Некоторые Святые отцы Церкви о спасении некрещеных.

Православный христианин
Мир всем!
Думаю нижеследующие цитаты многих заинтересуют. Сам спорить не намерен,ибо как считает прп. Варсонофий Великий в споре нет смирения.

Если случится, чего не дай Бог, что постигнет нас нечаянная смерть, и мы отойдем отсюда без просвещения(крещения), то, хотя бы мы имели здесь тысячи благ, нас ожидает не что другое, как геенна, червь ядовитый, огонь неугасимый и узы неразрешимые. Но не дай Бог кому-либо из слушающих испытать это наказание! «
Беседа 25, толкование на Евангелие от Иоанна свт. Иоанна Златоустого.

По сей причине пришло иное рождение или возрождение, которое возраждает человека чрез святое крещение Духом Святым, опять возсоединяет его с божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божии, возстановляет все душевныя силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были оне до преступления первозданнаго Адама, и таким образом вводит его в царство Божие, в которое не может войти некрещенный, просвещает светом его и дает вкусить радостей его.
Слово 37, прп. Симеон Новый Богослов.

Анастасий Синаит преподобный
Толкование на группу стихов: Ин: 3: 5-5
Если кто-нибудь неверующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?
«Вопросы и ответы». Вопрос 7.

«Поскольку же Сама Истина привела и то и другое, т.е. – необходимость веры и Крещения, то невозможно спастись тому, кто не желает креститься, хотя бы он и утверждал, что якобы верует, а также и тому, кто не верует, хотя бы он и был крещен. «
Омилия 30, свт. Григорий Палама

Однако не следует отказывать в крещении и в любое другое время, чтобы из-за таковой задержки не скончался кто-нибудь непросвещённым, что было бы величайшим несчастьем, так как некрещёный.
Свт. Симеон Солунский
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Неплохая подборка. Но я ожидал увидеть мысли святых отцов в пользу спасения тех, кто по каким-то причинам не сподобился святого крещения. Это было бы действительно интересно. А невозможность спастись некрещённым - это общеизвестно и подтверждать не имеет смысла.
 
Православный христианин
Неплохая подборка. Но я ожидал увидеть мысли святых отцов в пользу спасения тех, кто по каким-то причинам не сподобился святого крещения. Это было бы действительно интересно. А невозможность спастись некрещённым - это общеизвестно и подтверждать не имеет смысла.
Из личного опыта скажу ,что часто встречал ( даже из духовенства) православных христиан,которые в этом вопросе некомпетентны,так что смысл есть!
 
Православный христианин
А невозможность спастись некрещённым - это общеизвестно и подтверждать не имеет смысла.
Не от гордыни ли, все эти мысли?

Благоразумный разбойник не был крещённым Духом Святым, но первый попал в Царство Небесное через Господа Иисуса Христа.
Почему не допускаете подобного обращения у других?

Разве я не вправе распоряжаться, как мне угодно тем, что мне принадлежит? Или тебя гложет зависть потому, что я щедр?”
Вот так и последние будут первыми, а первые—последними».
(Мф.20.15-16)
 
Православный христианин
Из "Православного исповедания Кафолической и Апостольской Церкви Восточной" свт. Петра (Могилы):

Вопрос 20. Что есть первородный грех?

Ответ. Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: «от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 17). Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, чрез одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и начинаемся и рождаемся с сим грехом, как учит Священное Писание: «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» (Рим. 5, 12). Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаждается только благодатию Божиею, чрез воплощение Господа нашего Иисуса Христа, и пролитие честной Крови Его. Действие сие совершается в Таинстве Святого Крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни, по словам: «аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и духом, не может внити во Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
 
Православный христианин
Благоразумный разбойник не был крещённым Духом Святым
Где-то или у проповедников или у Святых Отцов слышал о том, что первые мученики были крещены кровью.
Многие же язычники видя мучения ранних исповедников Христианства тут же уверовали и были причислены к лику святых. В календаре много таких историй встречается.
Значит крещение Святым Духом посредством церковного таинства - это путь по умолчанию для "простых смертных". Но в особенных случаях, очевидно работают особенные законы.
Но благоразумно ли имея возможность (если есть такое стремление) креститься через таинство считай в любой стране - считать, что раз были исключения, то оно что-то гарантирует ещё кому-то?
 
Православный христианин
Где-то или у проповедников или у Святых Отцов слышал о том, что первые мученики были крещены кровью.
Многие же язычники видя мучения ранних исповедников Христианства тут же уверовали и были причислены к лику святых. В календаре много таких историй встречается.
Значит крещение Святым Духом посредством церковного таинства - это путь по умолчанию для "простых смертных". Но в особенных случаях, очевидно работают особенные законы.
Но благоразумно ли имея возможность (если есть такое стремление) креститься через таинство считай в любой стране - считать, что раз были исключения, то оно что-то гарантирует ещё кому-то?
Как раз наоборот - наше с вами крещение и даже добрые дела (если они были) ничего нам гарантировать не могут, как ничего не гарантировали индульгенции латинян или разрешительные грамоты восточных патриархов (Константинопольский собор 1727г. и до осуждения1838г.)
Христос не напрасно рассказал притчу о делателях (на суть которой я сослался (Мф.20)), мы не можем предугадать кого и в чём Господь застанет в последний час. Но одно я знаю наверняка, что подобные суждения о некрещённых и неверующих (кто спасён будет, а кто нет) для меня непозволительны. Сказанное мной - не в оправдание чужого неверия, а в упование на милость Господне, долготерпение и Его любовь ко всем. Подходя к Чаше молюсь:
"Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый (или первая) есмь аз." (или есть нехристи грешнее меня? Может и есть, мне то что до этого, не я же Судья)
 
Православный христианин
"Очевидно, что вероотступники, а также те, кто сознательно противится Богу и Истине, лишают себя надежды на спасение. По слову ап. Петра, они, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2Пет.2:1). О тех, кто сознательно противится Богу, свидетельствует Сам Господь: Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31–32).

Что же касается прочих людей, тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не веровали во Христа или веровали неправо, то достоверно об их судьбе мы ничего не знаем. Церковь предает их милости Божией."
" Догматические богословие " протоиерея Олега Давыденкова( пункт 1.6)

Замечу,что по этому " богословию" обучаются во многих духовных учебных заведениях,почему -то о. Олег взял на себя роль говорить от лица Церкви,когда есть более авторитетные лица,прославленные в Ней. Я мельком просмотрел эго учебник,явно либеральный уклон и в отношении к догмату Искупления и цели христианского брака,но это отдельные темы для обсуждения
 
Оренбург
Православный христианин
Товарищи! Правила - для людей. Не для Бога. Поэтому правило "некрещёные не спасутся" - правильное, но оно для людей. А Бог-Личность выше правил, Им же установленных (опять же, не для Себя, а для людей). Бог может любое правило нарушить, как Он нарушает с помощью чудес законы природы и физики, Им же установленные. Если возможны чудеса - возможно и спасение некрещёных, ибо нет для Бога ничего невозможного.
 
Православный христианин
"Очевидно, что вероотступники, а также те, кто сознательно противится Богу и Истине, лишают себя надежды на спасение. По слову ап. Петра, они, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2Пет.2:1). О тех, кто сознательно противится Богу, свидетельствует Сам Господь: Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31–32).

Что же касается прочих людей, тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не веровали во Христа или веровали неправо, то достоверно об их судьбе мы ничего не знаем. Церковь предает их милости Божией."
" Догматические богословие " протоиерея Олега Давыденкова( пункт 1.6)

Замечу,что по этому " богословию" обучаются во многих духовных учебных заведениях,почему -то о. Олег взял на себя роль говорить от лица Церкви,когда есть более авторитетные лица,прославленные в Ней. Я мельком просмотрел эго учебник,явно либеральный уклон и в отношении к догмату Искупления и цели христианского брака,но это отдельные темы для обсуждения
Отец Олег - умнейший человек и его учебник лучший в своём роде. Вы его мельком просмотрели? А с какой целью? На предмет его православности? У Вас, поди, и научная степень имеется, раз Вы позволяете себе проверять отца Олега?
 
Оренбург
Православный христианин
Отец Олег - умнейший человек и его учебник лучший в своём роде.
Тоже считаю его лучшим. Есть ещё книги митрополита Илариона (Алфеева) - "Катехизис", "Таинство веры", но они как введение в догматическое богословие. А учебник Давыденкова - лучший и современный.
 
Православный христианин
Иркутская обл.
Православный христианин
Тоже считаю его лучшим. Есть ещё книги митрополита Илариона (Алфеева) - "Катехизис", "Таинство веры", но они как введение в догматическое богословие. А учебник Давыденкова - лучший и современный.
А что значит современный,Сергей,в каком смысле?
Есть уже что-то устаревшее в догматике,а есть вот уже современные взгляды на это устаревшее понимание,с точки зрения совр.богословов?
Вот о.Олег (современно и в духе времени?)как-бы от лица Церкви, пишет о возможности спасения без веры во Христа.А так точно верили “всегда ,все и повсюду ”? Где-то ещё двусмысленно или прямо напишут о возможности спасения вне Церкви,где то напишут,что спасающая и просвещающая благодать есть и вне Церкви и т.д.
---
Гораздо лучше, по мне,несовременная,проверенная догматика прот.Михаила Помазанского и прп.Иустина(Поповича).Из тех,кто поближе к нам по времени.
 
Православный христианин
Есть такой святой прп. Викентий Лиринский
Почему-то Вам не пришла в голову мысль, что о. Олега на его труды и их печать та самая Церковь и благословила.
Были ли заблуждения в Церкви?
Исследуем интересный момент,почему некоторым так хочется затянуть некрещеных в рай, вопреки Писанию и Преданию?
Причины думаю две:
1) невежество ,
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
«доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?(Невежество новоначальных ,думаю,простительно)
2) духовный нигилизм,это когда мнение Святого Духа ,который говорил в святых отцах мы знаем, но мы его отвергаем и ставим во главу угла свое мнение.

Что тут лежит в корне? Непослушание,
И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов .ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем].(1Цар.15:22-23)
Прошу молитв, ибо в вышеперечисленном был грешен,а по второму пункту до сих пор грешу,правда, не в плане отношения спасения некрещеных.
 
Оренбург
Православный христианин
А что значит современный,Сергей,в каком смысле?
То и означает - 21 век. С учётом мнений всех известных нам святых отцов.
Вот о.Олег (современно и в духе времени?)как-бы от лица Церкви, пишет о возможности спасения без веры во Христа.
Где он такое пишет? Дайте цитату ещё раз, рассмотрим.
 
Православный христианин
Товарищи! Правила - для людей. Не для Бога. Поэтому правило "некрещёные не спасутся" - правильное, но оно для людей. А Бог-Личность выше правил, Им же установленных (опять же, не для Себя, а для людей). Бог может любое правило нарушить, как Он нарушает с помощью чудес законы природы и физики, Им же установленные. Если возможны чудеса - возможно и спасение некрещёных, ибо нет для Бога ничего невозможного.
«И аще не уверите, ниже имати разумети». Должно верить Писаниям, как содержащим в себе Божию мысль, и таким образом приступать к уразумению написанного в них. Ибо должно восходить выше образов и таким образом постигать истину показанного нам. Прежде всего нужно верить простой верой, что Писания богодухновенны и полезны, а потом в тонкости и со всей внимательностью исследовать заключающуюся в них мысль.
Свт. Василий Великий Толкование на пророка Исайя(глава 7)
 
Оренбург
Православный христианин
«Одно дело,– говорит Климент Александрийский,– что приобретено упражнением, и учением, и иное, что воспринято через откровение верою. Только последний путь ведет к познанию божественной Истины, и она очень близка от нас, даже в наших жилищах, как свидетельствует боговидец Моисей».

«Научает нас,– утверждает блж. Августин,– внутренний Учитель, научает Христос, божественное вдохновение; где нет этого вдохновения и внутреннего просвещения, там тщетно действие слов извне».

И если Духа Божия нет в сердце слушателя,– подтверждает также Григорий Богослов,– то напрасны рассуждения учителя, ибо, если Тот, Кто научает, не находится внутри, то язык учителя, который вне, трудится понапрасну.

«Потому что,– заключает блж. Иероним,– закон духовен, и нужно откровение, чтобы понимать его».
 
Православный христианин
Были ли заблуждения в Церкви?
Исследуем интересный момент,почему некоторым так хочется затянуть некрещеных в рай, вопреки Писанию и Преданию?
Я наблюдаю уже много лет другое явление: "некоторым" очень хочется за Господа решать, кого точно не будет в раю. При этом себя обычно выносят за скобки.

Мы можем знать о том, кто крещеный только применительно к себе, потому что крещение - это тайна. Собой и надо бы ограничиться обычным мирянам.
 
Православный христианин
Собой и надо бы ограничиться обычным мирянам.
Откуда такое учение? Господь дал указание идти и крестить народы (Мф.28:19). Мы, будучи мирянами, действительно чаще исполняем всё кое-как и как-нибудь, с пятого на десятое, мало и слабо, за исключением может быть некоторых случаев или отдельных попыток. Но не ограничиваться же теперь любовью к себе только? Воля Бога о каждом, чтобы он искал Его и крестился, поэтому любящий других заботится и о воле Бога о них. Святые отцы Духом Святым говорили многократно как и Господь в Евангелии, что без крещения в Царствие Небесное нельзя войти.

Это боль, что есть люди не крещеные. А у кого никакой боли кроме как о себе никогда нет, тот из окамененного эгоизма своего и не говори что кому надо бы.
 
Православный христианин
Откуда такое учение? Господь дал указание идти и крестить народы (Мф.28:19). Мы, будучи мирянами, действительно чаще исполняем всё кое-как и как-нибудь, с пятого на десятое, мало и слабо, за исключением может быть некоторых случаев или отдельных попыток. Но не ограничиваться же теперь любовью к себе только? Воля Бога о каждом, чтобы он искал Его и крестился, поэтому любящий других заботится и о воле Бога о них. Святые отцы Духом Святым говорили многократно как и Господь в Евангелии, что без крещения в Царствие Небесное нельзя войти.

Это боль, что есть люди не крещеные. А у кого никакой боли кроме как о себе никогда нет, тот из окамененного эгоизма своего и не говори что кому надо бы.
(Мф.23)
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас...
 
Сверху