Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви : Беседы инока-старца с мирским иереем, вызванные «Сборником о молитве Иисусовой»
Содержание
Беседа 1. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа 2. О способах обучения деятельной Иисусовой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа 3. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Беседа 4. Писания Молдавских старцев: схимонаха Василия и преподобного Паисия Величковского об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве прп. Паисия Величковского Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы Беседа 5. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Валаамский старец Агапит, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие отечественные подвижники XIX в Заключительная беседа
Не можете Богу работати и мамоне
(ср.: Мф. 6, 24).
От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека
(ср.: Мф. 15, 19–20).
Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповедей Его, то он и вовне не сможет этого сделать.
Преп. Исихий Иерусалимский
Нужно иметь глубокое чувство опасности своего положения и опасности крайней, от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе.
Еп. Феофан
Две силы, совершенно противоположные между собою, влияют на меня: сила добрая и сила злая, сила жизненная и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила, по свободной и искренней молитве моей, всегда прогоняет силу злую, и сила злая сильна только злом, во мне скрывающимся. Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Против невидимого (диавола) – Невидимый Бог, против крепкого – Крепчайший.
Прот. Иоанн (Сергиев)
Передать дело словом простым всякому по силам и удобно. Так, скажем для примера, всякому легко сказать, что хлеб приготовлен из пшеницы; но, чтобы подробно описать его приготовление, не у всякого достанет знания, и могут сделать сие только люди опытные. Подобно сему сказать просто о бесстрастии и совершенстве не трудно и удобно, но дознать дело опытом значит то же, что самым делом и на самой истине постигнуть, как приобретается совершенство.
Преп. Макарий Великий
От издателя
Валаамская обитель издала в 1936 году «Сборник о молитве Иисусовой», желая этим «уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего служения Богу, словом – напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении, древлеотеческое учение о умном делании и о борьбе со страстьми».
По выходе в свет, эта книга привлекла к себе внимание и печати, и читателей. Приводим часть полученных нами отзывов, из которых можно видеть, чем именно наша книга привлекла к себе внимание и сочувствие общества.
«Достоуважаемый отец Игумен. Книгу Вами мне присланную, «Сборник о молитве Иисусовой», я получил и благодарю Вас за нее, за Вашу ревность и за молитвы, в которых всегда нуждаюсь. Изданная Вами книга отвечает насущной потребности времени и потому встречена общим сочувствием, Валаамская обитель с давних пор была ярким светочем для всего русского иночества и Ваше издание доказывает, что она, не взирая на пережитые ею потрясения, продолжает нести свою прежнюю миссию доселе». Митрополит Анастасий.
«Книга эта – прекрасная, душеспасительная и многим послужит вразумлением и утешением, – на пользу душевную. Наше современное общество мало знает и понимает в этом деле». Митрополит Евлогий.
«Выражаю Вам искреннюю благодарность за присланную мне Вашу весьма назидательную книгу – «Сборник о молитве Иисусовой». Митрополит Александр (Эстония).
«Многосторонностью своего содержания Сборник будет прекрасным руководством для ищущих духовных подвигов, весьма облегчая им изучение вопроса о молитве Иисусовой. Благодарную службу сослужит книга и проповеднику, так как он найдет в ней много сведений, и найдет их очень легко, благодаря систематизации материала. Да вознаградится труд Ваш духовными подвигами тех, которые будут к тому подвигнуты Вашей книгой или которым Ваша книга даст новый толчек к развитию своей внутренней жизни». Архиепископ Герман (Сердоболь).
«Приношу Вам большую благодарность за Вашу хорошую книгу о молитве Иисусовой. Ваше почтенное имя будет с благодарностью воспоминаться среди художников духа». Епископ Александр (Выборг).
«Давно в печати не выходило книги, подобной Вашей, с таким чисто святоотеческим содержанием и стилем. Для меня было большим духовным удовольствием читать Вашу книгу и вдыхать благоухание горнего мира, доступное лишь при тихом и сосредоточенном, бесконечно сладостном для сердца и души, повторением в умном делании молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Да вознаградит Вас Господь сторицею за Ваше доброе дело: дать многим возможность «вниманием стоя в сердце, стать умом в сердце пред лицем Господа и взывать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» и ошутить силу в Господе...». Епископ Андрей (Болгария).
«Ваша книга – очень полезный вклад в аскетическую литературу и может служить настольной книгой для лиц, посвятивших себя этому духовному деланию». Архимандрит Мелетий (Иерусалим).
«От души благодарю Вас за присланную книгу о молитве Иисусовой. Она очень хороша и полезна не только для инока, а и для всякого умного делателя о Дусе Святе». Архимандрит Варсонофий (Марокко).
Выдержки из отзывов духовных журналов:
«Валаамский монастырь недавно (в 1936 году) выпустил первым изданием новую книгу: «Сборник о молитве Иисусовой». В наше мятущееся время, в дни почти всеобщего ожидания и предощущения великой грозы, надвигающейся на весь мир, весьма многие, особенно же русские люди, ищут путей ко входу в какую-нибудь тихую и спасительную пристань. Большинство таких благочестивых искателей находят искомое пристанище в святой Православной Церкви. Созидая свое душевное устроение, основанное на глубоко религиозных началах, эти богоискатели чрезвычайно интересуются вопросами об Иисусовой молитве, о которой все более или менее слышали, что с помощью именно этой молитвы, многие духовные старцы, подвижники духа и св. угодники Божии творили и совершали великие дела и чудеса. Поэтому, теперь нередко можно услышать и от духовных лиц, от монахов и монахинь, а также и от мирян, вопросы, как ею молиться, как к ней приступить, нужны ли при этом земные поклоны, и другие разные подобные вопросы, связанные с интересом к этой молитве. Вышеуказанная книга, как нельзя более, отвечает пробудившемуся в верующем обществе интересу и вниманию к Иисусовой молитве. Поэтому этот Сборник вышел весьма своевременно... Сборник можно порекомендовать, как лучшее пособие всем интересующимся вопросами, связанными с Иисусовой молитвой и с практическим ее применением в нашей жизни. Редакция «Святой Земли» настойчиво рекомендует этот «Сборник о молитве Иисусовой». («Святая Земля», № 1 – 1937 г. Иерусалим).
«Прекрасно внешне изданная книга, ценная и по содержанию о пользе молитвы Иисусовой. Материал собирался годами и заимствован из личного опыта подвижников, из творений св. отцов Церкви и т. п. В настоящее время эту книгу можно считать наиболее полной и наиболее содержательной в отношении тайны «умного делания» – молитвы Иисусовой». («Хлеб Небесный», № 1 – 1937 г. Харбин).
«Валаамский монастырь (В Финляндии) издал недавно книгу под двойным заглавием: «Умное делание. О молитве Иисусовой», – сборник поучений Святых Отцов и известных подвижников Православной Церкви о молитве Иисусовой и ее значении для христианина... Сборник, составленный Игуменом Харитоном, будет полезен в наше время духовного оскудения и молитвенного небрежения. Можно, поэтому, рекомендовать его не только современному монашеству и пастырям, но и всем вообще возгревающим в своем сердце молитвенный дар, ревнующим о своем душевном спасении». («Ведомости Братства теологов». Варшава. № 3 – 1936 г).
«О молитве Иисусовой»... Прекрасно изданный Валаамским монастырем сборник поучений святых отцов и опытных делателей Иисусовой молитвы... Новый сборник обращает на себя внимание исключительным богатством святоотеческих изречений и целым рядом поучений о Иисусовой молитве. Справедливо новый сборник назван кем-то «Малое Добротолюбие». Умное делание – непрестанное повторение Иисусовой молитвы – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» – это тот тип православной мистики, в которой особенно подчеркивается важность имени Божьего, призываемого на молитве... Подвижники свидетельствуют, что сладчайшее имя Иисуса заключает в себе силу присутствия Божия. Имя Иисуса, пребывающее в сердце человека, сообщает ему силу обо́жения (θέωσις), которое даровано нам Искупителем. («Вера и жизнь», Рига. № 6 – 1937 г.).
«Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей»... Это малое «Русское Добротолюбие» должно явиться настольной книгой не только каждого инока, но и каждого члена Церкви, любящего Бога, ревнующего о своем спасении и сознающего свою ответственность, прежде всего молитвенную, за судьбы Церкви и мира. Невысокая цена (40 амер. центов без пересылки) облегчает ознакомление с этой ценной книгой, вкладом обители Валаамской в русскую аскетическую письменность». («Сергиевские листки». № 102 – 1937 г. Проф. Б. И. Сове).
«Сборник». Книга имееть 298 стр., в него входит около 400 изречений св. отцов и подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге лиц, как то: Святителя Димитрия Ростовского, архимандрита Паисия Величковского, старца Василия и других... Приведенные в «Сборнике» поучения и изречения почитаемых Церковью св. отцов и подвижников с совершенною полнотою разъясняют и освещают древлеотеческое учение об «умном делании», и о борьбе со страстями. Каждое приведенное в «Сборнике» изречение снабжено указанием сочинения, откуда оно заимствовано. В этом отношении «Сборник» является чрезвычайно ценным справочником к обширной русской аскетической литературе. Но, будучи таковым, «Сборник» в то же время является для всякого, ревнующего о своем душевном спасении, глубоко назидательною книгою, заключающею в себе мудрые руководственные указания и советы людей высокого христианского духа и великого опыта в молитвенном подвиге». («Утренняя Заря». № 12 – 1936 г. Сердоболь).
«Сборник о молитве Иисусовой». На первый взгляд эта книга предназначается для монахов, подвижников, лиц духовного звания. Но дело молитвы есть первое дело каждого христианина, говорит Еп. Феофан, мысли и слова которого неоднократно приводит составитель сборника. Молитва – дыхание духа. Есть дыхание в теле – живет тело; прекратится дыхание – прекратится жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе. А когда нет духовной жизни, человек живет только телесно-душевной жизнью. Гармония, полнота жизни нарушается, томится человек, и не понимает, что лишь в общении со своим Первообразом может он найти нарушенную гармонию, найти удовлетворение своим томлениям. Коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит он вне своей цели, вне своего высокого назначения. Но дело молитвы – есть целая наука, есть искусство из искусств, как говорят об этом святые отцы... Что есть молитва, в чем сущность молитвы, каковы степени ее, как приобрести навык к молитве, какие условия необходимы для стяжания истинного духа молитвенного, каковы плоды молитвы – на все эти вопросы и дает ответы «Сборник о молитве Иисусовой» словами и изречениями мудрых отцов, художников духа. Для современного читателя это особенно ценно, так как сейчас лишь в монастырских библиотеках сохранились такие книги, как Добротолюбие, сочинения Еп. Феофана Затворника, Еп. Игнатия Брянчанинова и других учителей и делателей молитвы Иисусовой. Поэтому Сборник Игумена Харитона должен стать настольной книгой, тем руководством, которое должен иметь каждый, стремящийся жить соответственно тому высокому назначению, к которому призван человек». («Журнал Содружества». № 2 – 1937 г. Выборг).
Из вышеприведенных отзывов видно, что «Сборник о молитве Иисусовой» «как нельзя более отвечает пробудившемуся в верующем обществе интересу и вниманию к Иисусовой молитве, и что Сборник вышел весьма своевременно», что «в настоящее время эту книгу можно считать наиболее полной и наиболее содержательной в отношении тайны «умного делания молитвы Иисусовой» и что «это малое Русское Добротолюбие должно явиться настольной книгой не только каждого инока, но и каждого члена Церкви».
Но дело молитвы – есть целая наука, есть искусство из искусств, художество из художеств, как говорят об этом святые отцы.
Еп. Игнатий говорит: «В настоящее время – существенная нужда в правильной молитве, а ее то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!» Тоже подтверждает и Еп. Феофан: «Молитва есть все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, об ней столь можно говорить, что и конца не будет. Желательно, чтоб книгу кто составил в руководство к молитве из святых отцов. Это было бы тоже, что руководство ко спасению».
Валаамская обитель, имея не малое богатство святоотеческих творений в своей библиотеке, которой могут пользоваться не все, и видя недостаток в современном христианском обществе святоотеческой литературы, нашла возможным снова, хотя бы отчасти, послужить удовлетворению этой нужды изданием второй книги об умном делании, или о Иисусовой молитве, – придав ей форму беседы между иноком и мирским иереем. Эта книга служит пополнением и пояснением первой. В нее входят – многочисленные наставления о молитве древних св. отцов Церкви, полный русский перевод писаний о молитве Иисусовой старца Поляномерульского скита схимонаха Василия и старца Нямецкого монастыря схиархимандрита Паисия, наставления преп. Серафима Саровского, Епископа Феофана, Епископа Игнатия, Оптинских и Валаамских старцев, о. Иоанна Кронштадтского, и даются ответы на возникающие недоуменные вопросы светских людей о молитвенном делании.
Валаам. 24 апреля 1938 г.
Предисловие
Едва ли кто решится утверждать, что в нашем светском обществе нет расположения к религиозной жизни. Храмы по праздникам полны, да и по будням почти всегда бывают молящиеся. Умеют молиться горячо. Исповедуются искренно, горячо, со слезами. Некоторые часто причащаются. Интересуются религиозными вопросами. Большинство горячо стоит за строгое Православие и осуждает всякие «ереси» и «новшества». Интересуются духовной литературой, жалуются на недостаток духовного чтения и со вниманием следят за вновь выходящими книгами; посещают духовные лекции и беседы, ходят на «акафисты»; очень любят посещать святые обители и вспоминают о них; многие считают своим долгом посещать больных в госпиталях и помогать им; посещают бедных, собирают для них пожертвования деньгами и вещами; в каждом номере газеты можно найти фамилии или инициалы жертвователей на больных и нуждающихся; ни один призыв не остается без ответа, всякая заявленная нужда сейчас же находит усердный отклик. Многие работают для детей, в колониях, в лагерях.
Однако наряду с этим мы видим в том же обществе явления другого порядка: домашние неурядицы, сплетни, злословие, осуждение, вражду, злобу, ненависть, гордость, тщеславие; утром горячо молятся в церкви – по выходе из храма злословят, осуждают, раздражаются, ссорятся, обманывают, вечером отправляются в кино или еще куда; сегодня каются и плачут на исповеди, завтра снова злобствуют, ненавидят, лгут, клевещут. Не говорим уже о разных более темных сторонах личной, семейной и общественной жизни. Налицо какая-то чересполосица, какая-то неупорядоченность нашей духовной и внешней жизни: религиозное, христианское начало не является руководящим двигателем жизни, а составляет лишь одно из явлений этой жизни, наряду с другими, даже темными и предосудительными, явлениями. Есть быт, в котором, несомненно, известное место занимает религиозность, но нет христианской жизни как планомерно осуществляемой христианской задачи, как христианского ответственного служения Богу. От такого двойственного характера жизни предостерегает Господь Иисус Христос, когда говорит: «Не можете Богу работати и мамоне» (Мф. 6, 24), – а у нас эта работа Богу и мамоне является обычным и привычным явлением жизни. Как относиться к этому? Нужно ли признать это явление неизбежной принадлежностью человеческой жизни и примириться с ним, или же надо видеть в нем зло нашей жизни, с которым надо бороться? Но если бороться, то как? Проповедей у нас говорят много, имеются и книги духовного содержания, детей учат с ранних лет и молитвам, и Закону Божию, но как-то все это мало влияет на жизнь. Может быть, и влияет, но перемены не видно. Церковь, несомненно, обладает благодатными средствами благотворного влияния на человеческую душу, и они оказывают свое действие: домашняя молитва, чтение слова Божия, посещение церковных служб и святых мест и особенно принятие святых таинств, исповеди и причащения святых Христовых Таин, оставляют глубокий и благотворный след в душах верующих. Но у Церкви имеется и еще благодатное средство влияния на человеческую душу, на которое мало кто из светских людей обращает внимание, но которое имеет ту драгоценную особенность, что всегда находится в распоряжении человека, желающего им пользоваться: и дома, и в храме, и на пути, и за работой. Это средство заключается во внутреннем молитвенном и покаянном призывании имени Господа Иисуса Христа. Призываемое с верою, это имя имеет великую спасительную силу. О нем сказано, что Бог «дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 9–10). «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).
Сущность призывания имени Иисуса Христа заключается не только в произнесении слов, а в постоянном молитвенном вспоминании Иисуса Христа, в молитвенном к Нему обращении, для которого самые слова молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)» – служат лишь внешним выражением заключающихся в них мысли и чувства. Молитва Иисусова, постоянно творимая, сближает, сродняет и соединяет произносящего ее с Господом Иисусом Христом, и эта постоянная молитвенная память о Христе Спасителе становится как бы стражем внутренней жизни, мыслей и чувств, не позволяющим водвориться в душе ничему нечистому и недостойному. Внимание, приучаемое всегда быть с Господом Иисусом Христом, помогает преодолевать блуждание и рассеяние мыслей, очищает мысль от назойливых праздных помыслов, охраняет сердце от нечистых движений, водворяет внутри чистоту и благочиние мыслей и чувствований, укрепляет веру и молитву. Это внутреннее упорядочение души отражается на всех внешних действиях человека, на его речах и на его поступках. Св. Исихию Иерусалимскому, ученику св. Григория Богослова, принадлежат замечательные слова: «Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповеди Его, то он и вовне не сможет этого сделать». Эти слова ясно показывают, в чем заключается зло нашей религиозной жизни и как нужно с ним бороться. Оно заключается в нашей внутренней беспорядочности и недисциплинированности. Если мы не овладеем своим сердцем и своими мыслями, не создадим единства и благочиния внутри себя, то не создадим их и в наших внешних действиях. В этом важнейшем деле нашей религиозной жизни незаменимую помощь может нам оказать священная Иисусова молитва или, лучше сказать, Господь наш Иисус Христос, в этой молитве нами призываемый и чрез нее становящийся постоянным Обитателем нашего сердца.
Но как же научиться Иисусовой молитве? Ответом на этот вопрос и служит предлагаемая книга. В ней содержатся наставления о молитве Иисусовой и вообще о внутреннем делании святых отцов и подвижников Православной Церкви.
Сейчас скажем об этом молитвенном делании лишь несколько предварительных слов. К молитве Иисусовой надо приступать с благоговением и покаянным духом и совершать ее надо со вниманием, неспешно и с великой простотой, не усиливаясь выжимать из сердца никаких особенных чувств. Молитва называется устной, когда она произносится словами, гласно или безгласно. Так она может произносится и устами, и внутри персей, и внутри сердца. Молитва называется умной, когда с ней неразрывно соединяется внимание ума, и сердечной, или умно-сердечной, когда начинает твориться в сердце. При совершении Иисусовой молитвы не так важно количество, как качество молитвы. Но все же следует назначить себе как постоянное правило определенное число молитв на каждый день, чтобы не было места произволу и случайности. Проходящий Иисусову молитву должен помнить, что он тем самым становится в особенную близость ко Господу, и с этим особым положением согласовывать свою жизнь: воздерживаться от всего, что недостойно его положения, и делать все возможное, что ему соответствует. Необходимо терпеливо нести молитвенные труды, предоставив себя всецело Господу и не мечтая ни о каких высоких достижениях, но всегда считая себя рабом непотребным. Вот, вкратце, вся сущность Иисусовой молитвы.
