Психология - наука или?...

Сибирь
Православный христианин
Что же касается вопроса "Психология и Церковь", имхо, просто знание психологии навредить священнослужителю не способно. Но вот ПРИМЕНЕНИЕ этих знаний священнослужителем - путь к пропасти. В силу малой научности этих знаний, если не сказать бОльшего.
 
Сибирь
Православный христианин
Я хотел сказать, что такое имеет место быть, а не что я с этим тезисом согласен. Лично я не считаю что цель оправдывает средства. Но такой тезис есть, для кого-то все средства хороши, вплоть до самых ужасных.
Да, я вижу вашу позицию, просто пытаюсь её развернуть для лучшего понимания.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Читаю тему и не могу отделаться от мысли, что психология понимается как-то очень узко. Позвольте напомнить уважаемым участникам беседы о существовании такие аспектов психологии как психология чтения или психология письма, возрастная психология (не патологии, а об общих закономерностях), психология профессии (опять-таки не о межличностном взаимодействии в профессии), а о необходимых качествах человека или о тех качествах, которые развиваются благодаря определенной профессиональной деятельности.

Скажем, воспитателю в детском саду или учителю в школе необходимо знать, какое время ребенок может непроизвольно или произвольно сосредотачиваться на каком-либо предмете. Вы же понимаете, что двухлетка не может полтора часа слушать лекцию. Есть общие психологические рекомендации, что не исключает отдельные колебания этих показателей. Ну, или скажем, знание того, что при чтении мы опираемся на выступающие за строчку элементы букв и на верхнюю часть строки, помогает научить школьников более быстрому и легкому чтению. Знания о том, что профессиональные действия прочно сохраняются в памяти, помогают организовать работу с пожилым человеком, у которого ослабевает память.
Я бы не стала сводить все многобразие психологических знаний только к личному консультированию, о чем уже пыталась писать на первых страницах этой темы.
 
Сибирь
Православный христианин
Читаю тему и не могу отделаться от мысли, что психология понимается как-то очень узко. Позвольте напомнить уважаемым участникам беседы о существовании такие аспектов психологии как психология чтения или психология письма, возрастная психология (не патологии, а об общих закономерностях), психология профессии (опять-таки не о межличностном взаимодействии в профессии), а о необходимых качествах человека или о тех качествах, которые развиваются благодаря определенной профессиональной деятельности.
Не пытаясь очернить психологию во всех её проявлениях - скажите, а здоровому человеку нужны костыли? Или - в каких случаях здоровому нужны костыли?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не пытаясь очернить психологию во всех её проявлениях - скажите, а здоровому человеку нужны костыли? Или - в каких случаях здоровому нужны костыли?
Виталий, я не поняла Ваш вопрос. Пожалуйста, уточните, что Вы имеете в виду. Я, кажется, писала о психологии здоровых людей. В качестве примера привела время возможной концентрации внимания здоровых детей. Эти данные должен знать любой здоровый воспитатель детского сада. Причем здесь костыли?
 
Сибирь
Православный христианин
Виталий, я не поняла Ваш вопрос. Пожалуйста, уточните, что Вы имеете в виду. Я, кажется, писала о психологии здоровых людей. В качестве примера привела время возможной концентрации внимания здоровых детей. Эти данные должен знать любой здоровый воспитатель детского сада. Причем здесь костыли?
Ну, знает воспитатель время концентрации внимания здорового ребенка. Дальше-то что? Если это время отличается от некоей "нормы", что это означает?
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Знает и поэтому систему занятий выстаивает с учетом этого среднего времени. Заметьте, среднего, обычного. Если это время у конктерного ребенка сильно отличается от его сверстников, это повод для того, чтобы воспитателю, не обладающему специальными узкими знаниями, проконсультироваться у смежного специалиста. Воспитатель в своем профессиоанльном образовании получает знания по возрастной психологии, но он - не психолог.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Психологию изучают во всех учебных заведениях, это говорит о том, что она нужна представителям всех профессий. Во многих ВУЗах изучают различные виды: психология управления, юридическая психология и т.п.
 
Сибирь
Православный христианин
Воспитатель в своем профессиоанльном образовании получает знания по возрастной психологии, но он - не психолог.
Вот и пусть воспитывает. Если призвание есть.
А знание "времени концентрации внимания" для него не более чем отвлеченное знание. Нефиг играть в господа Бога, тем более с детьми.
 
Сибирь
Православный христианин
Психологию изучают во всех учебных заведениях, это говорит о том, что она нужна представителям всех профессий. Во многих ВУЗах изучают различные виды: психология управления, юридическая психология и т.п.
Практическая психология в своей массе направлена на то, чтобы создать некий "шаблон", согласно которого можно и нужно "подтесать" любую личность под "образец". "Внешнее управление", понимаете? Что психология управления, что "юридическая психология", что психология торговли, цель одна - получение преимущества перед оппонентом, не знакомым с психологией.
С материальной, практической, точки зрения это вроде бы и оправдано, человек (вроде бы) становится сильнее. А с духовной стороны? Навязывание человеку своего "шаблона", да ещё и без его ведома (чаще всего) - это чем оправдано?
 
Практическая психология в своей массе направлена на то, чтобы создать некий "шаблон", согласно которого можно и нужно "подтесать" любую личность под "образец". "Внешнее управление", понимаете? Что психология управления, что "юридическая психология", что психология торговли, цель одна - получение преимущества перед оппонентом, не знакомым с психологией.
С материальной, практической, точки зрения это вроде бы и оправдано, человек (вроде бы) становится сильнее. А с духовной стороны? Навязывание человеку своего "шаблона", да ещё и без его ведома (чаще всего) - это чем оправдано?
Это помогает и заботиться о людях. Уметь приноравливаться к разным людям, сочувствовать и понимать, что их поведение обусловлено чем-то не связанным со мной, не обижаться на них, не ссориться с ними, а стараться быть деликатней, и учитывая как раз индивидуальную психологию, обеспечивать лучший уровень общения. Пример безграмотного общения с этой точки зрения, это когда один по какой-то своей неосознаваемой причине начинает вести себя агрессивно, а второй не понимает, что он защищается, обижается на него, тоже вступает в конфликт и в итоге - ссора, превратное понимание друг о друге, конфликт, расставание, обида. Или ребёнок (у меня дома недавно жили подруга с мужем и пятилетним ребёнком) - он начинал во второй половине дня ныть и скандалить. Мы все знаем на таком уровне психологию, поэтому на него никто не кричал, все понимали, что он так себя ведёт, потому что долго не гуляет из-за карантина, а энергию нужно выплеснуть. Безграмотные родители бы на него стали кричать, раздражаться, делать его виноватым во всём плохом, что происходит. Когда это более-менее отслеживаешь, перестаёшь быть игрушкой в руках собственных неосознанных состояний. Когда не осознаёшь - не можешь поменять ситуацию, а когда осознаёшь - совсем другое дело. Так что это ближе к аскетике, которая тоже учит отслеживать внутренние состояния и быть внимательным к ближним.
 
Сибирь
Православный христианин
Это помогает и заботиться о людях. Уметь приноравливаться к разным людям, сочувствовать и понимать, что их поведение обусловлено чем-то не связанным со мной, не обижаться на них, не ссориться с ними, а стараться быть деликатней, и учитывая как раз индивидуальную психологию, обеспечивать лучший уровень общения. Пример безграмотного общения с этой точки зрения, это когда один по какой-то своей неосознаваемой причине начинает вести себя агрессивно, а второй не понимает, что он защищается, обижается на него, тоже вступает в конфликт и в итоге - ссора, превратное понимание друг о друге, конфликт, расставание, обида. Или ребёнок (у меня дома недавно жили подруга с мужем и пятилетним ребёнком) - он начинал во второй половине дня ныть и скандалить. Мы все знаем на таком уровне психологию, поэтому на него никто не кричал, все понимали, что он так себя ведёт, потому что долго не гуляет из-за карантина, а энергию нужно выплеснуть. Безграмотные родители бы на него стали кричать, раздражаться, делать его виноватым во всём плохом, что происходит. Когда это более-менее отслеживаешь, перестаёшь быть игрушкой в руках собственных неосознанных состояний. Когда не осознаёшь - не можешь поменять ситуацию, а когда осознаёшь - совсем другое дело. Так что это ближе к аскетике, которая тоже учит отслеживать внутренние состояния и быть внимательным к ближним.
Интересно, как Церковь до сих пор без психологии обходилась , и почему до сих пор не взяла её к обязательному изучению?
Раз уж психология так "помогает заботиться о людях"...
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот и пусть воспитывает. Если призвание есть.
А знание "времени концентрации внимания" для него не более чем отвлеченное знание. Нефиг играть в господа Бога, тем более с детьми.
Христос воскресе!

Воспитатель не "играет в Господа Бога", а трудится. Знание основ возрастной психологии, еще раз повторю, ему необходимы, чтобы знать, как выстроить занятия (они обязательны) так, чтобы дети не отвлекались, не уставали, не повредили свое здоровье, но при этом максимально научились бы чему-то полезному. Сколько минут в среднем трехлетка или семилетка (разница есть!) могут рисовать, слушать взрослого, слушать ребенка. Не могу с Вами согласиться, что это - отвлеченное знание.

Мы знаем, что физик - не математик. Но знания математики в определенном объеме ему необходимы. Знаем, что врач - не химик, однако химию он изучает. Мне кажется, что у нас с Вами непонимание просходит от того, что различны представления о психологии. Вы и я изучали разные ее разделы.

Да, еще. У Вас был вопрос о том, что делать воспитателю, если ребенок по какой-то причине не выдерживает 2средние показатели". Я ответила, что в идеале надо бы воспитателю посоветоваться с психологом. Для чего? Для того, чтобы знать, как организовать занятия этого ребенка с пользой для него и без вреда для других 19-24 детей.
И, конечно, призвание в профессии - это много. Но почему тогда не говорить о враче: пусть лечит, если есть призвание? А в химию пусть не лезет. В каждой профессии кроме призвания есть свои профессиональные знания и умения.
 
Последнее редактирование:
Сибирь
Православный христианин

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Скорее, не изучали, а сталкивались на практике.
Не знаю, что на это ответить. Мне читали на первом курсе педагогического вуза "Основы общей психологии", на первом же - "Основы возрастной физиологии", на втором - "Возрастную психологию". Далее, при написании курсовых мне понадоблись знания из "Психологии обучения частным предметам". А уже во взрослой профессиональной жизни самостоятельно изучала "Психологию чтения", "Психолгию письма", "Психологию усвоения грамматики". Работала рядом со специалистами в области онтолингвистики. Думаю, что Вы, действительно, "не сталкивались" с этими разделами психологии.
 
Сибирь
Православный христианин
Не знаю, что на это ответить. ..... Думаю, что Вы, действительно, "не сталкивались" с этими разделами психологии.
:)

Что такое "практическая психология", о которой я, собственно, и веду речь:

Практическая психология
Практическая психология (в XIX веке — опытная п.[1]) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.
Самостоятельными областями практической психологии являются: психологическое консультирование, психологическое тестирование, психологическая коррекция. Практическая психология передаёт свои знания в форме рекомендаций профессиональным психологам, которые относятся к влиянию на психику и деятельность людей. Методы могут быть индивидуальными и групповыми. Индивидуальные методы (психоанализ, аутотренинг, логотерапия) используются при работе наедине с клиентом. Групповые методы — с группой людей. К методам, позволяющим работать с группой, относятся: аутотренинг, гештальтгруппы, группы встреч, группы телесной терапии, группы терапии искусством, логотерапия, психоанализ, психодрама, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое тестирование, Т-группы.[2]

 
Сибирь
Православный христианин
И, конечно, призвание в профессии - это много. Но почему тогда не говорить о враче: пусть лечит, если есть призвание? А в химию пусть не лезет. В каждой профессии кроме призвания есть свои профессиональные знания и умения.

Видите ли... в психологии... в ОБЩЕЙ психологии... тоже есть свои профессиональные знания и умения.
И то, что врачу педагогу приходится изучать некоторые части этих знаний, не делает из него химика психолога.
Извините.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Видите ли... в психологии... в ОБЩЕЙ психологии... тоже есть свои профессиональные знания и умения.
И то, что врачу педагогу приходится изучать некоторые части этих знаний, не делает из него химика психолога.
Извините.
Виталий, никто и не претендует на звание психолога. И, конечно, практической психологией я не занималась ни в каком виде. О чем и писала ранее:
Мне кажется, что у нас с Вами непонимание просходит от того, что различны представления о психологии. Вы и я изучали разные ее разделы.
Но в тема названа Психология - наука или?...
В названии не уточнено, что вопрос стоит именно о практической психолиии. Поэтому я посчитала возможным уточнить, что без знаний из области психологии было бы трудно представителям некоторых профессий.
Извинять мне Вас не за что. Еще раз повторю, что я, действительно, не психолог, так что Вы в отношении меня ни в чем не ошиблись и ничем меня не обидели.
Дружим дальше?
 
Интересно, как Церковь до сих пор без психологии обходилась , и почему до сих пор не взяла её к обязательному изучению?
Раз уж психология так "помогает заботиться о людях"...
Не обходилась. Священник должен быть психологом, если хочет заниматься исцелением душ.
 
Сибирь
Православный христианин
Дружим дальше?
Разумеется.
Что же касается названия темы, то оно, скорее, подразумевает такое прочтение: Где в психологии заканчивается наука и начинается шарлатанство?
Так как и одного, и, к сожалению, второго, в психологии более чем предостаточно.
 
Сверху