Что значит стать умом в сердце?

Тема в разделе "О порядочности и святости", создана пользователем Анатолий Митрофанов, 8 ноя 2019.

  1. дмитрийк

    дмитрийк

    Крещён в Православии
    Есть одна проблема, их нет в миру. Настоящие келейники-практики, пустынники-аскеты, затворники в интернете не сидят.
    Единственный надежный ориентир - письменные творения Отцов, которые опытно прошли этот путь. Оптинских старцев интересно почитать в этом плане.
    А ум в сердце - это легко понять, на примере любой страсти, на стадии, когда она сильно завладевает человеком.
     
    Последнее редактирование: 24 ноя 2019
    Дионисий.. и Елена85* нравится это.
  2. Антон З.

    Антон З.

    сомневающийся
    Ох и задачу задали "коридором". Пока сомнительное "наддверие" мое не сорвало окончательно https://azbyka.ru/biblia/?Is.6 , пробую как-то структурировать "след орла" https://azbyka.ru/biblia/?Prov.30:19 , проследовать им.

    Думаю, речи о "движении" по Пути Божию и скорости относятся к "вершинам лествицы" https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/33 , прим. 128. Когда человек подобен "епископу и начальнику над страстями." "Наблюдает и совне и внутри". "Посредством молитвы приносит Божию жертвеннику чистый и непорочный ум." "Освящает и приносит сердце в жертву Богу со всеми движениями оного; ибо гораздо выше и святее приносить Богу все действия и делания сердечные, нежели удерживать страсти и злые пожелания."

    Хотя тема о том, чтоб "удерживать страсти и злые пожелания" ("стать умом в сердце"), и "отвлеченные мысли". Не вполне о движении т.о. (стоять, не отвлекаться, держать).
    Обратите внимание на поле значений глагола стать. Здесь и принять вертикальное положение, и остановиться, и становиться, в т.ч. подразумевается быть, после стать https://ru.wiktionary.org/wiki/стать#Значение .

    Как быть? Напр., по слову преп. Антония Великого https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/2?=серафимом#s1 , 59. "Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла [не "следам", но "лицу"]: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон ["коридор" не "хрупкий"?], уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство."
    О скорости см. в кн. пророка Иезекииля 1, 14 https://azbyka.ru/biblia/?Ezek.1 "И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния."

    Теперь пробуем найти доп. соотв. в православном св. писании и св. предании. Чтоб избежать возможных фантазий в данном отношении (ангелов), услышанное не осталось "книжной басней". Синодальное "туда и сюда", из строки о скорости, в цсл. тексте обозначено глаголом обращаться, в подстрочном переводе с древн. греч. "вращаться в середине живых существ" [куда ни кинь, попадешь в "коридор"]. Все это и то (глагол вращаться-обращаться) несколько запутанно смотрится в переводах св. писания на древн. греч., древн. евр., цсл. и русский языки. Где-то строка пропущена, где-то "туда и сюда". Если не держать в уме "сюжет" св. писания в целом. Напр., обратите внимание на Новозаветное Слово "и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" https://azbyka.ru/biblia/?Lk.17:21 . Вместе с тем на "путь к древу жизни", и "пламенный меч обращающийся" из 3 гл. кн. Бытия https://azbyka.ru/biblia/?Gen.3:24 . Сдается мне, "обращающийся пламенный меч" и есть исследуемый серафим, и "коридор". Его "обращение" с необходимой скоростью "коридор" образует, с "видом огня внутри него вокруг" https://azbyka.ru/biblia/?Ezek.1:27 (пользуясь случаем, передаю привет участнику форума Анатолию Дунчевскому и "жидкому хребту бегемота" из кн. Иова).

    Как должно "вращать" ум православному подвижнику, т.е. тому, кто движется по Пути Божию (Царскому), подробнее см. у святителей Василия Великого https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/3 Григория Паламы https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/ . Это м.б. не так интересно и на первый взгляд, как "политические" и "обидные" темы форума, но не без пользы во всяком случае.
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2019
    Вадим Ламзиков нравится это.
  3. Вадим Ламзиков

    Вадим Ламзиков

    Переславль Залесский
    Православный христианин
    Антон, спасибо. Вы мне подсказали более точное описание, это воронка как при сильном смерче, урогане. Вращение и движение к самому центру стихии. Попадая в центр тебя просто выносит на верх. А если ближе к краю, то выбрасывает наружу. Грех исторгается из этого потока, а Святость притягивает себе подобное и удерживает в Себе. Но этот образ скорее просто описание процесса, и вряд ли чем поможет к восхождению. Лишь Опытно определив внутреннее направление сердца и волей настроив состояние ума, можно двигаться в этом потоке, позволяя святости удерживать тебя внутри "воронки". Главное не дерзать самому решать куда, когда и как производить движение.
    И добавлю ещё. Есть два пути восхождения. Это стараться успеть за скоростью этого потока по спирали, что очень сложно . И другой, последовать к центру и позволить силе поднять тебя вверх из центра. Что ещё сложнее и страшнее.
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2019
    дмитрийк нравится это.
  4. дмитрийк

    дмитрийк

    Крещён в Православии
    Подвижничество никогда легким занятием не было.
     
