Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко).

* Когда больной болеет, врач предписывает лекарства, которое больной употребляет и врачует свои боли. Так Бог нам дал врачевство: после здравия крещения – покаяние, слезы, исповедь и ежеразное Причащение Святых Тела и Крови Господних (с)
(Журнал "Задонский паломник")

* Что ни делаете, помышляйте, наблюдая за сердцем, что все делаете Господеви. Вот и пойдут дела Ваши во славу Божию (с)
 
Москва
Православный христианин

Старец Иосиф Исихаст. "Выражение монашеского опыта".

Христос не просит от тебя лишнего, чтобы дать тебе Свои святые дарования: только признавай, что если имеешь что-либо доброе, - это Его. И сострадай неимеющему.
Не осуждай его за то, что он не имеет: что он грешный, злой, лукавый, болтливый, вор, блудник и лжец. Если приобретешь это познание, никогда не сможешь никого осудить, даже если увидишь его смертно согрешающим, ибо сразу скажешь: "Нет у него, Христе мой, Твоей благодати, поэтому он согрешает. Если Ты уйдешь и от меня, я сделаю еще худшее. Если я стою - стою потому, что Ты меня поддерживаешь. Брат как видит, так делает. Он слеп. Как же Ты хочешь, чтобы он видел без очей? Он - нищ. Как же Ты требуешь, чтобы он был богат? Дай ему богатство, чтобы он его имел. Дай ему глаза, чтобы он видел".
Если же ты захочешь по-другому найти справедливость, то будешь всегда несправедлив и, следовательно, благодать будет вынуждена уходить-приходить, пока не найдет успокоения в твоей душе. Ибо человек имеет право содержать в себе благодать в такой мере, насколько сильное искушение с благодарностью терпит, насколько тяжкое бремя своего ближнего безропотно несет.

.
 
Москва
Православный христианин

Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев) .
Дневник. Том XVII. 1872–1873.

Для кого меня Господь милует?

– Для вдов, сирот, нищих, бедных родных.

Жена моя добрее меня.

Я зол, непотребен, непостоянен, лукав, подозрителен, завистлив, лицеприятен, влюбчив, презорлив, своенравен, упорен, ропотлив, уныл, малодушен и робок, сластолюбив, сребролюбив, уклончив, лжив, потворлив и подобострастен, льстив, лицемерен, непослушен, неуважителен, дерзок; блудлив, строптив, немирен, недружелюбен, сварлив, нетерпелив, злопамятен, мстителен, иногда мрачен, ленив, небрежен, неточен, хладен, чревоугодлив.

Бездна во мне Грехов!

О, если бы не Вера Христова, если бы не Спаситель, Исправляющий стремления моего злого сердца, я погиб бы давно, во Ад Вселилась бы Душа Моя.

Слава, Господи, Долготерпению Твоему!
 
Москва
Православный христианин

Митрополит Тихон Шевкунов
"Несвятые святые"


Если человек чего-то очень настойчиво хочет, причем во вред себе, Господь долго и терпеливо, через людей и новые обстоятельства жизни, отводит его от ненужной, пагубной цели. Но, когда мы неуклонно упорствуем, Господь отходит и попускает свершиться тому, что выбирает наша слепая и немощная свобода. (с)
 
Православный христианин
Свт Нектарий (Эгинский)

«Самый главный труд человека — это
молитва. Человек был создан, чтобы прославлять Бога. Это тот труд, который достоин его. Только это способно раскрыть его духовную суть. Только это оправдывает его чрезвычайное положение во всём мироздании».



Архимандрит Алипий (Воронов)

"Смиритесь с болезнями, смиритесь со скорбями, смиритесь
со старостью, когда голова уже вся седая. И только повторяйте
бесконечно «Слава Тебе Господи, слава Тебе!».

И все болезни ваши уйдут, и все скорби ваши рассеются, и всë
станет в 10 раз лучше, чем было, и старость ваша будет вам
только во благость. И появится МУДРОСТЬ.
Знаете, что значит СМИРЕННОМУДРИЕ? Это когда человек в своих
болезнях, скорбях и всевозможных передрягах, смирится до такой
степени, что Господь, видя его терпение, дает ему МУДРОСТЬ.

Славьте всë время Господа, что бы у вас не происходило.
И увидите настоящие чудеса!"

Игумен Алипий (Воронов).
 
Москва
Православный христианин
Преподобный Паисий Святогорец
Из книги свящ. Дионисия Тациса
"Архондарик под открытым небом"
Глава 2

О молитве

- Старец сказал: «Сатана до последнего нашего вздоха не перестанет сеять в нашем уме лукавые и нечистые помыслы. Не будем придавать им значения. Оставим их пролетать мимо нас, как пролетают птицы в воздухе. Пустим в ход фабрику добрых помыслов. Что мы дадим ей, то и получим. Дадим железо – и получим железо. Дадим золото – золото и получим. Увиденное нами зло будем всегда превращать в добро. На все будем смотреть с простотою.
Один монах, простой в сердце, увидел на одном японском радиоприемнике крест и, как вы думаете, что он сделал? Он не осудил японцев, поставивших на радиоприемнике крест, но сказал: «Слава Богу за то, что и японцы стали христианами». Если вам случится быть в какой-нибудь компании, где не говорят о духовном, молчите и не придавайте значения тому, что говорят, а тайно творите молитву. Так и молитва будет совершаться за тех, кто пустословит, и вы не получите вреда».
 
Москва
Православный христианин

10. Приветствие благодарственное Царице Небесной - «Богородице Дево, радуйся…» произноси чаще, хотя каждый час.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
__________________

Три краткие молитвы ко Пресвятой Богородице:

1) Богородице Дево, радуйся

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
__________________

2) Достойно есть

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего.
Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
__________________

3) Царице моя Преблагая

Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице!

Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна!
Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти!

Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в.

Ами́нь.
 
Москва
Православный христианин

Протоиерей Димитрий Смирнов

Очень часто так бывает.
Вот приходят: батюшка, моей дочке сделали.
Священник говорит: да ничего ей не сделали.
Но ему не верят.
Какая-то бабка скажет – и человек поверит; всякой глупости доверяет, а слову истины – нет.
Это удивительное человеческое свойство.
Или скажешь человеку: хочешь быть здоров – исполняй заповеди Божии, ходи по воскресеньям в храм, молись Богу, соблюдай посты, причащайся Святых Христовых Таин, изучай Священное Писание. И Господь исцелит твою душу, а потом, глядишь, за душой начнет исцеляться и твое тело.
Все просто и ясно.
Но нет, не поверит.
А скажи ему: найди три крысиных хвоста, измельчи, настой на спирту, три раза через левое плечо перекинь и в двенадцать часов, но не по московскому времени, а по лондонскому, выпей – и будешь здоров.
И будет делать.
Говоришь: ходи в храм, причащайся.
Нет, мне надо съездить к бабке за девяносто пять тысяч километров, и только она меня спасет.
Почему так?
Совершенно ясные, простые слова: вот здесь Христос, мы причащаемся Святых Христовых Таин, соединяемся не с каким-то там чудотворцем, не с великим магом, не с целителем, а с Самим Богом.
Что может быть выше этого?
Нет, ему надо еще что-то.
 
Москва
Православный христианин
01.07.1954 г.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)
"Письма Валаамского старца"

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого.
Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание - душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.

Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.
 
Москва
Православный христианин

f09f8d82.png
Слово Cвятителя Войно-Ясенецкого о молитве в день святого пророка Илии.

(Есть в этом слове Святителя Войно-Ясенецкого и поучение о молитве Иисусовой)

Когда читаем мы в Библии, в Третьей и Четвертой книгах Царств об изумительных деяниях святого пророка Илии, то поражается ими ум наш, изумляемся мы весьма многому: изумляемся необыкновенной ревности его о славе Божией и полному бесстрашию его в деле насаждения веры среди народа языческого (а таков был тогда народ израильский); изумляется ум наш, когда читаем о его необыкновенных чудесах; изумляемся более всего, пожалуй, тогда, когда читаем о поразительной силе молитвы его, ибо знаете вы, что он молитвой своей повелевал даже стихиям: он запретил дождю падать на землю Палестинскую в течение трех с половиной лет, а потом опять молитвой своей низвел он дождь на землю.

Молитвой своей низвел он огонь небесный, сожегший жертву, обильно политую водой.

Вот именно на молитве пророка Илии хочу я остановить внимание ваше, ибо недостало бы времени говорить о всем том великом, что сотворил он. Но не только его молитва: знаем мы, что были великие подвижники благочестия, великие преподобные, которые молитвой своей тоже творили великие и величайшие чудеса.

Но хочу я, чтобы прониклись вы мыслью о том, что не только такая молитва, творящая явные, всем видимые чудеса, не только молитва пророка Илии, молитвы апостолов, молитвы пророков и мучеников творят чудеса, хочу, чтобы поняли, что и всякая молитва тоже творит чудеса.

Какие же чудеса творит? Совсем не такие преславные и изумительные, какие творил пророк Илия, она творит чудеса неведомые никому, кроме того, в чьей душе эти чудеса совершаются.

Молитва такая, как молитва преподобного Серафима Саровского, как молитва преподобного Сергия Радонежского, как молитва преподобных Антония и Феодосия Печерских, Варлаама Хутынского, Нила Сорского и многих других преподобных – такая молитва творит незримые чудеса.

Преподобный Серафим и преподобный Сергий еще при жизни своей уподобились ангелам во плоти, их души полны были глубочайшей веры, полны чистейшей любви к Богу и к людям. Они сияли верою, сияли любовью.

Как же достигли они такого сияния, чем достигли?

Достигли молитвой своей, прежде всего молитвой; правда, и тягчайшим постом, и бдением.

Знаете вы, что преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей стоял на камне, молясь Богу? Вот эта изумительная молитва сделала его ангелом во плоти. От этой молитвы любовь Божественная вселилась в душу его, и сияло его сердце такой любовью, что каждого приходящего встречал он полным любви словом: радость моя!

Вот видите, молитва совершила чудо в душе преподобного Серафима, творила она чудеса и в душах прочих преподобных, число которых огромно. Молитва творила чудеса терпения и у мучеников, а это непо-стижимое терпение потрясало души и зрителей их мучений, и нередко даже палачей, которые терзали и мучили их, – обращались они ко Христу.

Итак, видите, что молитва, которая не творит видимых, изумляющих ум наш чудес, творит чудеса в тайне человеческих сердец.

Она совершенно преображает эти сердца, ибо сердца преподобных и мучеников весьма не похожи на сердца обычных людей, той массы человечества, которых Св. Писание называет народом земли, а я смею называть – народом-травой, – зажигает сердца и этих людей.

Итак, знайте, что в вашей молитве есть сила Божия, творящая чудеса в ваших сердцах. Знайте: молитва есть важнейшее из всех дел человека христианина. Все прочие дела его малы и ничтожны, совершенно ничтожны по сравнению с делом и трудом молитвы.

Как засыхает всякое растение без воды в сухой почве, так засыхает и душа человека, если не питается молитвой. Ей тоже нужна пища и вода, но вода особая, та вода живая, которую обещал Христос дать жене-самарянке в беседе с ней, та вода, текущая в жизнь вечную, о которой говорил Он в храме Иерусалимском в день Преполовения.

Вот эта вода, вода благодати Божией, нужна, совершенно необходима для каждого из нас. И эту воду живую, этот источник благодати получаем мы в молитве.

Но когда я говорю о молитве, мне отвечают часто: я не умею молиться. Научите меня молиться.

Что отвечаю я?

Я отвечаю прежде всего, что молитва есть величайшее и труднейшее из всех человеческих дел. Мы знаем, что ни одному трудному делу не научаемся легко. Нужна долгая учеба во всех делах, во всяком искусстве.

Если в делах человечества нужна долгая учеба, то тем паче в этом величайшем из всех дел. Учитесь, учитесь, без конца учитесь – и дастся вам.

А как начать учение? Вот как: есть много молитв, составленных и написанных великими угодниками Божьими, великими святителями, великими преподобными и мучениками.

Этими молитвами молитесь, не подражайте баптистам, которые презирают эти молитвы и составляют собственные. Молитвы их слабы и шаблонны, ибо ничтожен их дух по сравнению с духом святых Отцов.

Не придумывайте своих молитв, молитесь теми, которым учит вас Церковь Святая. Но, читая эти молитвы, вникайте в каждое слово их, ловите себя на каждом рассеянии, на каждом отвлечении от слов молитвы.

Если будете так молиться, то святые молитвы великих угодников Божиих освятят души ваши.

Но есть еще одна молитва – молитва Иисусова – она считается важнейшей и необходимейшей для всех монахов.

"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

Вот эта молитва поистине творит чудеса и потому считается она чрезвычайно важной, если не важнейшей из всех.

Этой молитве научитесь, с нее начинайте. Учитесь ей вот как: заприте дверь вашей комнаты, если хотите, стойте; если хотите, даже сидите на стуле, если хотите, станьте на колени.

Низко опустив голову, прежде всего посмотрите в сердце свое, размышляя и припоминая, какой из всего великого множества грехов наиболее мучает сердце ваше, какой наиболее противен Богу.

Если блуд, если прелюбодеяние, – об этом одном помышляйте; если корыстолюбие – об этом в первую очередь думайте, если немилосердие и жестокость и нелюбовь – на этом прежде всего сосредоточьте мысль свою.

Стоя, сидя, на коленях найдите самый тяжкий грех свой, низко опустите голову и умоляйте Господа Иисуса прежде всего о прощении этого вашего греха... Молитесь молитвой Иисусовой, лучше всего по четкам и говорите: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

И в это время думайте об этом вашем самом тяжком грехе. Не менее ста раз повторяйте эту молитву, всегда сосредотачивая мысль на самом тяжком и отвратительном грехе своем. Начавши с этого, привыкните вспоминать и прочие грехи.

Молясь молитвой Иисусовой, будете в уме держать все грехи и будете просить у Господа прощения не только в самом тяжком, но и во всех грехах своих. Вот эта молитва сотворит чудо в душах ваших. Вам станет стыдно; когда станете исповедовать пред Богом тягчайший грех свой, вы почувствуете настойчивое желание освободиться, непременно освободиться от этого мерзкого греха.

Изо дня в день молясь так, будете освобождаться все более и более от вашего основного греха и от всех прочих ваших грехов, и душа ваша будет преображаться.

Вы сами станете замечать, как изменится отношение ваше к вашим ближним: сами заметите, что становитесь все более мягкими, терпеливыми, кроткими, смиренными.

Вы будете с великой осторожностью относиться к людям, будете следить за тем, чтобы никого и ничем не задеть и не оскорбить. И молитва Иисусова преобразит ваше сердце и произведет это чудо – незримое чудо благодати Божией в сердце вашем.

Вот то, что хотел я сказать вам о молитве.

А если хотите очистить сердце ваше, если хотите бестрепетно предстать пред Страшным Судией Христом, – последуйте тому, что советую я вам.

Молитесь, молитесь молитвой Иисусовой и прежде всего кайтесь и кайтесь.

Покаянная молитва должна быть важнейшей и постоянной молитвой вашей. Но по мере того, как она будет очищать ваше сердце, вы научитесь молиться не только о себе, но и о ближних и дальних, обо всем роде человеческом, придет и самая святая, самая угодная Богу молитва о ненавидящих и обидящих вас.

Раньше я советовал вам не подражать сектантам в сочинении собственных молитв, а теперь скажу, что есть высшая форма молитвы – молитва без слов, вопль души к Богу, разверзающий небеса и приводящий нас в самое живое общение с Богом.

Да сподобит всех нас Господь стяжать такую молитву!

Но она придет только тогда, когда мы станем подлинными храмами Святого Духа.

Аминь.
 
Москва
Православный христианин

Наставления старца, преподобного Серафима Вырицкого:

f09f8d82.png
«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».

По слову святых отцов это делание не только ограждает человека от всех искушений мира, плоти и диавола, но и может соделать подвизающегося живым храмом Божиим, где безмолвно воспевается Бог. Такой подвижник еще при земной жизни посредством непостижимой силы Божией приобретает качества, необходимые для жизни будущей.

f09f8d82.png
Многим духовным чадам вырицкий старец советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» «В этой молитве вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека», — говорил батюшка.

«Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Грех осуждения отец Серафим называл одним из величайших духовных недугов нашего времени!

«Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его», — говорил вырицкий старец.

f09f8d82.png
Он особо напоминал о недопустимости осуждения священства: «Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

f09f8d82.png
Отец Серафим был глубоко убежден в том, что человек должен готовить себя к Вечности. После того, как душа разлучится с телом, она сразу поймет, что знания и опыт всей предыдущей ее жизни превратились в ничто.

Те предметы, образы и понятия, которые на земле представлялись человеку самыми ценными и важными, окажутся ничего не значащими, также, как и те события, которые занимали его ум и сердце и казались самыми главными. Более того, свойства и качества, которые воспевал и воспитывал мир, окажутся вредными и прямо противоположными тем, которыми должен обладать житель блаженной Вечности.

Единственный земной опыт, который понадобится человеку в будущей жизни — это опыт познания Христа как святой и Божественной Истины. «Земля — страна плача, Небо — страна веселия. Небесное веселие вырастает из семян, посеваемых на земле. Эти семена: молитва и слезы…

Нет на земле выше счастия, как познать Бога и прилепиться к Нему всею душою. Этот союз от ныне и до века. В этом союзе — условие истинного блаженства вечного, предвкушение которого уже начинается здесь, на земле…» — в полном согласии с этими словами святителя Игнатия пребывал отец Серафим.

f09f8d82.png
При этом старец настоятельно советовал всем подвизающимся ни в коем случае не принимать никаких видений, явлений и гласов из потустороннего мира. Только святые с помощью благодати Божией способны отличать светлых ангелов от демонов.

Последние же, являясь людям, принимают на себя вид ангелов света, окружают себя всяческой благовидностью и говорят видимую правду для того, чтобы обольстить и погубить неопытных, легкомысленных и любопытных. «Плотские, грешные человеки недостойны видеть Ангелов и святых. Им свойственно общение только с падшими темными духами, которое, как правило, становится причиной погибели. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого», — назидал ближних батюшка Серафим

f09f8d82.png
Обобщая слова древних отцов, обращенные к подвижникам нашего времени, святитель Игнатий пишет: «Те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди них знамений и чудес… Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями».

Именно этим путем — путем делания, растворенного смирением, шел несколько десятилетий отец Серафим Вырицкий, всю жизнь свою не помышляя о себе многого, но находясь в послушании Матери Церкви.
 
Москва
Православный христианин
(Проповедь взяла из интернета. Прижелании её можно найти самим. Запросив Яндес по первому предложению проповеди)

Из проповеди cтарца, схиархимандрита Зосимы Сокура:

"Одна баба ко мне приходила, как-то вам рассказывал уже, очень много она абортов сделала, такая гадкая, бедная, да еще в
гордыни такой тяжкой духовной находится. С печалью смотрю на нее, она мне рассказывает, я подремал, покивал головой,
послушал ее, а потом: "Дай мне епитимию за мои грехи", а я с улыбкой спрашиваю: "Бабка, а тебе какую, тяжелую или легкую епитимию?" – "Самую тяжелую дай".
Ну что же, выпросила, дать или не давать? – "Давай!" – Она ж приготовилась, что я там скажу: ложи по 500 поклонов или целый Псалтырь грызи скорей безконечно. А я ей говорю: "Ну смотри, слушай внимательно, даю тебе одно слово – терпение – епитимия. Больше ничего не сказал. Что не случится в жизни – терпи, тебя за твои грехи, придет время рак будет есть – терпи. Вытерпишь
все – значит спасешься, будешь прощена у Бога".
Как она на меня обиделась, я думал она меня побьет, Господи милостивый, думаю, ну вот сейчас бабка смирять начнет меня схимника. Ушла обиженная, но в догонку помахал пальцем: "епитимию напросила, терпи".
Ну и расстались мы на этом, пошла она очень агрессивная от меня, нехорошая баба пошла. Наверно месяца 2 или 3 прошло, Бог его знает, вваливает эта баба ко мне, как бухнула на пол посреди крестилки, я взмолился: "Господи, да пол не провали, досок нет, сейчас ремонтировать, да лоб свой глупый не расшиби то у меня!" – "Сними с меня епитимию!" Да ты же просила самую тяжелую, ну я тебе дал, ты же обиделась на меня, ушла с сердцем. "Начала я исполнять – нет мочи терпеть!"
Вот так. Ну а теперь говорю, благословляю до смерти эту епитимию нести – терпи. (...) И нам всем, мне первому, и вам самая главная епитимия нашего времени какая? – "Терпение".
– Вы сами ответили на все вопросы! Ничего у Бога, сейчас вам неоднократно говорил, не прошу: ни здоровья, ни благополучия, ни богатства – все мне Бог дает необходимое! Боже, дай терпения! Сегодня хорошо, завтра будет еще хуже, а потом еще хуже будет, и все к худшему внутренне готовимся, во славу Божию. Так и вы: не расслабляйтесь, не предавайтесь мамоне века сего. (...) И дай, Господи, всем нам нашу жизненную Голгофу пройти в терпении и обрести жизнь вечную. Аминь".
____________________

Бог в помощь всем! Господи помилуй!
 
Москва
Православный христианин

Протоиерей Олег Стеняев
Беседы на Апокалипсис

Всё в руках Бога.

Когда я был диаконом и служил в Тамбовской епархии, в городе Кирсанове, то я проводил опрос своих прихожанок, бабушек. Это было в советские времена, но мне было интересно узнать, во что и как они верят. И когда я спрашивал многих из них, там получилась очень странная ситуация. Где-то, наверное, процентов 25 были бабушки-садуккейки. Помните, были такие садуккеи? Эти бабушки просто не верили в загробную жизнь. Когда я спрашивал:

– Что вас ждет после смерти?

Они говорили:

– Вот закопают в землю, черви съедят – и всё.

Потом была группа людей, которые говорили:

– Как что нас ждет? В ад пойдем! Мы такие грешники!

Таких тоже было очень много. Они говорили:

– Мы такие грешники, мы столько натворили всего, Бог нас никогда не простит.

Вот эти слова: «Бог нас никогда не простит»… Вот этими словами они бросали вызов Божьему милосердию. Как может человек предъявлять такую претензию к Богу? Милосердие Божие – оно превыше всего. И были, Слава Богу, такие, которые говорили:

– Мы каемся перед Богом, молимся, чтобы хотя бы с краю где-то оказаться в Раю. Мы исповедуемся, причащаемся, чтобы хотя бы с краешку нас пустили в Рай. Вот это были настоящие христиане. Христиане – это те, которые дело своего спасения не ставят в зависимость от своих дурных и хороших поступков. Но они говорят:

– Всё в руках Бога.

Всё в руках Бога. Те, которые так считают, правы.
 
Москва
Православный христианин

Рассказ Митрополита Вениамина (Федченкова) об искушениях.


Расскажу случай, как опасно - жить и даже говорить - без имени Божия.

В самом начале моего монашества я был личным секретарем архиепископа Сергия, который в тот год был членом Синода, и потому жил в Петрограде. Кроме этого, я был еще чередным иеромонахом на подворье, где жил архиепископ. Наконец, на мне лежала обязанность проповедничества. Благодаря же проповедничеству я, в некотором смысле, стал казаться "знающим" и ко мне иногда простые души обращались с вопросами.

Однажды после службы подходит ко мне простая женщина высокого роста, довольно полная, блондинка, со спокойным лицом и манерами, получив благословение, неторопливо говорит:
- Батюшка! Что мне делать? Какое-то искушение со мной: - Батюшка! Что мне делать? Какое-то искушение со мной: мне все "вержется" (великорусское слово; означает – "бросается", от слова "ввергать", - Прим. авт.) в глаза и представляется. Обычно - ложно, мечтательно.мне всё кажется всякое непонятное и странное. - Как так? - спрашиваю.

- Ну, вот. Стою я, к примеру, в церкви, а с потолка вдруг ведро с огурцами падает около меня. Я бросаюсь собирать их - ничего нет... А я неловко повернулась, когда кинулась за огурцами-то, да ногу себе повредила, видно, жилу растянула. Болит теперь.

Дома по потолку кошки какие-то бегают, головами вниз. И всякое такое.
И все это она рассказала спокойно, никакой неврастении, возбужденности или чего-либо ненормального даже невозможно было и предположить в этой здоровой тулячке.

Муж ее, тоже высокий и полный блондин, со спокойным улыбающимся лицом, служил пожарным на Балтийском Судостроительном заводе. Я и его узнал потом. И он был прекрасного здоровья. Жили они между собою душа в душу, мирно, дружно.

Ясно, что здесь причины были духовные, сверхъестественные. Неопытный, я ничего не мог понять. Еще меньше мог что-либо сделать, даже не знал, что хоть сказать бы ей...

И спросил, чтобы продлить разговор:
- А с чего это у тебя началось?

- Да вот как. Сижу это я в квартире. А пожарным казенные дома дают, и отопление, и освещение. И жалование хорошее - нам с мужем довольно. Детей у нас нет и не было - Бог не дал, Его святая воля. Сижу у окна за делом, да и говорю сама себе:

- Как уж хорошо живется: все есть, с мужем ладно... Красный угол передо мною был, и вот после этого вдруг выходит из иконы, будто-бы, Иоанн Предтеча, как живой, и говорит мне:
- Ну, если тебе хорошо, так за это чем-нибудь отплатить нужно, какую-нибудь жертву принести.

Не успела я от страха-то опомниться, а он опять: - Вот зарежь себя в жертву.

И исчез. А на меня, батюшка, такой страх напал, такая мука мученическая схватила меня, что я света белого не взвидела. Сердце так защемило, что дыхания нет. Умереть лучше. И уже, как без памяти, бросилась я в кухню, схватила нож и хотела пырнуть себя в грудь-то им. Уж очень сильная мука была на сердце. Уж смерть мне казалась легче... Ну, и сама опять не знаю как случилось - но ножик точно кто выбил из рук. Упал он наземь. И я в память пришла. Вот с той самой поры и начало мне представляться разное. Я теперь и икону-то эту боюсь.

Выслушал я и подивился. Первый раз в жизни пришлось узнать такое от живого человека, а не из житий святых.

- Ну, чем же я тебе помогу? Ведь я не чудотворец. А вот, приди ныне вечером к службе, исповедуйся, завтра причастись Святых Тайн. А после обедни пойдем к тебе на квартиру и отслужим молебен с водосвятием. А там дальше, что Бог даст. Икону же, коли ты ее боишься, принеси ко мне. Она покорно и тихо выслушала и ушла. Вечером принесла икону св. Иоанна Предтечи. Как сейчас ее помню: вершков 8x5 величиною, бумажная олеография, в узенькой коричневой рамочке. После Богоослужения эта женщина исповедывалась у меня. Редко бывают люди такой чистоты в миру. И грехов-то, собственно, не было. Однако она искренне в каких-то мелочах каялась с сокрушением, но опять-таки мирно... Вообще она была "здоровая" не только телом, но и душою. На другой день причастилась, а потом мы пошли к ней на квартиру.

Я захватил с собою все нужное: и крест, и евангелие, и кропило, и требник, и свечи, и кадило, и ладан. А епитрахиль забыл, без чего мы не можем свершать служб. И уже на полдороге вспомнил. Что делать? Ну, думаю, не возвращаться же.
- Пойдем дальше. Ты дома дай мне чистое полотенце, я благословлю его и употреблю вместе епитрахили. Так нам разрешается по церковным законам в случае нужды. Только ты после не употребляй его ни на что по домашнему, а уж или пожертвуй в Церковь, или же, еще лучше, повесь его в переднем углу над иконою. Это тебе в благословение будет.

Квартира - самая обыкновенная комната, выбеленная чисто, везде порядок. В углу икона с лампадкой. Муж был на службе. Отслужили мы молебен, окропили все святой водою. Полотенце она тут же повесила над иконами. Угостила меня чаем. И я ушел.
Дня через два-три я увидел ее в церкви подворья и спросил:
- Ну, как с тобой?
- Слава Богу! - говорит она - все кончилось.

- Ну, слава Богу! - ответил я и даже не задумался, что совершилось чудо. А скоро и забыл совсем. И никому даже не хотелось почему-то рассказывать о всем происшедшем. Только своему духовному отцу я все открыл, и то для того, чтобы спросить его, почему это все с ней случилось.

Когда он выслушал меня, то без колебания сказал мне:
- Это оттого, что она похвалилась. Никогда не нужно хвалиться чем-либо, а особенно вслух. Бесы не могут переносить, когда человеку хорошо: они злобны и завистливы. Но если ещё человек молчит, то они, как говорит св. Макарий Египетский, хотя и догадываются о многом, но не все знают. Если же человек выскажет вслух, то узнав, они — раздражаются и стараются потом чем-либо - навредить: им невыносимо блаженство людей.

- Ну, а как же быть, если и в самом деле хорошо?

- И тогда лучше "молчанием - ограждаться", как говорил преподобный Серафим. Ну, а уж если и хочет сказать человек, или поблагодарить Бога, тогда нужно - оградить это именем Божиим: сказать "Слава Богу" или что-нибудь иное. А она сказала: "как хорошо живется", похвалилась. Да ещё не прибавила имени Божия. Потому бесы и нашли доступ к ней, по попущению Божию.


Отчего всё это? Оттого, что люди опытно, веками, коллективным наблюдением заметили пользу от одного лишь употребления имени Божия.

Особенно достойно внимания отношение к похвалам нашего русского "простого", а, в сущности, мудрого человека. Когда вы спросите его: "Ну, как поживаете?", и даже если у него действительно всё в жизни довольно неплохо - он никогда не похвалится, не скажет "хорошо" или "отлично". А сдержанно ответит что-либо такое: - Да ничего, слава Богу...


Вот и преподобный Макарий говорит: "если заметишь ты что доброе, то не приписывай его себе, а отнеси к Богу и возблагодари Его за это".

После из-за этого случая мне многое стало ясно в языке нашем. Например, в обыкновенных разговорах люди всех стран и религий, а особенно христиане, весьма честно употребляют имя Божие, если даже почти не замечая этого.

- Боже сохрани! Бога ради! Бог с вами. Ах, Господи!

- Да что это такое Боже мой! Ой, Боже мой! и т.п. А самое частое употребляемое имя Божие - при прощании:

- С Богом!

Отчего все это? Оттого, что люди опытно, веками, коллективным наблюдением заметили пользу от одного лишь употребления имени Божия, даже и без особенной веры и молитвы в тот момент.

Но особенно достойно внимания отношение к похвалам нашего русского "простого", а, в сущности, мудрого человека. Когда вы спросите его: "Ну, как поживаете?", он почти никогда не похвалится, не скажет "хорошо" или "отлично". А сдержанно ответит что-либо такое:

- Да ничего, слава Богу...

А другие еще благоразумнее скажут, если все благополучно:

- Милостив Бог. А вы как? Или:

- Бог грехам терпит.

Или просто совсем и обычно:

- Помаленьку, слава Богу!

И повсюду слышишь осторожность, смирение и непременное ограждение именем Божиим.

Например, завяз воз в грязной котловине. Лошаденка из сил бьется. Иной безумец и бьет ее, несчастную, и бранится отчаянными словами. А благоразумный крестьянин дает ей отдохнуть, приободрит, погладит. Потом подопрет воз плечом мужицким, махнет для приличия кнутом и крикнет:

- Э-э, ну-ка, родимая! С Богом!

И глядишь, выкарабкались оба...

Читал я у одного современного писателя рассказ о силе имени Божия. То было в немецкую войну. Перевозили на позицию пушки.

Прошел дождь. Дорогу развезло. Тяжесть неимоверная. Несколько пар лошадей. Пушка завязла в выбоине. Солдаты бьются, мучаются, сквернословят, хлещут лошадей. Ни взад, ни вперед...

И чем бы кончилось это бесплодное мучение и людей и лошадей, Бог весть. Но в это время к этому месту подошел один благообразный, пожилой уже, мужичок.

Этот почтенный старичок сначала ласково приветствовал солдат. Потом во имя Божие пожелал им успеха. Погладил лошадок. А потом, когда они и солдаты немного отдохнули, он предложил попробовать двинуться еще раз. И так ласково обратился к солдатам. Они кто к лошадям, кто к пушке. И старичок тут же.

- Ну-ка, милые, с Богом!

Солдаты крикнули, лошади рванули и пушка была вытянута. Дальше уже легко было.

А сколько таких случаев! Только мы, слепые, не замечаем. Но хорошо, что говорим языком, и это одно нередко ограждает нас от силы вражьей.

Между тем в новое время стали стыдиться употребления этого спасительного имени.

И нередко мы слышим или горькую жалобу на тяжкое житье, или, наоборот, легкомысленные похвалы:

- Превосходно, превосхо-о-дно!

А иногда и безумные речи: "адски хорошо", или с употреблением "черного слова". И жалея его же, хочется поправить его.

Бывало, услыша хвалу, я или сам добавлю, или говорящего попрошу добавить:

- Скажите: "Слава Богу!"

- А зачем?

Вот и расскажешь ему такую историю. Иной и примет во внимание...
 
Москва
Православный христианин

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Глава седьмая. Христианское учение о борьбе со злом.

..."Иногда мы слышим упрек:

«Около двадцати веков христианство проповедует любовь к ближнему, но эти проповеди не могли помешать тому, что время от времени человечество ввергалось в кровопролитные войны».

Хотелось бы спросить: сколько времени существует медицина? Как будто очень много, и, несмотря на это, люди болеют.

Мы не знаем, что было бы с человечеством, если бы медицина не боролась всеми доступными ей мерами с эпидемиями.

Мы не знаем и того, что было бы с человечеством, если бы христианская религия не боролась, в частности, с войнами и людскими пороками"...(c)
 
Москва
Православный христианин
* Днепровский старец архимандрит Серафим (Ольховой) был настоятелем древнего Никольского храма в поселке Старая Игрень г. Днепропетровска, окормлял огромное число духовных чад. Имел множество государственных и церковных наград. Духовным наставником его был схиигумен Савва — старец Псково-Печерского монастыря. Похоронив пятерых детей и супругу, о.Серафим принял монашество и стал продолжателем духовных традиций подвижников Православной Церкви.

Глубокое доверие и уважение испытывали прихожане к своему наставнику. За самоотверженную стойкость в вере Господь щедро одарил его внутренней силой духа, быстротой реакции, житейской сметливостью, а выше этого — мудростью и прозорливостью. Поучения о.Серафима были всегда конкретными, простыми и мудрыми. Слова его наделяли внутренней силой, целеустремленностью, очищали, возвышали над земными привязанностями, вызывали слёзы раскаяния, заставляли работать над собой.

Все публикуемые здесь наставления были записаны и собраны духовными чадами старца. Его же святыми молитвами да помилует и спасет нас Господь!
_____________________________

Некоторые из его наставлений:

О МОЛИТВЕ

...Не ленитесь молиться Богу, заставляйте себя молиться насильно. Почему? Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12).

...Учитесь молиться без мыслей. Это трудно, но можно. Если мысли обуревают – не бойтесь, креститесь, пока мысли не отойдут, отражайте, не принимайте. Так старайтесь – и достигнете Царствия Небесного.

...Сердце – как земля: если хорошо вспахана, то и вырастет, что посеяно, и даст плод, т.е. будет человек молиться и за себя, и за близких, и за умерших. Если внимательно слушать, то слово и на сердце ляжет. Некоторые молятся наружно только. С усердием, с расположением, с умилением молиться трудно, но если трудиться, то и получишь спасение.

...Без помощи Божией мы немощные, ничего не можем. На всё надо просить благословения у Господа: «Господи, благослови». А по завершении говорить: «Слава Тебе, Господи». Благо – не забывать благодарить Господа за все, что получаем в земной жизни, так как все хорошее – от Господа, с Его благословения и Его помощью.

...Угождай не миру сему, а Богу; тогда вера даст вторичный плод, даст блаженство духовного общения с Богом во время молитвы – это настоящее царство благодати и будущее вечное царство славы.

...Крупицу, зародыш жизни, вечной жизни, данную нам при крещении, надо взращивать молитвой и стремлением к Господу и ко всему духовному.

...Кто стоит в церкви без страха, ходит, разговаривает, тот не получит благодати Святаго Духа. Ничего не получит. Дух Святой сходит на достойных и располагает к слушанию, к молитве, к добру.

Из воспоминаний р.Б. Лидии: «Однажды на исповеди пожаловалась ему, что мне тяжело: и молюсь, и каюсь, а чего-то не хватает. А отец Серафим говорит: «Там, где ты молишься, в столике лежит комсомольский билет. Сожги его. Будет всё хорошо». Точно так и было. В ящике лежал дочкин комсомольский со времен Союза. Я его уничтожила. Но откуда старец узнал, что лежит у нас в столе? Этими подсказками наладилась моя молитва, а батюшка не забудется никогда…»

Из воспоминаний келейника старца: «По ночам батюшка выполнял молитвенное правило. Распорядок у него был обычно такой: с 8 до 9 вечера – молитва, с 9 до 12 ночи – сон, с 12 до 3 – молитва, с 3 до 5 – отдых, утреннее правило, чтение помянника и снова прием посетителей».

О КРЕСТЕ И СИЛЕ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ

...Нельзя ходить без креста на шее. Крест – это наша защита.

...Где бы вы ни были, куда бы ни шли – перекреститесь. Никогда без крестного знамения не кушайте. Перекрестись и скажи: «Господи, благослови!» – и крести только свою тарелку. Общего стола никто не имеет права крестить, кроме священника. Каждый крестит свою тарелку.

...Когда мы перекрестились, нечистый дух на сажень отскакивает, так как из креста огонь исходит и невидимо опаляет беса.

...Крест – это наше оружие от врагов видимых и невидимых. Крест – это украшение христиан. Только надо правильно, не торопясь, благоговейно креститься, касаясь лба, груди, правого плеча, а затем левого... Тогда из креста выходит огонь благодати и очищает нас.

...Темные силы креста боятся. Для подкрепления наших сил надо не только себя крестить, но и пищу, и питие, и дверь при входе и выходе.

...Если не стесняемся креститься на людях, то мы ученики апостолов, Господь за это даст долгую жизнь.

...В Евангелии мы читаем, что Сам Господь сказал: кто не несет креста, тот не спасется. Крест у каждого свой: боль, скорбь, болезнь, лишения и т.д. Нести крест – это значит не роптать, не возмущаться, не жаловаться, а благодарить Господа за все, что посылается нам в этой земной жизни. Без креста спастись невозможно.

...Святому Трифону бесы сознались, что от креста выходит огонь и опаляет их, поэтому они боятся креста и бегут от (креста) тех, кто крестит себя...

...Баптисты, евангелисты и др. сектанты отвергают крест, которому мы с благоговением поклоняемся. Баптисты в своих молитвенных домах кладут деревянные кресты, а наверх настилают полы, и кто входит, тот не знает, что топчет Крест Господень. Поэтому и не разговаривайте с ними, и не заходите, даже из любопытства, в их молитвенные дома. Не берите греха на свою душу

О ПОСТЕ

...Молитва без поста одна – слабая. А если постишься и молишься, тогда и вера множится. Тогда, если веруешь и все будешь переносить ради Господа, получишь благодать.

...Пост – великая сила, ибо, если голодный, то и говорить о суетном не захочется. Тело – оно как змея, если согреешь – укусит.

...Телесный пост без духовного недействительный.

...Пост в среду у нас установлен в память того, что Господа предал Иуда для осуждения на смерть. И если мы в среду вкушаем скоромную пищу, мы становимся судиями Господа, судим Его на смерть.
А пятница установлена в память того, что Его распяли и Он умер на кресте. Если мы не соблюдаем пятницу, легкомысленно или по слабости натуры не хотим поститься, вкушаем запрещенную пищу – мы снова распинаем Господа на кресте и мучим Его. По духу становимся наравне с теми, кто Его убил.


...Никогда не рассказывай, как постишься... Пост должен быть не фарисейский, на народ. Поститься нужно, как святые это делали. При людях кушали, а потом себя мучили, чтобы никто не знал. За чарку вина сутки не пили воды. А принародно пили, если. Так надо поститься.
Никогда не говори: «Я сегодня спостничала, не ела, так хорошо». Не рассказывай этого никому, не хвались. Один Бог знает. Тогда пост действительный.

...Если молоко выпил в пост – не самый большой грех. Страшнее: гнев, памятозлобие, осуждение – вот тяжкие грехи.

РАЗНЫЕ СЛОВА И НАСТАВЛЕНИЯ КО СПАСЕНИЮ

...Правда – великое дело. Всегда говорите правду. Диавол боится, когда говорят правду и каются... Правда – это добродетель. Если ищут правды, то есть добродетели, делают с любовью правду (то есть проявляют добродетель), то – блаженные. Радуйтесь, если гонят, обижают вас за правду, ибо таковым награда на небесах.

...Не жалейте себя, Царствие Небесное силою берется. Если согрешили, сами накажите себя – это полезней, чем епитимия священника.

...Защищайте веру православную, даже если за это пришлось бы умереть.


...Всегда судите себя, в не других, тогда благодать коснется вашего сердца. Вера – такой аромат, такая благодать, которая трудом дается – и только достойным.

...Из банки пить [святую воду] нельзя – надо отлить. Нет посуды – хоть в пригоршню.

...Из тюрьмы избавляет смерть, а из ада – милостыня. Только давай есть голодному, а не сытому; помощь – бедному, а не богатому. Милостыня бедному выводит из бездны ада. Без бедных, без милостыни не наследуем мы Царства Небеснаго... В доме престарелых ты найдешь и жаждущих, и страждущих, и бедных.

...Убить можно и словом. Убивает тот, кто обижает вдов и сирот, кто посягает на собственность бедного, из-за кого бедный вынужден скитаться, кто свидетельствует (для этого), хоть и не ложно. Если не милует, то не будет помилован Богом.

...Богатство, если оно используется для содержания семьи и на милостыню нищим, – не во вред, а на пользу.

...Блаженные – те, которые добровольно стали нищими ради Христа (раздали свое имущество), или от несчастья стали нищими (пожар и пр.). И если при этом не плачут, не жалуются, не ропщут, тогда блаженные.


...Диавол-искуситель – обманщик, так как за кратковременное земное удовольствие, которое, может быть, и не даст, а только покажет, а если и даст, то ненадолго, хочет отнять вечное блаженство в раю.

...Не бойтесь врага, крепитесь, молитесь. Врагу не покоряйтесь. Если не будете бороться, тогда он вас покорит.

...Ничто так не спасает человека, как мысль о последней минуте... Патриарх Иоанн Милостивый когда жил, то приказал, чтобы ему делали гроб, но не оканчивали, а каждое воскресенье чтобы мастер прилюдно подходил к нему за благословением на продолжение работы, но не заканчивал, чтобы постоянно напоминать ему о смерти.

...Насколько страшно родительское проклятие! Это когда родители проклинают своих детей, внуков. Как страшно, когда отец с матерью со злобой только, от отчаяния своего не желают счастья детям и внукам. Этим они их проклинают, порой даже тех детей, которые пребывают в утробе. Родители, будьте осторожны в выражениях, ибо когда вы раздражаетесь, это уже не вы говорите, а бес злобы и гнева орудует вами. Помните это, чада мои.

/Источники: книга «Серафим Днепровский» и журнал «Спасите наши души» (г. Днепр, № 9, 2006 г.)/
 
Москва
Православный христианин
Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ему ни давал благословений, он их не чувствует. Поэтому Благодать Божия отходит от него и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и всё у него через пень колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами.

Преподобный Паисий Святогорец
 
Москва
Православный христианин
Исповедуйся, причащайся и ничего не бойся. Исповедь - это ключ от Царствия Небесного.

Со всеми болезнями и скорбями идите в Церковь. Здесь наша лечебница душевная и телесная. Исповедуйтесь и причащайтесь чаще, никого не осуждайте, целуйте свой крестик утром и вечером, и всё пройдёт: и болезни, и одержимость, и помыслы хульные и блудные.

☦
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
 
Москва
Православный христианин
"Если ты видишь, что обстоятельства складываются властно и повелительно, но не так, как хочется тебе в самых твоих искренних, горячих и чистых пожеланиях, покоряйся в том воле Божией, смиряйся. Заставь себя любить десницу Божию, тебя ведущую, хотеть не того, что ты хочешь, но чего Бог для тебя хочет, даже если бы болело и изнемогало сердце твоё. В этом высшая мудрость и высшая покорность. Может быть, не скоро, но рано или поздно раскроется и пред тобой правда Божия и любовь Божия, тебя ведущая, ты и сам поймёшь всю ограниченность твоих нынешних желаний и возблагодаришь Господа. Потому пусть не мятётся сердце твоё, если не по-твоему выходит.
Если ты сделал от себя всё, что мог и считал полезным и нужным, жди испытания от Господа и Ему покорствуй. Не томи сердце своё чрезмерной заботой о будущем; ты не знаешь, будет ли и как будет для тебя это будущее. Ты омрачаешь сердце печалью, которая всегда греховна, и не радуешься данной тебе ныне радостью. Возложи печаль твою на Господа, и Той тя препитает. Успокой неспокойное сердце".

Протоиерей Сергий Булгаков
 
Москва
Православный христианин
Мф. 5:42 - Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся

________________________
Схиигумен Гавриил ( Виноградов )

- Когда просят взаймы денег, – дай сколько можешь, даже если точно знаешь, что их не отдадут. Потом, если находишься в затруднительном положении, можно один раз напомнить человеку про долг – и возложить все на Господа. Если не отдаст – слава Богу – это вменится тебе в милостыню...

* Преподобный Паисий Святогорец
Слова. Том II. Духовное пробуждение.

- Геронда, если человек не нуждается, но только притворяется таким, то надо ли ему помогать?
- Христос сказал, что надо, не испытывая, давать тем, кто у нас просит (Мф. 5:42, Лк. 6:30). И даже если просящий не нуждается, ты все равно должен ему дать. Радуйся, что [у тебя есть возможность] оказать милостыню. Бог «дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5:45), так почему же нам не помочь своему ближнему? А разве сами мы достойны всех тех даров, которые подает нам Бог? Он «не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам» (Пс. 102:10).

Какой-то бедняк просит тебя о помощи. Даже если у тебя есть сомнения на его счет, все равно, с рассуждением, помоги ему, чтобы тебя потом не искушал помысл. Помнишь, что писал авва Исаак: «Даже если человек сидит верхом на коне и просит у тебя – дай ему» 1). Ты не знаешь истинного положения дел. Твое дело - верить тому, что говорит тебе просящий, и подавать соответственно тому, сколько он у тебя просит. <…>

- Стало быть, Геронда, сколько надо давать?
- Столько, чтобы тебя потом не грызла совесть. Необходимо рассуждение. Не надо давать сто, а потом расстраиваться, что не дал пятьдесят. Требуется особое внимание, если человек имеет любовь со многим вдохновением, энтузиазмом. В таком случае следует маленько притормаживать свою любовь и энтузиазм, чтобы после не раскаиваться в том, что, дескать, много дал тому несчастному, а надо было дать меньше, и вот самому теперь приходится сидеть с пустыми руками. Потихонечку такой человек приобретет опыт и будет давать милостыню в соответствии с тем самоотвержением, которое у него есть.
- Геронда, а когда претензии просящего чрезмерны, надо ли их удовлетворять?
- Здесь требуется рассудительность и еще раз рассудительность… <…>
…В Конице был один пьяница, имевший семью. Я давал ему какие-то деньги. Некоторые узнали, что я помогал этому несчастному (он сам им об этом рассказывал), и сказали мне: «Не надо давать ему денег, он пьет».
Сам он говорил мне: «Дай мне для моих детей», и я, когда давал ему милостыню, говорил: «Возьми это для твоих детей». Я знал, что он пьет, но знал и то, что мои слова немножко помогут ему: он будет продолжать пьянствовать, но и о детях своих маленько будет думать. Если бы я не давал ему денег, то он мучил бы свою жену, потому что забирал бы тогда те деньги, которые она зарабатывала (а она, бедная, ходила горбатилась по чужим домам), пропивал бы их, а дети страдали бы еще больше. Однако, когда я говорил ему: «Возьми это для твоих детей», он вспоминал маленько и о своих детях. Понятно? Мне было за него больно, он видел это, и в нем начиналась внутренняя работа. Многие исправились подобным образом А некоторые, обличаемые впоследствии совестью, возвращали и деньги. Своей логикой мы не даем работать Христу. Если вы хотите быть евангелистами (но, конечно, не протестантами), то учитесь истинному Евангелию уже сейчас.

1) - Если кто, сидя на коне, протянет к тебе руку. чтобы принять милостыню, не откажи ему, потому что в это время он, без сомнения, скуден, как один из нищих.
(Авва Исаак Сириянин. Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 286)

* Преподобный Нил Синайский

- Говоришь, что безмерно печалишься и сетуешь о том, что нет у тебя богатства, которое мог бы ты расточать каждому нуждающемуся. А я тебе сказываю, что таковая заповедь вовсе не того требует от не имеющего у себя денег. Но есть в душе твоей какие-нибудь не стоящие похвалы сосуды и имущества, сие-то умоляю тебя расточать и бросать благодушно. А это: раздражительность, упорство, зависть, прекословие, тщеславие, возмутительность, пышность, многословие, жестокость, заискивание, любопытство, непокорность.

Письма на разные темы. Монаху Проклу.

 
Последнее редактирование:
Сверху