Св. Писание и св. отцы о смирении

Православный христианин
"Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, Вечно Живущий (Святой Имя Его): Я живу на Высоте Небес и во Святилище и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" Ис. 57.

"Вот на кого Я призрю - на смиренного и сокрушенного духом, и на трепещущего пред Словом Моим." Ис. 66.2

"́Яко Ты лю́ди смире́нныя спасе́ши и о́чи го́рдых смири́ши." Пс.17:28

"Близ Госпо́дь сокруше́нных се́рдцем, и смире́нныя ду́хом спасе́т." Пс. 33:19

"Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т." Пс.50:19

"Я́ко сози́ждет Госпо́дь Сио́на, и яви́тся во сла́ве Свое́й. 18 Призре́ на моли́тву смире́нных, и не уничижи́ моле́ния их." Пс.101:17

"Храня́й младе́нцы Госпо́дь: смири́хся, и спасе́ мя." Пс.114:5

"Бла́го мне, я́ко смири́л мя еси́, я́ко да научу́ся оправда́нием Твои́м... Разуме́х Го́споди, я́ко пра́вда судьбы́ Твоя́, и вои́стинну смири́л мя еси́...Смири́хся до зела́, Го́споди, живи́ мя по словеси́ Твоему́. " Пс.118

"Го́споди, не вознесе́ся се́рдце мое́, ниже́ вознесо́стеся о́чи мои́, ниже́ ходи́х в вели́ких, ниже́ в ди́вных па́че мене́. 2 А́ще не смиреному́дрствовах, но вознесо́х ду́шу мою́, я́ко отдое́ное на ма́терь свою́, та́ко возда́си на ду́шу мою́." Пс.130

"Я́ко во смире́нии на́шем помяну́ ны Госпо́дь, я́ко в век ми́лость Его́." Пс. 135

"Аз же ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плача и сетуя, тако смиряхся."(Пс.34:12)

"Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко." Мф.11

«О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: поступать справедливо, любить и быть милосердным и со смирением ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 8).

"Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел" (Быт. 18: 27)

"Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" Иов. 42: 5–6

"Смиренномудрие минует все сети диавольские, и они даже не могут прикоснутся к нему" (ответ Господа преп. Антонию)

«Чада, знайте, что смирение, без всяких подвигов, спасло многих» (Патерик)

Дорога к Богу лежит через узкие врата смирения. Человек начинает путь к Богу своим немощным человеческим смирением, а заканчивает неизьяснимым Божественным Смирением, описать которое словом невозможно, которое "есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской" (Преп. Иоанн Лествичник)

"Преуспевание души есть преуспевании её в смирении. Степень самопознания и Боговедения определяется степенью смирения и кротости" (преп. Симеон Новый Богослов Сл. 17)

"Смирение есть некая таинственная сила... (она есть) риза Божества. Кто облекается в сию ризу смирения, облекается в самого Христа... Что есть совершенство? - Глубина смирения" (преп. Исаак Сирин)

" Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, и лишь смирению дается благодать...Без смирения никто не войдет в небесный чертог " (преп. Исаак Сирин)

"Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше" св. Григорий Синаит

"Никто да не прельщает вас суетными и обманчивыми словами, что можно познать божественные тайны веры нашей без научения Святого Духа. Приятелищем же даров Духа никто не может быть без кротости и смирения. ... Ибо когда душа очистится слезами, соответственно являемому ею покаянию и исполнению заповедей, тогда человек, во-первых, удостаивается благодати Духа познать свое состояние и всего себя; потом, после тщательного и долговременного очищения сердца и укоренения глубокого смирения, начинает он, мало-помалу и некоторым образом примрачно, постигать яже о Боге и божественных вещах; и чем больше постигает, тем паче дивится и стяжевает вящее смирение, думая о себе, что совсем недостоин познания и откровения таких тайн. Почему, блюдомый таким смирением, как бы находясь за крепкими стенами, пребывает он неуязвимым от помыслов тщеславия, хотя каждодневно растет в вере, надежде и любви к Богу, и ясно видит преспеяние свое, являющееся в приложении ведения к ведению и добродетели к добродетели. Когда достигнет наконец в меру возраста исполнения Христова(Еф. IV, 13), и истинно стяжает ум Христов и Самого Христа, тогда приходит в такое доброе состояние смирения, в коем уверен бывает, что не знает - имеет ли что-либо доброе в себе, и почитает себя рабом неключимым и ничтожным. И то наипаче дивно и вышеестественно, что он держит на сердце, что во всем мире нет ни одного человека, который был бы ниже и грешнее его. Как доходит (он) до такого убеждения и как удерживает его - не могу сказать. Одно только мог я понять в этом, что есть прехвальная добродетель смирения" преп. Симеон Новый Богослов (Слово 8).

«Познай себя самого; и это есть воистину истинное смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце, и сие самое делати и хранити понуждающее. Если же ты не познал еще себя, то не знаешь и того, что есть смирение, и делания и хранения его еще не коснулся, ибо познание есть конец делания заповедей. Когда кто познает себя, а это требует многого совне охранения, упразднения от дел мирских и строгого испытания совести, тогда тотчас внезапно приходит в душу и Божественное некое паче слова смирение, приносящее сердцу сокрушение и слезы теплого умиления, так что тогда испытывающий его в себе действие почитает себя землею и пеплом, червем, а не человеком, недостойным даже и животной сей жизни, за превосходство сего дара Божия, в коем пребыть сподобившийся исполняется неизреченным некиим опьянением умиления; входит в глубину смирения, и, из себя исшедши, ни во что вменяет все внешнее: яства, пития, одеяния тела - как изменившейся добрым изменением десницы Вышняго (Пс. 76, 11).» Преп. Никита Стифат


«Смиренномудрие рождается от чистой молитвы. Ибо она, призывая всегда на помощь Бога, не попускает безумно полагаться на свою силу и мудрость, и превозноситься над другими, две лютые болезни горделивой страсти» Преп. Максим исповедник

"Блажен, кто воистину сознал, что Бог в нас, как в органах, совершает всякое дело и созерцание, добродетель и ведение, победу и мудрость, доброту и истину, так что мы совершенно ничего к сему от себя не привносим, кроме одного, желающего добра, расположения." Преп. Максим Исповедник

"Как скоро человек смирится, немедленно окружает его милость. И тогда сердце ощущает Божественную помощь, потому что обретает возбуждающуюся в нем некую силу уверенности. Когда же человек ощутит, что Божественная помощь действительно вспомоществует ему, тогда сердце его мгновенно исполняется веры. Из сего уразумевает он, что молитва есть прибежище ищущим помощи, источник спасения, сокровище упования, пристань, спасающая от треволнения, свет пребывающим во тьме, опора немощных, покров во время искушений, пособие в решительную минуту болезни, щит избавления во брани, стрела, изощренная на врагов, и просто сказать: открывается ему, что все множество сих благ делается доступным для него молитвою; и отныне услаждается уже он молитвою веры." преп. Исаак Сирин

"Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся; а как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена." преп. Силуан Афонский

"Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви" преп. Амвросий Оптинский

«Исполнение заповедей научает человека его немощи». Преп. Симеон Новый Богослов.

«На познании и сознании своих немощей зиждется все здание спасения». Свт. Игнатий (Брянчанинов).

«Успех духовной жизни измеряется глубиной сокрушения сердечного и смирения, без которых всё суета или прелесть»
святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Сверху