    Вадим Ламзиков нравится это.
  5. Дионисий..

    Дионисий..

    Россия, Сибирь
    Крещён в Православии
    Самому мне удавалось творить молитву Иисусову в сердце редко даже с Божьей помощью при наличии реального наставника - молитвенника, а потом вовсе перестало удаваться. В одиночку мирянину реально творить молитву Иисусову в уме. Знаю только одно практическое наставление ориентированное на начальные стадии умного делания, из числа работающих на личном опыте само собой разумеется, "Путь умного делания" архиепископа Антония (Голынского-Михайловского).
     
    дмитрийк нравится это.
  6. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    Святитель Феофан Затворник очень доходчиво пишет об этом приблизительно так: читаемые молитвы понимай умом и понятое чувствуй.

    Думаю, что сердце в данном случае - это не орган кровообращения. Но к чувствам надо приблизительно в этом месте прислушиваться, т.е. не ниже пояса, даже не в животе, а где-то на уровне груди, в верхней ее части, там, где чувствуются радость и печаль (радость о Боге и печаль о грехах).
     
  7. Дед Сергий

    Дед Сергий

    Православный христианин
    Антон, позволю себе самое скромное участие в этой теме. Молиться - кровь проливать. Поэтому желающих поспорить на порядок больше, чем собеседников о молитве. Они вообще - молчуны. :):)
     
  8. Антон З.

    Антон З.

    сомневающийся
    Сергий, споры рассматриваю, как обмен точками зрения на реальность, сохраненными в памяти. К общей пользе участников такого обмена и т.д. Вот почему выбрал т.зр. прор. Моисея (1 и 2 стр. темы), Исайи, Иезекииля, преп. Иоанна, Антония, святит. Василия, Григория и Соломона (2), на, обсуждаемые в теме, "стать умом в сердце", "коридор" и движение (в "коридоре").

    Сравн. 26 и 27 сообщ. темы, в части "крови",
    с https://ru.wikipedia.org/wiki/Систематическая_ошибка_отбора , в части "ошибки данных". C выводом в 27 сообщ.
     
    Последнее редактирование: 4 дек 2019 в 07:15
  9. Александр Черных

    Александр Черных

    Православный христианин
    Мне кажется, что "стать умом в сердце" - это метафора, обозначающая "рассудительность" в деле преображения нашей человеческой природы. Смысл таков: с грехопадением праотцев, человек унаследовал поврежденную природу, которая заимела своей естественной привычкой удовлетворять сиюминутные желания, т.е. реализовывать свои инстинктивные позывы, которые могут иметь исключительно плотский характер. Таким образом повреждённая природа порождает поврежденную волю (страсть, возжелание). Однако нам даны несколько Божих дары: ум, рассудительность и гномическая воля (воля выбора). Посредством ума через рассудительность, человек способен прийти к познанию правильности или неправильности тех или иных вещей и явлений, а посредством воли выбора способен принудить себя к совершению доброго поступка.

    Так вот, мне кажется, что "стать умом в сердце" - это как раз про принуждение себя к исполнению воли Бога. Ведь нам уже даровано знание о том, что Бог является не иначе как Благим, и что стремиться к благому есть залог духовного возрастания человека,в то время как потворствование своей естественной природе есть уход от реального Блага в пользу удовлетворения сиюминутных страстей.

    Вот это знание, эта рассудительность и должна быть положена в основу преображения человеческой природы, дабы и человек мог совершить свой выбор в пользу Бога, и стал способен воспринимать Его преображающую благодать.
     
    Анатолий Митрофанов нравится это.
  10. Вячеслав60

    Вячеслав60

    Православный христианин
    Анатолий, "сердце" в данном контексте для меня, как духовный центр.
    В моей практике бывыет так, я мысленно зажигаю огонь лампады или свечи в сердце и устойчиво удерживаю рядом свои переживания. Затем, бывает по разному — в зависимости от характера молитв — (Славословия это, или Иисусова молитва, или читаешь псалтирь, или правило, или покаянные слова, или даже просто молитвенное чтение) начинает проявляться направление к Цели.
    Однако, Анатолий, ваш вопрос — «встать умом в сердце» — многоуровневый, для подвижника это одно, для человека находящегося в самообольщение другое, и чем ближе мы к первому тем более трезвеем)) по этому необходимо позаботиться о критериях правильной молитвы и по ним хорошо все контролировать.
     
    Анатолий Митрофанов нравится это.
  11. Анатолий Митрофанов

    Анатолий Митрофанов

    Православный христианин
    Согласен с этим.
     

Поделиться этой страницей