Пророчества и наставления старца Серафима Вырицкого

Пророчества и наставления старца Серафима Вырицкого

(29 голосов4.7 из 5)

Отец Сера­фим обла­дал несо­мнен­ным про­ро­че­ским даром. Об этом крас­но­ре­чиво гово­рят мно­гие живые сви­де­тель­ства, опуб­ли­ко­ван­ные на стра­ни­цах этой книги. Неко­то­рые из про­ро­честв вели­кого старца уже исполнились.

Пред­ска­за­ние стар­цем в 1927 году пат­ри­ар­шего слу­же­ния архи­епи­скопу Хутын­скому Алек­сию (Симан­скому) и при­бли­жа­ю­щихся жесто­ких гоне­ний; про­ро­че­ства подвиж­ника о гря­ду­щей Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне и победе в ней нашего ору­жия; пред­ви­де­ние отцом Сера­фи­мом кон­чины про­то­и­е­рея Алек­сия Кибар­дина через пят­на­дцать лет после соб­ствен­ной, а также точ­ное про­зре­ние судеб мно­гих людей ныне стали неоспо­ри­мыми фактами.

Глу­боко про­ро­че­скими явля­ются строки напи­сан­ного стар­цем в 1939 году сти­хо­тво­ре­ния «Прой­дет гроза над Рус­скою зем­лею…» В годы кро­ва­вых гоне­ний, когда каза­лось, что Цер­ковь обре­чена на ско­рое и пол­ное уни­что­же­ние, отец Сера­фим гово­рит о ее гря­ду­щем воз­рож­де­нии — о воз­об­нов­ле­нии запре­щен­ного тогда коло­коль­ного звона, об откры­тии разо­рен­ных хра­мов Божиих и свя­тых оби­те­лей. Батюшка неустанно напо­ми­нал своим мно­го­чис­лен­ным посе­ти­те­лям об обе­то­ва­нии Божием о неодо­ли­мо­сти Церкви вра­тами адо­выми. Рас­ска­зы­вал отец Сера­фим о воз­рож­де­нии кон­крет­ных оби­те­лей — Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, Диве­ева и дру­гих. При­ме­ча­тельно, что, пред­ска­зы­вая вос­ста­нов­ле­ние Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры, ста­рец гово­рил о том, что вна­чале госу­дар­ство вер­нет Церкви как при­ход­ской храм Свято-Тро­иц­кий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру пере­да­дут мона­ше­ству­ю­щим. Пред­ска­зы­вал также батюшка, что со вре­ме­нем будет осно­ван мона­стырь и в Вырице, а Ленин­град будет вновь пере­име­но­ван в Санкт-Петербург.

Гово­рил отец Сера­фим, что при­дет время, когда в Москве, Петер­бурге и ряде дру­гих горо­дов Рос­сии будут дей­ство­вать пра­во­слав­ные радио­стан­ции, в пере­да­чах кото­рых можно будет услы­шать душе­по­лез­ные нази­да­ния, молитвы и цер­ков­ные песнопения…

«При­дет время, когда не гоне­ния, а деньги и пре­ле­сти мира сего отвра­тят людей от Бога и погиб­нет куда больше душ, чем во вре­мена откры­того бого­бор­че­ства, — гово­рил батюшка, — с одной сто­роны, будут воз­дви­гать кре­сты и золо­тить купола, а с дру­гой — наста­нет цар­ство лжи и зла. Истин­ная Цер­ковь все­гда будет гонима, а спа­стись можно будет только скор­бями и болез­нями. Гоне­ния же будут при­ни­мать самый изощ­рен­ный, непред­ска­зу­е­мый харак­тер. Страшно будет дожить до этих вре­мен. Мы, слава Богу, не дожи­вем, но тогда же из Казан­ского собора пой­дет крест­ный ход в Алек­сан­дро-Нев­скую Лавру».

В ряде пред­ска­за­ний выриц­кого старца зву­чат весьма тре­вож­ные нотки. «Если рус­ский народ не при­дет к пока­я­нию, — гово­рил батюшка, — может слу­читься так, что вновь вос­ста­нет брат на брата».

Несколько важ­ных пред­ска­за­ний отца Сера­фима Выриц­кого было запи­сано Марией Геор­ги­ев­ной Пре­об­ра­жен­ской, пле­мян­ни­цей свя­ти­теля Фео­фана Полтавского.

