Моя Семинария. Друг: 2

Эта запись является частью серии записей Моя Семинария
Моя Семинария
Друг: Часть 2


Общение с… католическим святым
Год назад я выступал перед священнослужителями и прихожанами одного католического храма Петербурга. Наша встреча была посвящена беатификации (прославлении в лике блаженных) одного католического священника – дона Бернардо Антонини.
Беатификация – первая ступень в канонизации, принятая в Католической Церкви. После беатификации человека называют блаженным и собирают документы для окончательного прославления в лике святых. (В Православной Церкви этого нет. У нас сразу совершается канонизация.)
Дона Бернардо прославили в лице блаженных за труд жертвенной и неутомимой проповеди и горячего пастырского служения.
Зачем же был приглашен к католикам я? Дело в том, что я был знаком с отцом Бернардо.
Но, по порядку…

Я всегда с большим уважением относился к Католической Церкви, нашей Церкви-сестре. Из-за человеческих амбиций и грехов, из-за недоразумений и, попросту говоря, глупости тысячу лет назад произошел трагический разрыв в Церкви. Хотя Церковь – одна и правильней говорить не о разрыве (живое тело нельзя разорвать, иначе оно погибнет), а об ампутации, отсечении от Церкви больного органа, язык не поворачивается так сказать в случае с Западными христианами.
Не хочется представлять это, как, например, то, что от живого ствола Церкви отломилась большая ветка, отломилась и упала в стороне, постепенно засыхая и истлевая. Хочется верить, что это не было полным отделением от Церкви, а был надлом. Большая ветка надломилась и страдает. В ней есть еще жизнь, на ней зеленеют листья, ток живительной энергии, который струится по всему древу и сюда имеет доступ, но все же ветка эта серьезно повреждена.

Но может ли христианин считать нормальным то состояние, когда часть Церкви находится в катастрофической опасности, практически на краю гибели? Неравнодушный человек и дерево-то бездушное пожалеет, и надломленную ветку станет лечить, прививать обратно, как же можно быть равнодушным к части Церкви, в которой находятся миллионы искренних верующих людей?
Мы должны общаться с нашими братьями и сестрами, находящимися вне спасительного Православия. Католические богословы согласны с тем, что их предками многое было неверно понято, многое искажено. Сегодняшний разрыв – следствие амбициозности и властолюбия пап. Виновата ли Восточная Церковь в этом разрыве с Церковью Западной и если виновата, то в чем? А виновата в том, что, находясь в благоденствии (Византия переживала период расцвета), не придала трагедии разрыва особого значения, не попыталась уврачевать его.

В этом отношении кое-что напомню. Из жития Апостола Иоанна Богослова мы знаем одну историю. Иоанн обратил одного юношу к Христовой вере. Юноша стал ревностнным христианином, человеком добродетельным и искренним. Иоанн же поехал по своим миссионерским делам дальше. В его отсутствие юноша подпал под влияние разбойников и сбился с пути, стал вором и убийцей. Через какое-то время Ап. Иоанн, уже престарелый, посетил этот город и спросил епископа про подававшего большие надежды верующего юношу. Епископ потемнел лицом: «Тот юноша мертв». Иоанн спросил: «Как? Он умер?» «Он умер для Бога, – ответил епископ, – он погрузился во зло. Стал разбойником и живет теперь вон на той горе напротив церкви, и с ним шайка разбойников».
Апостол разорвал на себе одежды, ударяя себя по голове, стал плакать и выкрикивать: «Я оставил душу брата в надежных руках! Приведите мне лошадь, и пусть кто-нибудь покажет мне дорогу, я иду к нему».
Иоанн сел на лошадь и прямо из церкви, как был, поехал на ту гору. У разбойников на горе были выставлены посты, и, как только Иоанн появился в поле их зрения, его схватили. Он не пытался освободиться и ничего у них не просил, лишь сказал: «Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним». Главарь ждал его, вооруженный до зубов. Увидев Иоанна, он отвернулся, стыдясь, и побежал прочь. Иоанн стал кричать ему вслед: «Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца, ведь он стар и не вооружен? Не страшись ничего! Ты еще можешь войти в вечную жизнь! Я возьму все твои грехи пред Христом на себя! Если нужно, я умру за тебя, как Господь умер за нас! Восстань, веруй! Христос послал меня!» Разбойник низко опустил голову и бросил оружие, дрожа всем телом и горько плача. Иоанн со слезами обнял его...

Апостол Иоанн Богослов с древнейших времен считался символом Восточной Церкви (как Ап. Петр – символом Западной). И эта история показывает, как нужно было действовать Востоку, когда папы проявили себя не лучшим образом. Не вставать в горделивую позу правого, а ставить Правду Божию больше уязвленной гордости; искать мира, вопиять на весь мир о трагедии. На мой взгляд, Восток сделал недостаточно в этом направлении.

Но мы отвлеклись, а рассказываю я о нашем общении с ректором Католической Духовной Семинарии доном Бернардо Антонини.
В середине 90-х мы получили благословение священноначалия нашей Духовной Семинарии наладить контакты с семинаристами… католическими. В эти годы из Москвы в Петербург была переведена Католическая Семинария «Мария – Царица Апостолов». Мы пришли туда, познакомились с Ректором, отцом Бернардо, с семинаристами. Это оказались нормальные ребята, веселые, озорные, готовые к уважительному диалогу с Православием.
Помню, как мы с Димой как-то провели целый день в Католической Семинарии: от рассвета до заката. А потом католики провели с нами, в нашей Семинарии, целый день.
У католиков день начинался с мессы. Католики – в сутанах, мы – в своих православных подрясниках. В семинарской каплице прохладно и пахнет кисловатым ладаном (наш ладан имеет более «сладкий» аромат). Ребята молитвенно склонили головы. Один бросает озорной взгляд на нас: «Сейчас будет проповедь. Старец повеселит».
Я не понял, о чем это, но, когда милый старый монсеньор начал говорить проповедь, я понял, что имел в виду студент. Отец Бернардо пытался выучить русский язык, но в 60 лет нелегко учить новый язык, он очень тяжело ему давался. Чтобы овладеть русским, дон Бернардо каждый день проповедовал. Его русский был плох, и многие слова коверкались… Семинаристы – русские ребята, у которых с языком было все в порядке, – тоскливо слушали. А кто-то доброжелательно подшучивал над ректором.
– Дух душит, где хочет! – вдохновенно проповедовал отец Бернардо, переиначивая русские слова (в оригинале Дух дышит, где хочет – Ин. 3,8). Семинаристы хихикали: «Ага: душит… Где хочет и кого хочет. Ну, и любит старец ереси говорить…»

Потом был завтрак. И уроки. На переменах семинаристы высыпали в рекреации, и первый, кто успел, хватал ракетки. Там стояло несколько теннисных столов, и до самого звонка на урок происходили горячие баталии.
Вернулись в нашу Семинарию мы только к отбою. Переполненные эмоциями, одаренные стопкой богословских книг, вкусным печеньем и… палкой итальянской салями. (В России тогда такую было не купить, это был спецпаек, присланный католикам Ватиканом.)

В другой раз католики пришли на занятия к нам. Девушки в коридорах… Это было для них шоком. Еще большее потрясение они испытали, когда мы рассказали, что семинарист имеет возможность вступить в брак и что многие семинаристы именно здесь, среди девушек-регентш, находят себе невест… Апофеозом всего стал наш сюрприз для гостей, придуманный Дмитрием Румянцевым. Стоял май месяц. Мы захватили пледы, пару бутылок вина, закуску и отправились на пикник в парк, который расположен недалеко от Семинарии. С собой пригласили двух девушек. Мы расположились на траве. В компании очаровательных девушек-регентш пили вино, ели бутерброды, фрукты, беседовали о возвышенных богословских вещах. И нам-то это понравилось, а на католических семинаристов это произвело неизгладимое впечатление, просто древнегреческий симпозий какой-то. Один из этих католических семинаристов оставил свою семинарию, перешел в Православие и поступил в нашу, православную, Семинарию. Проучился, как подобает, и был рукоположен. Сегодня это хороший православный священник.

Общение католических семинаристов с православными установило между нами особый климат добросердечности, дружбы, взаимоузнавания. Католические ребята открыли для себя Православие. Мы не смущаясь обсуждали самые горячие темы, например, католические ереси. Католические семинаристы признавались, что раньше думали о Православии как о религии темных суеверных старушек, но открыли для себя мир духовного и литургического богатства.
Ректор, отец Бернардо, не только не препятствовал этим контактам, но поощрял их. За это впоследствии и поплатился. Католическое начальство в Москве осудило ректора за беспринципность в отношении к православным и выслало в Казахстан, в Караганду. (Это было время папы Иоанна-Павла II. На словах говоря о уважении и братолюбии, папа благословлял прозелитическую деятельность католиков в России, учредил, несмотря на протесты со стороны Русской Православной Церкви, католическую митрополию в Москве. Словом, дружба между католиками и православными только декларировалась, но не поощрялась.)

Однажды мы пригласили делегацию католических семинаристов во главе с ректором, отцом Бернардо, в Духовную Академию на праздник Пасхи. Они пришли. Ребята в римо-католических сутанах стояли немного напуганные и скованные. Но энергетика православной службы их захватила и покорила. Пение, возгласы «Христос Воскресе!», христостование, огни… все это вовлекло их в атмосферу нашей Пасхи, у ребят закружились головы.
Есть такое время на Пасхальной Заутрени, когда по контексту богослужения положено христосоваться (троекратно целоваться). Естественно, что семинаристы об этом времени знают. Нужно было видеть, как некоторые наши семинаристы ринулись христосоваться в женский хор, к регентшам. За ними по инерции двинулся и семинарист-католик. «Это лишнее», – шепнул отец Бернардо, попридержав за сутану своего студента. Юноша этот никогда не сможет создать семью, все католические священники обязательно принимают обет безбрачия…

После Пасхального богослужения мы пригласили гостей в нашу комнату, где накрыли праздничный стол. Отец Бернардо так расчувствовался, что сказал: «Сейчас я буду петь для моих православных братьев!» Зыркнул на своих семинаристов: «Но это останется между нами». Отец Бернардо пел для нас народные итальянские песни, из которых знакомой была «О sole mio!», мы ответили старинными русскими песнями.

Светало. Мы отправились показать наши сокровенные места и привели гостей на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Мы вообще любили гулять по кладбищу, меж старинных могил. Размышлять, молиться… И в эту пасхальную ночь мы принесли сотни пасхальных аленьких свечей и, зажигая, ставили их на всех могилах. Кладбище засияло огоньками. Мы пели пасхальные песнопения у могил, католики, как могли, подпевали, и нам казалось, что все покоящиеся на этом кладбище ликуют вместе с нами. Светало. Воздух наполнился пасхальным птичьим пением.
Мы проводили гостей к открывшемуся метро...

Прощаясь, отец Бернардо приблизил ко мне лицо и заговорщицки спросил: «Костя, знаешь, почему первыми о Воскресении Христа узнали женщины?..» Я задумался.
А отец Бернардо продолжил: «Потому что женщины – это древний телевизор. Что узнают – всем расскажут. Если бы это были мужчины, может быть, и до сих пор никто ничего не знал». И он заливисто засмеялся.

Потом были еще встречи, и еще… В 1999 году отец Бернардо был выслан из Петербурга в Караганду, а в 2003 году его не стало.
Перейти к следующей записи Моя Семинария. Друг: 3
Перейти к предыдущей записи Моя Семинария. Друг: 1

Комментарии

Спасибо, Ирина и Дмитрий! вы не представляете, как я благодарна за отзывы! я очень рада общению с моими православными братьями и сестрами. Я не могу жить, замкнувшись в "своем". Я скучаю по православной Литургии и безмерно ее люблю. Рана разделения христиан, которая кровоточит, и я это порой ужасно больно чувствую, может быть уврачевана, мне кажется, только любовью и приятием друг друга конкретными людьми. По собственному опыту знаю, что неприятие, отторжение, вражда - то же убийство, только не физическое. Что может быть более христианским, чем бескорыстный интерес к другому, желание узнать его лучше, уважение к его особенностям? Ведь даже в жизни мы познаем себя только через другого, который от нас отличается. Я благодарю Бога, дающего мне видеть красоту и богатство обеих традиций и нуждаться в обеих. А наносного всегда и везде много, мы ведь все люди.
Спасибо!
Юля
 
Незарегистрированный написал(а):
Спасибо, Ирина и Дмитрий! вы не представляете, как я благодарна за отзывы! я очень рада общению с моими православными братьями и сестрами. Я не могу жить, замкнувшись в "своем". Я скучаю по православной Литургии и безмерно ее люблю. Рана разделения христиан, которая кровоточит, и я это порой ужасно больно чувствую, может быть уврачевана, мне кажется, только любовью и приятием друг друга конкретными людьми. По собственному опыту знаю, что неприятие, отторжение, вражда - то же убийство, только не физическое. Что может быть более христианским, чем бескорыстный интерес к другому, желание узнать его лучше, уважение к его особенностям? Ведь даже в жизни мы познаем себя только через другого, который от нас отличается. Я благодарю Бога, дающего мне видеть красоту и богатство обеих традиций и нуждаться в обеих. А наносного всегда и везде много, мы ведь все люди.
Спасибо!
Юля
Дорогая Юля! Вы всегда можете рассчитывать в любом вопросе и на меня и я надеюсь на большую часть зарегистрированных пользователей сайта.
 
Сердечное спасибо, Дмитрий! Я бы и сама зарегистрировалась, но во-первых, я все-таки пока не постоянный участник форума, а эпизодический, а во-вторых, я не умею...
Ю.
 
Милая Юля! Как я понимаю Ваши чувства! Действительно, понимаю. Я помню одну мессу, в соборе Санта Мария дельи Анджели, рядом с Ассизи. Когда мои милые друзья Клара и Джорджо пошли принимать Причастие, а я сидела совершенно растерянная и думала: как же так? Как же я не могу причаститься вместе с ними - людьми, которые стали мне так близки! Я тогда еще не была воцерковленным человеком и до конца не понимала весь смысл Евхаристии. Но мне так хотелось!!! Я удержалась, вспомнив, как несколько лет назад я заказала поминание на мессе (в нашем петербургском костеле св. Екатерины Александрийской) недавно усопшего оперного певца Франко Корелли. Тогда, на мессе я плакала, и меня утешала одна монахиня-служительница. Она сказала , что я могу приходить к ним когда хочу и молиться сколько хочу, только к Причастию подходить не надо. Вот тогда в Ассизи я и вспомнила ее слова. Когда я вернулась из Италии, я рассказала о своих чувствах одному своему знакомому - сыну православного священника. Он мне ответил, что я поступила правильно, не подойдя к Причастию, но он верит, что когда-нибудь мы будем опять едины. Ведь Богу все возможно!
 
Дорогая Ирина!
Ваши слова и чувства для меня драгоценны. Это очень мучительно, когда не можешь разделять самое дорогое (Причастие) с дорогими людьми... Но я тоже верю, что мы придем к этому, и не сверху, а снизу. Это желание и сознание должно, прежде всего, созреть в людях. Богословский диалог очень важен, и он, кстати, идет, но есть вещи, которые, я думаю, никогда не будут решены на уровне богословия и догматики, а даже если бы и они были решены, при отсутствии братского отношения между христианами все без толку. Главная истина все равно находится не в области догматики, хотя она чрезвычайно важна. Ведь догматические расхождения существовали и в первое тысячелетие Церкви, прежде разделения. Это как два человека, которые друг с другом общаются (и, конечно, не во всем могут быть согласны, потому что разные), а потом вдруг что-то происходит, они рвут отношения, и вот тут-то и вспоминают свои разногласия! А дело не в них, они были и прежде; а в том, что любовь иссякла... Я не снимаю значения исторических ошибок и даже преступлений. Некоторые из них оставили в душах, в частности, восточных христиан, глубокую рану. Но невозможно веками ее растравлять. Я нахожусь внутри католической Церкви, поэтому ооочень далека от ее идеализации. Но я ее бесконечно люблю именно потому, что для меня Церковь - это, прежде всего, "живые камни", живая мысль, живой поиск, живое Слово Божие, осмысляемое нами вместе, святые Таинства, питающие нас. Церковь для меня - единство в многообразии. "Дары различны, а Дух один и тот же". Мне кажется (и это я обращаю, прежде всего, к себе), что нам надо учиться воспринимать инаковость другого не как угрозу, а как богатство и уважать ее. Ведь мы с вами (наши традиции) росли на совершенно разной исторической и культурной почве и никак не можем быть близнецами. Мы - как колонны, которые подпирают один свод, но никогда не сольются в одну. Но ведь есть "замок свода" - Господь, для Которого мы все - равно возлюбленные дети.
 
Незарегистрированный написал(а):
Сердечное спасибо, Дмитрий! Я бы и сама зарегистрировалась, но во-первых, я все-таки пока не постоянный участник форума, а эпизодический, а во-вторых, я не умею...
Ю.
В любом случае дорогая Юля Вы всегда сможете рассчитывать на мою помощь и поддержку. Научитесь, зарегестрируйтесь, сбросим друг другу в личку наши телефоны. Как-нибудь будет приятно с Вами поболтать.
Ваш Д.
 
Такой искренний интерес к проблемам православно-католического диалога навел меня на хорошую мысль. В ближайшее время напишу пару очерков о наших расхождениях с католиками и о перспективах соединения с ними.
 
В любом случае дорогая Юля Вы всегда сможете рассчитывать на мою помощь и поддержку. Научитесь, зарегестрируйтесь, сбросим друг другу в личку наши телефоны. Как-нибудь будет приятно с Вами поболтать.
Ваш Д.

Присоединяюсь к Дмитрию!!! Правда, Юля, зарегистрируйтесь и будем общаться! Если хотите, можете написать мне прямо на почту: senta21@mail.ru Ира.
 
Мне тоже близко видение о. Константина ("надломленная ветвь"). И не случайно. А дело все в том, что к вере я пришел, через беседы с богословом-протестантом. Наша с ним встреча, есть то же "обыкновеное чудо". В течение почти года мы беседовали о Боге, Церкви, разбирали Писание. Именно в то время я впервые раскрыл Евангелие. Все возникающие вопросы я задавал ему, так мы с ним духовно сблизились! Со временем, конечно, я вплотную подошел к вопросу существования разных конфессий в Христианстве и передо мной встал вопрос выбора: к кому примкнуть? На тот момент я почти ничего не знал о Православии и других конфессиях. Для меня тогда существовало просто Христианство. (Смеха ради стоит сказать, что я тогда все же склонялся к Католицизму, уж больно нравилась мне архитектура и внутреннее убранство их соборов :)) Тем не менее, я был до конца убежден, что Истина одна, и что кто-то один прав. Но кто? Естественно, этот вопрос был мною задан человеку на тот момент единственному, кому я достаточно доверял, с кем общался на духовные темы. Этот вопрос был задан тому самому богослову. И вот, что он ответил: "Ты должен выбрать сам. Но, раз ты родился в России, был крещен в православном храме, то начни свои искания именно с Православия. Я многого не понимаю до конца, многого не знаю о Православии, но у вас есть что-то такое чего нет у нас!". Я начал знакомиться с Православием. Поняв, что Христианство во всей полноте - это Православие, я завершил свои духовные поиски.


До сих пор я много размышляю о случившемся. Меня не перестает поражать искренность этого пастора. Он мог, учитывая мою тогдашнюю сверхсимпатию ко всему заграничному, с легкостью увести меня куда-нибудь в дебри протестантизма, настроить против Православия, но не стал, и более того, добро и вежливо указал на Православие, как на источник всей полноты Истины.

p.s. в последствии через этого же человека я познакомился и с о. Константином!
 
Алёнушка;bt5113 написал(а):
quote=Дмитрий35]Брат мой! Гордыня (в данном случае Вы слушаете ТОЛЬКО себя) тяжкий грех. Поплачьте лучше о том, кто Вам кажется самым умным... о себе...

Дмитрий, смысла нет "православного" тролля вразумлять. Ему все разжевали уже. Человеку хочется, чтоб его заметили,показать, какой он умный...Но замечают и хвалят не его, Алексея свет Анатольевича,а отца Константина - "пичалька-пичалька":)

И, кроме гордыни, видно - потрясающее лицемерие: интересная манера "православных" личностей - сначала гадость сказать, потом прибавить "Я грешен, мой грех". Чтоб не побили;)

Отец Константин, спасибо Вам за статьи, книги, блог и терпение.:) Про католическую церковь хорошая метафора - надломленная ветка... Вряд ли срастется, но может, лет через 100, если не бросать миссии, дай Бог.[/QUOTE]


Милая Алёнушка, а может тоже стоит попридержать коней - и не называть своего брата во Христе православным троллем. Мне кажется, как раз и вы, все через чур разгоряченно защищающие о.Константина, готовы побить камнями всякого, так или иначе не соглашающегося с мнением о.Константина или не могущих понять его точку зрения. Но думаю, этим - вы делаете только хуже. О.Константину было б, наверное, радостней если мы друг друга на его блоге вразумляли с миром и искренней любовью, а не из принципа "свой-чужой", лагерей и конфронтаций.

И кстати, мне показалось, что Алексей Анатольевич искренне пожалел о том, что поторопился придираться к о.Константину, по крайней мере, принародно. А вы - как "истинный сердцеведец" называете это лицемерием.
Простите, если тоже вас чем-то обидела.
 
Наталья, говоря о тролле я не имелла виду внешность или внутренний мир Алексея свет Анатольевича. :) Это высказывание касалось такого понятия, как "интернет тролли". Это во-первых. во-вторых, мой пост был с иронией. В-третьих, в каждой шутке есть доля шутки;)
 
"Мне кажется, как раз и вы, все через чур разгоряченно защищающие о.Константина, готовы побить камнями всякого, так или иначе не соглашающегося с мнением о.Константина или не могущих понять его точку зрения."

А вот тут вы уже перегнули палку, кстати. И делаете то же,в чем обвинили меня и Дмитрия и других. Мне не понравился не сам факт несогласия с позицией о. Константина, а хамство. И невежество.


И дальше: "Простите, если тоже вас чем-то обидела.". Ну вот, сначал гадость пишут, а потом слезки льют, "грешен, простите". И самое замечательное, что все в одном сообщении! ;)
 
Дорогие, мне кажется, что не все знают и помнят, что на "Азбуке" есть возможность отправки личных сообщений. Наверное, всем нам трудно бывает удержаться иной раз от замечаний друг другу, но самое правильное, на мой взгляд, - не делать это прилюдно. Во всяком случае мне, как читателю этого блога, всегда бывает досадно читать комментарии, которые кому-то могут испортить настроение. Христианского терпения всем нам! :)
 
Незарегистрированный написал(а):
Значит, если человек называет себя православным, его "неофитский гнев" всегда праведен? И религиозное высокомерие нужно поощрять?

Уважаемый Незарегистрированный! :)
Я не уверена, что Ваша реплика является ответом на моё последнее сообщение, но если это так (а мне почему-то показалось, что так), то я предлагаю несколько переформулировать Ваш вопрос и посмотреть на проблему с другой стороны: если МЫ называем себя православными, а чей-то "неофитский гнев" иногда оказывается неправедным, имеем ли МЫ достаточно религиозного смирения, чтобы не осуждать этого человека?..
PS. Тем более прилюдно (что всегда и всем бывает обидно)
 
отец Константин!Спасибо большое за эти воспоминания, было так интересно читать! Пишите ещё!
Грустно только от того, что некоторых семинаристов исключили из семинарии за административные нарушения, а они может были бы хорошими священниками. Это ж просто молодость, ну опоздал, ну напился - с кем не бывает.
Другие учатся заочно в семинарии, и такой строгости к ним нет. Бывает, что священник к тому моменту как рукополагаю и женат 2 раз, и в молодости много чего было непотребного, но в силу закона икономии его рукополагают и он потом хороший священник.
И жалко тех ребят, которых исключили можно сказать за совсем несущественное.
Ведь если кого исключили из семинарии - он потом не может снова поступить?, т.е. он навсегда лишён возможности стать священником?
 
Olga77 написал(а):
отец Константин!Спасибо большое за эти воспоминания, было так интересно читать! Пишите ещё!
Грустно только от того, что некоторых семинаристов исключили из семинарии за административные нарушения, а они может были бы хорошими священниками. Это ж просто молодость, ну опоздал, ну напился - с кем не бывает.
Другие учатся заочно в семинарии, и такой строгости к ним нет. Бывает, что священник к тому моменту как рукополагаю и женат 2 раз, и в молодости много чего было непотребного, но в силу закона икономии его рукополагают и он потом хороший священник.
И жалко тех ребят, которых исключили можно сказать за совсем несущественное.
Ведь если кого исключили из семинарии - он потом не может снова поступить?, т.е. он навсегда лишён возможности стать священником?

Спасибо за добрые слова о моих очерках.
Если человека исключили из Семинарии, это никаким образом не мешает ему восстановиться на следующий год (большинство так и делают). Конечно, надо иметь в виду, что смотря за какую провинность исключили. Если за воровство или что-то непотребное, то, конечно, такого не восстановят и не рукоположат.
А если исключили за дисциплинарные взыскания или за плохую учебу, надо год-два потрудиться на приходе и потом подавать прошение о восстановлении с приложением доброй характеристики с прихода, где провел это время.

Да, насчет Семинарий, конечно, такие строгости только в больших городах. В небольших городках, все проще. Владыки многие ситуации решают в спокойном и снисходительном ключе.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
24.652
Комментарии
80
Последнее обновление
Сверху