Начинать надо с устной молитвы, которая при благоговейном, в сокрушении сердца, и неспешном ее произнесении сама собою переходит в умную, а умная в сердечную. Постепенно молитва овладевает душой и вносит в нее состояние мира, спокойствия, тишины, чистоты, порядка, радости и постоянного внутреннего предстояния Господу.
Несколько лет тому назад в печати появилась увлекательно написанная книга «Откровенные рассказы странника», в которой странник рассказывает, как он научился Иисусовой молитве. Многие светские люди с увлечением набросились на эту книгу, и всюду шли разговоры о молитве Иисусовой. Прошло немного времени – и разговоры стихли. Об Иисусовой молитве как будто забыли. Может быть, и не забыли, но увидели, что делание Иисусовой молитвы не так легко дается, как это сначала показалось. А главное, оно требует терпения, смирения и времени. А на это не у всех хватает постоянства и возможности. Правда, и путь, которым шел странник, нельзя назвать общим. Это – его личный, индивидуальный путь, осуществимый при его особом странническом положении. Не каждый, по условиям своей жизни, может совершать в день по три, по шесть, по двенадцать тысяч Иисусовых молитв. Не каждый может применить к себе и те способы сведения ума в сердце, какие рекомендовались отцами-подвижниками афонским отшельникам в XIV или XV веке. Но все это и не обязательно, как учат более близкие к нам делатели и наставники Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, прп. Серафим Саровский и др. Иисусовой молитве можно обучаться гораздо проще и удобнее, как видно из наставлений этих подвижников.
Мы придали настоящей книге форму беседы между иноком-старцем и мирским иереем, имея в виду, что эта форма, во-первых, оживляет рассказ, а во-вторых, дает возможность удобнее осветить тот или иной вопрос с разных точек зрения.
Книга оказалась значительно больше по размерам, чем предполагалось. Это произошло оттого, что составителям было трудно удержаться от желания исчерпать с возможной полнотой ценные наставления о молитве святых отцов и подвижников Православной Церкви как древнего, так и нового времени.
Дай Бог, чтобы книга, при всех недостатках своего изложения, принесла пользу читателям, ищущим спасения и внутреннего упорядочения своей духовной жизни!
Валаам, 25 марта 1938 г.
Вступление
Инок. Я очень рад Вашему приезду, дорогой батюшка, в нашу святую обитель. Надеюсь, что Вы поживете у нас подольше и мы будем иметь возможность часто видеться с Вами и беседовать.
Иерей. Да, я тоже очень счастлив, что Господь привел меня к вам. Для нас, мирских священников, чрезвычайно важно посещать от времени до времени святые обители и здесь, в тишине, уединении и молитве, приводить в порядок свою утомленную душу. Вы не можете представить себе, до какой степени душа опустошается и выветривается в повседневной мирской суете.
Инок. Мне странно слышать от Вас эти слова! Вы – иерей Божий, и вдруг говорите об опустошении вашей души! Вы так часто стоите у Престола Божия, молитесь, причащаетесь св. Тайн Христовых! Ведь это же неиссякаемый источник благодатной жизни и духовного укрепления и утешения!
Иерей. Совершенно верно, батюшка! Частое богослужение, молитва и причащение св. Христовых Тайн являются источником благодатной жизни и духовной крепости. И тем не менее печальный факт на лицо. Отчасти по нашей собственной небрежности и невниманию, отчасти по озабоченности разными неизбежными внешними делами, наша молитва нередко бывает рассеянной и слабой, мысли разбегаются и блуждают, сердце становится холодным. Мало-помалу опускаешься, привыкаешь к формальному исполнению своих обязанностей и теряешь то сосредоточенное и благоговейное внутреннее чувство, тот страх Божий, который должен быть главным настроением души не только пастыря, но и каждого верующего христианина.
Казалось бы, весь окружающий нас мир Божий должен был бы всегда нами восприниматься как один великий необъятный храм Божий, в котором всегда присутствует Сам Господь, его Творец и Промыслитель. И созерцая в мире Его славу и величие и от этого созерцания проникаясь чувством глубокого благоговения, мы должны были бы и нашу земную жизнь и все наши земные дела рассматривать и устраивать в свете этого благоговейного чувства, подчиняя временное вечному и земное небесному.
В действительности происходит не то. Мы совершенно забываем, что над нами есть Бог, и всецело поглощаемся своими преходящими делами, общественными, государственными, а иногда и просто своими мелкими житейскими дрязгами, сплетнями, своими страстями, до такой степени, что слова о вечности, о будущей жизни не находят отклика в нашей душе, как будто совершенно не относящиеся к нашей земной жизни и к нашим земным делам.
Совершенно противоположное отношение к жизни мы видим в монастырях. Конечно, и там живут не одни святые, а такие же грешные и слабые люди, и там людей волнуют страсти и житейские заботы, но все это идет по-другому. Там всегда чувствуют себя живущими пред лицом Божиим, в ожидании неизбежного перехода от временного к вечному бытию и предстоящего неизбежного и праведного Суда Божия и воздаяния за каждое действие, за каждое слово и за каждую мысль и это чувство, которым пропитана монастырская жизнь, придает ей особый возвышенный и светлый характер всегдашнего предстояния пред лицом Божиим, каковое чувство мир почти утратил. Эта особенность монастырской жизни чувствуется мирянами, чувствуется ими как то именно, чего им самим не хватает, без чего они духовно задыхаются. Вот почему так и тянется мир к монастырю, чтобы хотя некоторое время пожить в этом чистом и освежающем воздухе живого предстояния пред лицом Божиим и вернуться потом в свою обычную, житейскую суету духовно обновленным, ожившим, окрепшим и как бы помолодевшим. И что особенно дорого и знаменательно, это освежающее и спасительное значение монастырей чувствуют не только взрослые, но и молодежь, которая тоже тянется сюда и, приехав сюда даже на короткое время, уезжает отсюда обновленною и духовно окрепшею и просветленною. Великое за это спасибо святым обителям! Поэтому, батюшка, не удивляйтесь тому, что и я, иерей Божий и пастырь, много лет прослуживший Господу, приехал к вам в обитель искать отдыха своей усталой душе и оживления ослабевших чувств страха Божия, веры, молитвы и покаяния, с угасанием которых душа тоскует, задыхается и умирает.
Впрочем, есть у меня еще и особая, специальная причина, заставившая меня приехать к вам. Вам, конечно, известна недавно изданная Валаамской обителью книга «Умное делание. О молитве Иисусовой». Эта книга привлекла к себе внимание и печати, и читателей. Все отзываются о ней с большой похвалой и от всего сердца благодарят потрудившихся в ее составлении и издании.
Такое широкое сочувствие и внимание к этой книге вызвано, как мне кажется, тем обстоятельством, о котором я только что говорил. Она прозвучала среди мирян как сладостный церковный благовест, как голос из другого, далекого и вместе с тем близкого и родного мира. Она явилась некоторым проникновением в нашу суетную мирскую жизнь монастырского или, лучше сказать, подлинно-православного понимания жизни как молитвенного и покаянного предстояния пред лицом Божиим. В простой и безыскусственной форме выписок из прочитанных духовных книг поставлен перед мирянами вопрос огромного значения и важности – о молитве, как основании и сущности христианской жизни. Молитва поставляется центром христианской жизни. Где нет молитвы, там нет и христианской жизни. Истина по-видимому ясная и бесспорная, но столь многими совершенно забываемая и исключаемая из повседневного обихода. А между тем для иных (многих) этот вопрос о молитве является больным и мучительным. Есть жажда молитвы, но нет привычки и уменья молиться. Читаемые по молитвеннику молитвы не находят отклика в опустевшем сердце и, произносимые устами, не прививаются к сердцу, которое остается холодным и безмолвным. Появившаяся книга, разъясняя сущность и важность молитвы, помогает выйти нз этого нездорового и мучительного состояния. В этом, заключается ее ценность и значение. Но, привлекая к молитве, эта книга вместе с тем вызывает в душе целый ряд вопросов, относящихся к молитве Иисусовой, к ее сущности, значению, необходимости и к ее прохождению на практике. Хотя я и священник, но должен сознаться, что не принадлежу к числу делателей Иисусовой молитвы. Я являюсь в этом отношении совершеннейшим, можно сказать, невеждою. Вот я и приехал сюда, чтобы, сознавшись в своем невежестве, искать здесь разъяснения вопроса о молитве Иисусовой во всей его возможной полноте. Я буду Вам глубоко благодарен, если Вы окажете мне помощь в этом деле.
Инок. То, что Вы говорили о различном отношении к жизни, существующем в мире и в монастыре, я выслушал с большим вниманием, и если это действительно так, то над этим нельзя не задуматься. Вопрос этот большой и серьезный и отмечает основную болезнь нашего времени. Что же касается вопроса о молитве, и об Иисусовой молитве в частности, то нужно сказать, что он, как и вопрос о христианской жизни вообще, не может быть разрешен одними только теоретическими беседами. В глубочайщей своей основе и в своей сущности христианство познается главным образом постепенно приобретаемым опытом христианской жизни, опытом и духовно возрастающих ума и сердца. Познание христианской жизни, а не одних только ее внешних форм и проявлений, – настоящее познание, а не теоретическое, формальное знание христианских истин, дается путем жизненного, опытного, трудового духовного подвига, медленного восхождения с одной ступени христианской жизни на другую. Возьмем тот же поставленный Вами вопрос о молитве. Можно иметь о молитве самые полные, исчерпывающие, теоретитические познания, дать самое точное определение молитвы, указать у какого церковного писателя какое имеется учение о молитве и какие даются наставления к преуспеянию в молитве, и при всех этих обширных теоретических познаниях самому не уметь молиться. Так теоретическое, рассудочное знание религиозной истины может совершенно не совпадать с его опытным, жизненным познанием. То же самое можно сказать и о всех других истинах христианства, не исключая даже и самой основной истины бытия Божия. Сказанное относится и к молитве Иисусовой. Она познается не одним только внешним изучением, но опытным деланием. Для людей с простым и верующим сердцем пользование ею почти не представляет трудностей, почему церковный Устав для людей некнижных даже рекомендует заменять ею все установленные молитвенные чиноположения. Для людей же, не имеющих простой, непосредственной веры и живущих более рассудочной и отвлеченной жизнью, действительно, нелегко войти в опыт сердечного молитвенного делания. Но не следует этим смущаться. Ибо все же оно ни для кого не закрыто. На вопрос о том, всем ли дается умная молитва, Оптинский старец Леонид, в схиме Лев, отвечал: «Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению св. отцов, или мгновенно Божиим сверлом» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Леонида. Изд. Оптиной пустыни 1890. С. 178). Иисусова молитва, правильно проходимая практически, по руководству св. отцов и опытных наставников молитвенного делания, является тем именно «постепенным углублением человека в себя», о котором говорит старец Леонид. Она помогает открыться в сердце источнику живой, приснодвижущейся молитвы, которая, будучи единением с Господом Иисусом Христом, становится на страже человеческого сердца, противодействуя всякому его нечистому движению, сообщая ему глубокий мир и духовную крепость и через то регулируя всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека. В этом и заключается значение молитвы Иисусовой в духовной жизни христианина.
Я не могу выдавать себя за опытного делателя и наставника молитвы Иисусовой. Но я охотно поделюсь с Вами всем, что мне известно о ней из писаний св. отцов и опытных наставников этой молитвы. И потому прошу Вас предлагать мне Ваши вопросы, и мы начнем нашу беседу об Иисусовой молитве.