Протестантизм




    1. Про­те­стан­тизм не явля­ется единым, моно­лит­ным рели­ги­оз­ным направ­ле­нием с общей орга­ни­за­цией, с единым веро­уче­нием и куль­том, но пред­став­ляет собой сово­куп­ность рели­ги­оз­ных общин (около 20 000 дено­ми­на­ций), каждая из кото­рых отож­деств­ляет себя с Цер­ко­вью Хри­сто­вой, пола­гает, что испо­ве­дует чистую веру, осно­ван­ную на Еван­ге­лии, на учении святых апо­сто­лов, но в дей­стви­тель­но­сти пред­став­ляет собой псевдо­хри­сти­ан­скую общ­ность, или секту.
    2. Про­те­станты отри­цают авто­ри­тет Свя­щен­ного Пре­да­ния: Библия (Свя­щен­ное Писа­ние) и только Библия про­воз­гла­ша­ется ими един­ствен­ным (глав­ным) источ­ни­ком веро­уче­ния, при этом право тол­ко­вать Библию, «как захо­чется», имеет каждый веру­ю­щий. Между тем, в рамках  той или иной авто­ном­ной общины всё же прак­ти­ку­ется более или менее общий подход к тол­ко­ва­нию осно­во­по­ла­га­ю­щих биб­лей­ских поло­же­ний веро­учи­тель­ного харак­тера. Это свя­зано с тем, что прак­ти­че­ски каждая авто­ном­ная община имеет своё, част­ное пре­да­ние.
    3. Про­те­станты учат, что про­ще­ние можно полу­чить только верой. При этом они обес­це­ни­вают зна­чи­мость добрых дел как средств спа­се­ния, считая их неиз­беж­ными пло­дами веры (фор­мами выра­же­ния веры) и сви­де­тель­ством про­ще­ния.
    4. Спа­се­ние пони­ма­ется про­те­стан­тами как благой дар от Бога чело­веку, при этом зна­чи­мость роли самого чело­века в деле спа­се­ния мини­ми­зи­ру­ется / обну­ля­ется.
    5. Про­те­станты отри­цают истин­ность пра­во­слав­ного учения о молит­вен­ном обще­нии пред­ста­ви­те­лей земной Церкви с пред­ста­ви­те­лями Небес­ной – Божьими свя­тыми, учение о святых как о наших хода­таях перед Богом. Многие из них утвер­ждают, что не нуж­да­ются в посред­ни­ках (из обыч­ных людей) между собой и Богом.
    6. Хотя про­те­станты и при­знают Бого­ро­дицу Мате­рью Спа­си­теля, однако не воз­дают Ей таких поче­стей, какие воз­дают пра­во­слав­ные веру­ю­щие, почи­тая Её и как Хода­та­ицу за людей, и как Небес­ную Царицу. Многие про­те­станты оспа­ри­вают догмат о Прис­но­дев­стве Марии, и счи­тают, что после Рож­де­ния Иисуса Она имела интим­ные отно­ше­ния с Иоси­фом и родила от него несколько детей.
    7. Про­те­станты отри­цают за цер­ков­ной иерар­хией ту особую свя­щен­ную роль, кото­рая была изна­чально  пред­пи­сана ей через апо­сто­лов. Многие низ­во­дят чин пас­тыря до уровня  выбор­ной долж­ност­ной еди­ницы, при­зван­ной зани­маться адми­ни­стри­ро­ва­нием и про­по­вед­ни­че­ством, наста­и­вая что по боль­шому счёту все веру­ю­щие пред­став­ляют собой «все­об­щее свя­щен­ство».
    8. Про­те­станты не при­дают того высо­кого зна­че­ния постам, кото­рое им пред­пи­сы­ва­ется в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии. Между тем пра­во­слав­ные хри­сти­ане соблю­дают посты с древ­ней­ших времен во испол­не­ние слов Спа­си­теля (Мк.2:20).
    9. Про­те­станты не при­знают ряд цер­ков­ных Таинств: многие общины при­знают два таин­ства: Кре­ще­ние и Евха­ри­стию, впро­чем, отно­си­тельно Евха­ри­стии разные общины испо­ве­дуют прин­ци­пи­ально разные учения. (Заме­тим, что истин­ное Таин­ство Тела и Крови Хри­сто­вых совер­ша­ется в Истин­ной – Все­лен­ской Пра­во­слав­ной – Церкви).
    10. Про­те­станты либо отвер­гают мона­ше­ство, либо смот­рят на него как на мало­зна­ча­щую форму выра­же­ния веры.
    11. Про­те­станты вслед­ствие оши­боч­ного пони­ма­ния Библии отвер­гают почи­та­ние свя­щен­ных изоб­ра­же­ний, не пони­мая раз­ницы между ико­но­по­чи­та­нием и идо­ло­по­клон­ством. Вместе с тем они отвер­гают почи­та­ние мощей св. угод­ни­ков Божьих 
    12. Несмотря на все раз­ли­чия между Пра­во­сла­вием и про­те­стан­тиз­мом про­те­станты, как и пра­во­слав­ные, фор­мально при­знают хри­сто­цен­трич­ность спа­се­ния.

    ***

    Про­те­стан­тизм явился в резуль­тате анти­ка­то­ли­че­ского дви­же­ния XVI в. Отвер­гая край­но­сти Рим­ского Като­ли­цизма, про­те­стан­тизм лишился Свя­щен­ного Пре­да­ния, поста­нов­ле­ний Все­лен­ских Собо­ров, свя­щен­ства, духов­ного опыта мона­ше­ства, почи­та­ния Бого­ро­дицы, святых, икон, анге­лов, молитв за умер­ших и т.д. Т.о. про­те­стан­тизм, по суще­ству, лишился Церкви. Фор­мально он осно­вы­ва­ется на Библии, реально же – на её про­из­воль­ном тол­ко­ва­нии раз­лич­ными тео­ло­гами. В ходе этого в мире суще­ствует более двух десят­ков тысяч раз­лич­ных про­те­стант­ских дено­ми­на­ций.

    Когда про­те­станты наста­и­вают на прин­ципе «только Писа­ние» и на своём пони­ма­нии Библии, они совер­шенно забы­вают, что канон книг Свя­щен­ного Писа­ния – это то, что соста­вила именно Цер­ковь, сама интер­пре­та­ция того, что сказал Спа­си­тель и чему Он учил, прошла сна­чала через призму цер­ков­ной рецеп­ции, через тех, кто пове­рил, через то, как они пове­рили, что они счи­тали важным пере­дать, потому что цер­ков­ное вос­при­я­тие – это про­дукт цер­ков­ной веры.

    Мы домо­га­емся не победы, а воз­вра­ще­ния бра­тьев, раз­лука с кото­рыми тер­зает нас.
    свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

    «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин.15:12).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки