Святыни Греции: Афинский Ареопаг
Мы поднимаемся на Ареопаг, холм, который у древних греков был холмом верховного судилища и местом собрания наиболее авторитетных мыслителей и политиков.
Гранитная скала, наименованная в честь бога войны Ареса... Именно здесь собирались люди, которые вершили судьбы государства. Здесь обсуждали политические, экономические вопросы. И, конечно, любимые – философские. Сюда как авторитетного и известного проповедника и учителя, весть о котором разносилась уже по всему Средиземноморью, греки позвали и Апостола Павла.
Напомню это замечательное место из Книги Деяний:
Взяв его, привели в Ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
И, став Павел среди Ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".
Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. (Книга Деяний, 17-я глава)
Конечно, Ап. Лука, рассказавший о речи Павла, приводит только ее конспект. Апостол Павел мог проповедовать часами. Тем более он не мог не воспользоваться уникальной возможностью свидетельствовать перед лицом наиболее авторитетных и влиятельных языческих деятелей. Речь же, приведенная Лукой, может уложиться в 2 минуты, и то, если прочитать слова Ап. Павла медленно. Конечно, это только конспект выступления.
О чем же говорил Павел, можно ли попытаться реконструировать его речь, используя дошедший до нас «конспект»?
Богословы проанализировали речь Ап. Павла и сделали ошеломительное открытие: в этих тезисах содержится полемика со всеми самыми влиятельными философскими положениями того времени. А теперь представьте, что эта речь великого Павла лилась час, а, может быть, и больше! Перекрикивая ветер, который перехватывает дыхание на Ареопаге, вдохновенный Павел свидетельствовал этим людям, что прошло время интуиций и догадок. Миру явилась Истина!
Слушателями Павла были люди, принадлежавшие к двум самым влиятельным и значительным философским традициям: стоики и эпикурейцы… Для эпикурейцев, критически настроенных против существовавшей тогда культуры жертвоприношений и вообще религиозного культа, была очень симпатична мысль о жертвеннике Неведомому богу. А вот стоикам понравилась бы та часть речи, в которой Апостол Павел говорит, что Бог – в каждом из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Цитата из популярного афинского поэта Арата: мы Его и род – показала слушателям, что перед ними – человек, не просто ориентирующийся в вопросе, а совершенно свободно владеющий темой.
Но какой смысл в этих размышлениях? Все слушатели Ап. Павла и так понимают, что Бог гораздо таинственней и мудрей, чем мы можем представить. Ну, и что из того, как это касается нас?
Касается! Наступил поворотный, решающий момент истории!
Приведу выразительный фрагмент относительно этого вопроса из замечательной книги «Деяния Апостолов. Популярный комментарий», Николаса Томаса Райта (того самого «страшного» Райта, от которого иные батюшки и веру теряют: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=345)
Отметим, что, когда речь подходит к кульминации, Павел подчеркивает, что он и его слушатели живут в поворотный момент истории, момент, когда заканчиваются «времена неведения». Свершилось новое! Возникла конкретная весть о конкретных событиях и конкретном человеке, которая представляет собой именно то новое свидетельство, которое должен принять во внимание всякий непредубежденный агностик, которое и для эпикурейцев, и для стоиков подтверждает правильные элементы их мировоззрения и обличает неправильные и которое положительно воспримет обычный простой язычник, спешащий в храм с очередной жертвой.
Этот Бог, объявляет Павел, установил время, когда Он исполнит Свои обетования, когда Он сделает то, чего не может не сделать, если Он действительно благой и мудрый Творец: исправит мир, призовет его к ответу, иными словами, будет судить его в полном библейском значении этого слова.
Осуществляет это Бог через конкретного человека, которого Он поставил на эту роль: Иисуса. Не вполне ясно, существенен ли тот факт, что Павел не упоминает имя Иисуса напрямую, но в любом случае об Иисусе он уже проповедовал в Афинах, а потому ясно, Кого он имеет в виду. Откуда известно, что Иисус есть грядущий Судья? Ответ Павла: из Его Воскресения. Отметим, что в Ареопаге воскресение было не просто самоочевидно вздорной идеей: оно шло вразрез с основополагающей хартией Ареопага. В трагедии «Эвмениды» афинского драматурга Эсхила (5-й век до н.э.), хорошо известной слушателям Павла, Аполлон учреждает суд Ареопага. Он также говорит:
Но тот, кто умер, оросив земную пыль
Своею кровью, тот уже не встанет, нет.
Заклятия такого и родитель мой
Не знает. А ведь он-то и вперед, и вспять
Все повернуть способен – без труда, шутя...
(«Эвмениды», 650–654)
Воскресение исключено, немыслимо. Однако Павел говорит именно о нем. Воскресение – это рычаг, переворачивающий мир.
И Воскресение объясняет, почему Иисус есть грядущий Судья. Павел утверждает не какую-нибудь банальность вроде того, что Воскресение доказывает Божественность Иисуса или человеческое превосходство Иисуса, а, значит, делает Его способным занять место Судьи. Речь о другом: с Воскресения Иисуса начался новый мир Божий. Воскресение – начало и основа того великого исправления, которое ожидает весь мир. Воскресшее тело Иисуса есть кусочек физической вселенной, который уже «исправлен». Соответственно, Иисус – Тот, через Кого будет «исправлено» и все остальное.
Первое, что требуется от язычников: покаяться. Отказаться от идолопоклонства, от идеи, что богов можно изготовить из золота и серебра или что они живут в рукотворных домах, хотят животных жертвоприношений. И второе: обратиться к Богу Живому (ср. 1 Фес 1, 9), взыскать и найти Его (Деян 17, 27). Бога можно найти лишь в том случае, если отбросить идолов, отбросить пародии и карикатуры, которые искажают образ Божий. Но найти Его можно: можно потому, что Бог Живой действует в истории, меняет времена и сроки, полагая конец временам неведения, раскрывая истину. Познайте же, какое время наступило, и Воскресение Иисуса да ведет вас. Подумайте хорошенько о неведомом Боге, и пусть новый свет от этого истинного Бога вольется в ваши сердца, преобразит вас. Оставьте позади домыслы философов, поэтов и того религиозного хлама, который нагородили люди. Есть Бог Живой, и Он призывает всех и везде.
Павел не только ответил на их вопрос, не только сказал об Иисусе и Воскресении. Он показал эпикурейцам и стоикам, что он не пустослов. А если кто-то скажет, что его учение подрывное: да, оно подрывное, но в том же смысле, в каком можно назвать «подрывным» музыканта, показывающего оркестру, как правильно играть, исправляющего ошибки. Это может быть непросто, но жаловаться не приходится. Ибо Павлова мелодия чиста и гармонична. Другое дело, что дальше слушатели могут захотеть оставить все по-старому. Однако Лука сообщает, что некоторые из них все же откликнулись...
Ареопаг – Ареопагом, но сначала надо понюхать цветы.
(Фото Ульяны Пархоменко)
...
И после этого мы направляемся к знаменитому Ареопагу.
Мощные ступени вырубленные в цельном гранитном монолите, каковым и является Ареопаг.
На этой фотографии гранитный монолит Ареопага хорошо виден, он лежит внизу.
Панорамный снимок этой скалы.
С этой горы открывается прекрасный вид на Афины. Когда мы поднялись туда, были тучи, накрапывал дождь.
Город – как на ладони. Глядя на него отсюда, можно понять, что политики, восседающие на Ареопаге, мыслили себя чуть ли не богами на Олимпе – у их ног лежал город.
Мы поднимаемся на Ареопаг, холм, который у древних греков был холмом верховного судилища и местом собрания наиболее авторитетных мыслителей и политиков.
Гранитная скала, наименованная в честь бога войны Ареса... Именно здесь собирались люди, которые вершили судьбы государства. Здесь обсуждали политические, экономические вопросы. И, конечно, любимые – философские. Сюда как авторитетного и известного проповедника и учителя, весть о котором разносилась уже по всему Средиземноморью, греки позвали и Апостола Павла.
Напомню это замечательное место из Книги Деяний:
Взяв его, привели в Ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
И, став Павел среди Ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".
Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. (Книга Деяний, 17-я глава)
Конечно, Ап. Лука, рассказавший о речи Павла, приводит только ее конспект. Апостол Павел мог проповедовать часами. Тем более он не мог не воспользоваться уникальной возможностью свидетельствовать перед лицом наиболее авторитетных и влиятельных языческих деятелей. Речь же, приведенная Лукой, может уложиться в 2 минуты, и то, если прочитать слова Ап. Павла медленно. Конечно, это только конспект выступления.
О чем же говорил Павел, можно ли попытаться реконструировать его речь, используя дошедший до нас «конспект»?
Богословы проанализировали речь Ап. Павла и сделали ошеломительное открытие: в этих тезисах содержится полемика со всеми самыми влиятельными философскими положениями того времени. А теперь представьте, что эта речь великого Павла лилась час, а, может быть, и больше! Перекрикивая ветер, который перехватывает дыхание на Ареопаге, вдохновенный Павел свидетельствовал этим людям, что прошло время интуиций и догадок. Миру явилась Истина!
Слушателями Павла были люди, принадлежавшие к двум самым влиятельным и значительным философским традициям: стоики и эпикурейцы… Для эпикурейцев, критически настроенных против существовавшей тогда культуры жертвоприношений и вообще религиозного культа, была очень симпатична мысль о жертвеннике Неведомому богу. А вот стоикам понравилась бы та часть речи, в которой Апостол Павел говорит, что Бог – в каждом из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Цитата из популярного афинского поэта Арата: мы Его и род – показала слушателям, что перед ними – человек, не просто ориентирующийся в вопросе, а совершенно свободно владеющий темой.
Но какой смысл в этих размышлениях? Все слушатели Ап. Павла и так понимают, что Бог гораздо таинственней и мудрей, чем мы можем представить. Ну, и что из того, как это касается нас?
Касается! Наступил поворотный, решающий момент истории!
Приведу выразительный фрагмент относительно этого вопроса из замечательной книги «Деяния Апостолов. Популярный комментарий», Николаса Томаса Райта (того самого «страшного» Райта, от которого иные батюшки и веру теряют: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=345)
Отметим, что, когда речь подходит к кульминации, Павел подчеркивает, что он и его слушатели живут в поворотный момент истории, момент, когда заканчиваются «времена неведения». Свершилось новое! Возникла конкретная весть о конкретных событиях и конкретном человеке, которая представляет собой именно то новое свидетельство, которое должен принять во внимание всякий непредубежденный агностик, которое и для эпикурейцев, и для стоиков подтверждает правильные элементы их мировоззрения и обличает неправильные и которое положительно воспримет обычный простой язычник, спешащий в храм с очередной жертвой.
Этот Бог, объявляет Павел, установил время, когда Он исполнит Свои обетования, когда Он сделает то, чего не может не сделать, если Он действительно благой и мудрый Творец: исправит мир, призовет его к ответу, иными словами, будет судить его в полном библейском значении этого слова.
Осуществляет это Бог через конкретного человека, которого Он поставил на эту роль: Иисуса. Не вполне ясно, существенен ли тот факт, что Павел не упоминает имя Иисуса напрямую, но в любом случае об Иисусе он уже проповедовал в Афинах, а потому ясно, Кого он имеет в виду. Откуда известно, что Иисус есть грядущий Судья? Ответ Павла: из Его Воскресения. Отметим, что в Ареопаге воскресение было не просто самоочевидно вздорной идеей: оно шло вразрез с основополагающей хартией Ареопага. В трагедии «Эвмениды» афинского драматурга Эсхила (5-й век до н.э.), хорошо известной слушателям Павла, Аполлон учреждает суд Ареопага. Он также говорит:
Но тот, кто умер, оросив земную пыль
Своею кровью, тот уже не встанет, нет.
Заклятия такого и родитель мой
Не знает. А ведь он-то и вперед, и вспять
Все повернуть способен – без труда, шутя...
(«Эвмениды», 650–654)
Воскресение исключено, немыслимо. Однако Павел говорит именно о нем. Воскресение – это рычаг, переворачивающий мир.
И Воскресение объясняет, почему Иисус есть грядущий Судья. Павел утверждает не какую-нибудь банальность вроде того, что Воскресение доказывает Божественность Иисуса или человеческое превосходство Иисуса, а, значит, делает Его способным занять место Судьи. Речь о другом: с Воскресения Иисуса начался новый мир Божий. Воскресение – начало и основа того великого исправления, которое ожидает весь мир. Воскресшее тело Иисуса есть кусочек физической вселенной, который уже «исправлен». Соответственно, Иисус – Тот, через Кого будет «исправлено» и все остальное.
Первое, что требуется от язычников: покаяться. Отказаться от идолопоклонства, от идеи, что богов можно изготовить из золота и серебра или что они живут в рукотворных домах, хотят животных жертвоприношений. И второе: обратиться к Богу Живому (ср. 1 Фес 1, 9), взыскать и найти Его (Деян 17, 27). Бога можно найти лишь в том случае, если отбросить идолов, отбросить пародии и карикатуры, которые искажают образ Божий. Но найти Его можно: можно потому, что Бог Живой действует в истории, меняет времена и сроки, полагая конец временам неведения, раскрывая истину. Познайте же, какое время наступило, и Воскресение Иисуса да ведет вас. Подумайте хорошенько о неведомом Боге, и пусть новый свет от этого истинного Бога вольется в ваши сердца, преобразит вас. Оставьте позади домыслы философов, поэтов и того религиозного хлама, который нагородили люди. Есть Бог Живой, и Он призывает всех и везде.
Павел не только ответил на их вопрос, не только сказал об Иисусе и Воскресении. Он показал эпикурейцам и стоикам, что он не пустослов. А если кто-то скажет, что его учение подрывное: да, оно подрывное, но в том же смысле, в каком можно назвать «подрывным» музыканта, показывающего оркестру, как правильно играть, исправляющего ошибки. Это может быть непросто, но жаловаться не приходится. Ибо Павлова мелодия чиста и гармонична. Другое дело, что дальше слушатели могут захотеть оставить все по-старому. Однако Лука сообщает, что некоторые из них все же откликнулись...
Ареопаг – Ареопагом, но сначала надо понюхать цветы.
(Фото Ульяны Пархоменко)
...
И после этого мы направляемся к знаменитому Ареопагу.
Мощные ступени вырубленные в цельном гранитном монолите, каковым и является Ареопаг.
На этой фотографии гранитный монолит Ареопага хорошо виден, он лежит внизу.
Панорамный снимок этой скалы.
С этой горы открывается прекрасный вид на Афины. Когда мы поднялись туда, были тучи, накрапывал дождь.
Город – как на ладони. Глядя на него отсюда, можно понять, что политики, восседающие на Ареопаге, мыслили себя чуть ли не богами на Олимпе – у их ног лежал город.