Спасены в надежде

Крещён в Православии
Все приведенные цитаты Максима Исповедника, как раз и говорят о том, что ум это необходимый инструмент для души, которым человек должен научиться пользоваться, но это не означает, что ум является критерием наличия Богапознания. Иначе все душевно больные и лишение рассудка, являлись бы предметами без души не имеющих возможности познать Бога.
Из ссылки на святителя Григория Нисского

Глава десятая. О том, что ум действует посредством чувств
   Поскольку ум посредством этого орудного снаряда слагает в нас слово, то стали мы словесными. Но не имели бы, как думаю, дара слова, если бы на устах лежала вся тяжесть и трудность служения потребности тела принятием пищи. Теперь же такое служение приняли па себя руки, а уста оставили свободными для служения слову.
   Действование же этим орудием двояко: одно — в произведении звука, другое — в восприятии представлений, получаемых извне. И одно действование не смешивается с другим, а остается при том, к чему назначено природой, не беспокоя соседа: слух не говорит и голос не слышит. Ибо голос всегда непременно что-либо издает, а слух, постоянно приемля в себя, «не насыщается», как говорит где-то Соломон (Притч. 27:20), что, по моему мнению, особенно заслуживает в нас удивления. Какова же обширность этого внутреннего вместилища, в которое стекается все, вливающееся посредством слуха? ..... (Далее по ссылке).

Спокойной ночи!
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
На последок ещё дам цитаты из святителя Григория Нисского.

Глава четырнадцатая. О том, что ум не в какой-либо части тела, и о различии телесных и душевных движений
   Но далеко уклонились мы от предположенного. Слово наше имело для себя целью показать, что ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновен ко всему телу, сообразно с природой производя движение в подлежащем его действию органе. Бывает же иногда, что ум следует и естественным стремлениям, как бы делаясь слугой. Ибо нередко управляет им естество телесное, влагая в него и чувство скорбного, и вожделение увеселяющего, почему естество это доставляет и первые начала, производя или пожелание пищи, или вообще побуждение к какому-нибудь удовольствию, а ум, принимая такие побуждения, но собственным своим примышлениям доставляет телу средства к получению желаемого. Но не со всеми бывает подобное этому, а только с имеющими более грубые расположения — с людьми, которые, поработив разум естественным побуждениям, при содействии ума отыскивая усладительное для чувств, раболепно льстят им; с более же совершенными бывает не так: ими правит ум, избирая полезное разуму, а не страсти, естество же идет по следам правителя.....
 
Крещён в Православии
.... А как слово наше открыло разности в жизненной силе: силу питательную без чувства, силу питательную и растительную, чуждую разумной деятельности, силу разумную и совершенную, распоряжающуюся всякой другой силой, так что можно существовать и при тех силах и иметь превосходство по умственной силе, то никто да не предполагает поэтому, что в человеческом составе существуют три души, усматриваемые в особых своих очертаниях; почему можно было бы думать, что человеческое естество есть некое сложение многих душ. Напротив того, истинная и совершенная душа по естеству одна, умная и невещественная, посредством чувств соединенная с естеством вещественным. А все вещественное, подлежа превратности и изменению, если соделается причастным одушевляющей силы, придет в движение возрастанием; если же лишится жизненной деятельности, кончит движение тлением. Поэтому не бывает ни чувства без вещественной сущности, ни деятельности умственной силы без чувства.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Поэтому бывает, что часто мы молча, мысленно произносим целую речь или рассуждаем во сне.
Это и есть не способность правильно пользоваться инструментом.
И во сне ум работает иначе чем в жизни, рассуждений во сне не бывает, так как более там работают чувства, а мысли формируют образы. Тогда как в обычной жизни этот процесс обратный.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Слово наше имело для себя целью показать, что ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновен ко всему телу, сообразно с природой производя движение в подлежащем его действию органе.
Это я назвал бы вниманием, способность естественной деятельной части души.
Бывает же иногда, что ум следует и естественным стремлениям, как бы делаясь слугой. Ибо нередко управляет им естество телесное, влагая в него и чувство скорбного, и вожделение увеселяющего, почему естество это доставляет и первые начала, производя или пожелание пищи, или вообще побуждение к какому-нибудь удовольствию, а ум, принимая такие побуждения, но собственным своим примышлениям доставляет телу средства к получению желаемого. Но не со всеми бывает подобное этому, а только с имеющими более грубые расположения — с людьми, которые, поработив разум естественным побуждениям, при содействии ума отыскивая усладительное для чувств, раболепно льстят им; с более же совершенными бывает не так: ими правит ум, избирая полезное разуму, а не страсти, естество же идет по следам правителя.....
Инструмент, которым необходимо правильно пользоваться,что бы сформировать естественный навык внимания по Богу.
 
Крещён в Православии
Это я назвал бы вниманием, способность естественной деятельной части души.

Инструмент, которым необходимо правильно пользоваться,что бы сформировать естественный навык внимания по Богу.
Кто пользуется умом, как неким инструментом, в человеке?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Поэтому не бывает ни чувства без вещественной сущности, ни деятельности умственной силы без чувства
Вот о чем и я говорю. Нельзя возвышать один ум, так же как и нельзя все отдавать на волю чувств. Единение этих составляющих и способно привести к Богу. Так же как мы познаем ум через рассуждения, так же мы должны познавать душу через внимание к собственным чувствам.
 
Крещён в Православии
Вот о чем и я говорю. Нельзя возвышать один ум, так же как и нельзя все отдавать на волю чувств. Единение этих составляющих и способно привести к Богу. Так же как мы познаем ум через рассуждения, так же мы должны познавать душу через внимание к собственным чувствам.
У чувство - силы души, нет воли, ибо воля отдельная сила души, равно, как и ум. Ум управляет волей и чувством и он не инструмент, а глава души и сам есть душа.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Я понял в чем не стыковка. Вы и отцы называете умом то, что я называю вниманием. Способностью души к восприятию естественным живым осознанием. Для меня же понятие ум, чисто утилитарное значение имеет, инструмент для вычислений.
И повторюсь, мои познания исходят из личного пережитого. Из этого опыта, могу сказать, что душа имеет свою волю, свою деятельность чувств и способность к рассуждению через внимание, но только пребывая в полноте тела, потому как именно эти три составляющие и создают ценность жизни.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
а глава души и сам есть душа.
чудно право. Вы разбили умом душу на части, а потом пытаетесь склеить её понятием Ум.
Вниманию присуще осознание, ибо осознание даёт жизнь. ЕСЛИ Ум не способный быть внимательным, то пропускает много важного. Не внимание вытекает из способности ума к суждению, и как итог ошибочное самомнение, корень любого греха. Чувство вины рождающееся в недрах души за промах, приводит ум к самооправданию, и как итог самовозвышению и гордыни. Способность души превозноситься является следствием действия ума, но не естества души как такового осознания, а именно инструмента,не правильно примененного для возделывания навыков у неё.
По этой же причине в посмертии нет покаяния, нет у души способности здравого рассуждения, а есть только чувственная сторона, либо блаженство, либо боль, страх и скрежет зубов. Душа в посмертии лишена рассудка, а я ум имеет более укороченную возможность, лишь способность осознания, пребывания, присутствия. Видите, все понятия чувственные. Это ум пытается объяснить тот мир на своём языке.
Потому и необходима смерть для самоопределения, и воскресение для суда.
 
Крещён в Православии
чудно право. Вы разбили умом душу на части, а потом пытаетесь склеить её понятием Ум.
Вниманию присуще осознание, ибо осознание даёт жизнь. ЕСЛИ Ум не способный быть внимательным, то пропускает много важного. Не внимание вытекает из способности ума к суждению, и как итог ошибочное самомнение, корень любого греха. Чувство вины рождающееся в недрах души за промах, приводит ум к самооправданию, и как итог самовозвышению и гордыни. Способность души превозноситься является следствием действия ума, но не естества души как такового осознания, а именно инструмента,не правильно примененного для возделывания навыков у неё.
По этой же причине в посмертии нет покаяния, нет у души способности здравого рассуждения, а есть только чувственная сторона, либо блаженство, либо боль, страх и скрежет зубов. Душа в посмертии лишена рассудка, а я ум имеет более укороченную возможность, лишь способность осознания, пребывания, присутствия. Видите, все понятия чувственные. Это ум пытается объяснить тот мир на своём языке.
Потому и необходима смерть для самоопределения, и воскресение для суда.
Спасибо, теперь понятно, что в противовес святоотеческому учению Вы выдаете собственное понимание о человеке, в котором явно выражено плотское суждение. У Вас человек изначально сотворён как животное в падшем состоянии.

Блаженство или мука не есть чувственное состояние души и всего человека по воскресению. Так думать явно впадать в ересь. Также чувственное состояние не свойственно первозданному Адаму, ибо он был создан безстрастным для духовного блаженства посредством благодати.

Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы. Вопрос 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_59

Ответ. Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки, но Он устроил в уме этого естества некую силу для [духовного] наслаждения, благодаря которой [человек] мог бы неизреченным образом [постоянно] изведывать сладость Его. Эту силу, то есть соответствующее естеству ума устремление к Богу, первый человек, как только он был создан, передал чувству, [а затем стал осуществлять] в этой силе первое движение к чувственным [вещам и] возымел посредством чувства наслаждение, приводимое в действие вопреки естеству. Поэтому Тот, Кто заботится и промышляет о нашем спасении, внедрил [в естество человеческое другую] силу, словно некоего карателя, — муку. И, соответственно этой муке, Он премудро укоренил в природе тела закон смерти, ставя пределы безумному устремлению ума, которое вопреки естеству движется к чувственным [вещам]. ..... (Далее по ссылке)
 
Последнее редактирование модератором:
Переславль Залесский
Православный христианин
У Вас человек изначально сотворён как животное в падшем состоянии.
с чего вы это взяли? Я лишь говорю, что человек создан одинаково с животными. имеет схожее устроение с ними по плоти,а значит и чувств. Кости, скелет,нервы,органы...даже душа...но человека душа наделена большим,чем остальные твари.Естественная сила пребывания(осознания,внимания) контролируемая Самим Богом в человеке,прямая связь с Ним, говоря словами Максима исповедника. Она увеличивает в разы все чувственные состояния человека.Она изначальна направлена и устремлена к Богу,к вознесению.
За ссылку спасибо.
 
Крещён в Православии
с чего вы это взяли? Я лишь говорю, что человек создан одинаково с животными. имеет схожее устроение с ними по плоти,а значит и чувств. Кости, скелет,нервы,органы...даже душа...но человека душа наделена большим,чем остальные твари.Естественная сила пребывания(осознания,внимания) контролируемая Самим Богом в человеке,прямая связь с Ним, говоря словами Максима исповедника. Она увеличивает в разы все чувственные состояния человека.Она изначальна направлена и устремлена к Богу,к вознесению.
За ссылку спасибо.
Вадим, что по Вашему в человеке есть образ Божий?
Для чего дано тело человеку?
 
Крещён в Православии
ТИПВ О человеке
http://azbyka.ru/forum/threads/spaseny-v-nadezhde.15992/page-5#post-223122

..... Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу. Все это душа получила естественно по благодати Создавшего, по которой получила и бытие, и определенную природу [4].
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вадим, что по Вашему в человеке есть образ Божий?
Под образом понимаю свойство души тянущуюся по естеству своему к благому и желанием приумножать это добро.Эта часть души неизменна и не угасаема и присутствует всегда в человеке.Именно эта черта и характеризует пренадлежность человека к Богу, штамп, оттиск.Крещение , кстати, это добровольное принятие этого оттиска на нас. Согласие с тем, что в нас есть Бог.
Для чего дано тело человеку?
Для реализации творческого потенциала в мире материальном. Бог руками Твари творит в тварном.
Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой
душа есть и у кошек и собак,птиц дельфинов...так же их можно назвать разумными тварями...Значит ли это, мы не лучше их получается?Или они равны нам? Нееет! Мы имеем больше чем просто разумную душу с умом...именно образ Божий делает нас людьми, делает нас венцами творения Божьего...то о чем я говорил выше.А образ Божий это не просто ум или его свойства...Это чувство гармонии или чувство красоты, чувство любви или чувство добра, чувство меры или чувство ровновесия и т.д. Ум лишь дает возможность реализовать все эти чувства,его задача заключается именно в этом.Этим человек и отличается еще и от ангелов.
 
Сверху