Ектения

Аудио-версия статьи

***

Екте­ния́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (про­тя­жен­ное, сугу­бое (моле­ние)) – назва­ние особой формы сов­мест­ного моле­ния на цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, когда диакон (или свя­щен­ник, если нет диа­кона) воз­гла­шает опре­де­лен­ные молит­вен­ные про­ше­ния, а хор, на каждое про­ше­ние, отве­чает (поёт) «Гос­поди, поми­луй» или «Подай, Гос­поди».

ektenija - Ектения

Окан­чи­ва­ется екте­ния воз­гла­сом свя­щен­ника. Екте­ния бывает несколь­ких видов: вели­кая – начи­на­ется сло­вами «Миром Гос­поду помо­лимся»; сугу­бая, т.е. уси­лен­ная, – начи­на­ется: «Рцем вси, от всея души…», с трое­крат­ным «Гос­поди, поми­луй» на каждое про­ше­ние (начи­ная с тре­тьего); про­си­тель­ная – в ней про­ше­ния закан­чи­ва­ются пением «Подай, Гос­поди» и малая – состоит только из трех про­ше­ний и начи­на­ется сло­вами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще екте­ния об огла­шен­ных, про­из­но­си­мая на литур­гии, екте­ния об умер­ших – т.н. заупо­кой­ная, и екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями, про­из­но­си­мые при совер­ше­нии таинств и иных чино­по­сле­до­ва­ний. Каждое молит­вен­ное про­ше­ние екте­нии сопро­вож­да­ется крест­ным зна­ме­нием и пояс­ным покло­ном.

***

Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон:

«Екте­ния – молитва совер­шенно осо­бого харак­тера. Она рас­счи­тана на воз­можно мень­шее утом­ле­ние вни­ма­ния, на посто­ян­ное воз­буж­де­ние его. Ввиду этого цель­ная молитва делится на ряд крат­ких отры­воч­ных про­ше­ний, кото­рые пре­ры­ва­ются пением еще более крат­ких молит­вен­ных вос­кли­ца­ний «Гос­поди, поми­луй», «Подай, Гос­поди».

Назва­ние этой молитвы «екте­ния», εκτενή – напря­жен­ное, при­леж­ное моле­ние, в гре­че­ских бого­слу­жеб­ных книгах, впро­чем, усво­я­ется только так назы­ва­е­мой у нас «сугу­бой екте­нии»; екте­ния же вообще назы­ва­ется там συναπτή (под­ра­зу­ме­ва­ется ευχή) – состав­ная молитва.

Назва­ние екте­нии усво­ено этого рода молит­вам потому, что они явля­ются осо­бенно усерд­ными молит­вами, воз­но­си­мыми от всех веру­ю­щих. С целью при­вле­че­ния к уча­стию в них всех они про­из­но­сятся не свя­щен­ни­ком, лицом, по пер­во­на­чаль­ному обычаю, пре­клон­ного воз­раста («пре­сви­тер»), а диа­ко­ном, почему екте­ния в древ­них памят­ни­ках бого­слу­же­ния назы­ва­лась τα διακονικά, «диа­кон­ства».

Ввиду же того, что диакон не явля­ется свя­щен­но­дей­ству­ю­щим лицом в соб­ствен­ном смысле, екте­ния состав­ля­ется не в соб­ственно молит­вен­ных выра­же­ниях, а в выра­же­ниях, при­гла­ша­ю­щих к молитве и ука­зы­ва­ю­щих пред­меты ее. Но по вре­ме­нам (на вели­кой екте­нии в конце, в послед­нем про­ше­нии, а на сугу­бой и про­си­тель­ной в начале) это при­гла­ше­ние к молитве воз­вы­ша­ется до насто­я­щей молитвы («Заступи, спаси…», «Поми­луй нас, Боже…»)».

Во время Бого­слу­же­ния мы часто слышим ряд молит­вен­ных про­ше­ний, про­из­но­си­мых про­тяжно, мед­ленно, воз­гла­ша­е­мых диа­ко­ном или свя­щен­ни­ком от лица всех моля­щихся. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди, поми­луй!» или «Подай, Гос­поди». Это так назы­ва­е­мые екте­нии, от гре­че­ского наре­чия екте­нос – «усердно».

* * *

Екте­нии раз­де­ля­ются на несколько видов:

  1. Вели­кая екте­ния,
  2. Сугу­бая екте­ния,
  3. Про­си­тель­ная екте­ния,
  4. Малая екте­ния,
  5. Заупо­кой­ная,
  6. Екте­ния об огла­шен­ных,
  7. Екте­ния о выходе огла­шен­ных,
  8. Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния.

Вели­кая екте­ния

Про­слу­шать:

Сокра­щен­ная вели­кая екте­ния

Вели­кая екте­ния состоит из 12 про­ше­ний или отде­лов.

1. Миром Гос­поду помо­лимся.

Это значит; При­зо­вем на наше молит­вен­ное собра­ние мир Божий, или бла­го­сло­ве­ние Божие и под сению лица Божия, с миром и любо­вью к нам обра­ща­е­мого, при­сту­пим к моле­ниям о наших нуждах. Равным обра­зом и молиться будем в мире, про­стивши вза­им­ные обиды (Мф.5:23-24).

2. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших, Гос­поду помо­лимся.

«Мир свыш­ний» – это мир земли с небом, при­ми­ре­ние чело­века с Богом или полу­че­ние от Бога про­ще­ния в грехах чрез Гос­пода нашего Иисуса Христа. Плодом же про­ще­ния грехов или при­ми­ре­ния с Богом, служит спа­се­ние наших душ, о чем мы также молимся во втором про­ше­нии Вели­кой екте­нии.

3. О мире всего мира, бла­го­сто­я­нии святых Божиих церк­вей и соеди­не­нии всех, Гос­поду помо­лимся.

В тре­тьем про­ше­нии мы молимся не только о соглас­ной и друж­ной жизни между людьми на земле, не только о мире всей все­лен­ной, но и мире, более широ­ком и более глу­бо­ком, это: мир и согла­сие (гар­мо­ния) во всем мире, в пол­ноте всех Божиих тво­ре­ний (неба и земли, моря и «вся яже в них», анге­лов и чело­век, живых и умер­ших).

Второй пред­мет про­ше­ния; бла­го­сто­я­ния, т.е. спо­кой­ствие и бла­го­по­лу­чие святых Божиих церк­вей или отдель­ных пра­во­слав­ных обществ.

Плодом и след­ствием про­цве­та­ния и бла­го­ден­ствия пра­во­слав­ных обществ на земле будет обшир­ное нрав­ствен­ное еди­не­ние: согла­сие, друж­ное воз­ве­ще­ние славы Богу от всех стихий мира, от всех оду­шев­лен­ных существ, будет такое про­ник­но­ве­ние «всего» высшим рели­ги­оз­ным содер­жа­нием, когда будет Бог «совер­шенно во всем» (1Кор.15:28).

4. О святом храме сем, и с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим вхо­дя­щих в он, Гос­поду помо­лимся.

Бла­го­го­ве­ние и страх Божий выра­жа­ются в молит­вен­ном настро­е­нии, в отло­же­нии житей­ских попе­че­ний, в очи­ще­нии сердца от вражды и зави­сти. С внеш­ней сто­роны бла­го­го­ве­ние выра­жа­ется в телес­ной чистоте, в при­лич­ной одежде и в воз­дер­жа­нии от раз­го­во­ров и ози­ра­ний по сто­ро­нам.

Молиться о Святом Храме, значит про­сить Бога, чтобы не отсту­пал нико­гда Он от храма своею бла­го­да­тию; но сохра­нил от осквер­не­ния вра­гами веры, от пожа­ров, зем­ле­тря­се­ний, гра­би­те­лей, чтобы в храме не оску­де­вали сред­ства для под­дер­жа­ния его в цве­ту­щем состо­я­нии.

