Мое понимание термина ипостась (нестрого и просто), ипостась -- это вместилище сущности. Такому пониманию способствует то, что пространственно временные характеристики объекта -- это отделимые акциденции ипостаси. Ипостась как бы то, что ограничивает объект в пространстве-времени, то есть является ее вместилищем. Вместе с тем, ипостась и сущность -- это две взаимодополняющие друг друга категории. Ни ипостаси нет без сущности, ни сущность не существует без ипостаси. Это напоминает дуализм квантовой механики, где объект одновременно и волна, и частица. Ипостась-- это волновой пакет, ограничивающий и описывающий объект в пространстве-времени, отделимые акциденции. А масса объекта, заряд и уравнения квантовой механики -- это неотделимые акциденции и сущность объекта. Конечно, аналогия весьма приблизительная, но на мой взгляд она есть
Давайте попробуем исследовать это понятие "ипостась".
(
Святоотеческие категории и богословие личности. Том 2)
У древних греков, к примеру
«Посидоний ( (около 135 до н. э., Апамея, Сирия, — 51 до н. э., Рим), древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель т. н. Средней Стои. ) называл ипостасью бесформенную первоматерию, поскольку та реализуется в вещах в виде их сущности». У того же Посидония «термин “ипостась” относится не только к сущности, но и к качеству», и «в нем все больше начинает проглядывать смысл устойчивого и постоянного наличествования, существования». Именно в стоических представлениях исследователи находят начало философско-богословского развития концептов «ипостась» и «ипостазирование»
Понятие «ипостась» у Филона и у средних платоников
Глагольные формы «ὑποστ-άντ-ας,-ες»; «ὑφεστ-άναι,-ηκεν,-ὼς» используются у Филона Александрийского не часто, а сам термин «ὑπόστασις» ― еще реже. Интересно, что в стоической традиции, под влиянием которой был Филон, глагол «ὑφεστάναι» мог иногда обозначать модус, в котором существует вселенский субстрат – первооснова всех вещей, хотя чаще этот глагол обозначал для стоиков модус актуализации, «выступления» вещи, ее «о-существления», а термин «ὑπόστασις» соответствовал состоянию такого актуализированного бытия.
Некоторые исследователи неоплатонизма насчитывали у Плотина до пяти ипостасей, включая Единое, и даже считали, что следует приписать Плотину понимание Единого как ипостаси
par excellence
По-видимому, впервые действительно именно
Ориген нашел возможным и необходимым употребить термин «ипостась», пересекающийся, но семантически не тождественный с категорией «
первой сущности» Аристотеля, для описания бытия Бога Откровения, превосходящего тварную сущность и не подверженного никакому делению. Так,
Ориген «полемизирует против тех, кто связывает понятие ипостасности с чем-то телесным, как бы последнее ни понималось», и критикует тех христиан, кто опасается применять термин «ипостась» к лицам Троицы из боязни быть
обвиненным в многобожии.
При этом, несмотря на присущий ей субординационизм, мысль
Оригена далека от арианского разделения ипостасей. Отметим, что латиноязычный современник
Оригена –
Тертуллиан, наряду с латинским аналогом «πρόσωπον» – термином «persona», использует термин «substantia» как кальку c греческой «ипостаси» в триадологии для обозначения индивидуального существования, обладающего особенными свойствами, понимая его как синоним «лица» в Боге.
Примерно таким вот образом происходила эволюция понятия ипостась в древнем мире вплоть до
Оригена. В дальнейшем произошел прорыв : "Каппадокийский синтез"
По мысли В. Н. Лосского, «гениальность» отцов-каппадокийцев состояла в том, что они воспользовались фактически синонимами, «чтобы различать в Боге то, что является общим – οὐσία – субстанция или сущность, и то, что является частным – ипостась или лицо.