Понятия «час» и «стража» в истории и церковном обиходе

Опубликовал иподиакон Георгий Рубан в блоге «иподиакон Георгий Рубан». Просмотры: 377

Дорогой отец Дионисий!
Поздравляю с памятью святого, житие которого заставляет нас склонить горделивую главу и хоть немного подумать о нетленных приоритетах и тщете наших земных горделивых притязаний… (https://azbyka.ru/days/p-chelovek-bozhij). Накануне Недели Крестопоклонной это куда как уместно.
Помещаю здесь ещё некоторые литургические материалы, о которых Вы меня просили: это две мои взаимосвязанные статьи – «Часы и стражи» и «Часы», – в несколько сокращенном виде когда-то опубликованные (см.: Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.; СПб.: СПбГУ, 2002. Т. III. С. 571). Критически перечитал и немного дополнил, в том числе библиографическим материалом, стараясь не выходить за рамки энциклопедического жанра.
Несмотря на обилие материала на эту календарную тематику (далеко не всегда точного), они представляются мне небесполезными не только для студентов богословов и историков, но и для широкого круга читателей, желающих осознанно воспринимать важные реалии нашего обихода. За краткими словарными строками стоит огромный переработанный материал. Опыт показывает, что наибольшее затруднение обычно вызывают понятия, пребывающие у всех «на слуху», а потому будто бы понятные и без исторической ретроспективы. Познакомьте с ними Ваших семинаристов. Готовлю новые работы. Простите раба лукавого и ленивого. Пишите.
Ваш новгородский иподиакон Георгий с гусиным пером

* * *

ЧАСЫ и СТРАЖИ

«Часы» и так называемые «стражи» – это основные единицы измерения времени в рамках суточного цикла, используемые в гражданском быту и христианском богослужебном обиходе.

Современный час – это внесистемная единица времени, равная 60 минутам, или 3600 секундам. 1 сутки = 24 часам. Деление на часы впервые отмечается в Древнем Египте. Уже в XXI веке до Р. Х. египетские жрецы пользовались системой из 24-х часов: 10 часов дня, 2 часа сумерек и 12 ночных часов. Позднее была принята более простая система, употреблявшаяся и в Вавилонии: дню и ночи стали отводить по 12 часов. У вавилонян этот принцип заимствовали греки (Геродот. История, II, 109). Римский dies civilis, «гражданский день» (в значении сутки) начинался в полночь и полуночью заканчивался.

Древние евреи считали за полный 24-хчасовой день (сутки) период времени от одного вечера до следующего вечера. Эта традиция сохраняется и в православном богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются в предыдущий день вечером: в городских храмах, как правило, – в 18 часов (в монастырях и сельских приходах обычно в 17 или даже 16 часов). «День» (в узком значении) продолжается от 6 часов утра до 18 часов вечера, а «ночь» – с 18 часов вечера и до 6 часов утра.

Таким образом, «1-й час дня» нашего Церковного Устава начинается с 6 часов утра, 3-й час – с 9 часов утра, 6-й – с полудня, 9-й – с 15 часов (заканчивается к 18-ти часам). Вечерние богослужения (или т. наз. «Всенощное бдение», «Всенощная») предписывается начинать в «1-й час нощи» (то есть с наступлением 18-ти часов). Единственное исключение составляет Пасха, праздничное богослужение которой начинается с наступлением именно «римского дня» – сразу после полуночи (об этом см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pochemu-pasxa-nachinaetsja-v-polnoch.2323/).

Римляне евангельских времён для военной караульной службы делили ночь (от заката до восхода солнца) на 4 стражи (vigiliae): prima, secunda, tertia, quarta, – считая по 3 часа в каждой страже. Эта система определяла ритм жизни и оккупированной римлянами Иудеи (с 63 г. до Р. Х.), и мы встречаемся с ней в книгах Нового Завета, откуда она перешла в наш богослужебный Устав.

Ночные стражи: 1-я стража (ок. 18-21 ч.) – «вечер» (όψέ, vesper, Мк. 11:19); 2-я (21–24 ч.) – «полночь» (meses nyktos, media noctis, – Мф. 25:6); 3-я (24–3 ч. утра) – «петлоглашение», или «кvроглашение», т. е. «крик петуха» (alektorofonia, gallicinium, – Мк. 13:35); 4-я (3–6 ч. утра) – «утро», «рассвет» (ὄρθρος, diluculum, – Ин. 8:2).

День также был разделён на 4 дневных стражи (excubiae), или «тричасия» (trichoria), именуемые, обобщённо, просто «часами» (horae): 1-й час (6–9 ч. утра), 3-й час (9 ч. утра – до полудня), 6-й час (от полудня до 15 ч.), 9-й час (от 15 до 18 ч.). (См.: Мк. 15:33, Деян. 2:15; 3:1; 10:3.)

Примеры: «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером ли, или в полночь, или в пение петухов, или утром» (Мк. 13:35). «Если и во вторую, и в третью стражу придёт» (Лк. 12:38). «В четвертую же стражу ночи Он пришёл к ним» (Мф. 14:25; ср. Мк. 6:48). (С этим счислением не следует путать порядковый счёт страж относительно друг друга, – см. Мк. 15:25: здесь речь идет собственно о «6-м часе», т. е. о периоде между 12 и 15 часами.)

Лит.: Квандт Л. Порядок определения времени в Евангелиях // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1874. N 2; Раин А. П. Как считались часы в Евангелиях // Странник. 1904. N 3; Климишин И. А. Календарь и хронология. Изд. 2. М., 1985; Арранц М., иером.; Рубан Ю. История Византийского Типикона («Око Церковное»). Часть I. Предвизантийская эпоха. СПб., 2003 (гл. 6: Счёт времени в древнехристианскую эпоху, с. 37–40; см. здесь необходимые уточнения относительно именования и распределения страж у разных авторов; электронный вариант главы: https://azbyka.ru/schyot-vremeni-v-drevnehristianskuyu-epohu).
Ю. Р.

* * *

ЧАСЫ (греч. мн. ч. ὧραι, хорай, орэ)

богослужения Суточного круга, получившие своё родовое название вследствие строгой (!) смысловой и хронологической соотнесённости с определёнными древними часами (стражами) суток.

Согласно Часослову (греч. Орологион) и свт. Симеону Солунскому († 1429), основных богослужебных Часов семь («по числу даров Духа» и в соответствии с Пс. 118:164): Полунощница (μεσονύκτικον), Утреня (ὄρθρος) вместе с Первым Часом, Часы Третий, Шестой и Девятый, Вечерня (Ἑσπερινόν) и Повечерие (ἀπόδειπνον), или Па́вечерница (букв. «после ве́чери, ужина») в древнерусских Уставах и у старообрядцев.

Существуют разные виды Вечерни, Полунощницы и Утрени. В Часослове (или Псалтири Следованной) находятся также четыре исключительно монашеских службы – т. н. Междочасия (μεσώριον) – и чин Изобразительных (τὰ τυπικά, та типика; букв. «то, что [положено] по уставу»), или, в русской традиции, – Обедница. Вечерню и Утреню можно назвать «Великими Часами».

Cобственно Часы (Малые Часы, обозначаемые обычно римскими цифрами) посвящены, преимущественно, воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени – тричасия, или стражи, с которыми они совмещены, в рамках дневного цикла, хронологически (см. Часы и стражи).

Первый (I) Час: ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. Третий (III) Час: суд Пилата и истязания Господа; но также и тема сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2 гл.). Шестой (VI) Час: шествие на Голгофу, распятие Спасителя, тьма по всей земле. Девятый (IX) Час: последние Слова Господа и Его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мёртвых, прободение воином Его рёбер.

Это монастырское в своей основе богослужение, содержащееся в Палестинском Часослове, является в настоящее время единственным на Православном Востоке, сохраняющем Византийский обряд. Напротив, в Римской (Византийской) империи существовали различные уставы служения Часов, значительно отличающиеся от современного Часослова: устав Акимитов («Неусыпающих»), устав Двадцати четырех часов и др. (Речь не идёт о древнейших монахах: у каждого из них был свой индивидуальный «часослов» в значении устной традиции псалмопения; тот же плюрализм имел место в древних киновиях.)

Особую роль в русской истории сыграли соборно-приходские Часы по уставу Cвятой Софии, или «Песненное Последование». Именно благолепие богослужения Великой Церкви (Μεγάλη Ἐκκλησία), как называли византийцы храм Святой Софии Константинопольской), определило, по нашему мнению «выбор веры» послами князя Владимира, и Русь вошла в регион христианских стран византийской традиции. Песненное Последование в отдельных службах и элементах будет сосуществовать на Руси с монастырскими богослужебными традициями, и окончательно исчезнет лишь к середине XVII века в результате непродуманных реформ патр. Никона.

Лит.: Мансветов И. Д. О Песненном Последовании // Прибавления к творениям свв. отцов. М., 1880. Ч. III—IV; Некрасов А. Откуда ведёт своё начало и что собою знаменует круг ежедневных богослужений наших // Православный Собеседник, 1896, II. С. 392–405; [Иустин (Полянский), еп.] Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения / Е. И. – 4-е изд. М., 1904; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. I—III. Киев, 1910, 1913, 1915 (репр.: М., 1995); Арранц М., О. И. «Как молились Богу древние византийцы»: Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. (Диссертация). Л. [Рим], 1979; Арранц М., О. И. «Око Церковное» (История Типикона). Рим, 1998; Рубан Ю. Как молились в Древней Руси? // Россия в X—XVIII вв. Проблемы истории и источниковедения. (Тезисы докладов и сообщений Вторых чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. Москва, 26–28 января 1995 г.). М.: РГГУ, 1995. С. 483–494; Рубан Ю. Проблемы и задачи российской литургики (Предварительные замечания) // Православное богословие на рубеже третьего тысячелетия: Богословская конференция Русской Православной Церкви. Материалы. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Синодальная Богословская Комиссия. – М., 2000. С. 333–341; Рубан Ю. Как молились в Святой Софии Новгородской: Литургия и Панихида XIII столетия. СПб., 2002 (Литургия св. Иоанна Златоуста и древнейшая русская Паннихис-Панихида по пергаменному Служебнику «Софийский 518», XIII в. Тексты и комментарии); Арранц М., иером.; Рубан Ю. История Византийского Типикона («Око Церковное»). Часть I. Предвизантийская эпоха. СПб., 2003. См. также статьи о службах Суточного цикла в Православной энциклопедии (по алфавиту), написанные специалистами и содержащие исчерпывающую библиографию, а также разнородный материал в интернете. К последнему следует относиться с критической осторожностью, ориентируясь прежде всего на указанные здесь научные работы.
Ю. Р.
  • Иерей Дионисий
  • Елена Анатольевна
  • иподиакон Георгий Рубан
  • Елена Анатольевна
  • Елена Анатольевна
  • иподиакон Георгий Рубан
  • иподиакон Георгий Рубан
  • Прот. Сергий Стольников
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии