Воспоминания о протестантском прошлом

Путь к Богу не всегда бывает прямым. У каждого из нас найдутся такие воспоминания, которые сейчас могут казаться ошибкой молодости, искушением или даже откровенной глупостью. Но это сейчас – с высоты прожитых лет и духовного опыта... А в моменты отклонений от прямого курса мы, скорее всего, думали, что поступаем правильно. Быть может, Бог потому и попускает нам идти кривым маршрутом, чтобы мы сами сделали соответствующие выводы, пересмотрели прошлые взгляды и добровольно выбрали лучшее? Ведь любовь никому ничего не навязывает...

Сегодняшний рассказ – это история прихожанина Свято-Троицкого Измайловского собора, Алексея, который пришёл в православный храм через протестантскую общину. Насколько полезен оказался для него этот опыт? Помог ли он нашему герою по-новому открыть для себя Православие? Или, напротив, стал дополнительным препятствием на его пути к Богу? Послушаем, как на эти вопросы отвечает сам Алексей.


Алексей Алёшин

Воспоминания о протестантском прошлом

Я уверовал в начале 90-х годов прошлого века. Все прекрасно помнят, какая в стране была ситуация. Только что рухнул СССР, и открылась так называемая «свобода», пользуясь которой, в страну хлынули проповедники разных мастей. Появились секты и оккультные движения. Русская Православная Церковь тогда ещё была слаба и не знала, что делать с полученной свободой. После 70 лет гонений и запретов Церковь сразу же не могла организовать широкой кампании по распространению Слова Божия. А протестанты такую возможность нашли и воспользовались ею.

Широкая «евангелизация» населения скоро стала приносить свои плоды: люди бросились в протестанские общины, а их церкви стали появляться как грибы после дождя. Причём у протестантов тоже была «свобода»: любой иностранец мог назвать себя пастором и организовать свою общину.

В разгаре евангельской кампании появилась и первая межконфессиональная христианская радиостанция, «Теос», принадлежащая одной новоявленной протестанской общине – «Евангелической Русской Церкви» (сокращённо ЕРЦ) – самой по себе довольно интересной и необычной. Организовал эту общину бывший баптист, который разошёлся во взглядах со своими братьями по вере и, покинув баптистскую церковь, организовал свою собственную. Конечно, организовал он её не один, а с группой единомышленников. Был в Канаде одно время и там получил степень доктора богословия. Причём эта степень (точно не знаю, как у них это принято) была присуждена ему почётно (отсюда звание «почётного доктора богословия»). Община обосновалась в России, в Санкт-Петербурге. А этот человек стал называться пастором и пресвитером, возглавив только что созданную церковь. Арендовав у какой-то компании радиопередатчик, единомышленники пастора стали проповедовать Слово Божие в эфире. Радиостанция была самостоятельная. У неё была своя частота на средних волнах, и вещала она весь день.

Многие люди, жившие все эти годы в атеистическом обществе, где слово «духовность» всячески искажалось, понимали под ним всё, что угодно. Услышав открытую проповедь о Боге, многие уверовали, но не все пошли в православные храмы. Определенная масса ринулась к протестантам и наполнила их церкви.

Я тоже размышлял недолго. Полгода походил в православный храм, причём не очень активно участвовал в богослужебной жизни. Мало что понимал на службе. К тому же народу много – и все стоят. Службы долгие, утомляли. А я ещё к тому же не совсем здоров. В общем, пришёл в ЕРЦ. Там всё хорошо – все сидят. Богослужение понятное, и проповедь занимает в нем центральное место. Плюс новые знакомства. Остался там и пребывал года четыре, о чём сейчас нисколько не жалею.

На пасхальной службе в ЕРЦ.jpg
На пасхальной службе в ЕРЦ (фото из архива группы ЕРЦ «В Контакте»)

Община ЕРЦ, как я уже сказал, была необычная. На сцене арендованного ими дома культуры стоял крест с терновым венцом Спасителя, а под ним висела икона Иисуса Христа. Так что протестанты из этой общины иконы почитали. Правда, святых всё же отвергали как ненужных «посредников» в отношениях Бога и человека. Но в то же время у них была свобода проповеди Православия – и в общине, и на радио. На проповедь к ним приходили иногда православные священники и студенты Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии. Могу даже вспомнить и назвать их имена: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин) и протодиакон Андрей Чижов (ныне покойные), протоиерей Борис Безменов, тогдашний студент Семинарии (а потом иерей) Константин Пархоменко. В радиопрограммах участвовал сам отец Константин и его супруга – Елизавета Пархоменко. Также в эфире звучали записи проповедей протоиерея Богдана Сойко.

