Как происходит выбор между добром и злом?

Православный христианин
мне не дает покоя мысль, как именно происходит выбор между добром и злом.
Рассуждая о добре и зле, как и каком либо ином понятии, хорошо было бы определиться с пониманием и с терминологией. Начните с того, что такое - добро, что такое - зло и тогда многие вопросы снимаются. Тогда станет понятно, что во первых каждый высказывающийся в теме говорит о своем, то есть по своему понимаети что добро, что зло. Во вторых хорошо было бы посмотреть как объясняет добро и зло Святоотеческое Предание.
Кто то больше стремится ко злу, а кто то больше стремится к добру, и из за этого делается выбор. Но почему стремления разные?
Человеку дана свобода воли, мы не роботы, а свободны в своем стремлении, поэтому стремления разные.
У Адама и было такое сердце, потому грехопадение было неизбежно.
Почему это у Адама было лукавое сердце, неужели Бог создал лукавого человека? Утверждать, что грехопадение было неизбежно...можете подтвердить, на чем основаны подобные утверждения?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Желание судить о своем состоянии духовного роста,может привести к самомнению... Но оценить уровень пристрастия ко злу,можно по поступкам, так как поступок - это уже отражение сформированного намерения,или выбора, человека. Как только намерение сформировалось,оно обязательно проявится поступком в материальном мире.Все происходит вначале там,на "небесах", как бы :), в духовном мире, а за тем отражается в мире материальном. Это как влага собирается в небе , и когда облако наполняется влагой до состояния тучи,она изливает дождь.
Необходимо изучать свое естество,не боятся смотреть на себя таким, каким ты являешься. Исповедь, в этом и заключается. Осуждение своих поступков - это должно быть естеством, не надо лукавить,пользы от этогоне будет. Разумом понимать,что то что делаешь,есть грех,но естеством своим, тянуться ко греху,любить его проявление...по причине внутренней гордости и самомнения. По этому и происходят повторные падения в этот же грех человека,не осозновая его губительность для души. Нужно не боятся принимать свой грех, благодарить Бога,что Он милостив и дает возможность увидеть свои грехи,свое состояние перед Богом... Ошибка Адама, на тот момент была в том, что он не поблагодарил Бога за откровение и осознание своего греха, а стал искать оправдание своему поступку... То есть, поверил своему самомнению. То есть, в место того, чтобы признать свое не совершенство, он предпочел отстоять и оправдать гордость и хорошее мнение Творца о нем.
 
оренбург
Православный христианин
... Почему это у Адама было лукавое сердце, неужели Бог создал лукавого человека? Утверждать, что грехопадение было неизбежно...можете подтвердить, на чем основаны подобные утверждения?
С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое. Прошли времена и окончились лета, — и Ты воздвиг Себе раба, именем Давида; повелел ему построить город имени Твоему и в нем приносить Тебе фимиам и жертвы. Много лет это исполнялось, и потом согрешили населяющие город, во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое. 3Ездр.3:21-26
 
Православный христианин
С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое. Прошли времена и окончились лета, — и Ты воздвиг Себе раба, именем Давида; повелел ему построить город имени Твоему и в нем приносить Тебе фимиам и жертвы. Много лет это исполнялось, и потом согрешили населяющие город, во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое. 3Ездр.3:21-2
Ответ принимается. Спасибо!
 
Под МКС
Православный христианин
С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое. Прошли времена и окончились лета, — и Ты воздвиг Себе раба, именем Давида; повелел ему построить город имени Твоему и в нем приносить Тебе фимиам и жертвы. Много лет это исполнялось, и потом согрешили населяющие город, во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое. 3Ездр.3:21-26
Осмелюсь повторить Вам, Дмитрий, вопрос : Господь создал лукавое сердце Адама?
Да или нет.
 
Православный христианин
Отрицать слова Писания нельзя. Если следовать ему формально, то получается, что - да. Противоречие очень сильное. Либо здесь скрывается некое более глубокое духовное вИдение, которого у нас нет. Возможно надо поискать в толкованиях, и высказываниях у Святых Отцев. На это уйдет время.
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Осмелюсь повторить Вам, Дмитрий, вопрос : Господь создал лукавое сердце Адама?
Да или нет.

Адам сотворен Богом в шестой день творения мира по образу и подобию Божьему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1. 26).

Образ и подобие Божие в человеке – сходство первозданного человека со своим Первообразом – Богом.

Есть ли лукавство в нашем Творце? Ответ однозначный - НЕТ! Следовательно, утверждение "Господь создал лукавое сердце Адама" является ложным. Именно поэтому мы утвердительно можем говорить, что Господь не только не создавал лукавого сердца, но и Адам не имел лукавого сердца от своего сотворения и до момента грехопадения.

Священное Писание совершенно однозначно свидетельствует, что в первозданном мире не было никакого беспорядка и разрушения: Бог смерти не сотворил (Прем. 1:13). И только грехопадение человека, совершившееся по совету лукавого змия-сатаны, подвергло самого человека, а вместе с ним и весь видимый мир, действию смерти и тления: Завистью диавола смерть вошла в мир (Прем. 2:24). Грех первозданного человека оказался катастрофой мирового масштаба, ибо он нарушил гармонию и порядок в мироздании.

Таким образом, православное вероучение четко разграничивает первопричину зла – грех и его последствия – тление и смерть, и столь же четко указывает, что источник зла – в области нравственной – это злая воля чьей-либо личности – падшего ангела-демона или человека.

Зло. Природа зла

Как только первые люди, Адам и Ева нарушили заповедь Бога о послушании Ему (Быт. 3), только тогда они ниспали из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху.
 
Почему люди направляют свою волю кто то на добро, а кто то на зло. Какие то странные критерии оценки у каждого. Почему разный результат, неужели критерии оценки добра и зла разные?

Видимо это все слишком глубоко, чтобы познать ограниченным разумом.
Да ничего тут глубокого нету, просто система ценностей у всех разная. Вот мусульмане, которые спилотировали самолеты в небоскребы считали, что делают хорошо ибо это воля Аллаха, и многие мусульмане считают их героями, а мы вот считаем их сволочами.
Да и понятие хорошо и плохо тоже не всегда тривиальны, хорошо накормить голодающего? Вроде как да, но если его сегодня накормить, то его и завтра прийдется кормить, а послезавтра и всех его друзей, а через пару недель гляди и сами будете рядом с ними таким же голодающим, а они гляди бы и сами нашли способ себя прокормить. Конечно лучше бы его научить скажем рыбу ловить, но ведь не всегда человека можно чему-то научить тем более если Ваш хлеб это что-то для чего высшее образование нужно.
Еще есть хорошая статейка на тему попрошаек. Советую почитать. И вот такой вопрос хорошо ли попрошайкам вообще давать деньги?
Вряд ли найдется много людей, которые скажут, что они поступают плохо, они скорее дадут обоснование почему то, что они делают либо хорошо либо хотя бы нейтрально. Это обоснование может быть как рациональным так и просто притянутым к уже принятому решению.
 
Адам сотворен Богом в шестой день творения мира по образу и подобию Божьему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1. 26).

Образ и подобие Божие в человеке – сходство первозданного человека со своим Первообразом – Богом.

Есть ли лукавство в нашем Творце? Ответ однозначный - НЕТ! Следовательно, утверждение "Господь создал лукавое сердце Адама" является ложным. Именно поэтому мы утвердительно можем говорить, что Господь не только не создавал лукавого сердца, но и Адам не имел лукавого сердца от своего сотворения и до момента грехопадения.

Священное Писание совершенно однозначно свидетельствует, что в первозданном мире не было никакого беспорядка и разрушения: Бог смерти не сотворил (Прем. 1:13). И только грехопадение человека, совершившееся по совету лукавого змия-сатаны, подвергло самого человека, а вместе с ним и весь видимый мир, действию смерти и тления: Завистью диавола смерть вошла в мир (Прем. 2:24). Грех первозданного человека оказался катастрофой мирового масштаба, ибо он нарушил гармонию и порядок в мироздании.

Таким образом, православное вероучение четко разграничивает первопричину зла – грех и его последствия – тление и смерть, и столь же четко указывает, что источник зла – в области нравственной – это злая воля чьей-либо личности – падшего ангела-демона или человека.

Зло. Природа зла

Как только первые люди, Адам и Ева нарушили заповедь Бога о послушании Ему (Быт. 3), только тогда они ниспали из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху.
Екатерина, я правильно понял, Адам был идеальным насколько мог быть идеальным человек до того, как на него повлиял змий?
 
оренбург
Православный христианин
вопрос : Господь создал лукавое сердце Адама?
...
Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел, которому имя Уриил, и сказал: сердце твое слишком далеко зашло в этом веке, что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего. Я отвечал: так, господин мой. Он же сказал мне: три пути послан я показать тебе и три подобия предложить тебе. Если ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое. Тогда я сказал: говори, господин мой. Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: "в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил". Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих? 3Ездр.4
 
Под МКС
Православный христианин
Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел, которому имя Уриил, и сказал: сердце твое слишком далеко зашло в этом веке, что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего. Я отвечал: так, господин мой. Он же сказал мне: три пути послан я показать тебе и три подобия предложить тебе. Если ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое. Тогда я сказал: говори, господин мой. Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: "в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил". Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих? 3Ездр.4

Дмитрий, это ответ почему сердце становится лукавым.
Вопрос то другой: Господь создал сердце Адама лукавым?

Меня смутило это:
У Адама и было такое сердце, потому грехопадение было неизбежно.
Так же как и Ирину:
неужели Бог создал лукавого человека?
Отвечая ей, вы так же не прояснили свое мнение.
Вот здесь предельно ясно выражено:
утверждение "Господь создал лукавое сердце Адама" является ложным.
Ваша точка зрения мне (я из числа тех кто «на бронепоезде») не ясна до сих пор.
Господь создал сердце Адама лукавым?
 
Православный христианин
Меня смутило это:
Меня это тоже смутило и я очень терпеливо ждала ответа. Теперь меня смущает, то что в подтверждение своих слов (своего мнения) Дмитрий ищет слова из Писания. Мог бы сказать, что поспешил с утверждением, написал опрометчиво или не совсем точно.
Про сердце лукавое пока думаю и ищу ответ, мое упущение, что не читала еще Книги Ездры. Единственное что пока можно сказать с увереностью, что Иисус Христос взял на себя нашу природу ( в том числе и сердце) и не согрешил. То есть утверждать, что грехопадение было неизбежно - на мой взгляд ошибка. Но возможно Дмитрий найдет подтверждение и этому своему мнению.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
То есть фактически вина на Боге? Он ведь не мог не знать, что змий туда прийдет

Испытания для сердца Адама были необходимы. Возможно Бог уже видел в его сердце зарождающегося червя самомнения, когда вся природа была подчинина ему. Вот и попустил Бог обличить его сердце, через Еву и змия. БОГ ждал покаяния от Адама, а услышал обвинение.
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
То есть фактически вина на Боге? Он ведь не мог не знать, что змий туда прийдет

Как мог возникнуть такой вопрос, скорее всего от незнания, поэтому,
Максим, прочитайте выделенные ссылки!!!!!!!!!!!!!!!

PS* Как человеки могут легко находить виноватых....
 
Испытания для сердца Адама были необходимы. Возможно Бог уже видел в его сердце зарождающегося червя самомнения, когда вся природа была подчинина ему. Вот и попустил Бог обличить его сердце, через Еву и змия. БОГ ждал покаяния от Адама, а услышал обвинение.
Бог не мог ждать от Адама того, что Адам не сделает, Бог всезнающ, а это значит, что он изначально знал со 100% уверенностью, что будет именно так как получилось. Либо так либо Бог не всезнающ.
 
Как мог возникнуть такой вопрос, скорее всего от незнания, поэтому,
Максим, прочитайте выделенные ссылки!!!!!!!!!!!!!!!
Ну прочитал. И? Там отсылка идет на свободу воли, Вы же говорите, что перед искушением Адам был идеален, то есть он не мог выбрать зло, а змий дал ему такую возможность и имея возможность выбрать зло Адам выбрал зло и Бог знал о том, что Адам выберет зло со 100% уверенностью.

PS* Как человеки могут легко находить виноватых....
Вы не могли не слышать фразу "с большой властью приходит большая ответственность". Доводить дело до абсолюта конечно абсурд, но тем не менее когда вся Земля это два человека и у Бога абсолютная над ними власть то да, виноват он.
Представьте, что Вы дали красную кнопку в руки ребенку зная со 100% уверенностью, что он ее нажмет, я думаю вопрос кто виноват даже звучит риторически.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Максим, ы перечитайте свой вопрос Екатерине. На тот момент он был настолько идеален, насколько мог. Он находился в испытании воли.
 
Максим, ы перечитайте свой вопрос Екатерине. На тот момент он был настолько идеален, насколько мог. Он находился в испытании воли.
Вот спрашивается почему я вообще задаю уточняющие вопросы если потом кто-то говорит, что ответ на этот уточняющий вопрос имел в виду совсем не то, что ответили?
Можно конкретно:
1. Мог ли Адам выбрать зло до искушения змием?
2. Мог ли Адам выбрать зло после искушения? (мало ли)
3. Знал ли Бог, что Адам выберет зло?
4. Мог ли Бог помешать змию?
 
Сверху