. Отцов на русский язык перевели и издали, а много и выложили, (хоть и далеко не все). Бери и читай!
Это раньше рядовой человек про Исаака Сирина знал только имя (кто пограмотнее еще и житие). А сейчас любой может почитать. Сейчас столько душеполезного переведено - хватит на всю жизнь и еще останется. Кого ищут? Кого то мудрее Иоанна Златоуста?
"Хождение по "старцам"" это завуалированное бегство от себя. Ну и банальная лень души.
На мой взгляд нельзя так упрощенно понимать значение старцев, как только толкователей веры православной.

Например, архимандрит Рафаил Карелин тоже был грамотным, с высшим образованием и, как монах, имел еще во времена СССР доступ и к книгам св. Иоанна Златоуста, и преп. Исаака Сирина. Но вот что он пишет о старце схиигумене Савве:
"Встречи со старцами убедили меня, что христианство проповедуется не только словом, но прежде всего – силой благодати, которая оживотворяет слово, делает его светоносным, а истину христианства очевидной и, дерзну сказать, как бы осязаемой. Благодать проникает в глубины сердца и дает человеку возможность пережить встречу с неведомым для него духовным миром. То, что при этом испытывает сердце человеческое, можно выразить словом «радость». Радость, которая не похожа на обычное эмоциональное переживание,– радость обретения самого главного в жизни – Того, Кто выше всякого слова.

Истинный проповедник христианства – только тот, кто стяжал благодать Духа Святого. Он проповедует о Христе даже когда молчит. Тайна будущего века открывается через благодать. Тот, кто стяжал ее, сам становится источником незримого света. Эта тайна отражается в его глазах, наполняет его слова духовной силой, от человека веет всепроникающим теплом, в котором хочется согреться,– как в зимнюю ночь окоченевшему от ледяного холода путнику хочется согреться, как бы оттаять около горящего костра.

Тот, кто стяжал благодать, становится очевидцем и свидетелем истины христианства. Более того, в своем лице он являет христианство миру, может быть, сам того не сознавая. На человека в определенном духовном состоянии благодать действует так ощутимо, что его надежда переходит в уверенность: он говорит, как имеющий власть, он молится, не сомневаясь, что его молитва будет услышана. Но в то же время он знает, что это действует не он, а благодать, посетившая его, и еще больше смиряется перед величием дара.

Нам надо знать умозрительные истины христианства, как карту дорог – тому, кто отправляется в далекий путь,– знать, чтобы не ошибиться и не пойти по ложной тропе. Но тот, кто занят только изучением богословия и других наук, полагая, что этого достаточно для спасения, подобен человеку, который часами сидит над картой, тщательно изучает ее, но так и не решается выйти за порог своего дома.

Путь христианина – стяжание благодати. Изучение церковных наук в духовных школах, знакомство с творениями святых отцов – это одеяние души, которое для многих необходимо, но это еще не сам человек: внутренне он образуется через подвиг жизни. Человек, исполняющий евангельские заповеди, понимает Евангелие лучше, чем ученый богослов, потому что ощущает в своей душе силу благодати, которая заключена в нем; понимает более глубоко, чем это может выразить человеческое слово. Он чувствует Евангелие как саму жизнь души.
...
Самым большим событием в своей жизни я считаю встречу со схиигуменом Саввой (Остапенко)(1) 6. Впервые я встретился с ним в 1955 году в монастырском корпусе Троице-Сергиевой Лавры, когда он ожидал приема у наместника обители – архимандрита Пимена (будущего Патриарха всея Руси).
...
Я подошел к нему, взял благословение и попросил уделить мне несколько минут. Я спросил о том, что считал самым главным: как научиться Иисусовой молитве. Отец Савва внимательно посмотрел на меня. Кажется, ему понравился мой вопрос. Он стал излагать мне учение святых отцов об Иисусовой молитве по «Добротолюбию». Я был удивлен тем, что он помнил наизусть целые страницы из святоотеческих творений. Прежде я читал «Добротолюбие», но в его устах оно звучало по-другому. Слова отцов были как бы оживотворены и согреты его личным молитвенным подвигом. Я воспринимал их так, будто слышал в первый раз. Словно раньше, открывая книгу, я видел ноты, а теперь слышу их дивное звучание.
...
Как странно: если бы те же слова, которые произнес отец Савва, я услышал от другого человека, они осели бы в памяти ума, а сказанное отцом Саввой вошло, как острый клинок, в глубину сердца и осталось там навсегда.

Встреча со схиигуменом Саввой стала для меня самым главным свидетельством того, что существует нечто великое и невыразимое словом – истинная жизнь с Богом, без чего обычная жизнь – только медленное умирание.

Я поцеловал руку отца Саввы, и какое-то чувство подсказало мне, что моя жизнь будет неразрывно связана с ним.
...
Молитвы такой силы, которой обладал отец Савва, я не встречал ни у кого. Я воспринимал его как преемника праведного Иоанна Кронштадтского.
https://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin/na-puti-iz-vremeni-v-vechnost/2
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Не каждый мысленный конфликт можно разрешить чтением духовных трудов и советами простых священников.
Чтением и советами - не каждый. А молитвой, покаянием и причастием Тела и Крови - каждый. Христос же распялся за грехи каждого! Или нет....
А что значит "простых священников"? Причастие же - одно. И причащаемся мы Одного Тела и Крови. Что из рук почтенного архиерея, что из рук молодого сельского батюшки - нет никакой разницы. Вопрос только с каким сердцем человек подходит к Чаше. "Со страхом Божиим и верою приступите" возглашается перед причастием. А если этого нет - хоть сам преп. Сергий будет выносить Чашу - нет пользы душе.
Когда намучаетесь, приобретя такой опыт
Роман, ну зачем вы так?) Да еще и незнакомым людям. Откуда вам знать у кого что?)
не станете печатать все эти бодрые лозунги
Христос Воскресе - это не "бодрый лозунг", а суть нашей веры. Равно как и Таинства и Писание.
Но вот что он пишет о старце схиигумене Савве:
Ох....Замечательный рассказ. Только есть один большой нюанс. В 1955 году Архимандрит Рафаил уже был иеромонахом!. Т.е это беседа двух монахов, двух высокодуховных людей, да еще и в сане.
Им подобное общение - конечно на пользу. А чтобы нам подобное было на пользу,надо сначала стать хоть чуточку похожим на Арх.Рафаила. А мы и не монахи, и не в сане, и высокодуховными тоже не являемся. И очень самонадеянно думать, что поездки по высокодуховным людям будут производить такое же действие.
PS. Роман и Валерий, я же говорю негатив в сторону старцев, меня печалит отношение к оным. Люди пытаются закрыться от Христа и от себя за советами (а порой и "советами") неких людей, пусть и духовных.
Тут догматический перекос. Вместо молитвы и Причастия - путешествия по святым местам и т.д. Это печально...
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Мне в трудный момент помогало Причастие.
Да и не только в трудный, а вообще в любой. Потому что это Христос! Это Тело и Кровь Христа! Ничего выше быть не может. А если человек пренебрегает этим, ища что-то на стороне - это и не христианство, а некая духовная практика получается.
 
Святая Русь
Православный христианин
Роман и Валерий, я же говорю негатив в сторону старцев, меня печалит отношение к оным. Люди пытаются закрыться от Христа и от себя за советами (а порой и "советами") неких людей, пусть и духовных.
Тут догматический перекос. Вместо молитвы и Причастия - путешествия по святым местам и т.д. Это печально...
Что-то вы себе нафантазировали. Кто пытается закрыться от Христа? При чем тут догматический перекос? Где сказано, что "вместо молитвы и причастия"?
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Кто пытается закрыться от Христа?
Да я же не о вас.!) А об этом явлении ("хождение по "старцам") в масштабах нашей Церкви. В подавляющем большинстве случаев - это признак нездоровой церковной жизни. Само по себе общение между духовными людьми - дело, безусловно, благое. Но тут чаще всего совсем не этого ищут. Порой даже Символ Веры не знают, а всё туда же - старец (желательно "прозорливый")!! Зачем он им?
Причина то понятна. Вникать в себя и в Писание сложно. Каяться и приступать в Чаше - тоже. А поездки к старцам дают "почувствовать" причастность, не затрачивая сил, душа не работает (но "чувствует").
При чем тут догматический перекос?
При том, что зачастую чуть ли не догматизируют то, что не может быть догматизировано. И ставят на 1 место то, что должно быть на 20-м (или вообще может не быть).
Где сказано, что "вместо молитвы и причастия"?
Это не сказано, это на практике так бывает. Не знаю, быть может вы просто не сталкивались. Я по молодости несколько лет в Печерском монастыре пел, вольно\невольно насмотрелся. Своего рода вечные паломники, эдакий духовный туризм по старцам, годами. Там мысль одна - старец (и чаще "старец") сказал, старец "велел", старец "запретил", старец благословил. Подмена происходит. Какое Евангелие? Какие Таинства?
 
Православный христианин
Могу подсказать , вопрос на сколько Душевно Больной ? Это все по разному протекает, если человек голоса слышыт например то ему для своего собственного душевного здоровья в монастыре нечего делать , там строгий режим и устав и здоровые не выдерживают, а больной в такие искушения попадет что потом в психушку поедет из монастыря ? А если человек Больной поверхностно можно прийти в монастырь и не говорить о своей болезни у нас любого человека можно сделать Душевно больным если есть желание
 
Святая Русь
Православный христианин
Зависит какая болезнь. Еще зависит смотря какой монастырь. В "Отечнике " святителя Игнатия (Брянчанинова) приводится рассказ о великом молитвеннике авве Исайи и его ученике авве Елисее. То сначала он попал в монастырь, потому что в миру чуть не умер, только монашеская молитва его спасла. Затем сбежал с монастыря и случилось с ним следующее: "...Семь месяцев провел я, мучимый лютым велиаром, и представляя собою для всех зрелище, достойное сожаления. Нужно было связывать меня железными цепями; я бил себя и всех меня окружавших, ел извержения человеческие. Христолюбивые люди, сожалея обо мне, одевали меня, потому что я скитался нагой, терзал плоть мою и одежду, муча себя и толкая встречающихся. От недостатка в пище, от грязи и нечистоты, в которых я лежал и валялся, тело мое покрылось струпами, подобно чешуе." Правда, здесь была не душевная, а духовная болезнь. А у аввы Исайи была очень сильная молитва. Когда же он вернулся: "Старец, знаменовав меня крестным знамением, сказал: Бог, содетель всякой твари, да простит мимошедшее и да исправит будущее. Положили меня на одр и отнесли в келлию. Чрез несколько дней я исцелел благодатию Христовою и молитвами старца...После этого я уже пребывал с отцом моим Исаиею, во всем повинуясь ему."

И в жизнеописании преподобного Иосифа Исихаста (1897-1959) есть рассказ о бесноватом, который трижды исцелялся, но, уходя в мир, снова становился бесноватым. При очередном припадке беснования его забрали в психиатрическую больницу. Ему на время полегчало. Затем его диавол прельстил и он топором убил рабочего, после чего его посадили в тюрьму. Старец надеялся, что он станет монахом, а он ушел в мир, потом психбольница, затем и тюрьма...

Поэтому вопрос не в том, может ли душевно или духовно больной исцелиться в монастыре. А вопрос в другом: какие насельники этого монастыря, насколько сильна их молитва.
 
Сверху