Архиепископ Михаил на богослужении в ЕРЦ.jpg
Архиепископ Михаил (Мудьюгин) на богослужении в ЕРЦ (фото из архива группы ЕРЦ «В Контакте»)

В общении с протестантами мне больше всего нравилась их открытость и сердечность. Правда, большинство людей там были случайные «захожане» – те, кто приходил ради любопытства. Но были и такие люди, кто не просто выслушивал чужие проблемы, но и пытался, чем мог, помочь. Когда я заболел, растерял всех своих прежних друзей – они меня бросили в болезни. А у протестантов я нашёл много новых знакомых, некоторые из которых остались моими друзьями по сей день (хотя я уже не хожу к ним в общину). И за это общение, душевную теплоту и понимание я протестантам очень благодарен. А еще мне хочется поблагодарить их за море литературы. В общине был один продавец книг. Он всегда выбирал интересную литературу – преимущественно православную. И причиной моего перехода в Православие стали слова именно этого человека: «А истина всё же в Православии». Я стал задумываться, так ли это?! А тут еще моя знакомая бабуля перешла в Православие и властно стала давить на меня своим авторитетом...

Когда я перешёл в Православие, многое сначала казалось мне непонятным. Особенно в Богослужении. Но тут, слава Богу, мне помогло только что начавшее вещание православное епархиальное радио «Град Петров». В основном я слушал его и радио «Мария». Помог мне многое понять, прежде всего, отец Александр Степанов – главный редактор «Града Петрова». Я долгое время ходил к ним в братство (Православное братство св. Анастасии Узорешительницы). Потом по все тому же радио услышал отца Виктора Пантина, ученика протоиерея Василия Ермакова, и многое узнал от него. Отец Виктор – по образованию филолог. Человек интересный и любвеобильный. Я хотел, чтобы он стал моим духовником, но его перевели в Архангельскую область, и я потерял с ним связь. Говорят, сейчас он трудится в каком-то монастыре, восстанавливает его.

Потом отец Константин многое объяснял – я слушал его ответы в передачах «Пастырского часа» на радио. Потом мы начали с ним общаться вживую, при встрече в соборе. А недавно я переехал в Красносельский район, в Сосновую Поляну. Тут моё внимание привлекла личность отца Алексия Володина. У него был клуб для молодёжи – клуб преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Там для меня было и новое общение, и новые знакомства. Но клуб перестал существовать, когда батюшку перевели служить в Горелово – туда членам клуба было далеко ездить, и постепенно идея сошла на нет. Очень жаль! Сейчас я хожу в клуб «Азбука Питер» при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Очень хорошее место. Атмосфера любви, доброты. Да и просто мне там хорошо.

***
Пребывание в ЕРЦ послужило для меня трамплином на пути к Православию. Я прочёл немало духовной литературы, анализировал, сравнивал их учение и наше... Я говорю «наше», потому что сейчас пришёл в Православие осознанно, зная по своим сравнениям, что оно гораздо глубже и богаче, чем протестантизм. А самое главное, в ЕРЦ нет Таинства Причастия в нашем привычном понимании. Протестанты понимают Причащение как вкушение хлеба и вина в воспоминание страданий и деяний Спасителя. Для них хлеб и вино остаются всего лишь хлебом и вином, тогда как у нас происходит претворение хлеба и вина в истинную Плоть и Кровь Христовы. А еще Православие, в отличие от протестантизма, можно изучать всю жизнь. И в этой глубине мне видится особая красота.

Сейчас ряды общины ЕРЦ сильно поредели. Раньше в ней было около тысячи человек, а сейчас едва ли осталась сотня. Все в основном разошлись по разным православным приходам. Кто-то пребывает в других протестанских церквях. А радио «Теос» купили баптисты из Москвы.

Материал подготовила Виктория Голубкова


Об авторе. Алексей Алёшин, 37 лет, коренной ленинградец-петербуржец. Мои родители родом из деревни. Сейчас работаю курьером в фирме по утилизации металлолома. До этого не работал по болезни (в детстве перенёс энцефалит). Увлекаюсь историей, люблю встречи и знакомства с новыми людьми. Люблю читать хорошие книги – например, фантастику, но больше историческую и духовную литературу. Сейчас изучаю житие старца Паисия Святогорца.

Фото автора.jpg

Комментарии

Протестанты не должны почитать усопших, поскольку это, к сожалению, не предусмотрено их верой.

О каких «верах» вообще идет речь? Ох уж эта толерантность… Христос один, Церковь одна, Истина одна. Другой вопрос, что существует раскол, «церкви», которые есть творение рук человеческих, но не Божье установление, те, кто отпал от Церкви Христовой.

Приведу слова апостола Павла:

Умоляю вас, братия, именем Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами раз­деле­ний, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

Разве раз­делил­ся Христос?
 
Дорогая Светлана, обратите пожалуйста внимание, что Виктория ведёт речь не о православных, а о протестантах. Поэтому высказывание Виктории по поводу протестантов никоим образом не относится к православным. Запись от Незарегистрированный размещена 10.12.2013 в 19:13
Я для себя уже закрыла эту неожиданную дискуссию, но процитированное утверждение заставило к ней вернуться, и вот почему. Кто-то, видимо, решил поддержать Вику и оказал ей тем медвежью услугу, потому что пришлось снова перечесть ее высказывания, и среди них - например, такое:
"Страждущим - конечно, не можем отказать. Но почему мы можем быть уверены, что все умершие, о которых мы молимся - страдают? Они что, говорили нам лично о своём страдании? Просили нас их вымаливать? По-моему, это вопрос личной веры человека".
Это, простите, не о протестантах, "это вопрос личной веры", высказанной с неуместной в таких вопросах запальчивостью. Очень надеюсь все же, что "оппонентам" удалось если не переубедить Вику, то побудить задуматься и быть осторожнее в публичной полемике.
 
Пребывание в ЕРЦ послужило для меня трамплином на пути к Православию.
Долго думала писать или не писать комментарий к этому блогу, но так как пишу, ну чтож - читайте:)
На цитату Алексея Алешина, которую специально выбрала из текста не смогла самостоятельно дать ответ, обратилась за помощью. Вот какую помощь мне оказали. Человек как слепой блуждает различными путями, некоторых приводит Господь из протестантизма, некоторых спасает из оккультизма, некоторых из атеизма, иных из других измов. Говорить про трамплины здесь будет не совсем верно. Это не трамплины - правильнее сказать, что это лабиринт, в каждом тупике лабиринта сидит "гуру" на любой вкус. В таких лабиринтах можно блуждать всю жизнь, можно устать скитаться по лабиринту, потерять надежду и остаться в одном из тупиков навсегда, можно самому стать "гуру" ...Господь выводит нас из лабиринта. Кстати мы можем несколько раз пройти мимо выхода, не заметив этого, можем выйти и не понять, что это выход и и снова зайти обратно. ( Алексей писал про это
- Полгода походил в православный храм...Службы долгие, утомляли). Мы не жалеем о пройденных дорогах, так как эти пути составляют часть нашей жизни, нашего опыта, который в дальнейшем будет необходим для того, чтобы нам снова самовольно не войти в этот же самый лабиринт и не погибнуть в его тупиках. Нас милостью Божьей вывели из лабиринта и поставили перед ЛЕСТВИЦЕЙ. Мы в самом низу, у подножья. Перед нами лествица - Путь, Истина и Жизнь!
Господу же нашему слава во веки веков, Аминь!
 
Ирина08: Нас милостью Божьей вывели из лабиринта и поставили перед ЛЕСТВИЦЕЙ. Мы в самом низу, у подножья. Перед нами лествица - Путь, Истина и Жизнь!
Спасибо, Ирина! Снимаю перед Вами шляпу. Вы помогли мне вспомнить и всяческие свои лабиринты ("всю жизнь душа по переулочкам бродила" - мать Мария), и с сочувствием отнестись к лабиринтам других, тоже всяческим, не обязательно в поисках веры. "Покрыть любовью..." "Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая!"
И Алексею спасибо за его воспоминания - о нем-то мы как-то все и забыли:). Помощи Вам, радости и милости от Господа и Пречистой Матери Его!
 
И Алексею спасибо за его воспоминания - о нем-то мы как-то все и забыли:).
Присоединяюсь! Алексей поделился с нами частью своей жизни, а это ценно! У меня нет опыта пребывания в других церквях и конфессиях… Но я хорошо помню, как много лет, по нескольку раз в день я проходила мимо Православного собора, как меня поражали глаза, выходящих людей, как мне хотелось зайти, но я все же проходила мимо…
Виктория ведёт речь не о православных, а о протестантах. Поэтому высказывание Виктории по поводу протестантов никоим образом не относится к православным. Протестанты не должны почитать усопших, поскольку это, к сожалению, не предусмотрено их верой.
Дорогой(ая) Незарегистрированный (ая)! Я не знаю что должны, и чего не должны делать протестанты… Возможно я сделала акцент немного не на том высказывании Виктории. Если Вы внимательно прочитаете все ее комментарии, то поймете о чем я. Виктория Голубкова личность яркая и своей активностью на форуме снискала определенный авторитет. Именно поэтому, я прошу ее быть осторожнее в своих высказываниях. Ничего личного.

И еще:
Жалкую картину представляют собой верующие люди, которые делают что-либо неосознанно и без искреннего желания - только потому что "все так делают"
Логично, а с логикой, как известно, спорить трудно. Но если мы обратимся к истории Церкви, обратим взгляд на жития святых, поступки апостолов и Самого Христа, все ли нам покажется логичным с нашей обывательской точки зрения? Не от желания ли все понимать и действовать по своему разумению рождаются ересь и раскол? Не стремлюсь казаться правильной, сама страдаю от излишнего умствования… Где-то в комментариях я уже делилась, но повторюсь. Универсальным ответом на все мои «зачем? и почему?», «я так думаю», «я так чувствую» стал совет доброго батюшки: «Постарайтесь принимать на Веру всё, что предлагает нам Святая Церковь, просто склоните голову перед Её опытом, а Господь не оставит и за смирение вразумит».

И последнее, очень хочется, чтобы вся наша полемика на форуме воспринималась правильно! Мне думается, что мы не ставим целью наших комментариев заклевать инакомыслящих, и уж тем более выставить свое мнение как наиболее значимое. Мы здесь для того чтобы с любовью и Божией помощью поддержать друг друга!
Мы не жалеем о пройденных дорогах, так как эти пути составляют часть нашей жизни, нашего опыта, который в дальнейшем будет необходим для того, чтобы нам снова самовольно не войти в этот же самый лабиринт и не погибнуть в его тупиках.
Дорогих петербуржцев и всех нас поздравляю с днем памяти Священномученика митрополита Серафима (Чичагова)!
 
Людмила Никеева,Светик
и всем Вам - петербуржцы и не только, большое спасибо, не передо мной надо шляпу снимать, я бы не додумалась... Но Ваши отзывы с большим удовольствием передам автору этих строк.
 
То, что автор этих замечательных строк, дорогая Ирина, - не Вы, это я поняла. А насчет шляпы - это про то, что Вы, после долгих размышлений, все же разместили эту свою цитату, в нужное время и в нужном месте. Вот уж действительно: нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Хорошо, когда так вот благодатно...
 
Я описал здесь лично свои впечатления от пребывания в Ерц,м.б кто то из бывших членов сей общины возмутится и скажет,что мол всё не так было.Это я шучу,всё что я описал,так и было.М.б какие то детали ещё забыл.Хотел бы сказать всем спасибо,кому мой рассказ понравился.И также тем,кому не очень как то.
 
Здравствуйте, я как-то пропустила эту статью и комментарии тоже. А сейчас прочитала всё разом целиком. Слава Богу, что люди одумываются и приходят в родную Православную Церковь. Спасибо Вам, Алексей, за статью! Дай Бог Вам здоровья и Божьей милости. А еще спасибо всем, кто писал комментарии. Мне лично было очень полезно прочитать все комментарии по этой статье. С уважением, Алла
 
Доброе утро!
Я тоже прошла через протестантскую церковь, себя они (верующие) именуют евангельские христиане.
Слава Богу, что вернулась в свою православную Церковь!
А мои родственники по-прежнему в ней, молюсь за них и надеюсь, что когда -нибудь и они одумаются. Большое спасибо за статью, комментарии тоже очень интересны.
 
Сверху