Тринитарный догмат в конкретной жизни христианина

Крещён в Православии
Пока в мире есть зло - значит этот мир от начала не Его. Зло - это не творение Бога. Но Бог зло может из мира удалить. Второе Пришествие о чем? Да о том, что зло из этого мира, где жало ... смерти – грех; а сила греха – закон, - мира, в котором мы живем, - будет удалено ( ... от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня ... (Ос. 13:14); и это будет уже другой Мир: "... се, творю все новое ...".
Ключи от рая - у Петра
Ключи рая у всех, кому Господь сказал:
  • ... и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах (Мф. 16:19),
эти слова Господь сказал всем апостолам. Петр от лица всех апостолов обращался к Господу, отвечая на Его вопросы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Пока в мире есть зло - значит этот мир от начала не Его.
Прочтите, Павел, и убедитесь, что Вы поверили отцу лжи:
Евангелие по Луке 4: 5-7

  • И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
  • и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
  • итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
 
Крещён в Православии
Прочтите, Павел, и убедитесь, что Вы поверили отцу лжи:
Евангелие по Луке 4: 5-7
  • И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
  • и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
  • итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
Так я об этом и говорю, что наш мир - не Божий.
 
Интересующийся
Ключи рая у всех, кому Господь сказал:
  • ... и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах (Мф. 16:19),
эти слова Господь сказал всем апостолам. Петр от лица всех апостолов обращался к Господу, отвечая на Его вопросы.
Незначительное уточнение. На случай, если Вы вдруг вздумаете написать диссертацию. ;) Вот именно эти слова, которые Вы привели, сказаны исключительно Петру, потому что стихом ранее Христос обращается только к Петру (глаголы также стоят в единственном числе):
и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).
Но в другом евангелии, от Иоанна, Иисус, посылая апостолов на проповедь, говорит (а здесь уже во множественном числе):
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:22-23).
А, в общем, лучше всегда и прежде всего, даже с научной позиции, обращаться к толкованиям, чтобы посмотреть, как понимали те или иные стихи учителя Церкви.
Толкование блж. Феофилакта Болгарского:
И дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

Как Бог, Христос со властью говорит: «дам тебе»; как Отец дал тебе откровение, так Я – ключи. Под ключами же разумей разрешающие или связывающие грехи прощения или запрещения, ибо те, которые, подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя к одному, ибо только Петру сказано: «дам тебе», но всем апостолам дано. Когда? Когда Господь сказал им: «кому отпустите грехи, отпустятся им», ибо и «дам» обозначает грядущее время, то есть время после воскресения. Небесами называются и добродетели, ключами же их – труды, так как чрез делание, как бы при помощи некоторых отпирающих ключей, мы входим в каждую из добродетелей. Если же я не делаю, но только знаю доброе, то имею только ключ ведения и остаюсь вне. Связан же на небесах, в добродетелях, тот, кто не ходит в них, ибо прилежный разрешен в них. Не будем грешить, чтобы мы не оказались связанными узами собственных грехов.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Я это толкование Феофилакта знаю.
Только Вы неправы, сказав, что слова:
  • ... и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах (Мф. 16:19),
относятся только к апостолу Петру. Я же слова, которые Господь сказал не только апостолу Петру но и всем апостолам, выделил.. Те, кто связывают чего на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

Выделенные мною слова Господь всем апостолам сказал. Что за
ключи Царства Небесного? А те, как раз, ключи, которые появляются тогда, когда что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах, - вот это ключи. А выделенные мною слова сказаны всем апостолам.

Как сказал Феофилакт, ...
Небесами называются и добродетели, ключами же их – труды ... . Т.е. труды "связывания на земле", чтоб было связано и на небесах.

Еще раз повторю, слова: "
что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах" Господь всем апостолам сказал.

Вот сказано чуть дальше:

  • Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе (Мф. 18:18)
это и есть "ключи"; и эти ключи для всех апостолов.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Возлюбленные мои братья и сестры во Христе, тема то называется:

“Тринитарный догмат в конкретной жизни христианина”

Таки давайте отвечать по теме, а не поддаваться на лукавые разборки и прения между собой.
 
Православный христианин
Давайте со смирением поучимся у святых:
…Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных – каменосечец, деревянных – резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?
Размышляя таким образом, она часто и днем и ночью смотрела на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе:
– Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу – украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.
Так отроковица Варвара училась от творения познавать Творца, и сбылись на ней слова Давида: «Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142:5). В таких размышлениях разгорелся в сердце Варвары огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу, так что она не имела покоя ни днем, ни ночью, думая лишь об одном, желая лишь одного, чтобы точно узнать о Боге и Создателе всего. Среди людей она не могла найти себе наставника, кто открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения, ибо никому нельзя было к ней входить, кроме приставленных служанок, потому что отец ее Диоскор окружил ее бдительною стражею. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины…
Читать подробнее
И изучив, может быть поймем, как воплотить:
“Тринитарный догмат в конкретной жизни христианина”
 
Интересующийся
Возлюбленные мои братья и сестры во Христе, тема то называется:
“Тринитарный догмат в конкретной жизни христианина”
Таки давайте отвечать по теме, а не поддаваться на лукавые разборки и прения между собой.
Сергий, я понимаю Ваше негодование и отчасти согласен с ним. Но в одном из ответов по данной теме была ссылка, содержание текста по которой мы сейчас пытаемся разобрать. Конечно, это пустяк, однако филологию еще никто не отменял.

Вот сказано чуть дальше:
  • Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе (Мф. 18:18)
это и есть "ключи"; и эти ключи для всех апостолов.
Ура! Вот эти слова сказаны (я не имею в виду, к кому они относятся) всем апостолам, а предыдущие - только Петру.

Для того, чтобы Вы окончательно убедились, привожу греческий вариант фрагмента:
δώσω σοι τὰς κλεῖδας τῆς βασιλείας τῶν οὐρανῶν καὶ ὃ ἐὰν δήσῃς ἐπὶ τῆς γῆς ἔσται δεδεμένον ἐν τοῖς οὐρανοῖς καὶ ὃ ἐὰν λύσῃς ἐπὶ τῆς γῆς ἔσται λελυμένον ἐν τοῖς οὐρανοῖς .
σοι - ты, мест., ед. ч.
δήσῃς - свяжешь, гл., ед. ч.
λύσῃς - развяжешь, гл., ед. ч.
 
Последнее редактирование:
Интересующийся
Но что это означает в конкретной жизни верующего христианина?
Да, Павел, Вы в чем-то правы.
В Евангелии от Иоанна написано: как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Ин. 10:15). Обращаясь в молитвах, например, к Христу, православные как бы просят и Иисуса, и Бога-Отца, и Святого Духа - Троицу - одновременно. Практического объяснения у тринитарного догмата, по крайней мере, я не нашел. Многие богословские воззрения представляют собой чисто умозрительные идеи, которые не имеют возможности частного использования. Если предположить, что какая-то Ипостась делает одно, Другая - другое, Третья - третье без (ведения) остальных, получится каша, стремящаяся снизойти до политеизма. И этого допустить нельзя. Что ж: вопрос остается открытым.
 
Православный христианин
Конечно, это пустяк, однако филологию еще никто не отменял.
Друже, Ваш ответ от большого ума.
Ами́нь [бо] глаго́лю ва́мъ: ели́ка а́ще свя́жете на земли́, бу́дутъ свя́зана на небеси́: и ели́ка а́ще разрѣшите́ на земли́, бу́дутъ разрѣше́на на небесѣ́хъ.

…Пойми с собою еще единаго или два, да при устех двою свидетелей станет всяк глагол. Чем он будет бесстыднее и дерзновеннее, тем более нам должно прибегать к врачевству, а не к гневу и негодованию. И врач, видя, что болезнь не прекращается, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечение. То же самое и здесь повелевает делать Спаситель. Ты был слаб, когда был один; будь сильнее при помощи других. Двое могут обличить согрешившего. Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен собственно тот, кто объят страстью; он и болен, и слаб, и немощен. Потому-то Спаситель и посылает к нему оскорбленного, то одного, то с другими
...елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (ст. 18). Он не говорит предстоятелю Церкви: свяжи его; но: если и ты свяжешь (все дело предоставляется оскорбленному), - то узы будут также неразрешимы. Итак, он подвергнется крайнему несчастию; но не тот виноват, кто связывает, а тот, кто не хочет покоряться...
Свт. Иоанн Златоуст
 
Последнее редактирование модератором:
Интересующийся
Друже, Ваш ответ от большого ума.
Не зная броду, не суйся в воду - русская поговорка.
…Пойми с собою еще единаго или два, да при устех двою свидетелей станет всяк глагол. Чем он будет бесстыднее и дерзновеннее, тем более нам должно прибегать к врачевству, а не к гневу и негодованию. И врач, видя, что болезнь не прекращается, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечение. То же самое и здесь повелевает делать Спаситель. Ты был слаб, когда был один; будь сильнее при помощи других. Двое могут обличить согрешившего. Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен собственно тот, кто объят страстью; он и болен, и слаб, и немощен. Потому-то Спаситель и посылает к нему оскорбленного, то одного, то с другими
...елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (ст. 18). Он не говорит предстоятелю Церкви: свяжи его; но: если и ты свяжешь (все дело предоставляется оскорбленному), - то узы будут также неразрешимы. Итак, он подвергнется крайнему несчастию; но не тот виноват, кто связывает, а тот, кто не хочет покоряться...
Свт. Иоанн Златоуст
Мы говорили о Мф. 16:19
и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Метафору Марии и степень соответствия прототипу ... :)
Изучайте матчасть.
Савелианство.
Григорий Назианзин усматривал "недуг Савеллиев" в том, что он смешивал три ипостаси Троицы в одну. Таким образом, сутью ереси Савеллия была мысль, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, «модусами» (отсюда другое название ересимодализм) Единого Бога. В Своей глубине, «пучине Божества» Бог абсолютно един, и проявляет Себя в мире в Трёх Лицах лишь по одному Ему известному произволу. В другое время, в другой исторической эпохе, эоне и пр. Бог может явить Себя иначе — в качестве Двоицы, Четверицы и др.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Ну так и я о чём, это - детали.
Вам бы не современных мыслителей в пример приводить, а обращаться к истории Церкви.Любить надо Церковь.И тогда всё "как по маслу", без всякого единения в воде.Савелианство давно осуждено, какой бы деталью оно Вам не казалось.
 
Крещён в Православии
Для того, чтобы Вы окончательно убедились, привожу греческий вариант фрагмента:
δώσω σοι τὰς κλεῖδας τῆς βασιλείας τῶν οὐρανῶν καὶ ὃ ἐὰν δήσῃς ἐπὶ τῆς γῆς ἔσται δεδεμένον ἐν τοῖς οὐρανοῖς καὶ ὃ ἐὰν λύσῃς ἐπὶ τῆς γῆς ἔσται λελυμένον ἐν τοῖς οὐρανοῖς .
σοι - ты, мест., ед. ч.
δήσῃς - свяжешь, гл., ед. ч.
λύσῃς - развяжешь, гл., ед. ч.
В лице апостола Петра Господь обращается и к остальным апостолам; и обращается к словам, сказанными Петром чуть раньше. В этом диалоге не имеется в виду один апостол Петр. Нельзя подходить в данном диалоге так: раз сказано - "ты", значит ко стальным это не относится. Диалог-то раньше начинается, и в этом диалоге играет роль не только числовое значение обращения. Ведь смотрите, речь не только о Петре:
  • Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.
  • Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
  • и Я говорю тебе: ты – Петр (Пέτρος), и на сем камне (ἐπὶ ταύτῃ τῇ πέτρᾳ) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
  • и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
Здесь не Петр камень, а суть в изречении Петра "Ты-Христос, Сын Бога живаго" - вот Это камень. Если слово "петр" переводится как "камень" (мужского рода), то слово "камень" (из ... на сем камне Я создам ...) уже лучше перевести как "скала", поскольку род женский ( ... τῇ πέτρᾳ ...). Здесь, в этом диалоге, есть такой оборот, что обращаясь только к Петру, Господь обращается ко всем, и имеет в виду не самого Петра; иначе, имея в виду только Петра, Господь не сказал бы "... ἐπὶ ταύτῃ τῇ πέτρᾳ ...", а сказал бы "... ταύτῳ τῷ Πέτρῳ".

Здесь не конкретно апостол Петр фигурирует, а все присутствующие в лице Петра. Это патетика своего рода. А "скала" - Сам Христос, из изречения апостола Петра "Ты - Христос, Сын Бога живаго".

Я где-то на эту тему писал уже. Поэтому и "ключи" у всех апостолов; и сей камень, на котором будет создана Церковь - не относится лишь только к Петру; а относится ко всем апостолам в равной степени, исповедующих Иисуса Христа пред людьми, как Христа, Сына Бога живаго.

Католики почему-то решили, что в словах "... и на сем камне Я создам Церковь Мою ..." речь идет только об апостоле Петре. Как результат - раскол.
 
Последнее редактирование:
Вам бы не современных мыслителей в пример приводить, а обращаться к истории Церкви.Любить надо Церковь.И тогда всё "как по маслу", без всякого единения в воде.Савелианство давно осуждено, какой бы деталью оно Вам не казалось.
Вышеприведённую статью (https://azbyka.ru/analogii-presvyatoj-troicy-v-mire) написал преподаватель догматического богословия. Пример с водой там тоже есть (как одна из аналогий).
 
Интересующийся
В этом диалоге не имеется в виду один апостол Петр.
Диалог ведется по определению двумя лицами. Одного из них нам легко установить - это был Иисус. Второй, соответственно, будет являться Петром. Насчет толкования данной пары стихов напишу немножко позже.

Если слово "петр" переводится как "камень" (мужского рода), то слово "камень" (из ... на сем камне Я создам ...) уже лучше перевести как "скала", поскольку род женский ( ... τῇ πέτρᾳ ...).
Уважаемый Павел, на протяжении всей истории написания Священного Писания на древнегреческом языке "камень" переводился словом λίθος, а "скала" упоминалась как πέτρα. Данный факт можно без особого труда проследить по ссылке https://azbyka.ru/biblia/search/?q=камень&lang=r&type=1&page=1.
Теперь изучим этимологию имени Петр, которое пришло к нам (было заимствовано праславянским языком) из своего греческого собрата. Вы не встретите ни одного свидетельства о человеке с таким именем до прихода Христа. Апостола Петра назвали в момент рождения Симоном. В том и заключалось новаторство Господа, что он из скалы (πέτρα), слова женского рода, путем прибавления окончания мужского рода -ος образовал новое мужское имя - Пέτρος, получившее потом благодаря христианству широкое распространение.

Здесь, в этом диалоге, есть такой оборот, что обращаясь только к Петру, Господь обращается ко всем, и имеет в виду не самого Петра; иначе, имея в виду только Петра, Господь не сказал бы "... ἐπὶ ταύτῃ τῇ πέτρᾳ ...", а сказал бы "... ταύτῳ τῷ Πέτρῳ".
В данном случае вообще не имеется в виду кто-либо. Это отсылка к пламенному исповеданию веры Петром: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Подтверждение тому находим у блж. Феофилакта Болгасркого
Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем.
и свт. Иоанна Златоуста
Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне» – т. е. на вероисповедании.
Приведенное Вами слово Πέτρῳ в историческом контексте попросту на то время не существовало, а уж тем более, не могло быть употреблено с заглавной буквы, то есть в значении имени - тогда бы Рим имел бы все основания полагать, что именно на Петре, как на личности, будет построена Церковь.








 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Вышеприведённую статью (https://azbyka.ru/analogii-presvyatoj-troicy-v-mire) написал преподаватель догматического богословия. Пример с водой там тоже есть (как одна из аналогий).
Смотрел кто написал перед тем когда отвечал, и во мне это ничего не изменило.Вы так и вникли в суть того, что Вы "ломаете" вместе с Леоновым Единство Ипостасей. Которое -ВСЕГДА.
У Вас же по аналогии с нашим вероисповеданием Троицы, должны присутствовать вместе ВСЕГДА- вода, лёд и пар.
Если же нет, и только из воды по нужде, образуется то лёд, то пар, или та же вода, то это есть ересь Савелия, которая анафематствована Церковью.Избегайте такого сравнения, даже если оно Вам и по душе.
 
Крещён в Православии
Уважаемый Павел, на протяжении всей истории написания Священного Писания на древнегреческом языке "камень" переводился словом λίθος, а "скала" упоминалась как πέτρα. Данный факт можно без особого труда проследить по ссылке https://azbyka.ru/biblia/search/?q=камень&lang=r&type=1&page=1.
Теперь изучим этимологию имени Петр, которое пришло к нам (было заимствовано праславянским языком) из своего греческого собрата. Вы не встретите ни одного свидетельства о человеке с таким именем до прихода Христа. Апостола Петра назвали в момент рождения Симоном. В том и заключалось новаторство Господа, что он из скалы (πέτρα), слова женского рода, путем прибавления окончания мужского рода -ος образовал новое мужское имя - Пέτρος, получившее потом благодаря христианству широкое распространение.
Не из за "скалы"(πέτρα) свое имя Симон получил; - у Симона прозвище было Кифа, что есть "камень" на арамейском.
В данном случае вообще не имеется в виду кто-либо. Это отсылка к пламенному исповеданию веры Петром: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Подтверждение тому находим у блж. Феофилакта Болгасркого
Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем.
Неверно все. Смотрим:
  • Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
  • Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
  • Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
  • Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.
  • Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
  • и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
  • и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
Видите? Господь обратился к ученикам Своим, а не персонально к Петру. В русском языке нет слова "полилог", и поэтому если с одной стороны говорит один, а слушают много человек - то это все-равно называется диалогом. В приведенном примере количество человек неважно, важно что стороны было две: с одной стороны был Господь, Учитель; с другой - внимающие Его словам ученики. Симон-Петр отвечал и спрашивал за всех, т.е. был другой стороной диалога и представлял множество учеников. Слова "Ты - Христос, Сын Бога живаго" - не только лично его, Петра, слова; это коллективное мнение учеников. Так за что "великая награда" только Петру?

А вот эти слова Феофилакта Болгарскоговеликой награде Петру, что именно на нем будет основана цeрковь) ничего хорошего христианству не принесли. И Вы почти все правильно пишете:
Приведенное Вами слово Πέτρῳ в историческом контексте попросту на то время не существовало, а уж тем более, не могло быть употреблено с заглавной буквы, то есть в значении имени - тогда бы Рим имел бы все основания полагать, что именно на Петре, как на личности, будет построена Церковь.
кроме одного: раз есть уже слово Пέτρος значит Господь мог уже сказать и Πέτρῳ; т.е. сказать, имея в виду Петра, можно было применив определенный артикль дательного падежа τῷ и изменив окончание мужского рода с "ος" на "ῳ", пусть даже и со строчной первой буквой (не с заглавной). Но не сказал, поскольку не имел в виду только Петра.
Но что говорит Феофилакт? А Феофилакт в приведенной Вами цитате как раз и утверждает "правоту" Рима. Не ошибается ли Феофилакт, говоря "Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь"?
 
Последнее редактирование:
Сверху