Правильное толкование притчи о добром самарянине

Крещён в Православии
1) Указание "поступай так же" идет непосредственно после слов о действии самаритянина "оказавший ему милость", а значит к нему и относится. Нет других тут вариантов.
Есть тут другие варианты. Если учитывать контекст. См. мой ответ выше:

в притче нигде не сказано ни о каких действиях пострадавшего и о его отношении к самаритянину
Да, действительно, в притче не сказано что пострадавший "возлюбил" самарянина. И это действительно путает. Но контекст притчи - это заповедь "возлюби ближнего как себя". А в стихе 36 задан вопрос "кто ближний для пострадавшего?". Так что по контексту получается что пострадавший должен любить своего ближнего, т.е. в данном случае самарянина.

Поэтому такое ваше толкование не основательно, я считаю
Ваше толкование ещё менее основательно, т.к. в притче не сказано что самарянин любил пострадавшего. Строго говоря мы вообще не знаем почему он это сделал. Может он хотел выкуп за него получить? (шутка). Ну то есть если в притче речь о заповеди "люби ближнего", а про самрянина не сказано ни то что он любил пострадавшего, ни то что пострадавший для него ближний - то почему Вы считаете что речь тут про действия самарянина? Про пострадавшего хотя бы сказано что для него ближний - самарянин.

Об отношении пострадавшего ничего не известно, он мог оказаться и неблагодарным и злым. Поэтому слова "поступай так же" никак не могут к нему относиться.
Опять же, тут нужен контекст. Слова "поступай так же" в стихе 28 означают "люби ближнего". А в стихе 37 эти же слова сказаны после утверждения "самарянин - ближний для пострадавшего". Так что по контексту получается что они означают "люби ближнего, в данном случае - самарянина".

Вот толкование праведного Иоанна Кронштадтского на стих 37:
"Кому сделаешь милость, тот и есть твой ближний. Значит, всякому нужно делать добро, не разбирая лица, иностранец ли он, соотечественник или другой кто".
Это толкование противоречит эпизоду с хананеянкой Мф.15:22-26. Да, я считаю что Иоанн Кронштадтский ошибался.
К тому же Вы только что сами написали: "Об отношении пострадавшего ничего не известно, он мог оказаться и неблагодарным и злым". То есть если я кому-то сделал добро, а он оказался неблагодарным и злым - то согласно Иоанну Кронштадтскому он что, всё равно мой ближний???
Нет, ближний - тот, кто тебе делает добро, а не тот кому ты делаешь добро.


Если бы Он вовсе не хотел оказать ей помощи, то не оказал бы ее и после этого
Тут интереснее другой вопрос: стал ли бы он ей помогать, если бы она ушла? Или если бы сказала что-то другое? Он ведь ей помог когда убедился в её вере. А если бы она её (веру) не проявила - то наверное и не помог бы. А Иоанн Кронштадтский говорит "всякому нужно делать добро". Нет, не всякому. В данном случае - только тому у кого есть вера.

Вот именно обратное Он показывает своим примером, т.к. помог Сам.
Да, помог, но только при соблюдении определенного условия (наличие веры). А без этого условия - не помог бы. То есть всё-таки НЕ КАЖДОМУ надо помогать.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Вы опять решились поговорить про прямую речь Христа? Или евангелист Лука так написал? Тогда прочтем вместе: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же « (Лк.10:36-37). Итак ближний «попавшемуся разбойникам» Можно вернуться к вопросу законника: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний « (Лк.10:29)? Как видим, притча давалась понять: кто твой ( законника ) ближний . А теперь другой вопрос, уже от Вас, читающего через 2000 лет какой? Ближний ли оказавший милость самарянин? Можно смело заменить: ближний - оказавший милость !
Не понял что Вы хотели сказать. То, что ближний - оказавший милость - ну да, я именно об этом и говорю.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Кто "давал" в притче? Самарянин. Он проявил любовь? Проявил.
А вот и нет. Мы не знаем его мотивов. Он мог помочь и из других соображений.


Господь дал ДВА ответа на один вопрос, что Вас смущает? Поступай так же - будь как самарянин.
Ну так Вы не договариваете. Если Вы говорите что "Господь дал ДВА ответа на один вопрос", и один из них - "будь как самарянин", то озвучьте сразу и второй ответ. А то чего я тут один-то против всех?
 
Православный христианин
А вот и нет. Мы не знаем его мотивов. Он мог помочь и из других соображений.
А вот и "ДА!" Прямая речь Спасителя и вопрошавшего:
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 30–37).
Милость, оказанная избитому, это безусловно "Любовь к ближнему",
притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом еще в Ветхом Завете в книгах Второзакония (6: 5) и Левит (19: 18). Ответ заключался в любви к Богу и ближнему.

Ну так Вы не договариваете. Если Вы говорите что "Господь дал ДВА ответа на один вопрос", и один из них - "будь как самарянин", то озвучьте сразу и второй ответ. А то чего я тут один-то против всех?
Как это против? Ничего не против ...
"озвучьте сразу и второй ответ ...."
Он первый и за самоочевидностью ... не произнесён Иисусом Христом, ближний - это любой человек, кто помог ТЕБЕ в беде, но ситуация инверсна: самарянин - ближний избитому, но и избитый - ближний самарянину, так как он помог ему КАК БРАТУ, для брата он сделал бы то же самое!
 
Крещён в Православии
А вот и "ДА!" ... оказавший ему милость ...Милость, оказанная избитому, это безусловно "Любовь к ближнему"
Ну в целом да, наверное соглашусь.
Но всё-таки считаю что основной акцент в этой притче - на отношении именно пострадавшего к самарянину.
 
Ну в целом да, наверное соглашусь.
Но всё-таки считаю что основной акцент в этой притче - на отношении именно пострадавшего к самарянину.
Смысл теряется. Какое отношение законник имел теоретически к пострадавшему? Да и иди и поступай также - это явное отождествление законника с самаряниным. А он спрашивал кто мой ближний . Но фоном есть и ближний к пострадавшему.
 
Православный христианин
Ну в целом да, наверное соглашусь.
Но всё-таки считаю что основной акцент в этой притче - на отношении именно пострадавшего к самарянину.
Максим, фарисеи "замучились" искать сложные вопросы для Мессии, ЗАЧЕМ Иисусу Христу повторять ответ, УЖЕ прозвучавший из уст вопрошавшего?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Почему я считаю, что "поступай так же" относится к деянию самарянина? Потому, что "поступок" был ТОЛЬКО его, избитый - лежал.
Так - что отцы, давшие толкование, правы, Господь заставил ответить САМОГО фарисея на вопрос "кто ближний", и дал СОВЕТ (повеление) - "поступай так же", так как все мы (и слушавшие речь) ближние ДРУГ - ДРУГУ ...
 
Православный христианин
Так я и не спорю с тем что Святой Дух - окончательный судья.
Просто я сомневаюсь что ВСЁ написанное Отцами - написано под прямым водительством Святого Духа. Что-то - да, а что-то - нет. Отцы тоже могут ошибаться.
Чистые сердцем Бога узрят. А мы чище сердцем или отцы чище? Мы - как зайцы, а отцы - как дед Мазай. Какая будет зайцу польза в том, чтобы начать с кочки своего дрожания хвостиком оценивать - а вот тут дед Мазай не прав. Не в том заячья польза. Ведь у отца ум более Христов, нежели наш, нам пока погодить оценки Мазаям. Другое нам полезнее, вот сидим мы на своей кочке ветхого рассудка, вокруг половодье чувств, мыслишки какие-то возникают, вибрируют, а нам бы перебраться через это затруднение на своем пути. И вот тут проплывает мимо какой-нибудь добрый дед Мазай, утешитель на своей лодке. Аллилуйя! Это возможность для нас впрыгнуть в лодочку и встать, так сказать, на плечи гигантов духа, по знакомству. И вот у Сима, Хама и Иафета папа тоже мог ошибаться, но он построил им ковчег, чтобы как-то того, выплывать им из пучины в непогоду. Сим и Иафет правильно это оценили, а некоторые - наоборот коцентрировались не на предоставляемой через Ноя возможности, а на каких-то других аспектах, и были не правы, не на пользу себе выбрали путь.

Насколько я знаю - нет запрета на собственное толкование Писания. Просто это нужно осторожно делать, чтобы дров не наломать. Поправьте если не прав.
Да, если не ересь, не кощунство какое-то, то вроде запрета нет. Ведь в главном единство, во второстепенном свобода, и во всем любовь. С любовью - можно. Но во избежание протестантского безрассудства, хулы на Духа Святого, во избежание ереси, во избежание того, чтобы через нас соблазн пришел, нужно же хоть у кого-то из отцов найти подтверждение. А то будет внецерковное толкование - а какая же в этом любовь. Без поверки у отцов - методологически неправильно. То есть лучше не "прочитал текст-произвольно истолковал и крутой", а "прочитал текст-прочитал толкования отцов-благодатно исповедовал и слава Богу".
Ну вот например, если мы придумаем следующую самопальную раскоряку: якобы надо любить только того, кто нам милость оказал, а остальных совсем любить не надо. Тогда у кого же из отцов найдем подтверждение такому? Ни у кого, ведь это бы противоречило (Мф. 5:46). Вот и резонный вывод - если ни у кого не нашли, то значит самодеятельность сомнительного свойства. Если у всех, кого прочли из отцов и богословов, написано что "и ты поступай также" - как добрый самаритянин, значит так оно и есть. Ведь врата ада не могли поглотить и заставить ошибаться всех, кроме нас любимых, ну а вот мы как раз могли со своей кочки впасть в заблуждение.
 
Православный христианин
Я предлагаю такую связку:
Что мне делать? -> Люби ближнего как себя -> Кто такой ближний -> Оказавший милость -> Люби оказавшего милость как себя
Если рассуждать по вашей логике и брать логическую связку начиная от вопроса "Что мне делать?", то в ходе нее есть указание "Люби ближнего", а также разные действия разных персонажей:
- Разбойники избили и ограбили;
- Священник прошел мимо;
- Левит прошел мимо;
- Самарянин помог.
И как тут читатель должен понять, к какому именно из этих действий относятся слова "Поступай так же"? Может быть, они означают, что надо проходить мимо, как священник и левит?
Вы считаете, что они относятся именно к словам "Люби ближнего", но оснований для этого нет, т.к. если идти по вашей логике, то эти слова могут с таким же успехом относиться к действиям разбойников, священника и левита.

Логика, по которой я рассуждаю, проще. И вообще, это по-моему даже просто правила или логика русского языка. По аналогии с тем, как местоимение по умолчанию относится к последнему существительному соответствующего рода, так же и "так же" по умолчанию относится к последнему упомянутому действию.
Хотя вообще-то, если принять вашу версию, что "Поступай так же" значит "Люби ближнего", это по сути верно, т.к. самарянин это и сделал - проявил любовь. Любовь и проявляется в оказании милосердия, помощи.
Да, действительно, в притче не сказано что пострадавший "возлюбил" самарянина. И это действительно путает. Но контекст притчи - это заповедь "возлюби ближнего как себя". А в стихе 36 задан вопрос "кто ближний для пострадавшего?". Так что по контексту получается что пострадавший должен любить своего ближнего, т.е. в данном случае самарянина.
Одно другому не противоречит. Смысл в том, что все должны любить друг друга.
Ваше толкование ещё менее основательно, т.к. в притче не сказано что самарянин любил пострадавшего.
Сказано. Его помощь и была актом любви к пострадавшему. В христианском понимании любовь - это не чувство, а действие. И вот эти действия самарянина, который пожертвовал своим временем, силами, деньгами ради пострадавшего от разбойников - это самая настоящая христианская любовь.
Строго говоря мы вообще не знаем почему он это сделал. Может он хотел выкуп за него получить? (шутка).
вот как раз оказание милости без видимых материальных выгод от этого - это и есть любовь.
Ну то есть если в притче речь о заповеди "люби ближнего", а про самарянина не сказано ни то что он любил пострадавшего, ни то что пострадавший для него ближний - то почему Вы считаете что речь тут про действия самарянина?
То, что пострадавший для самарянина ближний, самарянин показал своим поступком.
Это толкование противоречит эпизоду с хананеянкой Мф.15:22-26.
Нет, не противоречит, т.к. Христос ей таки помог.
К тому же Вы только что сами написали: "Об отношении пострадавшего ничего не известно, он мог оказаться и неблагодарным и злым". То есть если я кому-то сделал добро, а он оказался неблагодарным и злым - то согласно Иоанну Кронштадтскому он что, всё равно мой ближний???
ДА. И не только согласно Иоанну Кронштадтскому, но и согласно блж. Феофилакту.
Нет, ближний - тот, кто тебе делает добро, а не тот кому ты делаешь добро.
Так мыслят язычники. В христианском понимании все люди ближние.
А если представить, что у Вас бы был ребенок инвалид, который ничего доброго Вам сделать не может, то Вы бы тогда не считали его ближним на этом основании?
Тут интереснее другой вопрос: стал ли бы он ей помогать, если бы она ушла? Или если бы сказала что-то другое? Он ведь ей помог когда убедился в её вере. А если бы она её (веру) не проявила - то наверное и не помог бы.
Господь всеведущ, и Он знал заранее, что она не уйдет, поэтому и отказывал поначалу. Веру она проявила уже тем, что обратилась к Нему за помощью.
А Иоанн Кронштадтский говорит "всякому нужно делать добро". Нет, не всякому. В данном случае - только тому у кого есть вера.
У кого нет веры, тот бы не обратился за помощью.
Слова прав. Иоанна означают, что мы не должны отказывать в помощи на том основании, что человек принадлежит к другой нации / религии / стране и т.д.
Да, помог, но только при соблюдении определенного условия (наличие веры). А без этого условия - не помог бы. То есть всё-таки НЕ КАЖДОМУ надо помогать.
Даже когда мы читаем молитву "Отче наш", мы уже помогаем хотя бы немного всем. Когда поступаем по заповеди апостола "Молитесь за всех людей", помогаем всем.
 
Православный христианин
Насколько я знаю - нет запрета на собственное толкование Писания. Просто это нужно осторожно делать, чтобы дров не наломать. Поправьте если не прав.
В православии довольно четкое для этого правило.
За истину принимается согласное учение святых отцов.
Если на какое-то место из Библии имеется согласное толкование святых отцов (то есть по сути одинаковое), то вот это толкование и считается истинным, и нельзя высказывать других суждений.
Если же толкований нет, либо они все разные, то тогда допустима дискуссия и можно высказывать свои варианты толкования.
“непременно нужно при чтении писания, чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святый Апостол Петр о священном Писании: «Всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает» (Русский перевод: никакого пророчества в писании нельзя разрешить самому собою). «Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы» (2 Пет. 1:20-21). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, - святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священнаго Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если Вы ограничитесь чтением одного священнаго Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что «душевен человек не приемлет яже Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2:14, 11).”
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Православный христианин
Мария, где Он отказывал?
В истории с хананеянкой приведите слова отказа. Там нет слов отказа.
"Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф.15:24-26).
И Иоанн Златоуст подтверждает:
"Христос знал, что она скажет это. Потому-то и медлил (оказать ей помощь); для того и отказывался даровать ей просимое, чтобы показать ее любомудрие".
 
Крещён в Православии
Эти слова: "Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" сказаны ученикам.
Слова "... нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам ...", сказаны уже как ответ хананеянке на ее просьбу о помощи. Но это не слова отказа, а слова испытания. В конце концов хананеянка обратилась к Иисусу Христу как к Господу. Хананеянка исповедала Иисуса Христа как Господа (в греческой редакции это слово особо выделено прописной буквой в начале слова: "... так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их ..."). И Господь конечно же знал, Кого она имела в виду, обращаясь к Нему, и знал ее ответ раньше, чем она произнесла его. Но для кого сказаны слова про "псов"? Для хананеянки? - нет. Для тех, кто шел с Ним тогда к морю Галилейскому. Чтоб идущие с Ним услышали Его слова "... о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему ...".

Ведь немногим ранее Господь не сказал этих слов (про псов) в ответ на такую же просьбу центуриона, у которого был болен слуга (по другим сведениям - сын). Но опять же сказал идущим с Ним: "... Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ...".

Видите? А вера апостолов? А вера апостолов - не достойна похвалы. Господь через эти случаи обличал маловерие апостолов.
 
Крещён в Православии
Ну вот например, если мы придумаем следующую самопальную раскоряку: якобы надо любить только того, кто нам милость оказал, а остальных совсем любить не надо. Тогда у кого же из отцов найдем подтверждение такому? Ни у кого, ведь это бы противоречило (Мф. 5:46).
Спасибо за ссылку. Она многое проясняет.
Я вижу ситуацию так: в притче о добром самарянине Христос поясняет ветхозаветную заповедь "люби ближнего как себя". А в Мф. 5:43-47 он даёт ДРУГУЮ, НОВУЮ заповедь:
5:43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
5:44 А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
5:45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
5:46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари*?
5:47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Заметьте, что здесь он не называет врагов ближними. Да, он говорит что их надо любить. Но это не делает их БЛИЖНИМИ. Ближний - это тот кто ТЕБЯ любит/помогает.
 
Крещён в Православии
Логика, по которой я рассуждаю, проще
Проще - не всегда правильнее.
Ваша мысль ясна. Да, согласен, тут можно усмотреть такой смысл (что обычно и делают). Но я всё-таки настаиваю на том чтобы понимать всё притчу как единое целое. Тогда моя трактовка вполне логична. Подробнее изложил тут:

все должны любить друг друга
Ну так с этим-то я не спорю )))))
А ещё должно быть царство небесное на земле. А ещё мы должны жить в раю. Но когда Христос говорит о подобных вещах - он специально оговаривает это. А притча о самарянине - это не ответ на вопрос "как должно быть", а инструкция к действию для конкретного человека в реальной жизни. По крайней мере я её так понимаю.

Его помощь и была актом любви к пострадавшему.
Да, частично соглашусь. Тем более что в стихе 37 сказано "оказавший ему милость".

То, что пострадавший для самарянина ближний, самарянин показал своим поступком.
Не соглашусь. Если я кому-то помогаю или даже люблю его - это не делает его БЛИЖНИМ. Ближний - это тот кто МНЕ помогает. Это разные вещи, вы путаете два РАЗНЫХ понятия.
Смотрите мой комментарий выше про нагорную проповедь.
5:43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
5:44 А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, ...
Враг - это НЕ БЛИЖНИЙ, даже если я его люблю.
На первый взгляд может показаться что я придираюсь к словам. Но я считаю что тут терминология очень важна. Если мы будем называть ближним того кто ближним не является - у нас будет каша в голове, и мы сделаем неправильные выводы. В том числе в практической жизни.

ДА. И не только согласно Иоанну Кронштадтскому, но и согласно блж. Феофилакту.
Значит Иоанн Кронштадтский и блж. Феофилакт ошибаются. По крайней мере Иоанн Кронштадтский. Вот эту его фразу считаю неверной: "Кому сделаешь милость, тот и есть твой ближний.". Потому что Христос ничего подобного не говорил. В Мф. 5:43-47 он говорит что надо любить врагов своих, но не говорит что враг - это ближний. Враг не может быть ближним, даже если его любить.
По поводу блж. Феофилакта - там неоднозначно. Он говорит "Ибо все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои". Что конкретно он имеет в виду под природой - не совсем понятно.

В христианском понимании все люди ближние.
Нет. В христианском понимании всех людей надо любить, но это ещё не делает их ближними.

А если представить, что у Вас бы был ребенок инвалид, который ничего доброго Вам сделать не может, то Вы бы тогда не считали его ближним на этом основании?
Не считал бы. Чтобы я кого-то назвал ближним - он должен для этого постараться. В данном случае - он должен меня любить. Тогда - да, он мне ближний. Даже если ничего доброго мне сделать не может. А если он меня не любит - то он мне не ближний. Даже если я его люблю.

Веру она проявила уже тем, что обратилась к Нему за помощью.
Почему тогда он ей сразу не помог?

Слова прав. Иоанна означают, что мы не должны отказывать в помощи на том основании, что человек принадлежит к другой нации / религии / стране и т.д.
Тут согласен. Также беру назад свои слова "не всякому нужно делать добро". Поскольку в Мф. 5:43-47 сказано обратное. Хоть и плохо представляю как это может работать в реальной жизни. По крайней мере - такой рецепт не всегда будет работать.
PS
Все-таки не вполне понятна ситуация с хананеянкой. Плюс ещё есть такой момент: в Мф. 5:43-47 сказано что врагов надо любить, но не сказано что всех надо любить. То есть если он мне "и не друг, и не враг" - то его тоже надо любить? Строго говоря - в Мф. 5:43-47 об этом не сказано. Но это наверное уже придирки. А может и нет.

Стакан стоит рядом с вазой. Что из них друг другу ближнее - ваза стакану или стакан вазе?
Стакан и ваза ничего не делают. Они просто стоят. А ближний - это про действие. Ближний - это тот кто любит.
1720572134084.png

Кто на этой картинке - ближний?

Повторю: на первый взгляд может показаться что я придираюсь к словам. Но я считаю что тут терминология очень важна. Если мы будем называть ближним того кто ближним не является - у нас будет каша в голове, и мы сделаем неправильные выводы. В том числе в практической жизни.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Но я считаю что тут терминология очень важна. Если мы будем называть ближним того кто ближним не является - у нас будет каша в голове, и мы сделаем неправильные выводы. В том числе в практической жизни.
Например, вдруг перепутаем сделаем добро!
А это уже будет "прокол" - в практической жизни (по вашему?)
Ближний - это тот кто любит
«Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»
Мф. 5: :46
Значит Иоанн Кронштадтский и блж. Феофилакт ошибаются. По крайней мере Иоанн Кронштадтский. Вот эту его фразу считаю неверной: "Кому сделаешь милость, тот и есть твой ближний.". Потому что Христос ничего подобного не говорил. В Мф. 5:43-47
Ну да, ну да....
А что же мы так долго рассуждали по поводу притчи о законнике и самарянине?
Самарянин - враг иудеям?
Враг!
Он является ближним, потерпевшему от разбойников иудею
Да!
Правы святые, Иоанн Кронштадтский и блж. Феофилакт?
Правы!
Не прав, Максим Н?
....
 
Крещён в Православии
Все ваши ответы говорят пока : « Я СЧИТАЮ» Хотелось бы понять: кто этот Я»?
Всё указывает на то, что это просто очередной троллинг.
Как то часто и много всякого такого стало за последнее время..
Или я раньше не замечал.
Общая черта одна прослеживается - "рассказать, а не услышать"..и всегда под видом "хочу разобраться"
 
Сверху