Грех первородный

***

Грех перворо́дный – 1) то, же, что грех пра­ро­ди­тель­ский: нару­ше­ние пер­выми людьми, Адамом и Евой, запо­веди Бога о вер­но­сти Ему (Быт.3), повлек­шее нис­па­де­ние их из состо­я­ния бого­по­до­бия, бес­смер­тия и бого­об­ще­ния в чув­ствен­ность, тлен­ность и раб­ство греху; 2) гре­хов­ная порча пора­зив­шая чело­ве­че­ское есте­ство вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей, выра­жа­е­мая в том, что все их потомки (исклю­че­ние — Гос­подь Иисус Хри­стос) рож­да­ются повре­жден­ными по душе и по телу, со склон­но­стью ко злу; пере­да­ётся пре­ем­ственно, наслед­ствен­ным путём.

По отно­ше­нию к потом­кам Адама и Евы, т.е. всему чело­ве­че­ству, пер­во­род­ный (пра­ро­ди­тель­ский) грех можно более точно име­но­вать послед­стви­ями пер­во­род­ного греха. Таким обра­зом под пер­во­род­ным грехом пони­ма­ется и сам про­сту­пок пра­ро­ди­те­лей, и его послед­ствия.

Осво­бож­де­ние от власти пер­во­род­ного греха (некре­ще­ный чело­век в силу пер­во­род­ного греха в сущ­но­сти не может не гре­шить, а кре­щен­ный, хотя и может гре­шить, но вла­стен и не гре­шить) про­ис­хо­дит в Таин­стве Кре­ще­ния – духов­ном рож­де­нии.

Гре­хо­па­де­ние первых людей при­вело к потере чело­ве­ком пер­во­здан­ного бла­жен­ного состо­я­ния пре­бы­ва­ния с Богом, отпа­де­нию от Бога и нис­па­де­нию в ниже­есте­ствен­ное гре­хов­ное состо­я­ние.

Слово паде­ние озна­чает утрату некой высоты, потерю воз­вы­шен­ного состо­я­ния. Для чело­века таким воз­вы­шен­ным состо­я­нием явля­ется жизнь в Боге. Таким воз­вы­шен­ным состо­я­нием чело­век обла­дал до гре­хо­па­де­ния в раю. Он пре­бы­вал в состо­я­нии бла­жен­ного бла­го­бы­тия по при­чине сопри­ча­стия выс­шему Благу – все­б­ла­жен­ному Богу. Бла­жен­ство чело­века было свя­зано с при­сут­ству­ю­щей в нем от самого сотво­ре­ния бла­го­да­тью Свя­того Духа. От самого созда­ния в нем при­сут­ство­вала бла­го­дать так, что он не знал опыта без­бла­го­дат­ного состо­я­ния. «Как в про­ро­ках дей­ство­вал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пре­бы­вал с ним, учил и внушал…» (св. Мака­рий Еги­пет­ский). «Адам, отец все­лен­ной, в раю знал сла­дость любви Божией, – гово­рит св. Силуан Афон­ский. – Дух Святой есть любовь и сла­дость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те нена­сытно день и ночь рвутся к живому Богу».

Для сохра­не­ния и раз­ви­тия этого бла­жен­ного бла­го­дат­ного состо­я­ния пер­вому чело­веку в раю была дана един­ствен­ная запо­ведь нев­ку­ше­ния плодов запре­щен­ного древа. Испол­не­ние этой запо­веди было тем упраж­не­нием, через кото­рое чело­век мог научиться послу­ша­нию Богу, то есть согла­со­ва­нию своей воли и воли своего Созда­теля. Чрез сохра­не­ние этой запо­веди чело­век мог при­умно­жить бла­го­дат­ные дары и достиг­нуть выс­шего бла­го­дат­ного дара – обо­же­ния. Но, будучи наде­лен сво­бод­ной волей, он мог и отпасть от пре­бы­ва­ния с Богом, лишиться Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Паде­ние чело­века про­изо­шло в обла­сти воли или про­из­во­ле­ния. Адам мог и не гре­шить. Пра­ро­ди­тель чело­ве­че­ства имел само­вла­стие. Оно выра­жа­лось в том, что он мог «иметь ум свой всегда воз­вы­шен­ным и при­леп­ля­е­мым к еди­ному Гос­поду Богу» (св. Симеон Бого­слов). Подобно Все­свя­тому Богу, он мог стать совер­шенно неудо­бо­пре­клон­ным ко злу. Встав на путь пре­слу­ша­ния запо­веди, Адам изме­нил своему пред­на­зна­че­нию – отпал от бла­жен­ного еди­не­ния с Богом, лишился оби­та­ю­щей в нем Боже­ствен­ной бла­го­дати.

След­ствием отпа­де­ния от Бога стала смерть. Насколько чело­век уда­лился от Бога, настолько он при­бли­зился к смерти. Пра­ро­ди­тели чело­ве­че­ства сами уго­то­вили смерть себе и всему чело­ве­че­скому роду, ибо Бог есть под­лин­ный Источ­ник всякой жизни и уда­ля­ю­щи­еся от Него погиб­нут (Пс.72:27). Пре­бы­вая в Боге, Адам, по слову св. Иоанна Дамас­кина, имел в себе Жизнь, сверхъ­есте­ственно живо­тво­рив­шую его смерт­ную при­роду. Когда же он отсту­пил от еди­не­ния с Жизнью, то есть с Богом, он пере­шел из сверхъ­есте­ствен­ной нетлен­но­сти к рас­паду и тлен­но­сти. Смерти телес­ной пред­ше­ство­вала смерть душев­ная, ибо насто­я­щая смерть насту­пает тогда, когда душа чело­ве­че­ская разъ­еди­ня­ется с Боже­ствен­ной бла­го­да­тью (св. Гри­го­рий Палама). Уда­лив­шись от Бога, Адам вкусил, прежде всего, душев­ную смерть, ибо «как тело уми­рает, когда отде­ля­ется от него душа, так и когда от души отде­ля­ется Дух Святой, душа уми­рает» (св. Иоанн Дамас­кин). Душа прежде умерла, потому что отошла от нее Боже­ствен­ная бла­го­дать, гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов. Без­бла­го­дат­ное состо­я­ние души повлекло за собой смерть тела.

После спа­се­ния рода чело­ве­че­ского Иису­сом Хри­стом чело­веку откры­ва­ется воз­мож­ность вер­нуть поте­рян­ную бла­го­дать, вновь испол­ниться Свя­того Духа, вос­крес­нуть душою к бла­жен­ной духов­ной жизни. Такое воз­вра­ще­ние свя­зано с духов­ной борь­бой с грехом. Оно тре­бует подвига в ответ на кото­рый Бог снова все­ля­ется в чело­века Своей бла­го­да­тью.

Пер­во­род­ного греха Хри­стос не имел с самого момента вопло­ще­ния. А тлен­ность и смерт­ность Хри­стос исце­лил в Себе через Вос­кре­се­ние.

***

Свт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский: “Адам был побеж­ден и, пре­зрев боже­ствен­ное пове­ле­ние, был осуж­ден на тление и смерть. Но… какое отно­ше­ние к нам имеют эти его пре­ступ­ле­ния?… Мно­же­ство людей стало гре­хов­ными не потому, что они раз­де­ляли вину Адама — их ведь тогда еще не было — а потому, что они были при­частны к его при­роде, под­пав­шей закону греха. Значит, как в Адаме при­рода чело­века забо­лела тле­нием … так во Христе она вновь обрела здра­вие”. (Тол­ко­ва­ние на Рим. 5, 18).

***

См. БЛА­ГО­ДАТЬ, ОБО­ЖЕ­НИЕ, ГРЕХ, ПОДВИЖ­НИ­ЧЕ­СТВО, СПА­СЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки