Я бы хотел вернуть беседу к основной теме. Кем был Иисус в восприятии греков и сирийцев слушавших Павла и обращенных им?
Каким Богом. Привычным для них? Или другим?
Позвольте короткую цитату: ******************************************************************************************************************* "В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда просил показать Отца:
«Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас!» (
Ин. 14:8). Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком:
«столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (
Ин. 14:9-11). Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец".
*****************************************************************************************************************
Апостол Филипп учился книжной премудрости и в начале проповеди Христа относился к нему именно так, как говорит Грегори сегодня:
"Радостью он хочет поделиться и с другими – знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею, Филипп сообщает чудесную новость:
«Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки – Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». Нафанаил, услыхав это и не веря, чтобы из небольшого города и из простого рода мог произойти Мессия, Царь Израильский, сказал:
«Из Назарета может ли что быть доброе?» Тогда Филипп, не говоря ничего, посоветовал ему только взглянуть на Него.
«Пойди, – сказал он,
– и посмотри». Он чувствовал, что как только Нафанаил увидит Иисуса и услышит спасительные слова Его, тотчас же поверит, что Он есть Мессия. Так это действительно и произошло".
*****************************************************************************************************************
Другими словами, о том, что апостолы имеют дело не с очередным пророком, возвещал сам
Иисус Христос. Вот убедительная цитата из
http://www.bible.com.ua/answers/r/36/323203
Я есмь Сущий - Исход 3:14?
Спрашивает Alexander
Отвечает Виктор Белоусов, 27.06.2013
Александр спрашивает: "Здраствуйте, прошу вас ответить на мой вопрос.
Иисус сказал ...Я есмь Иоанна 8:58.
Это те же слова Я есмь Сущий Исход 3:14?
Как написано в оригинале? Я знаю, что идут какие-то споры вокруг этих слов."
Мир Вам, Александр!
Мы рассмотрим этот вопрос с нескольких сторон:
1) Сам текст
Иоан.8:58.
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
(
Иоан.8:58)
Оригинал дошел до нас на греческом-койне (упрощенном), хотя говорился на арамейском. Использовал ли Иисус "тетраграмматон" в этом тексте (ЙХВХ - Яхве, Сущий) - неизвестно. Но смысл текста и без этого был очень "еретичным" для иудеев - потому что кто может быть, прежде чем еще Авраам появился. Ведь иудеи, как народ, вели свое родословие от Авраама. Если Иисус говорит что Он существует еще до Авраама - это очень серьезное заявление.
2) Контекст этого разговора.
Буквально несколькими стихами ранее, Иисус очень явно говорит о Своей сути.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему:
кто же Ты? Иисус сказал им:
от начала Сущий, как и говорю вам.
(
Иоан.8:22-25)
В греческом тексте там используется слово "Начало" - для иудея это была понятная отсылка к
Быт 1 главе - В начале сотворил Бог небо и землю...
Еще это же слово используется в Евангелиях точно так-же, когда говориться о 1-й главе Бытия:
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший
вначале мужчину и женщину сотворил их?
(
Матф.19:4)
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а
сначала не было так;
(
Матф.19:8)
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от
начала мира доныне, и не будет.
(
Матф.24:21)
Видно что Иисус относит Себя к 1 главе Бытия, где не так много действующих персонажей.
3) Контекст того времени - по реакции тогдашних слушателей на Его слова.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
(
Иоан.8:53)
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59
Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
(
Иоан.8:56-59)
*****************************************************************************************************************
Поэтому в церкви не было спора о том, Кто пришёл в лице Иисуса Христа, кто иначе думал (Арий, например) отпадали .... сначала мистически, а затем и организационно.