От Острова до Иоанна Грозного

Тема в разделе "Рекомендации и обсуждения", создана пользователем Фёдор Фролoв, 10 ноя 2009.

  1. Наталья Новая

    Наталья Новая

    город Пенза
    Православный христианин
    Простите, что отвлекаю. Все-таки посмотрела я еще раз сегодня "Остров". Правда, только до половины, дальше не дали. Второй раз смотреть еще интереснее, чем первый. И я помню впечатление от первого просмотра. Вроде трагическая сцена: везут на лодке гроб с телом отца Анатолия. А ощущение, что конец фильма- счастливый! У вас так было?
     
  2. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии

    О ЖЕРТВАХ ИОАННА ГРОЗНОГО

    Одно из основных, но самых безосновательных обвинений, предъявляемых к Грозному Царю, является обвинение в беспрецедентной "кровожадности" и массовых убийствах. Между тем, объективные и компетентные историки совершенно иначе описывают его правление. Так, кандидат исторических наук Н. Скуратов в своей статье " Иван Грозный — взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского" пишет: "Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть кино и почитать газету, может показаться, что опричники Ивана Грозного перебили половину населения страны. Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно: казненные принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не в мифических заговорах и изменах, почти все они ранее бывали прощаемы под крестоцеловальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами". Такой же точки зрения придерживаются и известный советский историк Р. Г. Скрынников и Владыка Иоанн (Снычев). И тот, и другой указывают, что за 50 лет правления Иоанна Грозного к смертной казни были приговорены 4-5 тысяч человек. При этом законность этих приговоров, вынесенных государственным преступникам, вполне обоснована. Обвинять правителя государства в вынесении смертного приговора и лицемерно рассуждать о ценности каждой человеческой жизни, делая вид, что речь идет о невинных жертвах, недостойно объективного историка. Вспомним летописный рассказ о св. князе Владимире. Новокрещенный князь отказывался наказывать разбойников смертной казнью и объяснял это так: "Боюсь греха". Владимир оставил лишь "виру", т.е. денежное возмещение родственникам убитого. Понадобился собор епископов, чтобы убедить великого князя в том, что в числе его обязанностей перед Богом есть обязанность наказания злых. И вот выполнение этих обязанностей Иоанном Грозным пытаются представить как преступление! Во времена царствования Иоанна IV закон карал смертной казнью за убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма и государственную измену. Для сравнения скажем, что во время правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I — более 120! Притом во время царствования Иоанна IV каждый смертный приговор выносился только в Москве и утверждался лично Царем. Для доставки в Москву на царский суд преступников, обвиняемых в тяжких преступлениях, был создан специальный институт приставов. Смертный приговор князьям и боярам утверждался Боярской Думой. Так что обвинять царя в произволе и тирании может только заведомо пристрастный критик! Справедливости ради стоит отметить, что в том же XVI веке в других государствах правительства совершали действительно чудовищные беззакония. В 1572 г. во время Варфоломеевской ночи во Франции было перебито свыше 30 000 протестантов. В Англии за первую половину XVI века только за бродяжничество было повешено 70.000 человек! В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100.000 человек. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8.000 и в Гарлеме 20.000 человек, а всего в Нидерландах испанцы убили около 100.000. И таких примеров множество. Но символом деспотизма сделали почему-то именно Грозного...



    ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО...

    Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Царь правил 51 год и за это время:
    1. Прирост нашей государственной территории составил почти 100% (с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км). К России были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, а также Ногаи и часть Северного Кавказа. Русская Держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы!
    2. Прирост населения составил 30-50%.
    3. К смертной казни за это время были приговорены 4-5 тысяч человек.
    4. Русский государь впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божием на Русском престоле.
    5. Была проведена масштабная реформа судопроизводства.
    6. Введена всеобщая выборность местной администрации.
    7. Невиданными ранее темпами развилась торговля с Англией, Персией и Средней Азией.
    8. По распоряжению Государя основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей.
    9. Создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций.
    В духовной и культурной жизни за годы правления Иоанна Грозного :
    1. Положено начало регулярному созыву Земских соборов.
    2. Прошел знаменитый т.н. "Стоглавый" собор Русской Православной Церкви, первый в полном смысле этого слова Поместный собор.
    3. Созданы Четьи Минеи святого митрополита Макария.
    4. Положено начало книгопечатанию, созданы две типографии, собрана книжная сокровищница царя.
    5. Придан государственный характер летописанию, создан "Лицевой свод".
    6. Создана сеть общеобразовательных школ.
    7. В русской литературе стараниями Грозного появился новый жанр- публицистика.

    И все это — несмотря на многочисленные войны и 20-летнюю борьбу с европейскими странами, поддерживавшими Польшу, Литву и Швецию в войне против России (их поддержали Ватикан, Франция, Германия, Валахия, Турция, Крым, Дания, Венгрия — кто деньгами, кто солдатами, кто дипломатическими интригами). Вопреки наветам, Грозный царь оставил своим наследникам мощное государство и боеспособную армию, позволившие его наследникам одержать победу в войне над Швецией и выставлять в поле пятисоттысячное войско (в 1598 г.). В разоренном государстве такое невозможно!
    Подводя итоги, можно уверенно сказать: Обвинения в адрес Грозного Царя являются преднамеренной клеветой. Ее первые авторы — враждебно настроенные по отношению к Православному Московскому Самодержавию современники Государя, а затем — ангажированные исследователи, стремящиеся опорочить благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного, а в его лице — идею Русского Православного Царства в целом. к смертной казни были приговорены 4-5 тысяч человек. При этом законность этих приговоров, вынесенных государственным преступникам, вполне обоснована. Обвинять правителя государства в вынесении смертного приговора и лицемерно рассуждать о ценности каждой человеческой жизни, делая вид, что речь идет о невинных жертвах, недостойно объективного историка. Вспомним летописный рассказ о св. князе Владимире. Новокрещенный князь отказывался наказывать разбойников смертной казнью и объяснял это так: "Боюсь греха". Владимир оставил лишь "виру", т.е. денежное возмещение родственникам убитого. Понадобился собор епископов, чтобы убедить великого князя в том, что в числе его обязанностей перед Богом есть обязанность наказания злых. И вот выполнение этих обязанностей пытаются представить как преступление! Во времена царствования Иоанна IV закон карал смертной казнью за убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма и государственную измену. Для сравнения скажем, что во время правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I — более 120! Притом во время царствования Иоанна IV каждый смертный приговор выносился только в Москве и утверждался лично Царем. Для доставки в Москву на царский суд преступников, обвиняемых в тяжких преступлениях, был создан специальный институт приставов. Смертный приговор князьям и боярам утверждался Боярской Думой. Так что обвинять царя в произволе и тирании может только заведомо пристрастный критик! Справедливости ради стоит отметить, что в том же XVI веке в других государствах правительства совершали действительно чудовищные беззакония. В 1572 г. во время Варфоломеевской ночи во Франции было перебито свыше 30 000 протестантов. В Англии за первую половину XVI века только за бродяжничество было повешено 70.000 человек! В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100.000 человек. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8.000 и в Гарлеме 20.000 человек, а всего в Нидерландах испанцы убили около 100.000. И таких примеров множество. Но символом деспотизма сделали почему-то именно Грозного...
     
  3. Татьяна Тома

    Татьяна Тома

    Воронеж
    Православный христианин
    Мне очень понравилось, то что о. Анатолию перед смертью было дано увидеть "мертвеца" великая милость, как он сам сказал "ангелы в душе запели". Ещё мне понравилась сцена с гробом-ящиком, солома и сеть внутри. Не могу передать, чем она меня поразила.
     
  4. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    А вот это Федору должно быть особенно симпатично в Иоанне Грозном, ведь в теме об отношении христиан к жестоким людям, он сам призывал к таким же мерам наказания преступников, настаивая на смертной казни даже тех людей, которые убивают невинных кошек.

    Вспомним летописный рассказ о св. князе Владимире. Новокрещенный князь отказывался наказывать разбойников смертной казнью и объяснял это так: "Боюсь греха". Владимир оставил лишь "виру", т.е. денежное возмещение родственникам убитого. Понадобился собор епископов, чтобы убедить великого князя в том, что в числе его обязанностей перед Богом есть обязанность наказания злых. И вот выполнение этих обязанностей Иоанном Грозным пытаются представить как преступление!

    Во времена царствования Иоанна IV закон карал смертной казнью за убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма и государственную измену.
     
  5. р.Б. Андрей

    р.Б. Андрей

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Как и всегда в такой травле СМИ, нужно задаваться вопросом, а почему эти ребятки так раскудахтались? Чем им насолил русский царь? Когда начнешь копать поглубже, увидишь, проглядывающую там, знакомую физиономию.
    Так было про инквизицию, так и про Иоанна Грозного.
    Однако, не надо из царя делать Святого, трудное правление, жестокость нравов, заговоры и предательства, да и вся эта кухня власти - дело довольно грязное - трудно остаться чистеньким.
     
  6. Шлетта Светлана Геннадьевна

    Шлетта Светлана Геннадьевна

    Норвегия
    Православный христианин
    Да, это так. Почему и надо нам предоставить суд Господу, и не впадать в крайности в своих мнениях.
     
  7. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    Я уже говорила и повторюсь, что Иоанн Грозный одна из сложнейших для понимания исторических фигур в России, так как вокруг него постоянно плелись интриги, как при его жизни, так и после, и до нынешнего дня. Истинный его портрет нам никогда не узнать.
     
  8. Гумилёв. От Руси до России.
    А в каком месте я поджуживаю против авторитетов церкви!?!?!!?!?
     
  9. р.Б. Андрей

    р.Б. Андрей

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Иногда кажется, что не режиссером и не артистами, а Духом Святым, был ведом этот фильм. Наверное так бывает.
    При жизни на угле спал - поэтому и солома в дорогу, а в сети улавливались души ( Петру и Андрею - "не бойся; отныне будешь ловить человеков" Лк 5:10) а может разорвалась сеть дьявольская, поймавшая его в грех.
     
  10. ***, да вообще о чём речь...!?!?!?!!? Вы хотите покрыть человека убивавшего людей, под предлогом его помазания. Вы пишите, что его казни были на благо (***, а я сомнивался), пусть будет так. Я писал в топике, его удалили, повторюсь. Кто нибудь из здесь присутствующих психологией занимается профессионально!?!!? Если попросить психолога составить психологический портрет Ивана Грозного, хотябы по его наклонностям казнить людей не гуманным способом, а через задницу в прямом смысле этого слова, травить дикими зверьми, четвертовать и заживо зжигать. Я не считаю, это нормальным состоянием здравого рассудка.

    _________________________
    *** - неэтичные слова, удаленные модератором
    Замечание
    : Федор, следите за своими словами и за эмоциями тоже.
     
  11. Наталья Новая

    Наталья Новая

    город Пенза
    Православный христианин
    Да, фильм, как песня, сделан, что называется "на одном дыхании".
    А какое смирение! Истинное, с самоиронией, скрываемое от других!
     
  12. р.Б. Андрей

    р.Б. Андрей

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Так, вам психолог нужен?
    Вы бы с блинами поаккуратней и успокойтесь:),
    Внемлите себе, это полезней, чем царей к суду призывать.
     
  13. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    Очень несерьезный анализ. Почерк не исторический, не исследовательский. Это не более, чем впечатления души поэта, который где-то что-то прочитал, но неизвестно что и какого автора. Хотя такой взгляд очень типичен для советской эпохи, ненавидевший царизм. :(
     
  14. Как я могу с вами дальше общаться, если вы не хотите меня слышать. Вы упёрлись не понятно во что.
    Вы уходите от прямых ответов, заданные мною ранее. Какой диалог вести дальше, я не знаю!?!?!?
    Грозный убивал!?!? Убивал! Зверски!?!?!? Зверски! Я уже про остальное молчу.
    Что вы от меня хотите!?!!? Что бы я его считал святым? Как церковь его признает таковым, тогда и буду. Но кто, то тут ранее писал, что не хочет церковь его таким признавать. Развели разговор на несколько страниц, а по существу никто и не что не сказал.

    Да никогда церковь не любила науку, историю и т.п. так как эти науки противоречат некоторым законам христианства.
    Гумилёв никогда не скрывал своё отношение к царизму, но старался объективно дать оценку своего видения. Гумилёв один из заслужанных и авторитетных историков.
     
  15. р.Б. Андрей

    р.Б. Андрей

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Я, вот задумался, а можно было его создать специально по заказу, так сказать, истинно верующими режиссерами и актерами? Наверное, вряд ли..., не смогли бы побороть, смирение и бережное отношение к святому. Здесь требовался реализм, да ещё, возможно, непонимание некоторых участников (как и в жизни) и, конечно, рука Божия.
     
  16. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    Вам в ответ и ссылки дали, и цитаты привели. Какой еще ответ вы хотите? Нужно просто читать то, что вам предлагают, если вы действительно ищите ответ.
     
  17. р.Б. Андрей

    р.Б. Андрей

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Да, вы успокойтесь:), мы ведем беседу, а не диспут, тем более, никого не собираемся задерживать, если не интересно.
     
  18. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    :eek: Опять ляп!
     
  19. Людмила, вас тут много на форуме, давайте вы будите представлять всех.
    Ответьте на вопрос:
    Дано: Царь, опричнина, казнь, детоубийство, зверские убийства.
    Первых четыре варианта откинет, на то воля Бога. Последнее пятое, ЗВЕРСКИЕ УБИЙСТВА, тоже воля Бога, или всё таки больное состояния рассудка у царя?
    Даже гипотетически представим, что и первых четырёх проблем не было. Вы мне по последнему дайте ответ или конкретную ссылку, где объясняет природу такого садизма.
     
  20. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    А был ли садизм? Вот, в чем вопрос.
     

Поделиться этой страницей