Храм име­ну­ется святым по свя­то­сти свя­щен­ных дей­ствий, в нем совер­ша­е­мых и по бла­го­дат­ному при­сут­ствию в нем Бога, со вре­мени освя­ще­ния. Но не для вся­кого доступна бла­го­дать, в храме пре­бы­ва­ю­щая, а только для всту­па­ю­щих в него с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим.

5. О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем Свя­тей­шем Пат­ри­архе (имя), о Гос­по­дине нашем Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шем мит­ро­по­лите (или: архи­епи­скопе, епи­скопе) (имя), чест­нем пре­сви­тер­стве, во Христе диа­кон­стве, о всем причте и людех, Гос­поду помо­лимся.

6. О Бого­хра­ни­мей стране нашей (Рос­сий­стей), вла­стех и воин­стве ея, Гос­поду помо­лимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живу­щих в них, Гос­поду помо­лимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жите­лях их (потому что по хри­сти­ан­скому бра­то­лю­бию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О бла­го­рас­тво­ре­нии воз­ду­хов, о изоби­лии плодов земных и вре­ме­нех мирных, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода даро­вать нам хлеб насущ­ный, то есть все необ­хо­ди­мое для нашей земной жизни. Просим бла­го­при­ят­ной погоды для про­из­рас­та­ния хлебов, а также мир­ного вре­мени.

9. О пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих, неду­гу­ю­щих, страж­ду­щих, пле­нен­ных, и о спа­се­нии их, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии Св. Цер­ковь при­гла­шает нас молиться не только о при­сут­ству­ю­щих, но и об отсут­ству­ю­щих: 1) нахо­дя­щихся в дороге (пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих), 2) боля­щих, неду­гу­ю­щих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страж­ду­щих (то есть при­ко­ван­ных к одру опас­ной болез­нью1) и 3) о нахо­дя­щихся в плену.

10. О изба­ви­тися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода изба­вить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бед­ствий и невы­но­си­мого стес­не­ния.

11. Заступи, спаси, поми­луй, и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тью.

В этом про­ше­нии мы молим Гос­пода огра­дить нас, сохра­нить и поми­ло­вать чрез Его милость и бла­го­дать.

12. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу Нашу Бого­ро­дицу, и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Матерь Божию мы потому посто­янно при­зы­ваем в екте­ниях, что Она служит нашей Заступ­ни­цей и Хода­тай­ни­цей перед Гос­по­дом. После обра­ще­ния за помо­щью к Матери Божией Св. Цер­ковь сове­тует себя, друг друга и всю жизнь нашу пору­чить Гос­поду.

Вели­кая екте­ния иначе назы­ва­ется «мирною» (потому что в ней часто испра­ши­ва­ется людям мир).

В древ­но­сти екте­нии были сплош­ными молит­вами по форме и общими молит­вами всех при­сут­ству­ю­щих во храме, дока­за­тель­ством чего и явля­ется, между прочим, слова «Гос­поди поми­луй», сле­ду­ю­щие за воз­гла­ше­ни­ями диа­кона.

Сугу­бая екте­ния

Про­слу­шать:

Вторая екте­ния назы­ва­ется «сугу­бой», то есть уси­лен­ною, потому что на каждое про­ше­ние, про­из­но­си­мое диа­ко­ном, певчие отве­чают трой­ным «Гос­поди поми­луй». Сугу­бая екте­ния состоит из сле­ду­ю­щих про­ше­ний:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем.

Скажем Гос­поду от всей души и от всего помыш­ле­ния нашего: (далее и пояс­ня­ется, что именно скажем).

2. Гос­поди Все­дер­жи­телю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Гос­поди Все­дер­жи­тель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и поми­луй.

3. Поми­луй нас, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Поми­луй нас, Гос­поди, по Твоей вели­кой бла­го­сти. Молимся Тебе, услыши и поми­луй.

4. Еще молимся о всем Хри­сто­лю­би­вом воин­стве.

Еще молимся за всех воинов, как защит­ни­ков Веры и Оте­че­ства.

5. Еще молимся о бра­тиях наших, свя­щен­ни­цех, свя­щен­но­мо­на­сех, и всем во Христе брат­стве нашем.

Еще молимся о бра­тиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о бла­жен­ных и прис­но­па­мят­ных свя­тей­ших Пат­ри­ар­сех пра­во­слав­ных, и бла­го­че­сти­вых царех, и бла­го­вер­ных цари­цех, и созда­те­лех свя­того храма сего, и о всех пре­жде­по­чив­ших отцех и бра­тиях, зде лежа­щих и повсюду, пра­во­слав­ных.

Еще молимся о свят. пра­во­слав­ных Пат­ри­ар­хах, о бла­го­вер­ных пра­во­слав­ных царях и цари­цех; – о всегда памят­ных созда­те­лях Св. храма; о всех наших умер­ших роди­те­лях и бра­тьях, погре­бен­ных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о мило­сти, жизни, мира, здра­вии, спа­се­нии, посе­ще­нии, про­ще­нии и остав­ле­нии грехов рабов Божиих братии Свя­того храма сего.

В этом про­ше­нии мы просим у Гос­пода телес­ных и духов­ных благ при­хо­жа­нам того храма, где совер­ша­ется служба.

8. Еще молимся о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во святем и все­чест­нем храме сем, труж­да­ю­щихся, поющих и пред­сто­я­щих людех, ожи­да­ю­щих от Тебе вели­кия и бога­тыя мило­сти.

Еще молимся о людях: «пло­до­но­ся­щих» (т.е. при­но­ся­щих веще­ствен­ные и денеж­ные пожерт­во­ва­ния на бого­слу­жеб­ные потреб­но­сти в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «доб­ро­де­ю­щих» (т.е. про­из­во­дя­щих укра­ше­ния в храме или жерт­ву­ю­щих на под­дер­жа­ние бла­го­ле­пия в храме), а также о дела­ю­щих какую-нибудь работу в храме, напри­мер, чита­ю­щих, поющих, и о всех людях, нахо­дя­щихся в храме в ожи­да­нии вели­кой и бога­той мило­сти.

Про­си­тель­ная екте­ния

Про­слу­шать:

1‑я про­си­тель­ная екте­ния
2‑я про­си­тель­ная екте­ния

Про­си­тель­ная екте­ния состоит из ряда про­ше­ний, окан­чи­ва­ю­щихся сло­вами «у Гос­пода просим», на кото­рые певчие отве­чают сло­вами: «подай Гос­поди». Чита­ется про­си­тель­ная екте­ния так:

1. Испол­ним (вечер­нюю или утрен­нюю) молитву нашу Гос­по­деви.

Совер­шим (или допол­ним) нашу молитву к Гос­поду.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

Защити, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Дне (или вечера) всего совер­ше­ние, свята, мирна и без­грешна, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы нам этот день (или вечер) про­ве­сти целе­со­об­разно, свято, мирно и без­грешно.

4. Ангела мирна, верна настав­ника, хра­ни­теля душ и телес наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода Св. Ангела, кото­рый явля­ется верным настав­ни­ком и хра­ни­те­лем души нашей и тела.

5. Про­ще­ния и остав­ле­ния грехов и пре­гре­ше­ний наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода про­ще­ния и остав­ле­ния грехов (тяжких) и пре­гре­ше­ний (легких) наших.

6. Добрых и полез­ных душам нашим и мира мирови у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода всего полез­ного и доб­рого нашим душам, спо­кой­ствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и пока­я­нии скон­чати, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы остав­ше­еся время нашей жизни мы про­жили в мире и спо­кой­ной сове­сти.

8. Хри­сти­ан­ская кон­чины живота нашего, без­бо­лез­нены, непо­стыдны, мирны, и Добраго ответа на страш­ном судищи Хри­стово, просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы кон­чина наша была бы хри­сти­ан­ской, то есть с испо­ве­дью и При­ча­ще­нием Св. Тайн, без­бо­лез­нен­ной, непо­стыд­ной и мирной, то есть чтобы мы перед кон­чи­ной поми­ри­лись со своими близ­кими. Испро­сим доб­рого и без­бо­яз­нен­ного ответа на Страш­ном Суде.

9. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Малая екте­ния

Про­слу­шать:

Малая екте­ния

Малая екте­ния пред­став­ляет собой сокра­ще­ние вели­кой екте­нии и заклю­чает только сле­ду­ю­щие про­ше­ния:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Гос­поду помо­лимся.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Иногда к этим про­ше­ниям вели­кой, сугу­бой, малой и про­си­тель­ной екте­ний при­со­еди­ня­ются еще другие, состав­лен­ные по спе­ци­аль­ному поводу, напри­мер, по случаю погре­бе­ния или поми­но­ве­ния усоп­ших, по случаю освя­ще­ния воды, начала учения, наступ­ле­ния Нового Года.

Эти екте­ний с допол­ни­тель­ными «изме­ня­ю­щи­мися про­ше­ни­ями» содер­жатся в особой книге для молеб­ных пении.

Заупо­кой­ная екте­ния

Про­слу­шать:

Заупо­кой­ная екте­ния

а) Вели­кая:

  1. Миром Гос­поду помо­лимся.
  2. О свыш­нем мире и о спа­се­нии душ наших, Гос­поду помо­лимся.
  3. О остав­ле­нии согре­ше­ний, во бла­жен­ней памяти пре­сталь­шихся, Гос­поду помо­лимся.
  4. О прис­но­па­мят­нех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, бла­жен­ныя памяти их, Гос­поду помо­лимся.
  5. О про­стити им всякое пре­гре­ше­ние воль­ное и неволь­ное, Гос­поду помо­лимся.
  6. О неосуж­ден­ным пред­стати у страш­ного пре­стола Гос­пода славы, Гос­поду помо­лимся.
  7. О пла­чу­щих и болез­ну­ю­щих, чающих Хри­стова уте­ше­ния, Гос­поду помо­лимся.
  8. О отпу­сти­тися им от всякия болезни и печали, и воз­ды­ха­ния, и все­лити их, идеже при­се­щает свет лица Божия, Гос­поду помо­лимся.
  9. О яко да Гос­подь Бог наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси пра­вед­нии пре­бы­вают, Гос­поду помо­лимся.
  10. О при­чте­нии их в недрах Авра­ама и Исаака, и Иакова, Гос­поду помо­лимся.
  11. О изба­ви­тися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Гос­поду помо­лимся.
  12. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.
  13. Мило­сти Божия, цар­ства небес­наго, и остав­ле­ния грехов испро­сивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

б) Малая и

в) Трой­ная заупо­кой­ная екте­ния состоят из трех про­ше­ний, в кото­рых повто­ря­ются мысли вели­кой екте­нии.

Екте­ния об огла­шен­ных

Про­слу­шать:

  1. Помоли́теся, оглаше́ннии, Го́сподеви.
  2. Ве́рнии, о оглаше́нных помо́лимся, да Госпо́дь поми́лует их.
  3. Огласи́т их сло́вом и́стины.
  4. Откры́ет им Ева́нгелие пра́вды.
  5. Соедини́т их Святе́й Свое́й Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви.
  6. Спаси́, поми́луй, заступи́ и сохрани́ их, Бо́же, Твое́ю благода́тию.
  7. Оглаше́ннии, главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те.

Екте­ния о выходе огла­шен­ных

Про­слу­шать:

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния

Про­слу­шать:

  1. Прости, при­имше Боже­ствен­ных, Святых, Пре­чи­стых, Без­смерт­ных, Небес­ных и Живо­тво­ря­щих, Страш­ных Хри­сто­вых Тайн, достойно бла­го­да­рим Гос­пода.
  2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.
  3. День весь совер­шен, свят, мирен и без­гре­шен испро­сивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

При­ме­ча­ние

1 Иные зна­че­ния слова “страж­дать”: 1) стра­дать, мучиться; 2) много тру­диться, рабо­тать; 3) сно­сить, тер­петь; 4) под­ви­заться, под­вер­гаться. (Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­ченко. Полный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки