Стокгольмский музей корабля «Васа»
Если будете в Стокгольме, обязательно посетите музей поднятого со дна средневекового корабля «Васа» (швед. Vasa).
Прочитав когда-то об этом корабле, затонувшем в 17-м веке, поднятом и превращенном в уникальный музей, я давно хотел его увидеть собственными глазами. И такой случай представился.
Из, наверное, десятка музеев Стокгольма, где я был, на меня лично самое большое впечатление произвел именно этот музей.
Сначала — несколько слов об этой истории, а потом фотографии, которые я сделал.
В отношении краткой истории корабля и истории его поднятия мне поможет «Википедия».
«Васа» — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Свое название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Васа» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в свой первый же выход из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года.
В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Васа» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.
Подплываю к Стокгольму
У входа в музей...
Захожу в музей и испытываю легкое потрясение. Никогда не мог представить, что корабль начала 17-го века на самом деле был таким большим…
16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблем из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Васы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. На постройке было занято более 400 человек. Тогда же для «Васы» начали отливать бронзовые пушки.
Уже при постройке «Васе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Васы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма.
К началу 1628 года «Васа» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.
Летом 1628 года «Васа» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.
К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Васы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.
На фото — реконструкция историков: таким вышел в свое первое плавание «Васа».
В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Васа» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Васа» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
Реконструкция гибели корабля...
На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло от 30 до 50 человек.
Только через две недели после трагедии новость о гибели «Васы» достигла короля Швеции Густава II Адольфа, который находился тогда в Пруссии. Король отослал в Стокгольм депешу, в которой предполагал, что причиной гибели корабля стали глупость и невежество, требовал провести следствие и наказать виновных. Следствие велось на высшем уровне, в Шведском Государственном совете.
В ходе следствия выдвигались разнообразные гипотезы относительно причин гибели корабля: алкогольное опьянение капитана, ненадежное закрепление пушек и т. д. Ни одна из этих версий не подтвердилась. В конце концов, следствием был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Капитан корабля Сёфринг Ханссен сам отмечал это на следствии, однако в случае с «Васой» предпринять было нечего: взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.
Никаких результатов не принесли и допросы кораблестроителей, под руководством которых строился «Васа». Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы. Ответственные за верфь, где был построен «Васа», судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот, поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте.
Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным и никто не был осуждён за катастрофу.
В течение нескольких лет после гибели «Васы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.
Проекты подъёма корабля были довольно разнообразны, однако в большинстве своем нереализуемы — лишь некоторые из предложенных вариантов действительно имели какие-то шансы на успех. В частности, корабль пытались вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более ста метров (впоследствии, в середине XX века, когда «Васа» был поднят на поверхность, на нём было обнаружено свыше двух десятков якорей, которыми цепляли корабль). Однако успехом эта операция не увенчалась.
После того как попытки поднять корабль целиком ничего не дали, для подъёма пушек была снаряжена экспедиция водолазов под руководством шведа Альбректа фон Трейлебена. В их распоряжении имелся только водолазный колокол. Ситуация осложнялась тем, что корабль затонул неповреждённым. Чтобы поднять на поверхность одну пушку, водолаз должен был на дне, в полной темноте и холоде, в одиночку, используя только крюк и молот, снять весившее почти тонну орудие с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность. Тем не менее, водолазы Трейлебена справились с этой сложнейшей работой — в течение 1664-1665 годов с «Васы» было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на «Васу» в XVII веке были прекращены. Показательно, что в середине XX века водолазу, располагающему современным оборудованием для подводных работ и осветительными приборами, для подъёма на поверхность одной пушки потребовался целый день.
Копия водолазного колокола фон Трейлебена, использовавшегося при подъёме пушек с корабля «Васа» в 1664—1665 годах.
После подъёма пушек водолазы утратили к «Васе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей «Васы» в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с упором на затонувшие корабли. При этом Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. Позднее Франсен вспоминал: « В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек… »
25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена.
Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев.
А теперь пройдем по музею и внимательней познакомимся с кораблем. Вот перед нами корма.
Так корма выглядит сегодня.
А вот какой она была после спуска корабля на воду, 400 лет назад.
Я стою в самом низу у кормы...
А вот так выглядит корма, если подняться на 2-й этаж.
Ученые соскоблили остатки краски, сделали ее анализ и определили состав. Вот эти средства использовались как красители.
Соответственно вот как должны выглядеть покрашенные элементы.
На электроном панно можно увидеть, как выглядела корма «Васы» после его постройки. На наш взгляд, слишком ярко, но тогда была другая культура.
Поднимаюсь на второй этаж. Отсюда можно заглянуть в корабль.
Порт для пушки. Когда эти порты открывались, взгляду зрителя представала морда льва —символа Шведского королевства. Золотые, сверкающие на солнце морды львов должны были внушать противнику страх.
На носу — также фигура льва, приготовившегося к прыжку.
Вот так выглядела команда полностью укомплектованного корабля. Но в первый рейс вышли далеко не все.
Примерно так выглядела жизнь корабля, если бы мы увидели его в разрезе.
Реконструкция палубы для пушечной стрельбы. Пушки, как вы можете догадаться, естественно, подлинные.
Вместе с кораблем со дна были подняты останки моряков. По костям была произведена реконструкция членов экипажа, погибших при крушении.
Вот так выглядел один из них...
...
А вот так был одет моряк.
Уникальность музея в том, что здесь, под стеклом, представлены подлинные вещи моряков и все то, что находилось на корабле в момент гибели.
Этот чан, поднятый со дна, тогда, в день выхода с из порта, готовил в первый и последний раз обед. Его так и не отведали ни моряки, ни их близкие.
Деньги, найденные на корабле...
И для интересующихся — прориси этих монет.
О многом можно было бы рассказать, много и других интересных фотографий привести, впрочем, достаточно.
Закончу я свою подборку двумя фотографиями из магазинчика, работающего при музее. Здесь можно приобрести точные копии практически всех вещей, найденных на поднятом корабле.
Тренд современных западных музеев — точные копии выставленных вещей, которые можно купить. Это великолепная идея. В России такое пока почти не встречается, но в Европе давно поняли, что лучшим сувениром для посетителя музея является точная копия понравившейся ему вещицы из экспозиции музея.
В музее можно купить все, вплоть до пушки...
Если будете в Стокгольме, обязательно посетите музей поднятого со дна средневекового корабля «Васа» (швед. Vasa).
Прочитав когда-то об этом корабле, затонувшем в 17-м веке, поднятом и превращенном в уникальный музей, я давно хотел его увидеть собственными глазами. И такой случай представился.
Из, наверное, десятка музеев Стокгольма, где я был, на меня лично самое большое впечатление произвел именно этот музей.
Сначала — несколько слов об этой истории, а потом фотографии, которые я сделал.
В отношении краткой истории корабля и истории его поднятия мне поможет «Википедия».
«Васа» — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Свое название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Васа» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в свой первый же выход из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года.
В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Васа» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.
Подплываю к Стокгольму
У входа в музей...
Захожу в музей и испытываю легкое потрясение. Никогда не мог представить, что корабль начала 17-го века на самом деле был таким большим…
16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблем из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Васы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. На постройке было занято более 400 человек. Тогда же для «Васы» начали отливать бронзовые пушки.
Уже при постройке «Васе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Васы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма.
К началу 1628 года «Васа» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.
Летом 1628 года «Васа» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.
К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Васы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.
На фото — реконструкция историков: таким вышел в свое первое плавание «Васа».
В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Васа» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Васа» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
Реконструкция гибели корабля...
На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло от 30 до 50 человек.
Только через две недели после трагедии новость о гибели «Васы» достигла короля Швеции Густава II Адольфа, который находился тогда в Пруссии. Король отослал в Стокгольм депешу, в которой предполагал, что причиной гибели корабля стали глупость и невежество, требовал провести следствие и наказать виновных. Следствие велось на высшем уровне, в Шведском Государственном совете.
В ходе следствия выдвигались разнообразные гипотезы относительно причин гибели корабля: алкогольное опьянение капитана, ненадежное закрепление пушек и т. д. Ни одна из этих версий не подтвердилась. В конце концов, следствием был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Капитан корабля Сёфринг Ханссен сам отмечал это на следствии, однако в случае с «Васой» предпринять было нечего: взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.
Никаких результатов не принесли и допросы кораблестроителей, под руководством которых строился «Васа». Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы. Ответственные за верфь, где был построен «Васа», судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот, поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте.
Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным и никто не был осуждён за катастрофу.
В течение нескольких лет после гибели «Васы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.
Проекты подъёма корабля были довольно разнообразны, однако в большинстве своем нереализуемы — лишь некоторые из предложенных вариантов действительно имели какие-то шансы на успех. В частности, корабль пытались вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более ста метров (впоследствии, в середине XX века, когда «Васа» был поднят на поверхность, на нём было обнаружено свыше двух десятков якорей, которыми цепляли корабль). Однако успехом эта операция не увенчалась.
После того как попытки поднять корабль целиком ничего не дали, для подъёма пушек была снаряжена экспедиция водолазов под руководством шведа Альбректа фон Трейлебена. В их распоряжении имелся только водолазный колокол. Ситуация осложнялась тем, что корабль затонул неповреждённым. Чтобы поднять на поверхность одну пушку, водолаз должен был на дне, в полной темноте и холоде, в одиночку, используя только крюк и молот, снять весившее почти тонну орудие с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность. Тем не менее, водолазы Трейлебена справились с этой сложнейшей работой — в течение 1664-1665 годов с «Васы» было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на «Васу» в XVII веке были прекращены. Показательно, что в середине XX века водолазу, располагающему современным оборудованием для подводных работ и осветительными приборами, для подъёма на поверхность одной пушки потребовался целый день.
Копия водолазного колокола фон Трейлебена, использовавшегося при подъёме пушек с корабля «Васа» в 1664—1665 годах.
После подъёма пушек водолазы утратили к «Васе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей «Васы» в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с упором на затонувшие корабли. При этом Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. Позднее Франсен вспоминал: « В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек… »
25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена.
Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев.
А теперь пройдем по музею и внимательней познакомимся с кораблем. Вот перед нами корма.
Так корма выглядит сегодня.
А вот какой она была после спуска корабля на воду, 400 лет назад.
Я стою в самом низу у кормы...
А вот так выглядит корма, если подняться на 2-й этаж.
Ученые соскоблили остатки краски, сделали ее анализ и определили состав. Вот эти средства использовались как красители.
Соответственно вот как должны выглядеть покрашенные элементы.
На электроном панно можно увидеть, как выглядела корма «Васы» после его постройки. На наш взгляд, слишком ярко, но тогда была другая культура.
Поднимаюсь на второй этаж. Отсюда можно заглянуть в корабль.
Порт для пушки. Когда эти порты открывались, взгляду зрителя представала морда льва —символа Шведского королевства. Золотые, сверкающие на солнце морды львов должны были внушать противнику страх.
На носу — также фигура льва, приготовившегося к прыжку.
Вот так выглядела команда полностью укомплектованного корабля. Но в первый рейс вышли далеко не все.
Примерно так выглядела жизнь корабля, если бы мы увидели его в разрезе.
Реконструкция палубы для пушечной стрельбы. Пушки, как вы можете догадаться, естественно, подлинные.
Вместе с кораблем со дна были подняты останки моряков. По костям была произведена реконструкция членов экипажа, погибших при крушении.
Вот так выглядел один из них...
...
А вот так был одет моряк.
Уникальность музея в том, что здесь, под стеклом, представлены подлинные вещи моряков и все то, что находилось на корабле в момент гибели.
Этот чан, поднятый со дна, тогда, в день выхода с из порта, готовил в первый и последний раз обед. Его так и не отведали ни моряки, ни их близкие.
Деньги, найденные на корабле...
И для интересующихся — прориси этих монет.
О многом можно было бы рассказать, много и других интересных фотографий привести, впрочем, достаточно.
Закончу я свою подборку двумя фотографиями из магазинчика, работающего при музее. Здесь можно приобрести точные копии практически всех вещей, найденных на поднятом корабле.
Тренд современных западных музеев — точные копии выставленных вещей, которые можно купить. Это великолепная идея. В России такое пока почти не встречается, но в Европе давно поняли, что лучшим сувениром для посетителя музея является точная копия понравившейся ему вещицы из экспозиции музея.
В музее можно купить все, вплоть до пушки...