Куда попадет солдат, убивший перед смертью врага??

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Интересующийся
Благодарю,Юлия,что поправили всех!
Только протоиерей о. Олег Стеняев против мнения Юлии, уж извините, но придётся это признать.
Протоиерей Олег Стеняев:
Какая бы ни была война – по византийской традиции обязательна была епитимия. Почему? На войне есть угроза твоей жизни, ты в любой момент можешь погибнуть – и тебя исповедуют и причащают, чтобы подготовить к смерти. Но на войне ты проливаешь человеческую кровь, пусть и защищая себя и свое Отечество, – и это невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/biblejskij-i-svjatootecheskie-zakony-o-vojne.2140/
 
Православный христианин
Да я собственно и не против, только если всё так как Вы говорите, то с чего вдруг солдат отлучают на три года от Причастия и заставляют каяться и приносить покаяние за то, в чём они греха не имеют?
К тому же как сопоставить Ваши убеждения с убеждением священника, протоиерея о. Олега Стеняева, которые утверждает буквально следующее.
Протоиерей Олег Стеняев:
Какая бы ни была война – по византийской традиции обязательна была епитимия. Почему? На войне есть угроза твоей жизни, ты в любой момент можешь погибнуть – и тебя исповедуют и причащают, чтобы подготовить к смерти. Но на войне ты проливаешь человеческую кровь, пусть и защищая себя и свое Отечество, – и это невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/biblejskij-i-svjatootecheskie-zakony-o-vojne.2140/
протоиерей Олег Стеняев может иметь свое личное мнение. Но это не соборное мнение Церкви. Это рекомендации отдельных святых отцов. Которых можно придерживаться или нет. Но во время войны всегда есть жертвы среди мирного населения. За это думаю - нужно каяться.
Объясните тогда существование святых православных воинов в Церкви? Их тоже от причастия отлучали?
Вот что пишет св. Василий Великий: «Убийства, совершенные на войне, наши отцы не считали убийствами: по-моему, они хотели наделить прощением тех, кто воевал во имя благоразумия и любви. Но возможно им (воинам) надо посоветовать воздерживаться от причастия всего на три года, так как у них не чистые руки». Вот как. Не за убийство, а за нечистоту рук. Разницу чувствуете?

В свою очередь, блаженный Августин Иппонский считал, что война даже может приносить пользу, так как уничтожает или ослабляет произвол злонравных людей, а осуждение некоторыми воинской службы «в действительности возникает не из религиозных мотивов, а по трусости»7). «Поэтому заповедь не убий отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога или, будучи в силу Его законов (то есть ввиду самого разумного и правосудного распоряжения) представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью»

Равным образом и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя учение Нагорной проповеди о любви к врагам, пишет: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви». https://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-vojne-i-voinskom-sluzhenii
 
Православный христианин
Только протоиерей о. Олег Стеняев против мнения Юлии, уж извините, но придётся это признать.
Протоиерей Олег Стеняев:
Какая бы ни была война – по византийской традиции обязательна была епитимия. Почему? На войне есть угроза твоей жизни, ты в любой момент можешь погибнуть – и тебя исповедуют и причащают, чтобы подготовить к смерти. Но на войне ты проливаешь человеческую кровь, пусть и защищая себя и свое Отечество, – и это невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/biblejskij-i-svjatootecheskie-zakony-o-vojne.2140/
Но против мнения о. Олега сонм св. отцов. Что с этим делать будете?
Вы правильно заметили - по традиции, а не по евангельскому закону. Все остальное - тщета.
 
Православный христианин
Да я собственно и не против, только если всё так как Вы говорите, то с чего вдруг солдат отлучают на три года от Причастия и заставляют каяться и приносить покаяние за то, в чём они греха не имеют?
К тому же как сопоставить Ваши убеждения с убеждением священника, протоиерея о. Олега Стеняева, которые утверждает буквально следующее.
Протоиерей Олег Стеняев:
Какая бы ни была война – по византийской традиции обязательна была епитимия. Почему? На войне есть угроза твоей жизни, ты в любой момент можешь погибнуть – и тебя исповедуют и причащают, чтобы подготовить к смерти. Но на войне ты проливаешь человеческую кровь, пусть и защищая себя и свое Отечество, – и это невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/biblejskij-i-svjatootecheskie-zakony-o-vojne.2140/

А что не ясно?

невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.

Тем более у Василия Великого, это совет:
Толкование. Иже на бранех бывающия убийства, не убийства вменишася от святых отец: яко же и великий Афанасий Аммуну мниху в послании глаголет, честий великих достойни суть, иже во бранех храбровавши, образы подобия их поставляти, лепо есть проповедати храбрость их, яко убивают противныя, и дело творят законно, и похвалы достойно: Се же и великий сей муж тех суда не отмещет, понеже за целомудрие, и за благоверие храбор на брани убивает: обаче совещавает, добро есть глаголя таковому, три лета причащения токмо не приимати, понеже не чисте имать руце.

Подробнее:

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/1#1_13
 
Интересующийся
Но против мнения о. Олега сонм св. отцов. Что с этим делать будете?
Юлия, я во всём разбираюсь очень тщательно, и очень глубинно, поэтому, если св. Василий Великий говорит в своём каноне о грязных руках солдат убивающих врагов Отчизны, то я и хочу в этом тщательнейшим образом разобраться, откуда взялись грязные руки солдат благословенных Церковью на ратный подвиг, за что их в святом служении Церкви и Отчизне по канону св. Василия Великого должны отлучить аж на три года от Тела и Крови Христовой, если никакого греха они не совершили? Вот это мне объясните.
 
Православный христианин
А вот что сказал воинам св. Иоанн Креститель: Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. (Евангелие от Луки 3:14)
Замечу, что Предтеча не запретил солдатам исполнять свой долг, но призвал довольствоваться жалованием и быть справедливыми. Вот евангельское отношение к солдатам. Ни слова в обвинении в убийстве и призыву к покаянию именно по поводу службы.
 
Последнее редактирование:
Интересующийся
А вот что сказал воинам св. Иоанн креститель: Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. (Евангелие от Луки 3:14)
Замечу, что предтеча не запретил солдатам исполнять свой долг, но призвал довольствоваться жалованием и быть справедливыми. Вот евангельское отношение к солдатам. Ни слова в обвинении в убийстве и призыву к покаянию именно по поводу службы.
Юлия, ответьте на моё 208 сообщение.
 
Православный христианин
Юлия, я во всём разбираюсь очень тщательно, и очень глубинно, поэтому, если св. Василий Великий говорит в своём каноне о грязных руках солдат убивающих врагов Отчизны, то я и хочу в этом тщательнейшим образом разобраться, откуда взялись грязные руки солдат благословенных Церковью на ратный подвиг, за что их в святом служении Церкви и Отчизне по канону св. Василия Великого должны отлучить аж на три года от Тела и Крови Христовой, если никакого греха они не совершили? Вот это мне объясните.
А вы разницу между грязными руками и убийством не понимаете? Вот и разберитесь с этим вопросом. И подскажите - сколько дает лет епитимью церковь за убийство? Напомните ка.
Надеюсь вы поняли, что на поле боя убийства нет? Или продолжим дальше троллить?
А вы кстати к иудеям - врачам обращаетесь? По канону не положено...
 
Православный христианин
Юлия, ответьте на моё 208 сообщение.
Я вам ответила все что хотела. По ссылке сходите и прочтите статью. Более думаю тема исчерпана, ибо состоит только из ваших оспариваний на пустом месте.
 
Православный христианин
Еще раз о правилах св. отцов, на кои тут ссылаются.
Читаем:
Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша).
Послание св. Афанасия Великого к монаху Аммуну (фрагмент):
[ http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275625 ]

"...и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходныя их деяния. Таким образом одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется."

Никогда и нигде Церковь в лице своих священнослужителей не отлучала воинов, проливших кровь врага на поле брани, от причастия автоматически на 2 года или другой срок. Любая епитимия накладывается не автоматически, а по результатам исповеди и духовного состояния конкретного человека на этой исповеди.
 
Крещён в Православии
Насчет освободительной войны понятно это не грех - там супостата бьют , а как насчет гражданской когда брат на брата ? Участие или бегство от гражданской войны , что из этого может считаться грехом?
 
Православный христианин
Насчет освободительной войны понятно это не грех - там супостата бьют , а как насчет гражданской когда брат на брата ? Участие или бегство от гражданской войны , что из этого может считаться грехом?
Лично я думаю - что в случае гражданской войны - все сложно... Церковь учит быть послушными власти. Соответственно бунтовщики и мятежники - приравниваются к убийцам, если пролили кровь.
 
Православный христианин
Какая бы ни была война – по византийской традиции обязательна была епитимия. Почему? На войне есть угроза твоей жизни, ты в любой момент можешь погибнуть – и тебя исповедуют и причащают, чтобы подготовить к смерти. Но на войне ты проливаешь человеческую кровь, пусть и защищая себя и свое Отечество, – и это невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.

В данной ситуации в противовес изложенной Вами позиции о. Олега Стеняева мне гораздо ближе личностно и представляется правильной позиция Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия.

Митрополит Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал на машинке "Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви", в котором призвал православный русский народ на защиту Отечества: "Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов… Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу".

Возникает вопрос: каким образом можно защищать Родину в условиях войны не уничтожая (убивая) врагов, напавших на эту самую Родину? Кроме того, приводится пример "Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину". Из истории известно, что эти вожди русского народа в ходе борьбы с оккупантами не только положили души за народ и Родину, но и положили на поле боя немало врагов этой самой Родины, в том числе и собственноручно. И при этом, оба эти великие воины земли Русской были канонизированы Православной Церковью как Святые Преподобные.

Таким образом, Православная Церковь устами своего первоиерарха благословляет православных христиан на те деяния, которые по мнению о. Олега Стеняева являются несомненным грехом. Полная несостоятельность позиции протоиерея Стеняева вполне очевидна.
 
Крещён в Православии
Лично я думаю - что в случае гражданской войны - все сложно... Церковь учит быть послушными власти. Соответственно бунтовщики и мятежники - приравниваются к убийцам, если пролили кровь.
Насчет избранной людьми власти тоже сумятица выходит. На Украине сейчас например не разобрать где власть.
 
Православный христианин
Насчет избранной людьми власти тоже сумятца выходит. На Украине сейчас например не разобрать где власть.
Ну вот поэтому все сложно.... Но мятежи никогда не благословлялись Церковью. Даже во время жутких гонений на Церковь в 30-40 годы.
 
Интересующийся
Еще раз о правилах св. отцов, на кои тут ссылаются.
Читаем:
Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша).
Послание св. Афанасия Великого к монаху Аммуну (фрагмент):
[ http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275625 ]

"...и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходныя их деяния. Таким образом одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется."

Никогда и нигде Церковь в лице своих священнослужителей не отлучала воинов, проливших кровь врага на поле брани, от причастия автоматически на 2 года или другой срок. Любая епитимия накладывается не автоматически, а по результатам исповеди и духовного состояния конкретного человека на этой исповеди.
Понятно только одно, что и в этом вопросе святой - святому противоречит, в данном случае имею ввиду 13 правило св. Василия Великого и священик - священнику, о. Олег Стеняев утверждает что при защите Отечества происходит именно убийство врагов Отчизны, и что это преступление и грех хотя и невольный, и мирянин - мирянину, потому что мнения разделяются. Но согласен с Вами, что тему можно закрывать, так как нам никто не ответит иначе как только опять со ссылками на тех кто за и на тех кто против. Вопрос греха или безгрешия пусть остаётся на совести каждого.
 
Интересующийся
Ну вот поэтому все сложно.... Но мятежи никогда не благословлялись Церковью. Даже во время жутких гонений на Церковь в 30-40 годы.
В тоже время Церковь призывает не входить в послушание богоборческой власти, а это и есть мятеж и бунт в отношении этой власти.
 
Православный христианин
Лично я думаю - что в случае гражданской войны - все сложно... Церковь учит быть послушными власти. Соответственно бунтовщики и мятежники - приравниваются к убийцам, если пролили кровь.

А как быть и к чему приравнять тех, кто борется с ними, подавляет эти бунты и мятежи,... и в ходе этой борьбы (той же самой гражданской войны) убивает (проливает кровь) этих бунтовщиков и мятежников?
 
Интересующийся
В данной ситуации в противовес изложенной Вами позиции о. Олега Стеняева мне гораздо ближе личностно и представляется правильной позиция Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия.
Ну вот видите, Вам ближе позиция митрополита Сергия, а мне протоиерея о. Олега Стеняева, и я когда говорил и говорю именно об убийстве врагов Отчизны, то не с потолка это беру, а со слов священнослужителя и святого отца Церкви св. Василия Великого, согласитесь тоже авторитет и не малый, что бы вот так взять и отмахнуться, мол неправду говорит святой и священник.
 
Православный христианин
Понятно только одно, что и в этом вопросе святой - святому противоречит, в данном случае имею ввиду 13 правило св. Василия Великого и священик - священнику, о. Олег Стеняев утверждает что при защите Отечества происходит именно убийство врагов Отчизны, и что это преступление и грех хотя и невольный, и мирянин - мирянину, потому что мнения разделяются. Но согласен с Вами, что тему можно закрывать, так как нам никто не ответит иначе как только опять со ссылками на тех кто за и на тех кто против. Вопрос греха или безгрешия пусть остаётся на совести каждого.
о. Олег может утверждать что пожелает - он не официальное лицо церкви. Существует телогумен св. отцов. на который я вам указала, а так же только РЕКОМЕНДАЦИИ св. Василия за отлучение от причастия, не имеющие обязательного характера. Причем не за убийство, а за нечистоту. За убийство - отлучение на 20 лет, если вы в курсе.
Безгрешных у нас нет. Даже святые - не безгрешны. Безгрешен только Господь, это божественное свойство.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху