Напишу как мне понимается определение Церкви. Церковь это святые, и только святые, рождённые свыше и имеющие связь с Церковью небесной, торжествующей. Потому что только святой способен понять, усвоить, а потому и без искажений передать дальше апостольское наследие. А все мы, 99% прихожан Церковью не являемся. Это легко проверяется Евангелием:
"Вы - свет миру", "Соль земли", "По-любви узнают, что вы Мои ученики"..
Согласитесь, это не про нас. К нам больше подходят слова:
Мат 6:23: "если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?"
Мне кажется, что огромное разрушительное влияние на современное церковное сознание оказывает непонимание, что мы не есть Церковь. Это делает современного верующего подобием ветхозаветного фарисея:
Ин 9:41: "...если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас."
Всё Евангелие оперирует незнакомыми современному прихожанину терминами, которые вживую он никогда не встречал. О различении духов, о пророческом даре и многом другом, потому что это сказано святым. Когда на богослужении говорится "Святая святым", это отголосок прежнего понимания того, что есть Церковь. Тогда на богослужении могли присутствовать только верные, т.е. святые, а прочие находились вне храма и просили помолиться святых за них.
Об этом же свидетельствуют и строгие епетимии по 7-25 лет. То есть, в то время имя "христианин" было равнозначно слову "святой". То что сегодня для всех открыты храмы, нет епетимий, люди крестятся, причащаются, молятся, не делает ещё их частью Святой Церкви. Мы находимся почти в равном положении с неверующими и инославными. Может даже в худшем, поскольку у современного церковного человека присутствует много вредных или бесполезных религиозных накруток, которых нет у простого человека, живучего просто по-совести, а потому и более органично и последовательно нравственно развивающегося, при должной направленности воли. Не потому ли ветхозаветное церковное общество оказалось неспособным воспринять слова Христа, а язычники, самаряне и многообразные грешники показали быстрый духовный рост и удивительную веру?
Многих с толку сбивают слова: "Вне Церкви нет спасения" и поэтому пренадлежность к восточной апостольской традиции воспринимают как принадлежность к Церкви. Отсюда и происходят все беды, особенно превозношение над теми, кто не ходит в храм и не причащается, кто живёт не по-церковному или верует не так. Хотя само Писание доносит, о суде над ними по закону совести. Именно в результате этого суда и определится, кто войдёт во Вселенскую Церковь Торжествующую, вне которой нет спасения, а кто нет. Об этом как раз и говорит притча о
двух сыновьях. Есть у свт.
Иоанна Златоустого интересная проповедь. В то время была в языческой среде поговорка "не два, так одно". Так язычники насмехались над христианами. Означала она следующее: "Христиане в этой жизни отказываются от разных утех, веселья и при том не известно, попадут ли в Рай, зато язычники одну то эту жизнь точно весело проведут". А поскольку христиане, пусть и в шутку, стали эту пословицу повторять, то святитель сказал речь о том, что лучше и тут и там подвергнутся страданию, чем эту временную жизнь потратить на бесплодное веселье. Т.е. святитель, не раскрывая полностью тайн вечной жизни, дал одну важную утешительную подсказку тем, кто хотел, но не смог, или по апостолу Павлу:
1Кор 3:15: "А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня." Простите за длинное сообщение, просто не хотелось закончить его на мрачном выводе, что мы не являемся Церковью, а потому достойны ада. Есть у нас небесные ходатаи и уныния быть не должно