О терпении в православии

Православный христианин
Как-то посоветовал человеку, простить женщину, которая не порядочно поступила по отношению к нему. Она сдала ему дом в аренду, речь шла о том что он будет несколько лет в нем жить, а потом решила дом продать, и под надуманным предлогом потребовала чтоб он освободил дом в течении 3-х суток. Человек много сил и денег вложило в обустройство участка, и хотел от нее компенсации затраченного.
У них началась война, вызовы милиции, письма на работу, конфликт разгорелся , я советовал человеку простить ее, и примериться с ней.
Человек опытный, со своей стороны он мог очень много неприятностей ей устроить, и частично уже начал делать это.
Возможно мои советы, возможно еще что-то, но в итоге, человек примерился с ней.
На суде заключили мировое соглашение, и он пожив еще 2 месяца, съедет.
Ситуация почти разрешилась, надеюсь что за эти 2 месяца, пожар конфликта не вспыхнет вновь.
Одна из читательниц , в комментариях написала :" т. е Вы предлагаете автору быть терпилой? "
Я пока не знаю что ей ответить, да и особого смысла не вижу отвечать, но вот вопрос о соотношение "тепила" и православный , для меня интересен.
Может кто-то у кого более ясный ум может его раскрыть?
С одной стороны, "любите врагов ваших", "«Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» , "..и прости нам долги наши, также как и мы прощаем должникам нашим", что как бы подводит к тому, что на несправедливое обращение к себе, не стоит отвечать агрессией, и терпеть, обиды, насмешки и т.п. . В православной истории было много святых, к которым относились несправедливо, даже ставили в вину то что они не совершали, и они переносили все это со смирением.
Но в тоже время, в каждом человеке есть "Образ Божий", и есть достоинство, которое как бы нужно отстаивать. Кроме того, у человека может еще быть семья, и если б дело качалось только человека, он бы мог бы сам решать, терпеть или нет, но в случае с семьей, его терпение может быть воспринято как слабость, и иметь негативные последствия для жизни членов его семьи в социуме.
Где та грань, между тем чтобы быть Православным и не быть терпилой?
Если человек верит в Бога и любит Бога, то для него это более значимо чем внешнее, и он может не реагировать, не принимать близко к сердцу оскорбления, прощать когда к нему несправедливо относятся, поскольку внутри его есть вера, и то что есть внутри, более значимо для него чем снаружи , но не будет ли он в глазах окружающий терпилой?
 
Православный христианин
Надо заранее подписывать договор с обсуждением всех условий. Иначе ремонт - личная инициатива арендатора, которая ни к чему не обязывает. В этой ситуации уступить может быть вариантом наименьшего ущерба, который и для семьи лучше. Нормально жить, находясь в конфликте с хозяйкой жилья, точно не получится. Здоровье и нервы дороже.
Если есть средства делать ремонт в чужом доме, логичнее снять жилье в нормальном состоянии и откладывать на собственное.
 
Я бы сосредоточилась на своих ощущениях, а не на том, что в глазах окружающих. Если он предпочитает мир внутри себя, то проще не связываться. Так он выиграет то, что ему важнее. Если предпочитает "не быть в глазах окружающих терпилой", то в итоге он на этом сосредоточится и упадёт в эту бездну разрушающих эмоций - даже если выиграет суд. И станет если не терпилой, то стервецом - это ему надо?
Мне кажется, в этом и есть защита своего достоинства - не для окружающих, а для себя самого.
Ну и важно про семью - если она есть, то юридически, имхо, это выглядит по-другому. Моральный ущерб и т.д., но можно обойтись без включения сюда эмоций - просто обойтись логической стороной дела с помощью юриста.
 
Православный христианин
Нужно сначала понять разумно ситуацию - имеет место мошенничество со стороны хозяйки или действительно такая ситуация что необходимы срочно деньги и продажа участка. Если мошенничество и есть смысл выиграть дело в суде, то можно судиться. Если договор такой, что больше расходов на суд то отступить. Если действительно хозяйка попала в сложную ситуацию, то как то передоговариваться на других приемлемых условиях друг для друга. Но кому то мб легче просто отступиться даже при мошенничестве хозяйки и от этого терпильства иметь мир в душе, и этот мир будет важнее отстаивания правоты и истины своей.
 
Святая Русь
Православный христианин
К стати,"терпилы" - это мафиозный термин.
В Православии другие понятия.

Гермоген Шиманский пишет: "Название терпения на греческом языке – υπομονη, – по своему филологическому смыслу означает стойкость1 при действии (давлении) извне.

У латинских церковных писателей, например, прп. Иоанна Кассиана, понятие о терпении связывается с предметом терпения, терпение – patientia – получает название от страданий2 и перенесения их3.

Св. Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить»4.

Добродетель терпения органически, неразрывно связана со всеми другими христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина.

Терпение, прежде всего, находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и постоянством в добре: оно представляет собою одно из существенных проявлений постоянства в добре.

Блаж. Диадох и другие св. отцы соединяют добродетель терпения со смирением. Все подвижники признаком истинного терпения считают смирение: смирение – источник терпения; оно есть родительница и охранительница терпения5.

Свят. Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает преданность воле Божией и святому Его промышлению6.

По блаж. Диадоху, терпение есть непрестанная твердость духа, соединенная с устремлением духовных очей подвижника к Богу7. Это определение терпения сделано применительно к душевному состоянию подвижника (твердость и мужество души) и его отношению к Богу, ради Которого он терпит; потому-то оно и называется терпением по Богу8, посылающему ради его пользы то, что он должен претерпеть.

Отличительная черта человека терпеливого есть мужество. «Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения»9.

Прп. Нил Синайский, Иоанн Кассиан, подвижник Евагрий Понтийский, блаж. Антиох (начало VII в.), свят. Тихон Задонский и другие св. отцы и подвижники указывают в терпении на эту основную его черту: мужество, неустрашимость души и готовность безропотно, охотно и великодушно переносить скорби и искушения от людей, страстей и демонов10.

Согласно этому свойству терпения оно ближе соприкасается с кротостью, имея в себе такие свойства души как великодушие и самоотвержение11.

По словам прп. Серафима Саровского, христианское «подвижничество требует терпения и великодушия... Терпение есть трудолюбие души, а трудолюбие состоит и в добровольных трудах, и в перенесении невольных (скорбных) искушений. Законом терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ»12.

Глубокое и наиболее полное определение терпения дает еп. Феофан Затворник. По его словам, терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре – и в этом отношении не обуславливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено ко-вне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Это свойство терпения не может проявиться, если не будет скорбей. Но очевидно, что это свойство – сносливость – неотложно предполагает присутствие первого свойства – постоянства в добре, или верности тому внутреннему духовному строю, который создается в сердце под действием веры13.

Согласно святым отцам, можно сделать следующее определение христианской добродетели терпения:

ОНО ЕСТЬ ПОСТОЯНСТВО В ДОБРЕ, ТВЕРДОСТЬ И МУЖЕСТВО ДУШИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В БЕЗРОПОТНОМ, ОХОТНОМ И ВЕЛИКОДУШНОМ ПЕРЕНЕСЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ, СКОРБЕЙ И ИСКУШЕНИЙ, ПОПУСКАЕМЫХ БОГОМ ДЛЯ НАУЧЕНИЯ ХРИСТИАНИНА СМИРЕНИЮ, ЛЮБВИ И ПРЕДАННОСТИ ВОЛЕ БОЖИЕЙ И ЕГО СВЯТОМУ ПРОМЫСЛУ" https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/hristianskaja-dobrodetel-terpenija/
 
Православный христианин
У нас жизнь идет в социальной среде, и часть мофиозного присутствует в обществе. Появились новые термины "лох", "терпила" , несущие в себе отрицательный, унизительный подтекст.
Я не рискну ставить знак равенства между этими новоязами и терпением христианским. Вариант что это описание одного человека с двух точек зрения, с одной точки зрения человек практикуется в добродетели, и он ведет себя как православный христианин, с другой стороны, часть общество, такого человека считает "терпилой".
Возьмем двух человек, один неверующий, и терпит все из-за того что малодушных, боязливый, всего боится, не может постоять за себя , считающий себя плохим, и воспринимающий издевательства как должное, как то чего он заслуживает, и хотел бы дать сдачи, отстоять свои права--но боится. И другой человек, православный, который мог бы постоять за себя, но по смирению, терпит, и молится, Господи, прости их, ибо не ведают что творят.
И первого и второго человека общество назовет терпилой, и вероятно и первый и второй в обществе окажется внизу социальной иерархии.
Чтобы такого не произошло, второй должен чем-то отличаться от первого в деятельной части ( общество внутренние мотивы знать не может, только поступки, действия).
В чем должны проявляться эти отличия? Может второму нужно с любовью врезать в глаз обидчику в воспитательных целях, или там где нарушаются его права, жаловаться, судиться ?
Нужно ли человеку стараться казаться в глазах общества не быть терпилой? Не быть тем, кто молча все снесет ?
 
Православный христианин
Человек который невоцерквленный спросит, вот я воцерквлюсь, стану бороться со своими страстями и грехами, с тем чтобы потом стать человеком которого в обществе назовут терпила? Звучит как нонсенс...так не может быть. С другой стороны :"Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир."
 

Мария

другиня
Новосибирск
Православный христианин
Мир Вам, Сергий.
Я бы сказала, что терпила - это тот, кто потерял себя, кто полон сомнения, ложного стыда, зажатости внутренней и внешней, кто переполнен нереализованной энергией. Это свойственно некоторым людям независимо от вероисповедения, а не "эксклюзивный" удел православных христиан.
 
Православный христианин
Мир Вам, Сергий.
Я бы сказала, что терпила - это тот, кто потерял себя, кто полон сомнения, ложного стыда, зажатости внутренней и внешней, кто переполнен нереализованной энергией. Это свойственно некоторым людям независимо от вероисповедения, а не "эксклюзивный" удел православных христиан.
Не только православные могут быть "терпилами" , это слабое утешение, особенно с учетом того, что как бы напрашивается, что идеал , то к чему стремиться, в глазах других может соответствовать тому, чтобы стремиться стать "терпилой" . Здесь есть какая то ложная западня, вроде толстовского непротивления зла насилию. Я знаю что православный христианин и терпила это разное, а вот в чем разность объяснить, сформулировать не могу , так чтобы эта разность была видна даже атеисту.
Ну разве, что объяснить что этот термин, который характеризует человека, очень узкий, как лужа, а провославный христианин, это нечто больше, как море, и невозможно то что входит в это море, втиснуть в лужу. Что этот термин, не может быть применен к Православному, посколько не может его вместить, а те кто пытаются его уместить, те видят только лужу, и не видят всего остального.....и это их проблема, проблема их искаженного зрения.
 
Православный христианин
Я нашла такое описание:
«Терпилы» имеют следующие критерии, по которым их легко узнать, как на воле, так и за решеткой:

  • Повышенный страх и волнение;
  • Тихая речь или ее полное отсутствие;
  • Неумение задавать вопросы и отвечать на них;
  • Отсутствие решительных действий;
  • Повышенная толерантность к окружающим;
  • Отсутствие собственного мнения;
  • Стадный тип мышления;
  • Избегание конфликтов;
  • Прощение издевательств и т.д.
Источник: https://cpd-pskov.ru/krazha/kto-tak...godu-znachenie-slova-na-blatnom-zhargone.html
 
Православный христианин
По этому описанию в пяти пунктах различие:
  • Отсутствие собственного мнения;
  • Стадный тип мышления;
  • Повышенный страх и волнение;
  • Тихая речь или ее полное отсутствие;
  • Неумение задавать вопросы и отвечать на них
Есть и сходное
Отсутствие решительных действий;
Повышенная толерантность к окружающим;
Избегание конфликтов;
Прощение издевательств и т.д.

Но является ли это определение термина терпила актуальным.
Многие пункты сомнительны и притянуты за уши.
 
Православный христианин
Слово многозначное, но я думаю, мы рассматриваем его с точки зрения нормальных людей, а не преступного мира.
Я бы для православных оставила только прощение из этого списка.
Повышенная толерантность - это человекоугодие. Православный не все молча терпит, он поучаствует в конфликте, если надо.
 

Мария

другиня
Новосибирск
Православный христианин
Не только православные могут быть "терпилами" , это слабое утешение
Вообще не это имела ввиду. Описав, кто такой терпила, я пыталась показать, что такое состояние в принципе ложное и опасное, и жить так тяжело и не надо.
И православие такому не учит.
 
Святая Русь
Православный христианин
Вообще не это имела ввиду. Описав, кто такой терпила, я пыталась показать, что такое состояние в принципе ложное и опасное, и жить так тяжело и не надо.
И православие такому не учит.
А зачем православным вообще использовать слова из уголовного или мафиозного сленга? Есть же нормальные слова.
Ведь мы со словами привносим в свою жизнь частичку той среды, где они зародились.

Из фильма "Джентльмены удачи"
Словарь начинающего уголовника

― Убегать?
― Канать, обрываться.
― Правильно. Говорить неправду?
― Фуфло толкать.
― Хорошо?
― Тики-так.
― Пивная?
― Тошниловка.
― Ограбление?
― Гоп-стоп.
― Нехороший человек?
― Редиска.
― Хороший человек?
― ... Забыл! Сейчас. Фрей-фея, действительно: фрей-фея.
 
Святая Русь
Православный христианин
Вот, например, по совету о. Даниила Сысоева читаю книгу архимандрита Тихона Агрикова "У Троицы окрыленные". Здесь рассказывается про одного батюшку, отца Нифонта, знакомого автору в детстве, который святой жизни был, молитвой исцелял и бесов изгонял. Происходило в 30-е годы:
"За то, что к нему шло много народу, его изолировали – посадили в Сызранскую городскую тюрьму, да, чтобы ему было плохо, посадили с уголовниками. Они смеялись над ним, издевались. А когда батюшке приносили передачи, то они все поедали, ему ничего не давали. Да, видимо, он и сам, если что имел, все отдавал им. Тихий был, безответный, беззащитный. Настоящий агнец. Потом он заболел, занемог и, так как был слаб здоровьем, скоро и скончался."
Думаю, что никто на этом форуме не обозвет этого святого исповедника Нифонта гнусным словом "терпила". Это святой человек, обладающий смирением и терпением. Да, беззащитный и безответный. Как Христос перед распятием.
 
Православный христианин
Слово многозначное, но я думаю, мы рассматриваем его с точки зрения нормальных людей, а не преступного мира.
Я бы для православных оставила только прощение из этого списка.
Повышенная толерантность - это человекоугодие. Православный не все молча терпит, он поучаствует в конфликте, если надо.
Сегодня пока гулял с супругой задумался, скорее всего ловушка в самом слове-терпила. Раньше такого слово не было , это навояз. Вряд ли человечество что-то придумало новое в отношениях между людьми, и то как люди относятся друг к другу, было и 100, и 300 , и 500 лет назад. Соответственно подобное явление можно было бы описать другими словами, на смену которым пришел бы новояз. Но я не нахожу в прошлом синонима, слово похожего на это.
Я поискал в интернете значение слова терпила, варианты разные, спорные, и нет точного определения. Возможно это слово ярлык, который навешивается на человека, но оно не передает сути этого человека. Слово из преступной среды, в которой более сильные назначают человека на роль жертвы. Нет такого человека "терпила", есть люди, которые повесили ярлык на человека, и пытаются навязать ему свои понятия, и окружающим людям такие понятия о нем. Я пытаюсь вспомнить из своего прошлого, людей, которых я бы мог описать этим словом, и не нахожу.
 
сомневающийся
Терпила - сокращенное потерпевший, жертва преступления. Антоним - злодей.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
По поводу отстаивания в судах все индивидуально. Например, преп. Иов Почаевский, хотя и обладал чудотворной молитвой, но все же в польском суде отстаивал свой монастырь, потому что стоял вопрос: быть православному монастырю на Волыни или не быть.

С другой стороны, в бытовых вопросах, преп. Паисий Святогорец обличал тех христиан, которые судятся между собой за какое-то имущество, не имеющее для их жизни и спасения решающего значения. Судились только для того, чтобы их не считали "дурачками" и преп. Паисий говорил, что это не правильно. Лучше уступить.
 
Сверху