Т.е. материя создана из нематерии.
Мир существует. Но он не мог начать существовать сам по себе. Он не имеет в себе ни причины для начала существования, ни опоры для его продолжения. Напротив, в его существовании есть элемент
чистой случайности. Вполне могло статься, что мир не существовал бы. В несуществовании мира нет никакого абсурдного противоречия. Существование мира случайно, это чистая и абсолютная случайность. Мир не есть реальность, существование которой необходимо. Напротив, можно определить тварь
как реальность, которая могла бы не существовать вовсе,поскольку существование ее зависит от причины, находящейся вне ее, и более того, от причины совершенно свободной. Бытие мира есть
истина факта (по выражению Лейбница), — а не логическая истина, следующая из умозрительных аксиом. Невыводимость этой истины логическим путем составляет характерное свойство творения. В необходимой цепи событий имеется абсолютный разрыв. И в этом разрыве обычному сознанию видится нечто парадоксальное и загадочное — поскольку ум всегда ищет необходимые причины всякого бытия. Но бытие мира не имеет в себе причин, существование которых предполагало бы обязательное существование мира...
Нужно выделить две составляющие идеи творения. Сразу скажем, что
творение исключает всякую единосущность производящей причины и производного явления. Мир был сотворен — иными словами, был
выведен из небытия, из абсолютного ничто. Актом творения из пустоты была создана
совершенно новая реальность. Своим созидательным
«fiat» “Бог назвал несуществующее как существующее” (καλούντος τά μή οντά ως οντα;
Рим.4:17). Творение противостоит всему созданному из себя, имеющему причиной свою собственную природу. Вечным порождением Бог в силу
плодотворности Своей природы, της γονιμότητος φυσικής, по выражению св.
Иоанна Дамаскина, породил Глагол единосущный. Природная плодотворность есть способность порождать
из самого себя, из
своей сущности или своего естества —
единосущных себе, ομοιον κατά φυσιν, ομοιον κατ᾿ ούσίαν. В этом есть некая естественная необходимость. Порождение происходит изнутри Божественной природы. Но творение есть
волевой и совершенно свободный
акт (θελήσεως έργον). Творением Бог вызвал к существованию совершенно
инородные Себе явления, άνόμοιον παντελώς. Он вывел их из небытия, — переведя все из не сущего к бытию силой Своей мысли и воли, — и мысль Его стала творением . Как плод воли, а не Божественной сущности, творение отнюдь не единосущно и даже не сходно с Творцом. “
В твари нет ничего, сродного с Троицей, кроме того, что она создана Троицей,” — говорит бл. Августин . “В природе Бога и души нет ничего общего,” — сказал св.
Макарий Египетский . Мир создан чистой и абсолютной свободой,
exmera libertate. Дунс Скот, “доктор тонких наук,” выразил эту идею с утонченной точностью: “Бог создал явления не по требованию сущности, предведения или воли, но лишь от полноты, и ничто внешнее не принуждало Его создать то, что Он создал.