…Это было сразу после войны. Я пела на кли­росе Пет­ро­пав­лов­ской церкви поселка Вырица. Часто мы с пев­чими из нашего храма при­хо­дили к отцу Сера­фиму под бла­го­сло­ве­ние. Одна­жды одна из пев­чих ска­зала: «Доро­гой батюшка! Как хорошо теперь стало — война кон­чи­лась, зазво­нили снова коло­кола в церк­вах…» А ста­рец на это отве­тил: «Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встре­тите это. Будет очень трудно моло­дежи пере­об­мун­ди­ро­вы­ваться. Кто только выжи­вет? Кто только жив оста­нется? (Эти слова отец Сера­фим повто­рил три­жды). Но кто жив оста­нется — какая будет у того хоро­шая жизнь…» После неболь­шой паузы батюшка вновь задум­чиво про­из­нес: «Если бы люди всего-всего мира, все до еди­ного чело­века (вновь, как бы нарас­пев, повто­рил ста­рец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помо­ли­лись Богу хотя бы только пять минут о про­дле­нии жизни дабы даро­вал всем Гос­подь время на покаяние…»

Рас­суж­дая о про­ро­че­ствах, свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит: «Бог изме­нял Свои опре­де­ле­ния, объ­яв­лен­ные и чрез свя­тых про­ро­ков, как то про­ро­че­ство Ионы о нине­ви­тя­нах (Ион.3:10); Илии об Ахаве (3Цар.21:29); Исаии о Езе­кии (4Цар.20:1–11). Кто пре­дал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать впе­ред». Во всех упо­мя­ну­тых свя­ти­те­лем Игна­тием слу­чаях Бог изме­нял гнев на милость после того, как отдель­ные лич­но­сти или же целый народ сми­ря­лись перед Ним, остав­ляли гре­хов­ную жизнь и всту­пали на путь покаяния.

Гос­подь ода­ри­вал отца Сера­фима Выриц­кого мно­гими бла­го­дат­ными откро­ве­ни­ями. Опи­сы­вая одно из своих духов­ных созер­ца­ний, подвиж­ник рас­ска­зы­вал мона­хине Сера­фиме (Моро­зо­вой):

«Я побы­вал во всех стра­нах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера — выше всех. Это вера пра­во­слав­ная, истин­ная. Из всех извест­ных веро­уче­ний только она одна при­не­сена на землю воче­ло­ве­чив­шимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Сера­фима, гово­рить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал!»

Выриц­кий ста­рец не раз гово­рил, что Рос­сия обла­дает бес­цен­ным сокро­ви­щем — она явля­ется хра­ни­тель­ни­цей свя­той Пра­во­слав­ной веры. Истин­ное про­све­ще­ние есть про­све­ще­ние души све­том Пра­во­сла­вия. Не про­цве­та­ю­щий Запад, где конеч­ной целью всего сущего явля­ется зем­ное бла­го­по­лу­чие чело­века, а Русь, бла­жен­ная Русь, при­няв­шая во мла­ден­че­стве своем юрод­ство кре­ста, сохра­нив­шая в глу­би­нах своей необъ­ят­ной души образ Хри­ста Рас­пя­того и несу­щая его в сердце своем есть истин­ный свет миру. Та Свя­тая Русь, кото­рая все­гда жила пред­ощу­ще­нием гор­него, прежде всего, искала Цар­ства Божия и правды Его и нахо­ди­лась в живом обще­нии с небом. Веч­ная сила и кра­сота Пра­во­сла­вия заклю­ча­ется в чуд­ном един­стве небес­ного и зем­ного. В Рос­сии небо было неот­де­лимо от земли. «Чело­век Руси Свя­той все­гда знал, в чем состоит веч­ный смысл жизни, и глав­ной целью было для него стя­жа­ние небес­ных благ», — напо­ми­нал своим питом­цам отец Серафим.

Жизнь выриц­кого подвиж­ника — это целая эпоха в жизни Рос­сии. В тече­ние несколь­ких деся­ти­ле­тий на гла­зах старца про­ис­хо­дили зна­чи­тель­ней­шие собы­тия в жизни рус­ского обще­ства, нахо­див­шие живой отклик в его чистом сердце. Отец Сера­фим про­шел свой зем­ной путь, твердо зная, что вне Пра­во­сла­вия нет спа­се­ния, нет вос­кре­се­ния и бес­смер­тия. «Только Бога нико­гда не забы­вайте! Хра­ните свя­тые истины пра­во­слав­ной веры, всем серд­цем воз­лю­бите Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста!» — часто слы­шали ближ­ние эти слова из уст бла­жен­ного старца.

Соеди­нив­ший дыха­ние свое со слад­чай­шим име­нем Иису­со­вым, отец Сера­фим видел в умной молитве бес­цен­ное сред­ство для стя­жа­ния душев­ного мира и спасения:

«В самые тяже­лые вре­мена удобно будет спа­саться тот, кто в меру сил своих ста­нет под­ви­заться в молитве Иису­со­вой, вос­ходя от частого при­зы­ва­ния имени Сына Божия к молитве непрестанной».

По слову свя­тых отцов это дела­ние не только ограж­дает чело­века от всех иску­ше­ний мира, плоти и диа­вола, но и может соде­лать под­ви­за­ю­ще­гося живым хра­мом Божиим, где без­молвно вос­пе­ва­ется Бог. Такой подвиж­ник еще при зем­ной жизни посред­ством непо­сти­жи­мой силы Божией при­об­ре­тает каче­ства, необ­хо­ди­мые для жизни будущей.

Мно­гим духов­ным чадам выриц­кий ста­рец сове­то­вал как можно чаще читать молитву свя­того Ефрема Сирина «Гос­поди и Вла­дыко живота моего…» «В этой молитве вся суть Пра­во­сла­вия, все Еван­ге­лие. Ею мы испра­ши­ваем у Гос­пода помощи на при­об­ре­те­ние свойств нового чело­века», — гово­рил батюшка.

«Ей, Гос­поди, Царю, даруй ми зрети моя пре­гре­ше­ния и не осуж­дати брата моего…» Грех осуж­де­ния отец Сера­фим назы­вал одним из вели­чай­ших духов­ных неду­гов нашего вре­мени! «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рас­суж­дая о каком-либо чело­веке, мы уже невольно осуж­даем его», — гово­рил выриц­кий ста­рец. Он особо напо­ми­нал о недо­пу­сти­мо­сти осуж­де­ния свя­щен­ства: «Лич­ные чело­ве­че­ские немощи не могут отнять бла­го­дати руко­по­ло­же­ния. Во время совер­ше­ния Таинств свя­щен­ник явля­ется лишь ору­дием в руках Божиих. Все Таин­ства неви­димо совер­шает Сам Хри­стос. Какой бы ни был батюшка греш­ный, даже если ему уго­то­вано в огне геен­ском гореть, только через него мы можем полу­чить раз­ре­ше­ние от наших соб­ствен­ных грехов».

Отец Сера­фим был глу­боко убеж­ден в том, что чело­век дол­жен гото­вить себя к Веч­но­сти. После того, как душа раз­лу­чится с телом, она сразу пой­мет, что зна­ния и опыт всей преды­ду­щей ее жизни пре­вра­ти­лись в ничто. Те пред­меты, образы и поня­тия, кото­рые на земле пред­став­ля­лись чело­веку самыми цен­ными и важ­ными, ока­жутся ничего не зна­ча­щими, также, как и те собы­тия, кото­рые зани­мали его ум и сердце и каза­лись самыми глав­ными. Более того, свой­ства и каче­ства, кото­рые вос­пе­вал и вос­пи­ты­вал мир, ока­жутся вред­ными и прямо про­ти­во­по­лож­ными тем, кото­рыми дол­жен обла­дать житель бла­жен­ной Веч­но­сти. Един­ствен­ный зем­ной опыт, кото­рый пона­до­бится чело­веку в буду­щей жизни — это опыт позна­ния Хри­ста как свя­той и Боже­ствен­ной Истины. «Земля — страна плача, Небо — страна весе­лия. Небес­ное весе­лие вырас­тает из семян, посе­ва­е­мых на земле. Эти семена: молитва и слезы… Нет на земле выше сча­стия, как познать Бога и при­ле­питься к Нему всею душою. Этот союз от ныне и до века. В этом союзе — усло­вие истин­ного бла­жен­ства веч­ного, пред­вку­ше­ние кото­рого уже начи­на­ется здесь, на земле…» — в пол­ном согла­сии с этими сло­вами свя­ти­теля Игна­тия пре­бы­вал отец Сера­фим. При этом ста­рец насто­я­тельно сове­то­вал всем под­ви­за­ю­щимся ни в коем слу­чае не при­ни­мать ника­ких виде­ний, явле­ний и гла­сов из поту­сто­рон­него мира. Только свя­тые с помо­щью бла­го­дати Божией спо­собны отли­чать свет­лых анге­лов от демо­нов. Послед­ние же, явля­ясь людям, при­ни­мают на себя вид анге­лов света, окру­жают себя вся­че­ской бла­го­вид­но­стью и гово­рят види­мую правду для того, чтобы обо­льстить и погу­бить неопыт­ных, лег­ко­мыс­лен­ных и любо­пыт­ных. «Плот­ские, греш­ные чело­веки недо­стойны видеть Анге­лов и свя­тых. Им свой­ственно обще­ние только с пад­шими тем­ными духами, кото­рое, как пра­вило, ста­но­вится при­чи­ной поги­бели. Будем молиться, чтобы Гос­подь изба­вил нас от иску­ше­ний лука­вого», — нази­дал ближ­них батюшка Серафим.

Выриц­кий подвиж­ник своей жиз­нью отве­тил на мно­гие вопросы, кото­рые вол­нуют ищу­щих спа­се­ния в совре­мен­ном бушу­ю­щем мире. «Дела, совер­ша­е­мые в духе мира сего, во вред и осуж­де­ние души своей и душ ближ­них, текут как по маслу. Вам всего ближе видеть это: вы видите, как быстро рас­про­стра­ня­ются книги, губя­щие и веру и нрав­ствен­ность, какие рас­ходы дела­ются на напе­ча­та­ние их, с каким усер­дием одни ста­ра­ются рас­про­стра­нить их, а дру­гие поку­пают. Как вы дума­ете, каково это пред взо­рами Бога? И чего должно ожи­дать за это на суде Божием? Неве­ру­ю­щие кри­чат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, кото­рым раз­врат уси­ли­ва­ется заглу­шить пред­став­ле­ния сове­сти, Бог не пере­стал суще­ство­вать. Он есть и непре­менно воз­даст каж­дому чело­веку по делам его. Самое отступ­ни­че­ство пред­ска­зано со всей ясно­стью Свя­щен­ным Писа­нием и слу­жит сви­де­тель­ством того, сколько верно и истинно все, ска­зан­ное в Писа­нии… Впро­чем, Бог предо­ста­вил каж­дому чело­веку во время зем­ной жизни по его про­из­волу делать добро, или не делать его». Эти строки, словно для людей нашего вре­мени, были напи­саны свя­ти­те­лем Игна­тием еще в 1864 году. С гибели отдель­ной души начи­на­ется гибель целого народа. Спа­се­ние же народа зави­сит от той лепты, кото­рую вне­сет в это дело каж­дый отдель­ный человек.

Житием выриц­кого старца Гос­подь подает див­ный образ спа­се­ния в столь непро­стое для рус­ского народа время. Освя­щая каж­дый серьез­ный свой шаг бла­го­сло­ве­нием и молит­вой Матери Церкви, дол­гие годы шел отец Сера­фим путем неза­мет­ного, буд­нич­ного подвига. Это скры­тый от посто­рон­них глаз подвиг, совер­ша­е­мый во внут­рен­нем уеди­не­нии, где нет места раз­го­ря­че­нию и раз­дра­жи­тель­но­сти, уны­нию и отча­я­нию. Это еже­днев­ный подвиг дея­тель­ного пока­я­ния, поста и молитвы; подвиг реаль­ных и посиль­ных дел, совер­ша­е­мых Хри­ста ради и во имя любви к ближ­ним. Это тихое, но твер­дое сто­я­ние в вере, кото­рое тре­бует много боль­шего муже­ства, чем сию­ми­нут­ное горя­че­ние и самые гром­кие выкрики о пат­ри­о­тизме. Там, где бушуют стра­сти, нико­гда не будет бла­го­дат­ного мира Хри­стова, кото­рый явля­ется сви­де­те­лем истины.

Подвиж­ник все­гда пом­нил, что «наша война не про­тив крови и плоти, но… про­тив духов злобы под­не­бес­ных» (Еф.6:12). В ней веще­ствен­ные сред­ства борьбы успеха не при­но­сят. Тер­пе­ние, сми­ре­ние и кро­тость; пока­я­ние, сокру­ше­ние сердца и молитва; мило­сер­дие, любовь и незло­бие — вот глав­ное ору­жие в неви­ди­мой брани. Об этом ясно гово­рит мно­го­ве­ко­вой свя­то­оте­че­ский опыт. «Все зло необ­хо­димо покры­вать доб­ром и любо­вью, сми­ренно при­ни­мая иску­ше­ния, посы­ла­е­мые нам Про­мыс­лом Божиим, — гово­рил отец Сера­фим Выриц­кий, — отве­чая злом на зло, мы при­хо­дим только к его умно­же­нию во все­лен­ной». Глав­ными свой­ствами, кото­рые усвоил враг спа­се­ния рода чело­ве­че­ского, явля­ются гор­дыня и нена­висть. Побе­дить их можно только с помо­щью про­ти­во­по­лож­ных им доб­ро­де­те­лей — сми­ре­ния и любви, кото­рые при­вле­кают к себе все­силь­ную бла­го­дать Божию. От нее в ужасе бегут духи злобы.

Обоб­щая слова древ­них отцов, обра­щен­ные к подвиж­ни­кам нашего вре­мени, свя­ти­тель Игна­тий пишет: «Те, кото­рые по истине будут рабо­тать Богу, бла­го­ра­зумно скроют себя от людей и не будут совер­шать посреди них зна­ме­ний и чудес… Они пой­дут путем дела­ния, рас­тво­рен­ного сми­ре­нием, и в Цар­ствии Небес­ном ока­жутся боль­шими отцов, про­сла­вив­шихся зна­ме­ни­ями». Именно этим путем — путем дела­ния, рас­тво­рен­ного сми­ре­нием, шел несколько деся­ти­ле­тий отец Сера­фим Выриц­кий, всю жизнь свою не помыш­ляя о себе мно­гого, но нахо­дясь в послу­ша­нии Матери Церкви.

Стоит отме­тить, что в насто­я­щее время интер­нет полон пред­ска­за­ний, при­пи­сы­ва­е­мых Сера­фиму Выриц­кому, по сути явля­ю­щихся пло­дом боль­ного вооб­ра­же­ния совре­мен­ных авто­ров, кото­рые даже не удо­су­жи­лись про­чи­тать житие пре­по­доб­ного. К таким лже­пред­ска­за­ниям отно­сятся, напри­мер, следующие:

На вопрос сво­его духов­ного сына [Источ­ник? Кого именно?] о буду­щем Рос­сии, ста­рец пред­ло­жил ему посмот­реть в окно, выхо­дя­щее на Фин­ский залив [«автор» пред­ска­за­ния не знает, что Вырица нахо­дится вовсе не на берегу Фин­ского залива, а свя­той нико­гда не жил на его берегу – см жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­ного]. Тот уви­дел мно­же­ство плы­ву­щих под раз­ными фла­гами кораб­лей [По какому слу­чаю? Празд­но­ва­ние дня Военно-мор­ского флота при Ста­лине, когда жил пре­по­доб­ный Сера­фим, не имело таких мас­шта­бов, как ныне]. — Как это понять? — спро­сил он у батюшки. Ста­рец отве­тил: «Насту­пит такое время, когда будет в Рос­сии духов­ный рас­цвет. Откро­ются мно­гие храмы и мона­стыри, даже ино­верцы будут к нам при­ез­жать кре­ститься [Храмы и мона­стыри уже откры­лись, но про­ро­че­ство пока не сбы­лось, но пока никто спе­ци­ально не едет. Что мешает ино­стран­цам кре­ститься у себя на родине?] на таких кораб­лях [Каких? Воен­ных? Мас­со­вое обра­ще­ние воен­но­слу­жа­щих зару­беж­ных госу­дарств?]. Но это не недолго — лет на 15, потом при­дет анти­христ» [Оче­видно, про­ро­че­ство было состав­лено на рубеже XX-XXI вв., с кото­рым свя­зано воз­рож­де­ние цер­ков­ной жизни в Рос­сии, однако «автор» лже­пред­ска­за­ния в то время и помыс­лить не мог, что прав­ле­ние В. В. Путина будет про­дол­жаться, много более чем 15 лет. Не сты­ку­ются эти «про­ро­че­ства» и с истин­ными пред­ска­за­ни­ями о конце света, кото­рые мы нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии. Оче­видно, автор, взяв­ший на себя сме­лость гово­рить от имени Сера­фима Выриц­кого, не читал Библию].

Гово­рил, что когда Восток набе­рет силу, все ста­нет устой­чи­вым. Число — на их сто­роне, но не только это: у них рабо­тают трез­вые и тру­до­лю­би­вые люди, а у нас такое пьян­ство… [Попу­ляр­ная в  конце 1990‑х гг. мысль о том, что мил­ли­оны хит­рых китай­цев окку­пи­руют Россию].

Еще рас­ска­зы­вали [Кому рас­ска­зы­вали? Кто рас­ска­зы­вал?], как ста­рец гово­рил: «Восток будет кре­ститься в Рос­сии. Весь мир небес­ный молится о про­све­ще­нии Востока» [У кого будут кре­ститься в Рос­сии? У пья­ниц, о кото­рых гово­ри­лось выше?].

И это лишь несколько при­ме­ров, застав­ля­ю­щих нас вспом­нить слова Хри­ста: «Бере­ги­тесь лже­про­ро­ков, кото­рые при­хо­дят к вам в ове­чьей одежде, а внутри суть волки хищ­ные» (Мф. 7:15).

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки