о двух направлениях в исихазме

Крещён в Православии
Здравствуйте!

Отец игумен Александр привел на форуме ссылку на статью, в которой написано:

в деле опытного прохождения Иисусовой молитвы существует не одно, а два основных направления. Представителем одного (условно называемого «естественным») в русской духовной жизни XIX века был святитель Игнатий (Брянчанинов), а другого (называемого «искусственным» или, по святоотеческой терминологии, «художественным») — святитель Феофан Затворник. Прославление обоих в лике святых, в первую очередь за их богословские труды, является церковным признанием равнозначимой ценности обоих направлений.

Судя по труду святителя Игнатия (например, главы 33, 26), его направление основывается на текстах св. отцов Добротолюбия, переведенных святителем Феофаном. Он признает управление дыханием как механизм охранения от рассеянности, но
решительно запрещает искать (мысленно) место в груди, где ум мог бы соединиться с сердцем и, таким образом, человек стал бы способным к переживанию благодатных действий Божиих
(ссылка). Также для соединения ума с сердцем предписывает произносить молитву неспешно.

В связи с этим хотелось бы узнать:

1. поскольку написано "представителем одного (условно называемого «естественным») в русской духовной жизни XIX века был святитель Игнатий (Брянчанинов)", то откуда это направление взялось, откуда пришло в русскую духовную жизнь? Где искать отцов-основателей, а также других (кроме святителя Игнатия) последователей (в т.ч. русских)?

2. верно ли, что направление святителя Феофана переняло традицию отцов Добротолюбия без изменений?

3. в каких книгах (богословских трудах) написано, что существуют эти два направления?

Спасибо.
 
Последнее редактирование:

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго!

1. Традиция "умного делания" пришла в Россию в 18 веке с Афона через молдавские монастыри и преп. Паисия Величковского. Он занялся переводами и воспитал группу учеников, которые продолжили распространения практики Иисусовой молитвы. Учениками этих учеников были и прп. Серафим Саровский и старцы Оптиной пустыни, а уже потом ее приняли Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник.

2. Сложный вопрос, на который я ответить не смогу, потому как критерий неизменности не определен. Какие то изменения не могли не быть, но насколько они важны для сохранения или потери "чистоты" традиции непонятно.

3. Я помню, что читал это мнение еще где то, но точно вспомнить не могу. То ли об этом упоминал Антоний (Голынский Михайловский) "Путь умного делания", то ли еще где то. Я специально этим вопросом никогда не занимался.
 
Крещён в Православии
Традиция "умного делания" пришла в Россию в 18 веке с Афона через молдавские монастыри и преп. Паисия Величковского. Он занялся переводами и воспитал группу учеников, которые продолжили распространения практики Иисусовой молитвы.
Поскольку сам Паисий (Величковский) мог принадлежать только одному из двух направлений, а именно направлению Феофана Затворника (обоснование), и Серафим Саровский учил (согласно приписываемому ему сочинению) погружать ум в сердце, то Вы считаете, что направление Игнатия (Брянчанинова) является самобытным русским явлением. Правильно? Об учении оптинских старцев я по большому счету ничего не знаю - основателем этого направления был сам Игнатий?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ну, насколько мне рассказывали (это была уже личная беседа, на печатное издание сослаться не могу), метод Феофана ближе к афонской традиции.
Возможно Игнатий (Брянчанинов) таким уж самобытным не был, но определенная доля "чинности" и "благообразности", столь любимой в синодальную эпоху в его рекомендациях по молитве прослеживается.
 
Крещён в Православии
Задам Вам еще вопрос, который задал также отцу игумену, но он еще не ответил. Если я хочу составить правильное представление об исихазме, не погружаясь в толстые тома святоотеческих писаний, могу ли я сделать это с помощью следующих четырех книг? Или не посоветуете ли Вы мне что-нибудь?




 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Думаю да, хотя исходя из принципа "лишних знаний не бывает", можно порекомендовать еще:

«Умное делание. О молитве Иисусовой.» Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей, составленный игуменом Валаамского монастыря Харитоном.

"Путь умного делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати" архиеп. Антоний (Голынский-Михайловский).

Можно так же посмотреть "Трезвенное созерцание", анонимного афонского исихаста.

Сслылок дать, увы, не могу по техническим причинам.
 
Крещён в Православии
"Путь умного делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати" архиеп. Антоний (Голынский-Михайловский)

Много лет назад я видел эту книгу (бумажную) в магазине. Открыл и положил обратно, прочитав вот эти слова:

Уста в период прохождения молитвы умно-сердечной деятельной нужно держать молчащими, еще строже, чем при молитве умной. В пище нужно иметь такое воздержание, чтобы лишь сохранялась жизнь.

Это ведь работать - невозможно. Лежишь на кровати и молишься, иногда собираешья с силами и доходишь до туалета, потом обратно. Во всяком случае, я так эти слова понимаю.

Вы уверены, что автор правильно отразил суть церковного Предания?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вы реально судите о книге по одной фразе автора на стороннюю тему?
И что значит "отразил суть Предания"? Методы молитвы, аскетизма всегда были немного разные, поэтому нам и дан разум что бы "все испытывать, хорошего держаться". Не случайно отцы считали одной из главных добродетелей рассудительность, без которой даже хороший совет (метод, вещь) может быть неправильно употреблен и пойдет на худое.
Я вообще не оценивал эту книгу, равно как и многие другие в категории "соответствует/не соответствует", автор изложил свое мнение, Вы можете с ним ознакомиться, согласиться или не согласиться - это Ваше личное право. Не хотите - не читайте, никто не заставит.
 
Крещён в Православии
Вы реально судите о книге по одной фразе автора на стороннюю тему?
Да, потому что смысл фразы довольно-таки важный для практики, тут автору надо было думать, что он пишет.
Я вообще не оценивал эту книгу, равно как и многие другие в категории "соответствует/не соответствует", автор изложил свое мнение
Понятно.

Вот, наткнулся на вторую фразу:
В писаниях прп. Исаака Сирина читаем такие строки: «В тот день, в который печалишься о страждущем каким-либо недугом, о человеке добром или злом, страждущем телесно или мысленно, почитай себя мучеником и взирай на себя как на пострадавшего за Христа и на сподобившегося стать исповедником»
(там же).

А "Трезвенное созерцание"нехорошо тем, что там ссылки только на Библию - непонятно, автор опирается на Предание или это его личное творчество.

Но все равно большое спасибо за информацию о доступных источниках.

Добавлю в копилку:
Учение об умном делании в русской традиции XI-XIX веков - Максим (Жилинский), иером.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Идея "кормить тело, что бы лишь ноги могло переставлять" все-таки встречается в монашеских поучениях с древних времен. Поэтому даже если нам это не нравится (я, кстати, так же считаю что это уже через чур жестко и неприменимо к большинству ситуаций, особенно для мирян), следует признать, что это все-таки не "отсебятина" автора.

За "копилку" спасибо, надо будет почитать.
 
Крещён в Православии
Можно так же посмотреть "Трезвенное созерцание", анонимного афонского исихаста

Пожалуйста, забудьте об этой книге. Сомнительна до крайности (см. по ссылке, ее последняя глава) :)

 
Крещён в Православии
«Умное делание. О молитве Иисусовой.» Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей, составленный игуменом Валаамского монастыря Харитоном.

У этой книги есть расширенная версия, вот она:

 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Пожалуйста, забудьте об этой книге. Сомнительна до крайности (см. по ссылке, ее последняя глава) :)


Ну, она действительно специфична. Хотя почитать было небезынтересно. По поводу содержания - кто я такой что бы судить мистика. Св. Симеон Новый Богослов писал примерно в таком же стиле.
Хотя, соглашусь, что она на особый вкус (увы, не мой).
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
У этой книги есть расширенная версия, вот она:

У меня как раз "расширенная" версия и есть.
 
Крещён в Православии
Поэтому даже если нам это не нравится (я, кстати, так же считаю что это уже через чур жестко и неприменимо к большинству ситуаций, особенно для мирян), следует признать, что это все-таки не "отсебятина" автора

А это отсебятина?
1.
Судить о себе надо честно и цену давать правдивую. Поскольку видишь сердце свое переполненным страстями, постольку считай себя грешным более всех людей — вот суд о себе правый. Следует считать себя худороднейшим и никудышным, признавать себя низшим всех по уму. Надо видеть, что все исполняют предназначенное им от Бога, лишь ты один не исполняешь воли Божией, видеть, что грешишь даже тогда, когда Сам Господь помогает тебе не грешить, еще и услаждаешься грехом.
2.
Лиц другого пола, образы которых вызывает дьявол из твоей памяти, представляй лежащими в гробу, разлагающимися со зловонием во множестве червей.
3.
Господь, попуская продолжение брани, укрепляет, усиливает в борьбе твои добродетели, в то время как страсти сердечные в этой борьбе обессиливаются. Во всех случаях устраивает Бог полезнейшее для тебя, ты же не отчаивайся и сильно не унывай, а, внимая молитве, борись с неотвязчивым помыслом, зная, что он не твой, а дьявольский.


4. В Википедии написано, что автор был представителем Катакомбной церкви России - это безопасно для читателя?
 
Последнее редактирование:

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я не имею вменяемого критерия судить в категории "опасно"/"безопасно" о чем говорил выше.
Фиксация на этой теме стала одной из причин Раскола и до сих пор отравляет жизнь многим старообрядцам.
Если для Вас эта категория принципиальна, то может лучше вообще не касаться вопросов исихазма, созерцания и всего что несколько сложнее "постись, молись и ходи в храм".
 
Крещён в Православии
Если для Вас эта категория принципиальна
По части "катакомб" меня просто интересует официальная позиция Церкви. Я понимаю, что абсолютно "правоверные" писатели тоже иногда могут написать какую-нибудь ересь, так что наличие ошибочных суждений само по себе не является критерием чего-либо.
 
Крещён в Православии
Сначала небольшое замечание для удобства читателей. Книга Антония (Голынского-Михайловского) содержится здесь:

И вот цитата оттуда:
Считаем нужным предупредить читателей о фактах незаконного переиздания35 трактата «О молитве Иисусовой», нарушающих общепринятые издательские правила и этические нормы. Продукция недобросовестных издателей часто содержит неточности и искажения. Это вынуждает лишний раз напомнить, что любое неправедное дело не бывает благотворным, скорее способно причинить духовный вред.

Прежде всего укажем на «пиратскую» версию трактата, размещенную на нескольких сайтах сети Интернет: «Архиеп. Антоний. О молитве Иисусовой и Божественной благодати». Этот сокращенный и неточный текст изобилует серьезными погрешностями, а некоторые грубые ошибки, касающиеся практических рекомендаций, например в главе о деятельной умно-сердечной молитве, могут способствовать духовному повреждению. Та же сокращенная, ущербная версия из Интернет, не пригодная для тех, кто всерьез интересуется данной темой, помещена в двухтомном сборнике «Жемчужина отцов»36.

К сожалению, именно эта версия записывается на аудиодиски и тиражируется в виде аудиокниг.

Еще одна Интернет-версия под наименованием «Умное делание. О молитве Иисусовой. Поучения архиеп. Антония (Михайловского)», помещенная на сайте «Исихазм»37, вообще не поддается каким-либо комментариям, остается только предостеречь от ознакомления с ней.

И вопрос. Там написано:
Дева Мария не причащалась ни одного раза, тогда еще не было установлено таинство евхаристии, но, совершая умное делание, Она, как видишь, достигла полноты чистоты и соделалась Матерью Сына Божия

Не могли бы Вы сказать, в каких источниках можно получить информацию об умном делании эпохи Ветхого Завета?
 
Сверху