Будет ли возрождена Римская империя и станет ли она престолом сатаны? Что по этому поводу сообщается в апокалиптических пророчествах?
Будет ли возрождена Римская империя?
Задолго до до того, как Римское государство возвеличилось до уровня могущественной империи и добилось господства над большею территорией цивилизованного мира, в Вавилоне, по Откровению Божьему, уже было известно о его будущем падении.
Однажды правитель Вавилонского царства, Навуходоносор, увидел во сне огромного истукана: тот стоял в чрезвычайном блеске и имел весьма устрашающий вид. Голова истукана была из чистого золота; грудь и руки — из серебра; чрево и бедра — медные; голени и стопы — частью железные, частью глиняные (Дан.2:31-32). Истукан стоял до тех пор, пока камень, оторвавшийся от горы без содействия рук, не разрушил его, обратив в прах.
Пробудившись, царь тут же забыл содержание сновидения, и сколько ни напрягал свою память, никак не мог вспомнить, что именно ему снилось. Прорицатели и гадатели, вызванные во дворец, оказались не в состоянии оживить воспоминание об истукане даже и под угрозой смерти.
Напомнить царю содержание сна смог лишь Божий пророк Даниил. При этом он подчеркнул, что сон был пророческим, и исчерпывающе изложил его толкование.
Четыре части истукана, представленные в четырёх металлах, указывали на четыре великих царства — золотое, серебряное, медное и железное, — первое из которых (золотое) на тот момент уже существовало, а трём другим ещё только предстояло явить свою славу на арене всемирной истории, и после — исчезнуть (Дан.2:38-40). Так и произошло.
Золотая голова истукана символизировала самого Навуходоносора и указывала на Вавилонское царство. Под серебряным царством подразумевалось Мидийско-Персидское; под медным — Греческое (империя, основанная Александром Македонским); под железным — Римская империя, крепкая, как железо (Дан.2:40), и вместе хрупкая, как соединение железы и глины (Дан.2:42).
Камень, оторвавшийся от горы и раздробивший таинственного истукана — Христос и Его Церковь, выстоявшая и победившая в борьбе против язычества, в том числе против Римских властей.
Факт того, что в формате одного мистического видения были представлены символы всех четырёх государств, объединенные в едином, общем им всем символическом образе, свидетельствует, что эти царства были духовно близки одно другому и имели множество роднящих их между собой внутренних и внешних особенностей.
Во-первых все эти державы были языческими; во-вторых, все они претендовали на мировое господство или, по крайней мере, на глобальное доминирование, и не жалели на это ни средств, ни человеческих жизней; правители каждой из них предпринимали те или иные завоевательные походы; в-третьих, все названные царства, поочередно, владели богоизбранным еврейским народом.
Примечательно, что эти же самые царства в другой раз были представлены в Откровении Даниилу. То видение, что созерцал Даниил, в отличие от сновидения Навуходоносора, относилось уже не к ближайшим к ним историческим вехам, но к временам, имеющим наступить непосредственно перед кончиной веков.
В рамках видения Даниила перечисленные царства были отмечены под образом четырёх зверей, выходящих из моря одно за другим.
Вавилонское царство олицетворял лев с орлиными крыльями; Мидийско-Персидское — зверь, напоминавший медведя, с тремя клыками во рту; Греческое — зверь, подобный быстрому барсу, но с четырьмя головами и четырьмя птичьими крыльями (что соответствует распаду империи Александра Македонского, по его смерти, на четыре части). Наконец, Римскую империю олицетворял самый ужасный и свирепый зверь, с большими железными зубами (Дан.7:3-7).
И здесь не уйти от вопроса: почему, если Римская империя пала и на сегодняшний день её попросту не существует, в Откровении о кончине мира она представлена как реально существующая? Неужели возможно её восстановление в будущем?
По свидетельству ряда отцов, основанном на Священном Писании, возрождение Римской империи не только возможно, но и грядёт. Когда именно это произойдёт, мы не знаем, — это знает Господь.
Что общего между древним Римом, Европой и будущей Римской империей?
Известно, что восстановление Рима как могущественной супердержавы многих приведёт в изумление. Откровение Евангелиста Иоанна Богослова показывает, как обомлеют народы, увидев апокалиптического зверя, что в данном случае служит эмблемой воссозданной Римской империи. О звере говорится, что он был, затем его не стало, но вдруг он снова возник: «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр.17:8).
В существенной части возрожденное Римское царство будет сформировано на тех же фундаментальных началах, на которых формировалась и древняя империя. Многие из исторических прообразов получат тогда соответствующее духу грядущего времени раскрытие.
Исследуя историю Европейских государств, нетрудно видеть, что призрак древнего Рима продолжал бродить и до сих пор бродит по территории современной Европы. Вплоть до недавнего прошлого завоевательный дух древнеримской державы проявлялся в агрессивной колониальной политике западно-европейских держав; в стремлениях Римских первосвященников заставить жить граждан Европы по правилам теократического государства.
Как Рим вскормил немало кровавых диктаторов, так и Европа вскормила Наполеона и Гитлера. Она же породила злодеев, дерзнувших, впервые в истории, применить против ближних оружие массового уничтожения — боевые отравляющие вещества.
Как древний Рим противился распространению истинной веры Христовой, разрушал христианские церкви, так и окатоличенный Рим гнал Православную Церковь, грабил Православные храмы, расхищал великие святыни.
Несмотря на утрату территориальной и политической целостности Римской империи, как раньше, так и теперь между обломками сверхдержавы продолжает существовать соединительная связь.
В течении многих веков эта связь осуществлялась, помимо прочего, на религиозно-дисциплинарном уровне, выражалась в духовной зависимости европейцев от Римских первосвященников, в духовном подчинении граждан Европы папскому престолу. Возвысив себя над Церковью, папы выступали как наместники Христа на земле, а сплочение верующих вокруг своего двора интерпретировали как единство во Христе.
Приблизительно с X века Римские первосвященники, «епископы над епископами», отбросив Евангельское утверждение, что царство Христа — не от мира сего, стали активней бороться за экономическую и политическую власть. Прикрываясь бронёй католических догматов, они раздавали короны, благословляли Крестовые походы, вмешивались в княжеские междоусобицы, вершили суды. В борьбе с инакомыслием и оппозицией к услугам Римских первосвященников предоставлялся активный государственный розыск, «священный» трибунал и инквизиционные костры.
К началу периода реформации Рим сконцентрировал в себе огромные богатства. Он сделался центром торговли, местом крупных финансовых сделок и серьёзных кредитных операций. Вся эта коммерческая сфера вращалась в поле зрения и в зоне досягаемости папского двора.
С наступлением эпохи протестантизма религиозная, административная, судебная и политическая власть Римских пап серьёзно поколебалась, затем ослабла. Учение Римско-Католического духовенства, что богоугодное государство не может быть иным, кроме как в строгом смысле христианским, а значит, зависимым от волеизъявления пап, получило религиозный и политический отпор. Вожди реформации всё больше настраивали Европейское общество на революционно-демократический лад.
Что продолжало духовно объединять европейцев как европейцев после этих событий? Данным фактором стали служить Европейские ценности, замешанные на идее об особой просвещённости и цивилизованности западно-европейских народов. Опираясь на идола самомнения, Европа считала нормальным противопоставлять себя остальному миру, тому, где обитают отставшие в развитии, полудикие племена и народы.
В последние десятилетия «прогрессивная» Европа в ещё большей степени отступила от традиционных христианских устоев. После того как Европейские государства сгруппировались под знаменем Евросоюза, залогом их солидарности и единства стало служить единое юридическое поле, мощные экономические связи, согласованная внутренняя и внешняя политика, наднациональное руководство.
На идеологическом уровне формирование единства осуществляется ныне за счёт внедрения в сознание европейцев современных культурных, демократических, нравственных и гуманистических ценностей (всеобщая толерантность, однополые браки, раннее половое «воспитание», ювенальная юстиция и т. д.).
В средствах массовой информации, с научных кафедр и парламентских трибун, с «церковных» амвонов и даже с концертных площадок современные ценности артикулируются и преподносятся как традиционные, единственно верные: европейские, западные, общечеловеческие.
Силясь подмять под себя и монополизировать право определять, что — добро, а что — зло, европейские идеологи учат, что в идеале пропагандируемые и навязываемые Западом ценности должны восприниматься и разделяться всем цивилизованным обществом. Кто их не разделяет — к тому готовы прийти и учить даже в том случае, если об этом не просят.
Достаточно беглого, поверхностного анализа, чтобы понять, что многие из декларируемых современными европейцами ценностей не укладываются в рамки традиционной европейской культуры, морали и нравственности, формировавшейся под влиянием «христианского» мировоззрения. Ощутимая часть отстаиваемых на сегодняшний день западных ценностей прямо противоречит идеям и требованиям Иисуса Христа.
Не будет грубым преувеличением сказать, что за последнее время с европейцами произошло то, что во времена Ветхого Завета случилось с Израильским народом. Не выполнив Божьего повеления об изгнании иноверцев с Обетованной земли, евреи стали перенимать от них их нравы и традиции, отступая от собственных, основанных на Синайском законе. В результате — они увязли во грехах и отступили от Бога, чем обрекли себя на Небесные кары. Европейцы же, отдавшись духу неразборчивости и слепой толерантности, отступили от христианских традиций и от Христа, обрекая себя на апокалиптические кары (Откр.17:8).
Возможно, что с течением времени эта тенденция получит дополнительный импульс к развитию, что и приведёт Западные государства к драматическому финалу: возрождённая Римская империя станет исчадием ада, источником мерзости и нечистоты.
Как следует из сюжета видения Даниила (Дан.7:7), зверь, олицетворяющий будущую Римскую супердержаву, отличен от прочих зверей. Образ зверя и сам по себе намекает на зверский характер (символикой хищничества промаркированы все перечисленные в видении царства). Между тем, высокомерный звериный лик Римской империи впечатляет особо: «Римский» зверь всё вокруг «пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами» (Дан.7:7). Чем не сатанинское учреждение?
Из Откровения Божьего явствует убедительно, что приоритетным направлением внешней политики будущей Римской империи станет стремление к мировому владычеству. Средствами к осуществлению глобального превосходства будут служить: обман и насилие, попрание суверенитетов, грубое вмешательство во внутреннюю и внешнюю деятельность государств, игнорирование интересов их граждан ради осуществления собственных целей.
Видение Вавилонской блудницы, оседлавшей багряного апокалиптического зверя с семью головами и десятью рогами, исполненного богохульными именами (Откр.17:3), под которым разумеется всё то же Римское царство, удостоверяет, что хотя его деятельность будет осуществляться в угоду замыслам сатаны — совершаемые злодеяния будут умело маскироваться под добро.
Уместно вспомнить, что именно так действовали европейские конкистадоры, насилуя и порабощая аборигенов Нового Света под лозунгом их просвещения и приобщения к прогрессивному человечеству. Прикрываясь благими речами они оправдывали даже и самые мерзкие злодеяния. Чему удивляться, если на сегодняшний день находят оправдание даже и для фашистских изуверов?
Жена, восседающая на страшном могучем звере, как на престоле, «мать блудницам и мерзостям земным», символизирует Вавилон (Откр.17:5) — «великий город, царствующий над земными царями» (Откр.17:18).
Однако под Вавилоном здесь подразумевается не древний Вавилон, запятнавший себя беззакониями, а другая столица, близкая к нему в отношении греха и нечистоты. Достаточно часто этот город признаётся за Рим (в иных вариантах допускается, что этим городом будет другой, возможно даже заокеанский, но весьма схожий с Римом в отношении нравов его жителей).
Тот факт, что блудная жена облачена в порфиру и багряницу, украшена золотом, в ближайшей трактовке указывает на земную славу Вавилона. Он представлен в пророчестве как центр будущей мировой торговли (Откр.18:3).
Но если интерпретировать образ Вавилонской блудницы через противопоставление с образом жены, облаченной в солнце (из другого апокалиптического видения (Откр.12:1-5)), под которой разумеется Церковь Христова, убеждаемся, что за символикой золота и драгоценных одежд следует усматривать нечто большее: не только или даже не столько материальное благолепие, сколько внешнюю праведность, стремление совершать злодеяния под маской напускного благочестия.
Собственно, этот приём входит в арсенал наиболее излюбленных средств сатаны, умеющего ловко изменить свою звериную личину и предстать перед жертвой обмана в образе ангела света (2Кор.11:14).
Самую мрачную сторону видения Даниила обнаруживает явление малого рога, возросшего среди десяти прочих рогов «Римского» зверя (Дан.7:7-8).
Десять рогов означают десять царей (Дан.7:24). Вероятно, Римское царство будет включать в себя десть стран, из которых и выйдут десять правителей. Возможно, что стран будет больше, но десять из них будут преобладать над другими своим политическим весом и могуществом.
Малый рог — символ антихриста: «он имел глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан.7:8), «вел брань со святыми и превозмогал их» (Дан.7:21). Никто из людей не сможет его одолеть. Его одолеет Господь, когда придёт в славе Второго Пришествия и поразит его «духом уст Своих» (2Сол.2:8).
Если антихрист произойдет из колена Дана (родоначальника одного из двенадцати Израильских колен), то почему его символ в видении Даниила связывается не с Израилем, а с Римской империей?
Факт того, что генетически антихрист произойдет из колена Данова, не вызывает сомнений. Это, в частности следует, из пророчества патриарха Иакова, где Дан назван змеем и аспидом, и где сообщается, что он будет судить свой народ (Быт.49:16-18); из провозвестия Иеремии, сообщившего о том, что от Дана слышен храп коней, и что от ржания его жеребцов дрожит вся земля (Иер.8:16). Наконец, колено Дана не перечислено вместе с другими коленами в числе запечатленных (Откр.7:4-8). (См. подробнее в статье: Что «общего» и различного между Христом и антихристом?)
Но это утверждение не исключает, что территориально рождение сына погибели будет связано именно с Римской империей. Вполне вероятно, что перед приходом антихриста владычество Рима достигнет размаха Римской империи времен первого Пришествия Христа, распространившись не только по Западным, но и по Восточным регионам.
Кроме того, антихрист будет близок Риму духовно. Он впитает в себя худшее из того, что будет присуще испорченным нравам граждан новой империи, и худшее из того, что было свойственно жителям других обозначенных Даниилом царств (Вавилонского, Мидийско-Персидского, Македонского, Древне-Римского).
Подтверждением этому служит ещё один образ антихриста, представленный в Апокалипсисе под видом зверя, включающего в себя черты всех четырех зверей, описанных Даниилом: он «подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2).
Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургской Академии Теологии и Искусств.
Будет ли возрождена Римская империя?
Задолго до до того, как Римское государство возвеличилось до уровня могущественной империи и добилось господства над большею территорией цивилизованного мира, в Вавилоне, по Откровению Божьему, уже было известно о его будущем падении.
Однажды правитель Вавилонского царства, Навуходоносор, увидел во сне огромного истукана: тот стоял в чрезвычайном блеске и имел весьма устрашающий вид. Голова истукана была из чистого золота; грудь и руки — из серебра; чрево и бедра — медные; голени и стопы — частью железные, частью глиняные (Дан.2:31-32). Истукан стоял до тех пор, пока камень, оторвавшийся от горы без содействия рук, не разрушил его, обратив в прах.
Пробудившись, царь тут же забыл содержание сновидения, и сколько ни напрягал свою память, никак не мог вспомнить, что именно ему снилось. Прорицатели и гадатели, вызванные во дворец, оказались не в состоянии оживить воспоминание об истукане даже и под угрозой смерти.
Напомнить царю содержание сна смог лишь Божий пророк Даниил. При этом он подчеркнул, что сон был пророческим, и исчерпывающе изложил его толкование.
Четыре части истукана, представленные в четырёх металлах, указывали на четыре великих царства — золотое, серебряное, медное и железное, — первое из которых (золотое) на тот момент уже существовало, а трём другим ещё только предстояло явить свою славу на арене всемирной истории, и после — исчезнуть (Дан.2:38-40). Так и произошло.
Золотая голова истукана символизировала самого Навуходоносора и указывала на Вавилонское царство. Под серебряным царством подразумевалось Мидийско-Персидское; под медным — Греческое (империя, основанная Александром Македонским); под железным — Римская империя, крепкая, как железо (Дан.2:40), и вместе хрупкая, как соединение железы и глины (Дан.2:42).
Камень, оторвавшийся от горы и раздробивший таинственного истукана — Христос и Его Церковь, выстоявшая и победившая в борьбе против язычества, в том числе против Римских властей.
