Как стяжать благодать и стать богом по благодати (обожиться)?

Какой целью должны быть мотивируемые действия человека, чтобы Бог послал человеку благодать:


  • Всего проголосовало
    24
Православный христианин
Думаю в вопросе темы и есть ответ, хотим стяжать Божью благодать и быть благодатными, так надо стараться ими и быть, тоесть давать благо другим, хотим быть сынами Божьими, так Сказано: Блаженны миротворцы, яко нарекутся Сынами Божьими. Так что попробуем что то доброе дать прежде, чем искать у Бога благо. Спаси Бог !!
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Думаю в вопросе темы и есть ответ, хотим стяжать Божью благодать и быть благодатными, так надо стараться ими и быть, тоесть давать благо другим, хотим быть сынами Божьими, так Сказано: Блаженны миротворцы, яко нарекутся Сынами Божьими. Так что попробуем что то доброе дать прежде, чем искать у Бога благо. Спаси Бог !!
Вопрос состоит в том, с какой целью "давать благо другим" (каким желанием (желанием достижения какой цели) мотивировать свои действия): 1) давать "благо другим" "единственно лишь", как глаголят святые отцы, с целью (мотивировать желанием) стяжать нетварную энергию (соединиться с Богом) (т.е. "давать благо другим" именно ДЛЯ стяжания нетварной энергии (благодати)); 2) или мотивировать свои действия по даянию "блага другим" желанием послужить другим именно ДЛЯ других (апостол Павел говорит о том, чтобы мы служили друг другу именно любовь к друг другу; а если любовью к друг другу, то значит желанием послужить друг другу именно ДЛЯ друг друга (а не органического соединения с нетварной энергией)) (никто не говорит, что не нужно желать иметь в себе Бога; и никто не говорит о том, что если мы будем мотивировать свои действия любовью к ближним (как учат апостолы) (т.е. желанием послужить ближним именно для ближних), то Бог не соединится с нами.
 
Крещён в Православии
Дмитрий M.R., во-первых, сразу забудьте выражение "стать богом". Во-вторых, вы смешали в одну кучу понятия "благодать", "Дух Святой" и "нетварная энергия".
И хотя в Православной традиции эти слова очень близки по смыслу, я бы их разграничил.

"Дух Святой" - это одно из лиц Бога в христианстве.
"Нетварная энергия" может восприниматься (ощущаться) человеком совершенно по-разному, видимо, такие энергии могут быть самого разного качества.
"Благодать" в моем понимании (в простонародном значении этого слова в нашем языке) - это ощущение непередаваемого блаженства, которое ощущает человек при контакте с одним из видов "нетварных энергий". Мы воспринимаем эту энергию, как энергию Бога. Но есть и другое, православное понимание "благодати" как некой духовной силы, которую дает нам Бог в помощь, чтобы мы не грешили и жили в соответствии с Божественным законом. Чтобы не путать один смысл "благодати" с другим, я бы использовал для этого разные термины.
Теперь о том, как получить эту духовную силу, которую вы именуете благодатью.
На мой взгляд, главная мотивация - это желание жить по Божьему закону и не совершать никакого греха. А это значит - встать на путь духовного очищения. Что я понимаю под очищением? Главным источником греха является физическое тело человека. Оно смертно, поэтому рождает страх смерти, от которого рождаются и другие страхи и стремления, которые являются причиной нарушения человеком Божественного закона. Человек становится обуреваем страстями, похотями, различными страхами, в результате не сознание человека управляет телом, а физическое тело управляет человеком.
В идеале, человек должен развить в себе безусловную любовь (хотя бы на уровне сочувствия и сострадания другим) и чистое сердце, то есть все, что исходит от человека - речь, поступки и мысли - должно быть добрым, благим. Поначалу это тяжело и приходится себя постоянно контролировать, но потом это становится вашим естественным состоянием. В общем, в идеале - полный контроль духа над телом. И естественно, важно стремление человека воссоединиться с Богом, поэтому здесь молитва очень помогает.
Когда человек достигает нужного уровня духовного развития (может, это не обязательно должен быть идеал, но я не знаю точно, до какой степени надо соответствовать идеалу), на человека нисходит Божественный Огонь и происходит то, что называется "Огненное крещение". В результате человек получает дополнительное очищение и духовную силу, которая помогает дальше не грешить. Таким образом, происходит то, что является целью слова "религия", т.е. "воссоединение с Богом". Собственно, это и есть "Царствие Божие", которое "внутри нас есть".
Если непонятно, какие добродетели в себе развивать, то почитайте Нагорную проповедь и "Книгу притчей Соломоновых".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Скажу сразу: то, что я напишу, возможно совсем не отражает позицию Церкви, поскольку я, хотя и много чего прочла из Церковной литературы, по сути есть "не воцерковленная самоучка", а потому излагаю ответ так, как это я сама все это поняла.
Бог не раздает благодать ни в качестве награды, ни в качестве дара по принципу "захотел дал, не захотел - не дал". Бог непрерывно изливает благодать на всех нас и на весь мир. Можно сказать так, что благодать - это суть Бога, пронизывающая собой все существующее. Она есть всегда и везде.
Если говорить об образном представлении и "механизмах", то я бы визуализировала процесс так: благодать можно представить в виде света, исходящего из центра мироздания сразу во всех направлениях (как от Солнца), а человека я бы представила в виде полого цилиндра (трубы). В идеальном состоянии этот цилиндр должен быть повернут отверстием к центру и быть совершенно чистым, и тогда свет (благодать) будет непрерывно проходить сквозь него и в любой момент времени этот цилиндр будет под завязку заполнен светом. Однако после грехопадения наши цилиндры и развернулись под беспорядочными углами к центру, и еще перестали быть чистыми, они забились грехами, как грязью, которая даже в стенки цилиндра въелась ржавчиной. И света (благодати) в нас есть ровно столько, насколько большой по диаметру просвет сквозной в этой грязи остался.
И вот если хочешь ты благодати побольше стяжать (хоть сколько-нибудь её в каждом все равно есть - свет же везде проникает), тогда нужно стараться цилиндр свой как можно больше прочистить и как можно ровнее к центру развернуть. И вот как раз тут мы и используем в качестве средства для стяжания благодати (т.е.прочистки нас от грехов) все то, о чем говорил С.Саровский: милостыню, посты, молитвы и иное доброделание. Конкретно о милостыне вижу так: чего хочет от нас Бог в отношении других людей? Чтобы мы их любили. Чего хочет Бог от меня в отношении меня самой? Чтобы я, помимо прочего, была не жадной (нестяжательство). И давая милостыню я помогаю ближнему, т.е. проявляю в действии свою любовь к ближнему, тренирую (прочищаю) свою душу от жадности, борюсь с гордыней в себе, которая считает, что раз я смогла заработать, то и им надо было не просить, а идти работать. Конечно это не весь перечень забивающих нас грехов, но! если регулярно этим средством пользоваться, то просвет во мне для благодати будет пошире ))) А для других грехов (грязи в моем цилиндре) существуют другие средства, например пост (для смирения, воздержания и терпения) и т.п. И если чистить бросать, то грехи опять коркой нарастают почти все, но тут у каждого индивидуально.
И вот, чем больше в моем личном арсенале таких средств и чем активнее я их использую, тем чище мой цилиндр и тем больше на данный момент через меня проходит божественного света (стяжала больше благодати).
Исходя из сказанного, в моем понимании первоначальная постановка вопроса "какой целью должны быть мотивированы действия человека, чтобы Бог послал ему благодать" смотрится бессмысленно. Как по мне, так вопрос должен звучать так: "что мне надо делать, чтобы вернуть себе утраченную способность воспринимать изливаемую Богом благодать"
Конечно, сравнение достаточно упрощенное, но для пояснения настоящего вопроса, в целом, на мой взгляд, подходит.
Прекрасное обьяснение
Спасибо:)
 
Православный христианин
Тут много пишут о п.Осипове...
Я почему то не могу его лекции много слушать ...как впрочем и проповеди о.А.Ткачева
Они излишне обличающи и суровы,как на мой взгляд
Этой суровостью очень отталкивают многих новообоащенных
Нашим православным священникам добрее надо быть к нынешней слабой пастве
А то остатки ее растеряем
Жалеть народ нужно
А не пугать.
 
Тут много пишут о п.Осипове...
Я почему то не могу его лекции много слушать ...как впрочем и проповеди о.А.Ткачева
Я много Осипова слушала, но только потому, что его многие советуют. Я руководствуюсь книжками и видео митрополита Антония Сурожского, смотрю видео о. Константина Пархоменко (у него отличный youtube-канал) - у них обоих как раз не категоричный подход. Кстати, о. Константин составил список литературы для тех, кто начинает свой путь в православии: https://azbyka.ru/parkhomenko/chto-chitat-xristianinu.html Да, кстати, в интернете много замечательных лекций о. Андрея Кураева на разные темы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
С. Саровский учит: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Цель жизни является мотивом действий человека; является тем, для осуществления чего человек совершает действия. Если цель жизни (= мотив действий) – стяжание благодати, а средства – милостыня и молитва; то скажите мне каким образом молитва и милостыня, мотивируемые получением благодати, обеспечивают человека благодатью? Каков механизм получения благодати с помощью действий (молитв и милостынь), совершаемых с целью получения благодати (мотивируемых ею)?
Под стяжанием Святого Духа понимается благодатное единение человека и Бога.
По мере возрастания человека в добродетели и святости возрастает степень его единения с Вседержителем. Именование этого процесса стяжанием связано с тем, что, во-первых, возрастание человека в религиозно-нравственном аспекте, как и накопление стяжателем материальных богатств, осуществляется постепенно. Во-вторых, преподаваемые человеку благодатные дары Святого Духа, нередко уподобляются (аллегорически) материальным сокровищам (золоту, жемчугу (Мф.13:45-46)).
По мере духовного восхождения человека по лестнице добродетелей, в нём возрастает способность к восприятию благодати; увеличивается степень его благодатного единения с Богом. И, с другой стороны, чем ближе человек к Богу, тем эффективнее реализуются его усилия, направленные на дальнейшее стяжание Святого Духа.
Иными словами, чем искреннее и сердечнее молитва человека, чем бескорыстнее его милостыня, тем сильнее мы соединяемся с Богом, получая от Него благодать.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Я руководствуюсь книжками и видео митрополита Антония Сурожского, смотрю видео о. Константина Пархоменко (у него отличный youtube-канал) - у них обоих как раз не категоричный подход.
Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов.
Это моя последовательность.
Без Оспова, без Сурожского, без Пархоменко, без Кураева и прочая прочая прочая.
Вот когда дух Отцов начнёт жить через их произведения в Вашей душе, тогда и Осипов и Сурожский и Пархоменко и Кураев займут своё место на полке "Прочая".Откуда по желанию можно их труды извлекать, и дивится диву дивному.
 
Православный христианин
Я не прошу излагать то, что невозможно сформулировать человеческим языком.
Маленько уточню сам заголовок: "...и стать Богом по благодати (обожиться)?" Думается, что человек "стать Богом" НЕ МОЖЕТ, а может лишь "уподобиться Богу", то есть как раз быть подобием Божиим - направлять все свои силы души (ум, волю, чувства) к добру, к созиданию, служению (помощи) другим, что без благодати Божией, без совместных усилий человека и Бога, невозможно, ведь Господь сказал: " «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5)
 
Маленько уточню сам заголовок: "...и стать Богом по благодати (обожиться)?" Думается, что человек "стать Богом" НЕ МОЖЕТ, а может лишь "уподобиться Богу", то есть как раз быть подобием Божиим - направлять все свои силы души (ум, волю, чувства) к добру, к созиданию, служению (помощи) другим, что без благодати Божией, без совместных усилий человека и Бога, невозможно, ведь Господь сказал: " «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5)
Как я поняла, если человек хоть немного научается любить как Христос, если в нём поселяется Люовь, то он и становится хотя бы отчасти соприродным Христу, то есть Богу.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Как я поняла, если человек хоть немного научается любить как Христос, если в нём поселяется Люовь, то он и становится хотя бы отчасти соприродным Христу, то есть Богу.
Все христиане должны уподобляться человеческой природе Христа, а Его Божественной природы никто не в состоянии достигнуть.
 
Все христиане должны уподобляться человеческой природе Христа, а Его Божественной природы никто не в состоянии достигнуть.
Если Бог - это Любовь, то "пребывающий в Любви пребывает в Боге". Божественной природы нельзя достигнуть, а можно сделать так (своими усилиями, конечно), чтобы мотивацией действий человека стала любовь. Тогда именно человек (при жизни) становится причастным Богу. Именно причастным. Не только в момент причастия, но и вообще. Я думаю, святые потому и святые, что эту соприродность обрели.
Я ещё читала, что именно от этого зависит посмертное существование души. Насколько в ней больше божественного, настолько она ближе к Богу и будет.
Человеческой природе Христа мы уподобиться не можем, так как уже рождены в человеческой природе как таковой. Он же именно её с нами разделил. Человеческая природа Христа от нашей не отличалась ничем, кроме отсутствия первородного греха и склонности ко греху вследствие этого.
Была тут тема про соприродность, но сейчас не найти и некогда.
Возможно я ошибаюсь, но все эти термины надо уточнить.
 
Ещё об обожении (случайно встретила):

Митр. Антоний Сурожский говорит о притче о блудном сыне:

"Он может быть недостойным сыном, он может быть кающимся сыном, он может вернуться в отчий дом, но только как сын. Каким бы недостойным сыном он ни был, он никогда не сможет стать достойным наемником.

Вот так Бог смотрит на человека – в перспективе его сыновства, которое даровано нам в воплощении Господа Иисуса Христа, которое заложено в акте творения и соответствует нашему призванию стать причастниками Божественной природы (2Пет 1:4), быть усыновленными в Единородном Сыне и в единственном Сыне, стать, по слову Иринея Лионского , единородным сыном во всецелом Христе."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Если Бог - это Любовь, то "пребывающий в Любви пребывает в Боге". Божественной природы нельзя достигнуть, а можно сделать так (своими усилиями, конечно), чтобы мотивацией действий человека стала любовь. Тогда именно человек (при жизни) становится причастным Богу. Именно причастным. Не только в момент причастия, но и вообще. Я думаю, святые потому и святые, что эту соприродность обрели.
Хорошо сказано, только, могу ошибаться, но слова в скобках, где про усилия, там можно написать - совместными усилиями Бога и человека. Слово "синергия" уже где-то тут звучало. То есть, божественной природы нельзя достигнуть, а можно сделать так, чтобы совместными усилиями Бога и самого человека, мотивацией действий этого человека стала любовь.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Если Бог - это Любовь, то "пребывающий в Любви пребывает в Боге". Божественной природы нельзя достигнуть, а можно сделать так (своими усилиями, конечно), чтобы мотивацией действий человека стала любовь. Тогда именно человек (при жизни) становится причастным Богу. Именно причастным. Не только в момент причастия, но и вообще. Я думаю, святые потому и святые, что эту соприродность обрели.
Я ещё читала, что именно от этого зависит посмертное существование души. Насколько в ней больше божественного, настолько она ближе к Богу и будет.
Человеческой природе Христа мы уподобиться не можем, так как уже рождены в человеческой природе как таковой. Он же именно её с нами разделил. Человеческая природа Христа от нашей не отличалась ничем, кроме отсутствия первородного греха и склонности ко греху вследствие этого.
Была тут тема про соприродность, но сейчас не найти и некогда.
Возможно я ошибаюсь, но все эти термины надо уточнить.
Да, любовь к Богу и к ближним - самое главное, в чём мы можем уподобиться Богу.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Они излишне обличающи и суровы,как на мой взгляд
Ой, да ладно). Как верно тут кто-то заметил - они как раз таки и есть "лакмусовая бумажка" на предмет количества гордости в нас. Безусловно, все люди разные, в плане характера и склонностей. Кстати, да - женщинам почему то больше по душе "медовые батюшки" - Пархоменко, Сурожский .
 
