Дело в том, дорогой друг, что таинство причащения это и есть наша настоящая жизнь. Мой вопрос был направлен к человеку, который сказал, что он питается только хлебом насущным от Господа!. Вот я и захотел узнать: неужели человек живет именно в таком режиме. Если так - то это похвально. Если говориться о питании тела , то здесь иное дело.
Бывает человек болен и не может ходить в церковь. И что? Разве буду я его в этом осуждать?
Иное дело, когда мы, называя себя христианами сторонимся таинства под разными предлогами.
Не успел приготовиться, не постился, не готов морально, болен сегодня, гости и прочее...
Хорошо ли это? По себе скажу: не очень. От евхаристии нет должного удовлетворения. Пришел к Господу и не смог приготовиться
А как приготовиться? Прочитать 3 конона, последование и 10 молитв? Или хорошенько покаяться? А может примириться с каждым, кого обидел? Наверное так и предписано . Только достаточно ли этого для Господа?
Не знаю? Сколько бы не стремился, но все сделать и хорошенько очиститься никак не удается.
Теперь мне стало немного "полегче" , в смысле мне как болящему дается послабление, так сказать. Но ведь и моя болезнь тоже результат моей- же греховной жизни. И мне иногда думается, что я лукавлю, прерываюсь болезнью. И наверное это действительно так. Но намного хуже, когда я не получаю спасительных Таинств. И наоборот, радостно, когда пересилив себя, свои болячки придешь на праздничное служение и сможешь приобщиться к Господу. А иногда бывает, что и не допустят к причастию. И такое бывало. И что же? Гордыня плачет, а душа радуется. Поделом досталось.
Повторю вам, дорого брат, - это наша жизнь, это наша надежда. Разве буду я этого стесняться?
Вот сейчас задумался и решил, что да, буду стесняться, когда избегаю этого таинства, когда пропускаю службу когда осуждаю брата за это.
Нам в радость наше общее дело в евхаристии, когда все мы вместе, когда мы молимся о болящих и заблудших. Разве не так?
Да, это личное, сокровенное, но мы, причащаясь Одного Христа, становимся ближе друг к другу.
Так сколько раз мы должны причаститься в неделю, в месяц, в год?
Постоянно. Насколько нас Господь допустит в таинствах.
Я понял Вас, Андрей, и, в общем, согласен с большинством
утверждений.
Выскажу всё же несколько примечаний, чтобы не оставлять недосказанного за душой.
Конечно, Евхаристия - это наша настоящая жизнь, но и всё остальное время, даже когда мы спим - это тоже наша настоящая жизнь. Более того, из примера святых людей, да вот хоть святой Марии Египетской, мы знаем, что, причастившись всего несколько раз за всю долгую жизнь, человек может достичь невиданного для нас, грешных, совершенства. Левитация, хождение по воде, почти полный отказ от пищи, жизнь в пустыне без укрытия и почти без одежды - сколько раз нам надо причаститься, чтобы достичь хоть малой части такого смирения? Сколько надо принять Святых Тайн? Кто знает, кто может ответить?
И напротив, вспомните Иуду Искариота. Он принял причастие всего один раз и принял святой хлеб из рук Самого Господа, и что? Дьявол вошёл в него!
Тут ведь дело совсем не в количестве, а частота причащения - это
количественная характеристика. Тут дело в качестве. Сами Тайны, Само Тело Господне имеет абсолютное качество. Одного миллиграмма Святого причастия достаточно для того, чтобы уничтожить весь грех мира. Так почему же мы не становимся святыми принимая совершенное Тело? Может быть дело-то в нас, в нашем качестве? В нашей подготовке, в нашей готовности, в нашем стремлении к метанойе? Я могу причащаться и пять раз в неделю, отпрошусь три раза с работы до обеда, плюс суббота и воскресение - но что толку? В итоге меня осудят и покарают за недостойное и глупое поведение, и правильно сделают.
Вы поймите меня правильно, я ни в коем случае не хочу оправдать себя в том, что я редко причащаюсь. Не успел подготовиться, забыл попоститься, опоздал на исповедь - это всё недостойные отговорки, это - лукавство, и делается, говорится и думается всё это по подсказке лукавого, который больше огня боится Святого Тела и Святой Крови Господа нашего. Если в нас Бог, то нет возможности быть сатане возле нас, не может грех вытерпеть абсолютную святость.
Совсем не хочу сказать, что причастие может быть чересчур частым. Было бы великолепно причащаться Таинств хоть каждый Божий день. Но - грешу-то я каждую минуту, а могу ли я, грешный и духовно немощный, исповедать свой грех также легко и часто, как грешу? Не получается, грешен, сам виноват.
А если я не подготовился к причастию, по своей вине не подготовился, если не раскаялся на исповеди, если грех во мне, то меня и отлучать не надо - я сам не подойду к Святой Чаше, я просто боюсь, боюсь Бога.
Так что призыв к частому причащению - это абсолютно верный призыв, но есть условие - причащаться так часто, как часто я готов к принятию Святых Тайн. Бог неизменен в своей благости, Он всегда безгрешен, всегда милостив, вечно готов принять заблудших детей, но дети не всегда готовы, это - их вина и их беда, их грех и их немощь.