Факт того, что в формате одного мистического видения были представлены символы всех четырёх государств, объединенные в едином, общем им всем символическом образе, свидетельствует, что эти царства были духовно близки одно другому и имели множество роднящих их между собой внутренних и внешних особенностей.
Во-первых все эти державы были языческими; во-вторых, все они претендовали на мировое господство или, по крайней мере, на глобальное доминирование, и не жалели на это ни средств, ни человеческих жизней; правители каждой из них предпринимали те или иные завоевательные походы; в-третьих, все названные царства, поочередно, владели богоизбранным еврейским народом.
Примечательно, что эти же самые царства в другой раз были представлены в Откровении Даниилу. То видение, что созерцал Даниил, в отличие от сновидения Навуходоносора, относилось уже не к ближайшим к ним историческим вехам, но к временам, имеющим наступить непосредственно перед кончиной веков.
В рамках видения Даниила перечисленные царства были отмечены под образом четырёх зверей, выходящих из моря одно за другим.
Вавилонское царство олицетворял лев с орлиными крыльями; Мидийско-Персидское — зверь, напоминавший медведя, с тремя клыками во рту; Греческое — зверь, подобный быстрому барсу, но с четырьмя головами и четырьмя птичьими крыльями (что соответствует распаду империи Александра Македонского, по его смерти, на четыре части). Наконец, Римскую империю олицетворял самый ужасный и свирепый зверь, с большими железными зубами (Дан.7:3-7).
И здесь не уйти от вопроса: почему, если Римская империя пала и на сегодняшний день её попросту не существует, в Откровении о кончине мира она представлена как реально существующая? Неужели возможно её восстановление в будущем?
По свидетельству ряда отцов, основанном на Священном Писании, возрождение Римской империи не только возможно, но и грядёт. Когда именно это произойдёт, мы не знаем, — это знает Господь.
Что общего между древним Римом, Европой и будущей Римской империей?
Известно, что восстановление Рима как могущественной супердержавы многих приведёт в изумление. Откровение Евангелиста Иоанна Богослова показывает, как обомлеют народы, увидев апокалиптического зверя, что в данном случае служит эмблемой воссозданной Римской империи. О звере говорится, что он был, затем его не стало, но вдруг он снова возник: «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр.17:8).
В существенной части возрожденное Римское царство будет сформировано на тех же фундаментальных началах, на которых формировалась и древняя империя. Многие из исторических прообразов получат тогда соответствующее духу грядущего времени раскрытие.
Исследуя историю Европейских государств, нетрудно видеть, что призрак древнего Рима продолжал бродить и до сих пор бродит по территории современной Европы. Вплоть до недавнего прошлого завоевательный дух древнеримской державы проявлялся в агрессивной колониальной политике западно-европейских держав; в стремлениях Римских первосвященников заставить жить граждан Европы по правилам теократического государства.
Как Рим вскормил немало кровавых диктаторов, так и Европа вскормила Наполеона и Гитлера. Она же породила злодеев, дерзнувших, впервые в истории, применить против ближних оружие массового уничтожения — боевые отравляющие вещества.
Как древний Рим противился распространению истинной веры Христовой, разрушал христианские церкви, так и окатоличенный Рим гнал Православную Церковь, грабил Православные храмы, расхищал великие святыни.
Несмотря на утрату территориальной и политической целостности Римской империи, как раньше, так и теперь между обломками сверхдержавы продолжает существовать соединительная связь.
В течении многих веков эта связь осуществлялась, помимо прочего, на религиозно-дисциплинарном уровне, выражалась в духовной зависимости европейцев от Римских первосвященников, в духовном подчинении граждан Европы папскому престолу. Возвысив себя над Церковью, папы выступали как наместники Христа на земле, а сплочение верующих вокруг своего двора интерпретировали как единство во Христе.
Приблизительно с X века Римские первосвященники, «епископы над епископами», отбросив Евангельское утверждение, что царство Христа — не от мира сего, стали активней бороться за экономическую и политическую власть. Прикрываясь бронёй католических догматов, они раздавали короны, благословляли Крестовые походы, вмешивались в княжеские междоусобицы, вершили суды. В борьбе с инакомыслием и оппозицией к услугам Римских первосвященников предоставлялся активный государственный розыск, «священный» трибунал и инквизиционные костры.
К началу периода реформации Рим сконцентрировал в себе огромные богатства. Он сделался центром торговли, местом крупных финансовых сделок и серьёзных кредитных операций. Вся эта коммерческая сфера вращалась в поле зрения и в зоне досягаемости папского двора.
С наступлением эпохи протестантизма религиозная, административная, судебная и политическая власть Римских пап серьёзно поколебалась, затем ослабла. Учение Римско-Католического духовенства, что богоугодное государство не может быть иным, кроме как в строгом смысле христианским, а значит, зависимым от волеизъявления пап, получило религиозный и политический отпор. Вожди реформации всё больше настраивали Европейское общество на революционно-демократический лад.
Что продолжало духовно объединять европейцев как европейцев после этих событий? Данным фактором стали служить Европейские ценности, замешанные на идее об особой просвещённости и цивилизованности западно-европейских народов. Опираясь на идола самомнения, Европа считала нормальным противопоставлять себя остальному миру, тому, где обитают отставшие в развитии, полудикие племена и народы.
В последние десятилетия «прогрессивная» Европа в ещё большей степени отступила от традиционных христианских устоев. После того как Европейские государства сгруппировались под знаменем Евросоюза, залогом их солидарности и единства стало служить единое юридическое поле, мощные экономические связи, согласованная внутренняя и внешняя политика, наднациональное руководство.
На идеологическом уровне формирование единства осуществляется ныне за счёт внедрения в сознание европейцев современных культурных, демократических, нравственных и гуманистических ценностей (всеобщая толерантность, однополые браки, раннее половое «воспитание», ювенальная юстиция и т. д.).
В средствах массовой информации, с научных кафедр и парламентских трибун, с «церковных» амвонов и даже с концертных площадок современные ценности артикулируются и преподносятся как традиционные, единственно верные: европейские, западные, общечеловеческие.
Силясь подмять под себя и монополизировать право определять, что — добро, а что — зло, европейские идеологи учат, что в идеале пропагандируемые и навязываемые Западом ценности должны восприниматься и разделяться всем цивилизованным обществом. Кто их не разделяет — к тому готовы прийти и учить даже в том случае, если об этом не просят.
Достаточно беглого, поверхностного анализа, чтобы понять, что многие из декларируемых современными европейцами ценностей не укладываются в рамки традиционной европейской культуры, морали и нравственности, формировавшейся под влиянием «христианского» мировоззрения. Ощутимая часть отстаиваемых на сегодняшний день западных ценностей прямо противоречит идеям и требованиям Иисуса Христа.
Не будет грубым преувеличением сказать, что за последнее время с европейцами произошло то, что во времена Ветхого Завета случилось с Израильским народом. Не выполнив Божьего повеления об изгнании иноверцев с Обетованной земли, евреи стали перенимать от них их нравы и традиции, отступая от собственных, основанных на Синайском законе. В результате — они увязли во грехах и отступили от Бога, чем обрекли себя на Небесные кары. Европейцы же, отдавшись духу неразборчивости и слепой толерантности, отступили от христианских традиций и от Христа, обрекая себя на апокалиптические кары (Откр.17:8).
Возможно, что с течением времени эта тенденция получит дополнительный импульс к развитию, что и приведёт Западные государства к драматическому финалу: возрождённая Римская империя станет исчадием ада, источником мерзости и нечистоты.
Как следует из сюжета видения Даниила (Дан.7:7), зверь, олицетворяющий будущую Римскую супердержаву, отличен от прочих зверей. Образ зверя и сам по себе намекает на зверский характер (символикой хищничества промаркированы все перечисленные в видении царства). Между тем, высокомерный звериный лик Римской империи впечатляет особо: «Римский» зверь всё вокруг «пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами» (Дан.7:7). Чем не сатанинское учреждение?
Из Откровения Божьего явствует убедительно, что приоритетным направлением внешней политики будущей Римской империи станет стремление к мировому владычеству. Средствами к осуществлению глобального превосходства будут служить: обман и насилие, попрание суверенитетов, грубое вмешательство во внутреннюю и внешнюю деятельность государств, игнорирование интересов их граждан ради осуществления собственных целей.
Видение Вавилонской блудницы, оседлавшей багряного апокалиптического зверя с семью головами и десятью рогами, исполненного богохульными именами (Откр.17:3), под которым разумеется всё то же Римское царство, удостоверяет, что хотя его деятельность будет осуществляться в угоду замыслам сатаны — совершаемые злодеяния будут умело маскироваться под добро.
Уместно вспомнить, что именно так действовали европейские конкистадоры, насилуя и порабощая аборигенов Нового Света под лозунгом их просвещения и приобщения к прогрессивному человечеству. Прикрываясь благими речами они оправдывали даже и самые мерзкие злодеяния. Чему удивляться, если на сегодняшний день находят оправдание даже и для фашистских изуверов?
Жена, восседающая на страшном могучем звере, как на престоле, «мать блудницам и мерзостям земным», символизирует Вавилон (Откр.17:5) — «великий город, царствующий над земными царями» (Откр.17:18).
Однако под Вавилоном здесь подразумевается не древний Вавилон, запятнавший себя беззакониями, а другая столица, близкая к нему в отношении греха и нечистоты. Достаточно часто этот город признаётся за Рим (в иных вариантах допускается, что этим городом будет другой, возможно даже заокеанский, но весьма схожий с Римом в отношении нравов его жителей).
Тот факт, что блудная жена облачена в порфиру и багряницу, украшена золотом, в ближайшей трактовке указывает на земную славу Вавилона. Он представлен в пророчестве как центр будущей мировой торговли (Откр.18:3).
Но если интерпретировать образ Вавилонской блудницы через противопоставление с образом жены, облаченной в солнце (из другого апокалиптического видения (Откр.12:1-5)), под которой разумеется Церковь Христова, убеждаемся, что за символикой золота и драгоценных одежд следует усматривать нечто большее: не только или даже не столько материальное благолепие, сколько внешнюю праведность, стремление совершать злодеяния под маской напускного благочестия.
Собственно, этот приём входит в арсенал наиболее излюбленных средств сатаны, умеющего ловко изменить свою звериную личину и предстать перед жертвой обмана в образе ангела света (2Кор.11:14).
Самую мрачную сторону видения Даниила обнаруживает явление малого рога, возросшего среди десяти прочих рогов «Римского» зверя (Дан.7:7-8).
Десять рогов означают десять царей (Дан.7:24). Вероятно, Римское царство будет включать в себя десть стран, из которых и выйдут десять правителей. Возможно, что стран будет больше, но десять из них будут преобладать над другими своим политическим весом и могуществом.
Малый рог — символ антихриста: «он имел глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан.7:8), «вел брань со святыми и превозмогал их» (Дан.7:21). Никто из людей не сможет его одолеть. Его одолеет Господь, когда придёт в славе Второго Пришествия и поразит его «духом уст Своих» (2Сол.2:8).
Если антихрист произойдет из колена Дана (родоначальника одного из двенадцати Израильских колен), то почему его символ в видении Даниила связывается не с Израилем, а с Римской империей?
Факт того, что генетически антихрист произойдет из колена Данова, не вызывает сомнений. Это, в частности следует, из пророчества патриарха Иакова, где Дан назван змеем и аспидом, и где сообщается, что он будет судить свой народ (Быт.49:16-18); из провозвестия Иеремии, сообщившего о том, что от Дана слышен храп коней, и что от ржания его жеребцов дрожит вся земля (Иер.8:16). Наконец, колено Дана не перечислено вместе с другими коленами в числе запечатленных (Откр.7:4-8). (См. подробнее в статье: Что «общего» и различного между Христом и антихристом?)
Но это утверждение не исключает, что территориально рождение сына погибели будет связано именно с Римской империей. Вполне вероятно, что перед приходом антихриста владычество Рима достигнет размаха Римской империи времен первого Пришествия Христа, распространившись не только по Западным, но и по Восточным регионам.
Кроме того, антихрист будет близок Риму духовно. Он впитает в себя худшее из того, что будет присуще испорченным нравам граждан новой империи, и худшее из того, что было свойственно жителям других обозначенных Даниилом царств (Вавилонского, Мидийско-Персидского, Македонского, Древне-Римского).
Подтверждением этому служит ещё один образ антихриста, представленный в Апокалипсисе под видом зверя, включающего в себя черты всех четырех зверей, описанных Даниилом: он «подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2).
Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургской Академии Теологии и Искусств.