Акци­ден­ция

***

Акциде́нция (от лат. accidentia — слу­чай­ность, слу­чайно появ­ля­ю­ще­еся) — бого­слов­ский термин, обо­зна­ча­ю­щий слу­чай­ное, при­вхо­дя­щее, несу­ще­ствен­ное свой­ство ипо­стаси. В Евха­ри­сто­ло­гии под акци­ден­ци­ями пони­мают, в част­но­сти, внеш­ние харак­те­ри­стики (при­знаки) хлеба и вина после их пре­ло­же­ния (пре­су­ществ­ле­ния) в Тело и Кровь Хри­стовы.

***

Можно ли утвер­ждать, что у Бога есть акци­ден­ции?

По Своей сущ­но­сти Бог, как абсо­лютно неиз­ме­ня­е­мый, все­со­вер­шен­ный Дух, не имеет в Себе ничего при­вхо­дя­щего, нанос­ного. Тогда как в отно­ше­нии твар­ных ипо­ста­сей допу­стимо ста­вить в один ряд их ипо­стас­ные свой­ства и акци­ден­ции (рост (размер), вес, цвет кожи (поверх­но­сти), воз­раст и т. п.), об испо­стас­ных свой­ствах Боже­ствен­ных Лиц — Отца, Сына и Свя­того Духа — не сле­дует гово­рить, как об акци­ден­циях. В отли­чие от твар­ных ипо­ста­сей, обла­да­ю­щих одной и той же сущ­но­стью, но раз­ли­ча­ю­щихся друг от друга мно­же­ством акци­ден­ций, Боже­ствен­ные Лица ничем не отли­ча­ются одно от дру­гого за исклю­че­нием обра­зов их бытия: Отец без­на­ча­лен, ни от Кого не рож­да­ется и не исхо­дит; Сын вечно рож­да­ется от Отца, а Святой Дух вечно исхо­дит от Бога Отца. (См. подроб­нее: Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция»).

Другое дело, что говоря об Ипо­стаси Сына Божьего по чело­ве­че­скому Есте­ству, всё же можно утвер­ждать об акци­ден­циях (росте, цвете кожи, нрав­ствен­ных осо­бен­но­стях и пр.).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки