Алтарница Тамара

Людие Твои...
Алтарница Тамара

Я понимаю, что сейчас мысли всех устремлены к Честному Поясу, пребывающему у нас в стране, и в частности, в нашем городе, и все же решила поместить сегодня этот коротенький рассказ об одном человеке, который, я уверена, у Пресвятой Богородицы на особом счету...

Сегодня я была у себя в соборе, на Литургии, и среди прочих молитвенных нужд была у меня нужда помянуть ныне приснопамятную матушку Тамару, служившую у нас в храме... алтарницей. Когда я, при случае, о ней рассказываю, все удивляются: женщина? алтарница?.. Да, это было именно так. Почему это было так, я не знаю, Господь знает, и этого достаточно.

Когда я пришла в Троицкий собор, «я моложе и лучше, кажется, была» и потому бывала там очень часто, гораздо чаще, чем теперь. И, когда бы я ни пришла, всегда встречала там высокую, худенькую пожилую женщину со светлыми серыми глазами на иконописно строгом лице.

Она приходила в храм самая первая – и уходила самая последняя, позже даже свечниц, которые сидят за свечными ящиками до семи вечера. Уходила с пакетами – и приходила с пакетами же, где лежали выстиранные и выглаженные полотенчики, или покровцы, или облачения на аналои, срачицы на престол, или еще какое-нибудь храмовое облачение. В своей квартирке она только ночевала и спозаранку снова спешила в свой единственный настоящий Дом.

Я не могу сказать, что мы с ней были дружны. За те три года, что мы с ней почти дистанционно были знакомы, мы обменялись, быть может, десятком фраз. Но до сих пор помнятся те редкие случаи, когда она одаривала коротенькой улыбкой. Это было так, как иногда на затянутом облаками небе вдруг откроется синее окошко, брызнет оттуда солнышко – и опять сомкнутся облака…

Однажды я простыла и с неделю не была в храме. И вот как-то раз приснилась мне матушка Тамара. В своем черном рабочем халате, она просто стояла передо мной и смотрела на меня. Потом, ничего не сказав, растворилась. Я проснулась и почему-то сразу посмотрела на часы. Было ровно четыре ночи. Ночи со среды на четверг.

А в пятницу вечером мне позвонила одна наша прихожанка, Р., и сказала: «А у нас грустные новости… Матушка Тамара умерла…» (Р. очень ее любила и была с ней поближе многих из нас.) «Когда?!» – чуть не вскричала я, мгновенно вспомнив свой сон. «В ночь со среды на четверг…»

Оказывается, наша матушка Тамара лежала последние дни в больнице: было у нее белокровие... Но я знать об этом не знала, если бы знала – как-то думала бы о ней, молилась бы, быть может. Но в те дни, когда меня не было в храме и я сама болела, я о ней не вспоминала, так что, с точки зрения формальной логики, с моей стороны это ночное явление ничем не было индуцировано. Но если смотреть на него сквозь призму накопленных Церковью знаний о посмертии, оно находится в полном соответствии с представлением о том, что душа, расставшаяся с телом, посещает те места и тех людей, которых оставила на земле. И если среди этих людей ее посещения была удостоена и я, то, думаю, именно как одна из прихожанок ее Дома (а другого дома, повторюсь, у нее, можно сказать, не было), которых она в ту ночь напоследок обходила .

Было это 21 октября 2004 года, уже семь лет назад. И сейчас я решила об этом рассказать, чтобы кто-нибудь еще, кроме тех из клира, кто в те годы служил, и отца Сергия, нашего диакона, на ектеньях и на панихидах неизменно поминающего приснопамятную Тамару, да тех немногочисленных прихожан, которые ее еще застали, о ней помолился.

Матушка Тамара считала себя великой грешницей. И, если мы допустим, что это и в самом деле было так, то порадуемся о том, что долготерпеливый и многомилостивый наш Господь поставил ее как раз на то место, где ей удобнее всего было свои грехи искупить…





Комментарии

Помяни, Господи, во Царствии Твоем приснопамятную рабу Твою Тамару и даруй ей причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. Аминь
 
Грустная история одинокого человека. Постараемся молиться о Тамаре. Человек не должен быть один. И даже после ухода...
 
Грустная история одинокого человека.
Мне кажется, в этой истории нет грусти, а есть только светлая печаль. И вечная светлая память. Вечная память, вечный покой приснопоминаемой рабе Божией Тамаре
 
Прости Господи все грехи вольные и невольные рабе Твоей Тамаре и даруй ей Царствие Небесное, Пресвятая Богородица покрой ее и защити от всего плохого
 
Благодарю всех за такой скорый и сочувственный отклик на эту запись. Хороший у нас народ, сердечный и жалостливый! Представляю, как тронута там, у себя, матушка Тамара...
 
Ну почему же грустная история? Это прекрасно, когда человек, осознанно служит Богу. Одинокая? Я думаю, матушка Тамара в своем одиночестве была счастливее многих нас семейных и работающих на светских работах. Милостью Божией и благодаря доброй памяти Людмилы, мы все сегодня помолились о матушке Тамаре. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Тамары!
 
"Христианския кончины живота нашего - безболезненны, непостыдны, мирны у Господа просим..."

Кончина матушки такой и была.
Никто не догадывался, что у нее белокровие - к небесной прозрачности ее светлого лика мы, молодые и приземленные, как-то привыкли, равнодушно проходили мимо, не замечая ни почтенного возраста, ни усталой одышки, ни тайной непрестанной молитвы. Матушка никогда не жаловалась, никого не осуждала, ничего не делала напоказ, сокрывая и чувства, и желания, и добродетели в глубине своего смиренного сердца. Как-то, задержавшись на выездном богослужении, я внезапно вшедши в алтарь около полуночи, застал матушку коленнопреклоненной у Престола - она быстро встала, отерла украдкой еще влажные глаза и торопливо ушла в пономарку, а я смутился, что подсмотрел чужую тайну....

В больнице она лежала всего несколько дней. С отцом Павлом мы приехали причастить ее - матушка выглядела бодрой и даже румяной на фоне умирающих от лейкемии обескровленных молодых девушек. Она исповедалась и причастилась, мы договорились с главврачом о перереливании крови, успокоив матушку, что "все оплачено". Ничто не предвещало скорой смерти. А наутро на проскомидии узнали, что Господь принял ее душу без страданий - во сне...

Добрый и ласковый ответ Отца ожидает ее душу в день Великого Суда Господня!

Моли Бога о нас, праведница Божия...
 
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, приснопоминаемой рабе Твоей Тамаре, и сотвори ей вечную память…
 
Удивительно! Вот чем бы я хотела поделиться. Я помню матушку Тамару. Я видела её лишь один раз. Худенькая пожилая женщина в халатике и платочке. В 2004 году я начала приходить в Троицкий собор. Мои посещения были нерегулярны. И в одно их них, священник (это был о. Константин или о. Павел - не вспомню) во время проповеди сказал, что почила матушка Тамара. Кто такая, точно я не знала, но в голове "нарисовался" именно этот образ. С тех пор, я довольно часто о ней вспоминаю отчего-то. Вспоминаю совершенно "постороннего" мне человека. И сейчас, увидев тему "Алтарница Тамара" в списке последних опубликованных записей, меня как душем окатило. Отчего это? Возможно, молится эта женщина за нас, прихожан её Троицкого собора. Спасибо, Вам, Людмила за это доброе воспоминание.
 
Вечная память, Вечный покой - рабе Божией, Тамаре!!!
Часто её вспоминаю!!!
 
Как-то светло на душе стало от этой заметки, как будто о родном человеке услышала!
Упокой Господи душу усопшей рабы Твоей Тамары и сотвори ей вечную память!
 
Христос Воскресе! У меня нет слов, но я постараюсь.
Потрясающая история жизни, которую Людмила Александровна, и оставившие комментарии сумели цельно передать - иногда только одно точно сказанное слово может вместить в себя всю жизнь человека... её суть, главное.
Эта ещё одна единственная и неповторимая история о любви Бога к человеку, и человека к Богу.
Кто-то сказал об одиночестве матушки Тамары. Не соглашусь. Это Союз - живой и полный. Одинок тот, кто не хочет жить с Богом. В таком случае, будь ты даже в окружении множества людей - ты остаёшься один. Но о каком одиночестве может идти речь, если ты уже при жизни находишься с Самым Близким и Родным - со своим Отцом, в Его Доме? Я о таком "Одиночестве" могу только мечтать...
Всё вокруг пронизано Господом, Его Божественной Любовью, и каждый человек... Но насколько человек с Господом близок - думаю, зависит от самого человека, от его воли, желания быть с Богом, от его поступков. Удивительное дело - ты пронизан Господом, живёшь, дышишь благодаря Ему, но при этом иной раз затыкаешь уши и глаза, чтобы не видеть и не слышать Его... А Он всё равно продолжает помогать тебе дышать, ходить, в буквальном смысле жить, что-то делать...
Мы увидели тихое самоотверженное служение, сокровенную молитву у Престола, переход в Жизнь Вечную во сне после Исповеди и Причастия.
И, конечно, я произношу: "Упокой, Господи, рабу Твою Тамару!" Но знаете, честно говоря, внутри другая молитва: "матушка Тамара, моли Господа Бога о нас!"

П.с. Теперь в моём сердце стало на одну жемчужину больше... И, если бы я была книгоиздателем, то непременно бы предложила Людмиле Александровне составить книгу из её дневниковых записей, в которую вошли бы все эти истории в утешение и назидание всем нам.

Большое Вам, спасибо!

С уважением и любовью, Юля.
 
Низкий Вам поклон, дорогая моя Людмила Александровна! Матушка Тамара молчаливо стала частью моей души, сокровенной частью, что словами никак нельзя выразить. Спасибо Вам за рассказ о ней, храни Господь Вас и ваших близких! Римма.
 
Сверху