Акциденция

Акциде́нция (от лат. accidentia — слу­чай­ность, слу­чайно появ­ля­ю­ще­еся) — бого­слов­ский термин, обо­зна­ча­ю­щий слу­чай­ное, при­вхо­дя­щее, несу­ще­ствен­ное свой­ство ипо­стаси. В Евха­ри­сто­ло­гии под акци­ден­ци­ями пони­мают, в част­но­сти, внеш­ние харак­те­ри­стики (при­знаки) хлеба и вина после их пре­ло­же­ния (пре­су­ществ­ле­ния) в Тело и Кровь Хри­стовы.

Можно ли утвер­ждать, что у Бога есть акци­ден­ции?

По Своей сущ­но­сти Бог, как абсо­лютно неиз­ме­ня­е­мый, все­со­вер­шен­ный Дух, не имеет в Себе ничего при­вхо­дя­щего, нанос­ного. Тогда как в отно­ше­нии твар­ных ипо­ста­сей допу­стимо ста­вить в один ряд их ипо­стас­ные свой­ства и акци­ден­ции (рост (размер), вес, цвет кожи (поверх­но­сти), воз­раст и т. п.), об испо­стас­ных свой­ствах Боже­ствен­ных Лиц — Отца, Сына и Свя­того Духа — не сле­дует гово­рить, как об акци­ден­циях. В отли­чие от твар­ных ипо­ста­сей, обла­да­ю­щих одной и той же сущ­но­стью, но раз­ли­ча­ю­щихся друг от друга мно­же­ством акци­ден­ций, Боже­ствен­ные Лица ничем не отли­ча­ются одно от дру­гого за исклю­че­нием обра­зов их бытия: Отец без­на­ча­лен, ни от Кого не рож­да­ется и не исхо­дит; Сын вечно рож­да­ется от Отца, а Святой Дух вечно исхо­дит от Бога Отца. (См. подроб­нее: Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция»).

Другое дело, что говоря об Ипо­стаси Сына Божьего по чело­ве­че­скому Есте­ству, всё же можно утвер­ждать об акци­ден­циях (росте, цвете кожи, нрав­ствен­ных осо­бен­но­стях и пр.).

Цитаты о акци­ден­ции

«Акци­ден­ция есть то, что в пред­ме­тах и бывает, и отсут­ствует, не раз­ру­шая пред­мета. И снова: акци­ден­ция есть то, что может одному и тому же пред­мету как при­над­ле­жать, так и не при­над­ле­жать. Так, чело­век может быть белым, а также высо­ким, умным, с при­плюс­ну­тым носом. Акци­ден­ция бывает двух видов: раз­ность в общем смысле и раз­ность в соб­ствен­ном смысле. Раз­но­стью в общем смысле будет отде­ли­мая акци­ден­ция, напри­мер, один сидит, а другой стоит. В самом деле, раз­но­сти между сидя­щим и сто­я­щим допус­кают отде­ле­ние, и одна может зани­мать место другой, что и про­изой­дет, если сидя­щий вста­нет, а сто­я­щий сядет. Равным обра­зом, говоря о раз­ли­чии от самих себя, мы имеем в виду отде­ли­мую акци­ден­цию, ибо от самих себя мы раз­ли­ча­емся тем, что сидим или встаем, бываем молоды или ста­реем, болеем или нахо­димся в добром здра­вии. Что каса­ется раз­но­сти в соб­ствен­ном смысле, то такою раз­но­стью будет неот­де­ли­мая акци­ден­ция, напри­мер: плос­кий нос. Плос­кого носа уже нельзя отнять у чело­века, равно как и сине­ва­тых глаз и подоб­ного. Такими неот­де­ли­мыми акци­ден­ци­ями и раз­ли­ча­ются инди­вид от инди­вида, т.е. одна ипо­стась от другой ипо­стаси. Но сами от себя этими акци­ден­ци­ями мы нико­гда не отли­ча­емся. Для опре­де­ле­ния неот­де­ли­мые акци­ден­ции не имеют зна­че­ния, ибо чело­век может иметь плос­кий нос, а может и не иметь плос­кого носа. И если у чело­века глаза не имеют синевы, он тем не менее оста­ется чело­ве­ком».
прп. Иоанн Дамас­кин

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки