Когда по-церковному начинаются сутки? - 3

Крещён в Православии
Здравствуйте!

Почему-то у Вас один вопрос дословно повторяется с периодом в 4 года:
https://azbyka.ru/forum/threads/kogda-po-cerkovnomu-nachinajutsja-sutki.11781/
https://azbyka.ru/forum/threads/kogda-po-cerkovnomu-nachinajutsja-sutki.20794/

Я хотел бы уточнить следующее. Есть такое пояснение, принадлежащее иеромонаху Иову (Гумерову):

Церковный день начинается с вечера, точнее, с вечернего богослужения, которое относится уже к следующему дню. Т.е. первая служба суточного круга — вечерня. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:32). Такой способ отсчета суток связан с повествованием в книге Бытия о днях творения, ибо мир был сотворен Творцом вечером: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). Следовательно, ночные часы предшествовали дневным. Греческое слово «нюхтэмерон» переводится как «ночь-день», т. е. сутки.
http://voskrcerkov.ru/2017/01/28/kogda-nachinaetsya-i-zakanchivaetsya-cerkovnyj-den/
https://pravoslavie.ru/7001.html

Не могли бы Вы сказать:

1. Где в Септуагинте слово "нюхтэмерон"? Я греческого не знаю, а напрямую это слово не вижу, например:
https://azbyka.ru/biblia/UBS/index.htm?OT/Gen

2. Действительно ли "день-ночь", если там это сочетание присутствует, обязательно должно переводиться как "сутки", или можно при желании перевести это просто как констатацию прохождения дня и ночи, или вечера и утра, а с исчислением суток не связывать?

3. Как все-таки выводится начало дня вечером из книги Бытия, если согласно тексту день вроде бы кончается после утра (если ответ известен)?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
В очередной раз надо пояснить, что вопрос несколько не по профилю - Вам к литургистам и специалистам по Ветхому Завету.

Я вообще не встречал слово "νυχθ-ημερον" (или как то похоже) в тексте первой главы Бытия. Там стоят привычные "εσπερα" и "πρωι", "ημερας","νυκτος". - вечер, утро, день, ночь. Указанный Вами "Ноче-день" помечен в словаре как "новозаветный" термин, но в тексте Нового Завета встречается лишь один раз, 2 Кор. 11: 25: "ночь и день в глубине я провел". Обычно, когда речь заходит о "сутках", используется устойчивое сочетание "ημερας και νυκτος" (или аналоги).
Высчитывание суток с вечера достаточно четко привязано к библейскому тексту в цитированном Вами отрывке (например 23:32), чем оно Вас не устраивает? - "от вечера, до "вечера" - "απο εσπερας εως εσπερας".

Все сказанное выше легко находится по поиску в интернете на специализированных ресурсах, например https://manuscript-bible.ru/
Если Вам нужна более подробная консультация, почему так повелось, обратитесь к специалисту по литургике, коим я не являюсь.
 
Крещён в Православии
Хорошо, но скажите пожалуйста то, что Вы как священник наверняка знаете. Протодиакон Сергий Шалберов имеет вопросов в избытке, поэтому лучше я Вас спрошу :)

1. Около 15 лет назад я слышал от одного священника, который мне сейчас недоступен, что Великий пост по уставу начинается не в понедельник Великого поста, а вечером Прощёного воскресенья. Так ли это?

А также заодно по календарю:

2. Когда по-церковному начинается неделя, в воскресенье или в понедельник?

3. Почему первое воскресенье после Пасхи (антипасха) называется в календарях "неделя 2-я по Пасхе", а первое воскресенье после Пятидесятницы - "неделя 1-я по Пятидесятнице"?

4. И что при этом означает слово "неделя"?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
1. Да, это так. Можно сказать даже точнее, понедельник, т.е. первый день поста, начинается с чтения "Сподоби, Господи" вечером в прощенное воскресение.

2. Зависит от времени года. Если речь идет о Великом Посте (точнее времени, когда служба определяется постной триодью), то седмица начинается с понедельника (начинающегося вечерней воскресения), а заканчивается службой 9-го часа в следующее воскресение. Начиная же с Пасхи, все остальное время года, седмицы отсчитываются с всенощного бдения вечером субботы.

3. Именно потому, что с бдения на Фомино воскресение и начинается 2-я седмица по Пасхе. С Пятидесятницей аналогично.

4. "Неделя" в богослужебных книгах означает "Воскресение" (а не все 7 дней), неделя же нашем смысле обозначается термином "Седмица". Многие путаются, хотя правильно именно так, что отражено в словообразовании. "Неделя" - от "не делать" - т.е. день отдыха, покоя. "Понедельник" - день после "дня, когда ничего не делают". "Вторник" - второй день после "недели" и т.д.
 
Крещён в Православии
1. Это единственный день в году, когда пост выравнивается по церковным богослужебным суткам (а не от полуночи до полуночи)?

3. Извините пожалуйста, непонятно.

1, 2, 3. Не можете ли Вы назвать какую-нибудь книгу, где все такие подробности расписаны простым языком, т.е. которая является как бы обзорной, для прихожан, а не инструкцией по богослужениям для священнослужителей (требник или т.п.)? Потому что такие "инструкции" выглядят объемными и сложными.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
1. Любой церковный день начинается с вечера, поэтому все с чем наступающий день связан (пост или, наоборот, разговление) начинается с вечера. Логика тут вполне прозрачна.

3. Вопрос с отсчитыванием седмиц вытекает из пункта 2. Отсчет седмиц после Пасхи и до следующего Великого Поста идет от воскресного дня (называемое уставом "неделей"). Поэтому воскресение после Пасхи начинает уже 2-ю седмицу. А поскольку день начинается с вечера (см. пункт 1), то богослужение 2-й седмицы после Пасхи начинается вечером светлой субботы.

По поводу книги сказать сложно - все эти тонкости становятся очевидны любому уставщику за первый же год службы. Вот я их и освоил "на практике", а в семинарии эти вещи закрепили и "углубили". По идеи Вам может помочь любое пособие для церковнослужителей (например Никольского) или "Настольная книга церковно-священно-служителя" - где эти вещи объясняются в соответствующих разделах. Хотя, на мой взгляд, довольно мудрено и без практики это так и останется мертвым грузом.
 
Крещён в Православии
Любой церковный день начинается с вечера, поэтому все с чем наступающий день связан (пост или, наоборот, разговление) начинается с вечера. Логика тут вполне прозрачна.
Я сам думаю так уже много лет. Я пришел к этому сам, не в результате каких-то благочестиых размышлений, а потому, что пробуя поститься от полуночи до полуночи, почувствовал, что организм испытывает стресс в дни однодневных постов. Я почти уверен, что пощение от вечера до вечера можно рекомендоать людям со слабым здоровьем, потому что такие посты легче переносятся.

Но никогда не видел и не слышал такого же мнения от других людей, поэтому задал Вам вопрос именно в такой формулировке. Но сейчас вижу, что если сделать в интернете поиск по славам "мы постимся от полуночи до полуночи", можно найти обе точки зрения.

Однако прошу Вас тогда еще о помощи. Человеку, не знающему тонкости богослужения, трудно разобраться с тем фактом, что некоторые дни в году выходят из этого правила. Общеизвестные примеры - Пасха (празднуется с полуночи) и Рождество (вечером - постное сочиво).

Напрашивается предположение, что в праздники с подготовительными постами пост завершается тогда, когда в богослужении объявляется о наступлении праздника, и это не всегда вечер. По богоявлению мне удалось найти фразу Златоуста о том, что крещенская святая вода черпается в полночь. Еще я знаю, что в этом году служба Патриарха в Москве начиналась в 23 часа. Пастухи нашли Христа ночью, может оно с этим связано.

Ничего не знаю о том, когда в богослужении наступает момент Успения, момент преставления первоверховных апостолов. Не могли бы Вы перечислить такие дни-исключения и сказать, в какой из них в какое время суток в богослужении отмечается начало праздника?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Хм... ваши вопросы начинают все больше напоминать незабвенное "сколько конкретно ангелов поместятся на кончике иглы" или "в какую секунду после начала анафоры происходит момент Преосуществления". Разве так принципиально, в какой именно момент происходит "момент Успения" и что такое " момент представления апостолов"? Петр и Павел скончались далеко не одновременно.

Надо помнить, что сейчас служба сочельников, рассчитанная на постоянное пребывание монахов в храме, совершается "по-скору" за час-полтора. Великая суббота - это когда почти весь световой день идет чтение Пророчеств, Апостольских фрагментов, Евангелия, уже во второй половине дня, ближе к вечеру совершается Литургия, после которой можно слегка отдохнуть и пойти поздно вечером на ночную службу. При этом привязка к полуночи - современная традиция. Устав ее не предписывает, а условно говорит - "служим порану".

Вас так беспокоит момент конца пощения? - так он вообще привязан не к часам, а к порядку богослужения. Рождественский пост кончается к началу вечерни Рождества, поэтому если Вы в этот момент не в храме, то можете начать разговляться "от первой звезды". Если Вы находитесь в храме - то, понятно, есть вы во время службы не будете. Поэтому разговляться можно придя домой после Всенощного бдения. Если Вы хотите причаститься (а это самый логичный вариант), то после бдения Вы продолжаете уже Евхаристический пост и разговляетесь после Причастия.
На Успение, праздник Петра и Павла и вообще любой день в году - все аналогично, только предпраздненство совершается не столь торжественно.
На Пасху несколько иной порядок служб, но принципы те же. Если Вы не собираетесь причащаться (что, мягко говоря, странно) - можете начинать разговляться после завершения литургии Великой Субботы (напомню - по уставу это будет уже вечер), как раз там происходит освящение куличей, пасх и яиц. Ради Причастия мы храним пост до конца Пасхальной Литургии.
Великий Пост, кстати, кончается в Великую Среду, после Литургии Преждеосвященных (опять же - вечером, на этом раз ранним). Великий Четверг, Пяток и Суббота формально к Великому Посту уже не относятся, пощение продолжается в связи с значимостью событий, которые вспоминаются в эти дни (в Пяток, например, вообще есть не положено, при воспоминании Страстей вообще "кусок в горло не лезет").
 
Крещён в Православии
Хочу спросить ради точности понимания.

Отсчет седмиц после Пасхи и до следующего Великого Поста идет от воскресного дня (называемое уставом "неделей"). Поэтому воскресение после Пасхи начинает уже 2-ю седмицу.

В календарях для Антипасхи написано "2-я неделя по Пасхе". Там не написано "неделя 2-й седмицы", что следует из Ваших слов. Следовательно, или в календарях написано неточно, или на Светлой седмице, которая из 6 дней, с понедельника по субботу, один из дней считается "неделей", это будет 1-я неделя по Пасхе. Если так, то какой это день?

Рождественский пост кончается к началу вечерни Рождества, поэтому если Вы в этот момент не в храме, то можете начать разговляться "от первой звезды". Если Вы находитесь в храме - то, понятно, есть вы во время службы не будете. Поэтому разговляться можно придя домой после Всенощного бдения. Если Вы хотите причаститься (а это самый логичный вариант), то после бдения Вы продолжаете уже Евхаристический пост и разговляетесь после Причастия.

Евхаристический пост, как написано на сайте - это когда ничего не едят: https://azbyka.ru/post-evxaristicheskij
Разговляются - это когда едят скоромное.
А православные едят постное - сочиво. Это ни то, ни другое, поэтому я понимаю, что я чего-то не понимаю.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вопрос, что пишут в календарях надо адресовать тем, кто их составляет. Проще написать "2-е воскресение по Пасхе", поэтому пишут так. Мы же в обыденной речи говорим чаще "через понедельник", а не "через неделю в понедельник". Хотя и то и то будет правильно.
Строго говоря, ужинать после бдения не положено, поэтому евхаристический пост правильней начинать с вечерней службы перед Литургией, на которой планируется Причастие. Сейчас все привязано к часам в нынешней системе отсчета, тогда как византийская система часов другая (от рассвета до заката - 12 часов, от заката до рассвета 12 страж, причем в зависимости от времени года часы и стражи могут укорачиваться или удлиняться, неизменным остается только их число - 12), в то время, когда составлялся устав или редактировался в последний раз механических часов не было у подавляющего большинства монашествующих. Вот и отсчитывали по солнцу и по порядкам служб.
 
Крещён в Православии
Хотя он и добрый (был :)), но:

1. По ссылке "Сутки церковные" сказано, что "Вне богослужения (например, начало и окончание постного дня) Церковь использует астрономические сутки – с полуночи до полуночи". Однако там есть список литературы - книга для священнослужителей, а про начало и окончание постного дня там ничего не сказано. Там только о богослужебном цикле. То есть, утверждение не обосновано. И в интернете, как я писал выше, мнения разнятся.

2. Про начало и окончание седмиц до и после Великого поста навскидку ничего не вижу. В книжных магазинах уже успел посмотреть три или четыре современные книги по богослужебному уставу, там сказано только, что начало седмицы - воскресенье. Дореволюционные книги, на которые ссылался о. Герман, еще не успел посмотреть. Но прецедент показывает, что не всякая ссылка здесь подойдет.
 
Крещён в Православии
Всем здравствуйте! Я вчитался в "Настольную книгу для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный", и делюсь результатами.

Седмицы Постной Триоди начинаются с понедельника и оканчиваются воскресеньем, исключая Страстной, оканчивающейся субботой.

От Светлого Христова Воскресения седмицы начинаются с воскресного дня и оканчиваются субботой

Все следующие после Пятидесятницы седмицы, начинаясь понедельником, оканчиваются воскресением

А на сайте в статье "Седмица" неправильно написано. И еще:

Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, от чего и назван Антипасхой (ἀντὶ πάσχα), что значит вместо Пасхи. С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года
 
Сверху