Кстати, да - женщинам почему то больше по душе "медовые батюшки" - Пархоменко, Сурожский .
Наверное, потому что от них идёт реальная любовь и тепло? У о. Константина в храме мужчин не меньше, чем в других храмах.
Кому-то ближе строгость и плач о грехах, кому-то - радость.
"Здравствуй, радость моя!".
Кому что ближе.
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Православный христианин
Наверное, потому что от них идёт реальная любовь и тепло? У о. Константина в храме мужчин не меньше, чем в других храмах.
Кому-то ближе строгость и плач о грехах, кому-то - радость.
"Здравствуй, радость моя!".
Кому что ближе.
Не помню уже точно кто рассказывал историю о двух монахах в монастыре, один из которых всегда плакал и сокрушался о своих грехах, а второй всегда радовался, был как "солнышко" и делился этой радостью с другими. И вот всем стало интересно какой же из этих двух монахов более угоден Богу и стоит на правильном пути. И было открыто им, что угодны оба, и оба стоят на правильном пути, хотя и казалось бы как они по-разному себя ведут. И посмотрите на жития святых. Читаем о жизни и подвигах некоторых святых и чуть ли не волосы на голове встают от того, какие это подвиги, нам и близко такое не снилось. И в это же время читаем, например, житие святого Симеона Верхотурского. Это очень коротенькое, простое житие, где мы не встретим ну вот чего-то такого, что просто взбудоражит наше сознание. Но как был велик и прославлен Богом за такую жизнь праведный Симеон!
 
Крещён в Православии
Я не прошу излагать то, что невозможно сформулировать человеческим языком. Я прошу изложить то, что Церковь знает о способах, средствах и механизмах стяжания благодати (обаживания, становления богом по благодати). Не нужно объявлять попытку чётко сформулировать механизм стяжания благодати попыткой рационального постижения непостижимых человеческим умом явлений
А разве сей "механизм" передачи благодати не называется таинством = миропомазания(и крещения)??
3) или, может, как дар, как жест любви, но сообщает лишь тем, кто имеет право принять этот дар...
Разумеется,это Дар ,как жест любви .Но , не "имеющему право",а всем,принимающих Христа,как своего Спасителя.
С. Саровский учит: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Цель жизни является мотивом действий человека; является тем, для осуществления чего человек совершает действия. Если цель жизни (= мотив действий) – стяжание благодати,
То,чему учил Саровский,никто никогда из святых отцов не учил !o_OДа и смысл христианской жизни(предназначение) до Серафима Саровского =было другим .До Серафима Саровского и имени такого "Серафим" не было.Ибо,никто,никогда не называл своих детей ангельскими именами,но по святцам!
Серафим Саровский делает акцент, не на спасение души(как конечной цели),а на поиск=стяжание(как цели) обильных даров Святого Духа,что противоречит учению св.отцов.Ибо поиск "даров" это вообще то гордыня.А Бог то= смиренным дает благодать!Мы ,по своим грехам,не "даров" должны искать,а лишь смиренно молить о прощении.И способствовать спасению,это "стяжание" никак не может,а наоборот,может привести к прелести.Игнатий (Брянчанинов),например,строго предостерегает искать "благодатных состояний" . Ну и если благодать Святого Духа(подаваемая в таинстве миропомазывания) вполне достаточна(о чем сам Серафим и свидетельствует), для спасения,то какой тогда смысл ещё "стяжать(уже полученный) Дух мирен"?Правильнее было бы говорить не о стяжании,а о сохранении Духа?Видимо Серафиму одного спасения маловато,нужно чего то большего="даров"(как у харизматов и хлыстов)?По сути ,Серафим,заложил бомбу(перевернул приоритеты цели),что мы и видим повсеместно в РПЦ=Люди ищут не спасения,а "Духа",исцеления,чудес и прозорливости!Что граничит с язычеством. =
 
Сверху